Развитие шинной отрасли в условиях кризиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российский автомобильный рынок является одним из самых перспективных и быстрорастущих (без учета кризисного периода) в мире. Это, в свою очередь, ведет к увеличению потребности в автомобильных шинах. По предкризисным прогнозам аналитиков, к 2010 году в России могло бы продаваться около 70 миллионов автопокрышек. Но это, как ни странно, не дает преимуществ российским шинникам, ведь на автомобильном рынке страны все больше доминируют иномарки. Так, до кризиса продажи росли в основном за счет премиального сегмента А, где сильны позиции иностранных брендов. Даже в традиционном для российских шинников сегменте В их стали теснить южнокорейские и тайваньские марки. А в нижнем ценовом сегменте (Econom) усиливается давление со стороны азиатских производителей, прежде всего из Китая и Индии. Помимо новой продукции в страну ввозятся и бывшие в употреблении шины.

Стабильные темпы роста автомобильного парка в России, а также увеличение благосостояния потребителей явилось основным двигателем позитивной динамики развития рынка автомобильных шин (в течение последних нескольких лет в отдельных сегментах данного рынка прирост достигал 17%). На общей волне роста емкости рынка шин российские производители ОАО «Сибур – Русские шины» и ОАО «Татнефть» инвестировали в модернизацию производства легковых шин и цельнометаллокордных (ЦМК) шин для современной грузовой техники и автобусов.

Однако реализации всех инвестиционных программ, осуществляемых в настоящее время отечественными шинниками, может помешать активная экспансия на внутренний рынок зарубежных производителей шин. Начиная с 2007 года, все российские производители шин испытывают усиливающееся давление со стороны импортных шин, даже в тех рыночных секторах, где позиции отечественных производителей весьма устойчивы. Импорт шин в РФ в 2007 году скачкообразно вырос почти в 2 раза, за 2008 год импорт шин в Россию вырос еще на четверть по сравнению с предыдущим годом. При этом поставки шин по импорту проводились в целом ряде случаев по заниженной таможенной стоимости. В сочетании с финансово-экономическим кризисом, начавшимся в 3 квартале 2008 года, это привело к затовариванию российского рынка вторичными иностранными брендами и продукцией производства других производителей и, как следствие, к резкому падению объемов производства российскими производителями в 4 кв. 2008 года и в 2009 году.

По прогнозам аналитиков потери российских производителей за год оцениваются в объеме свыше 10 млн шин на общую сумму более 400 млн USD.

При этом большое сомнение вызывает качество дешевых импортных шин, а ведь в немалой степени именно от шин зависит безопасность перевозимых грузов и людей.

 Помимо новой продукции в страну ввозятся и бывшие в употреблении шины. Если восстановленные шины еще подвергаются контролю качества (проверка каркасов перед наваркой), то проверить состояние б/у шины не представляется возможным. Поэтому считаем целесообразным запретить в страну ввоз всех шин, бывших в употреблении. Также стоит отметить, что не только российские шинники обеспокоены качеством импортных шин – власти США, Бразилии, Индии и Турции в той или иной форме ввели ограничения на ввоз импортной продукции.

По данным открытых источников (Discovery Research) в результате кризиса и импортной экспансии производство совокупного выпуска шин в России за первые шесть месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократилось с 21226,8 тыс. шт. до 12151,4 тыс. шт., т.е. практически в 2 раза.

Тем временем автопром не стоит на месте, растут требования в плане скорости, безопасности, грузоподъемности, появляются новые конструктивные особенности колес. А значит, качественно меняется и спрос на их резиновую составляющую. У покрышек совершенствуется рисунок протектора, что является непростым делом. Идет устойчивый рост потребления шин в сторону увеличенного внутреннего диаметра. Но главное, на мировом, а следом и российском рынке наблюдаются тенденции перехода на радиальные и цельнометаллокордные (ЦМК) шины. На последних стоит остановиться подробнее. Благодаря использованию в каркасе и брекере металлического корда вместо текстильного они отличаются высокой прочностью и лучшими скоростными характеристиками. Грузоподъемность таких покрышек больше на 8 процентов, они позволяют на 10-15 процентов уменьшить расход топлива автомобилей. Экологичность достигается как благодаря существенному уменьшению выбросов в атмосферу, так и уменьшению отходов в виде изношенных покрышек. Ведь восстановление протектора можно производить трижды, благодаря чему пробег со 150 тысяч км увеличивается до 500 тысяч. Надо еще учесть, что согласно новым требованиям безопасности все автобусы в России должны комплектоваться бескамерными шинами и именно ЦМК обеспечивают последним повышенную прочность. Вслед за западными конкурентами и КамАЗ намерен перейти на ЦМК-шины. По экспертным оценкам, в 2010 году потребность в них достигнет в России 1,7 миллиона штук в год.

При этом, отечественная шинная промышленность достигла значительных успехов в создании современных, качественных шин для всех видов транспорта и обладает большим потенциалом развития.

Крупнейшим российским заводом в отрасли является «Нижнекамскшина» (входит в шинный комплекс ОАО «Татнефть» через холдинг «Татнефть-Нефтехим»), его мощности рассчитаны на производство 12,6 миллиона покрышек в год. В свое время его создавали как «обувную фабрику» КамАЗа. Кроме того, он изначально был спроектирован и оснащен оборудованием Pirelly под модели АвтоВАЗа. До недавнего времени «Нижнекамскшина» контролировала 40 процентов рынка шин, практически единолично поставляя их на все крупные автозаводы страны. Но к концу прошлого века предприятие с безнадежно устаревавшим оборудованием переживало далеко не лучшие времена и было в долгах, как в шелках. Его дальнейшая судьба – пример хозяйского ведения дел региональной властью, продемонстрированный Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. По предложению руководства Татарстана, встревоженного ситуацией на предприятии, «Нижнекамскшину» под свое крыло в 2000 году взяла «Татнефть». Совет директоров возглавил генеральный директор нефтяной компании Шафагат Тахаутдинов.

С того времени «Татнефть» вложила более 13 миллиардов рублей в реконструкцию и модернизацию производства (без учета строящегося завода ЦМК-шин). Крупные суммы были направлены на финансирование социальной сферы шинного предприятия. Благодаря этим инвестициям «Нижнекамскшина» смогла выжить и удержать заметные позиции на российском рынке. Сейчас доля предприятия в российском производстве шин превышает 42 процента.

Своевременные инвестиции в создание высокотехнологичной линии легковых радиальных шин по технологии Pirelly сейчас приносят свои плоды. Если по итогам 8 месяцев 2009 года российский рынок шин на фоне кризиса упал на 43 процента, то индекс физического объема у «Нижнекамскшины» к аналогичному периоду прошлого года составил 72 процента – неплохой результат на общем фоне. Прогнозный план производства на 2009 год был сначала скорректирован со снижением до 10 миллионов штук (с 11 миллионов в 2008 году), а затем – до 9,7 миллиона. Ну а мощности новой линии даже в кризис полностью загружены, «Нижнекамскшина» сейчас выходит на производство 3 миллионов таких покрышек в год, и то спрос на них остается неудовлетворенным. Дальнейшая реконструкция завода продолжается, разработан новый инвестпроект. Планируется переоборудовать старые мощности еще на 3-3,5 миллиона шин в год.

Тем временем выходит на финишную прямую еще один прорывной шинный проект «Татнефти»: в декабря 2009 года на территории «Нижнекамскшина» был запущен Нижнекамский завод по производству цельнометаллокордных шин (НЗШ ЦМК).

По мнению экспертов, подобная стройка в нашей стране сегодня не имеет аналогов. И это обуславливается не только и не столько гигантскими размерами инвестиций, на которые пошло ОАО "Татнефть" как главный инвестор проекта. По сути дела, новый завод - это первое отечественное производство ЦМК-шин, которое полностью соответствует мировым стандартам. Оборудование, применяемое для производства шин новой конструкции, является на данный момент самым современным в Европе. Контракт с одним из мировых лидеров в производстве грузовых ЦМК-шин – немецкой компанией Continental - позволил не только произвести закупку самого современного оборудования, но получить ноу-хау и технологии партнеров. Это означает, что нижнекамские шины будут производиться по самым современным технологиям, позволяющим не наносить экологический вред природе и просто быть экономически выгодны потребителю, ведь по показателю стоимости тонно/километра они не имеют аналогов! ЦМК-шины отвечают европейским экологическим стандартам. Потребность в них в России растет, и в 2010 г. достигнет 1,7 млн. штук. На первом этапе объемы производства прогнозируются на уровне 600 тыс. штук в год, но уже в 2011 г. компания планирует выйти на проектную мощность в 1,2 млн. штук.

Благодаря усилиям ОАО "Татнефть", ее иностранным партнерам, а также проектировщикам и подрядчикам строительства, проект стоимостью 16,8 млрд. рублей удалось осуществить в довольно сжатые сроки – 2,5 года. Учитывая, что строить пришлось в условиях мирового финансово-экономического кризиса, успешная реализация подобных инвестиционных проектов является достойным показателем деятельности компании, и свидетельствует о высоком потенциале её развития.

ОАО «СИБУР – Русские шины» в 2007 году было запущено производство под маркой «TyRex» почти 400 тыс. современных ЦМК шин для грузового транспорта в год. В настоящее время Холдинг реализует проект по созданию производства ЦМК шин мощностью 650 тыс. штук в год, который выведет годовой объем производства Холдинга на уровень более 1 млн. ЦМК шин.

Поддержка со стороны Правительства РФ является необходимой мерой поддержки отечественных производителей в условиях финансово-экономического кризиса, снижения емкости российского рынка шин и проявления явных признаков недобросовестной конкуренции со стороны целого ряда импортеров, поставляющих свою продукцию на российский рынок. Данные меры по таможенному урегулированию импорта шин в РФ направлены:

- на сохранение производственно-промышленного персонала на российских шинных заводах, повышение уровня загрузки действующих мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции и создание условий для расширения поставок своей продукции на экспорт;

- на снижение доли импортных шин в потреблении на российском рынке до технически и экономически целесообразного уровня в 20-30 %, при этом эти меры не окажут заметного отрицательного влияния на уровень цен на российском рынке шин во всех ценовых сегментах;

- на создание условий для окупаемости вложенных весьма крупных инвестиций в развитие производства шин в России и дальнейшей реализации имеющихся у российских производителей шин инвестиционных программ по организации новых и повышению конкурентоспособности действующих производств;

- на восстановление и последовательное увеличение в течение ближайших двух лет – 2010 и 2011 – уровня платежей российских производителей шин в бюджеты разных уровней пропорционально дополнительно произведенной продукции.

А предлагаемое увеличение уровня минимальных платежей при импорте шин в значительной степени компенсирует падение уровня таможенных платежей при общем сокращении объема рынка шин в эти кризисные годы и соответствующем снижении доли импорта в потреблении на шинном рынке РФ.

Введение заградительных пошлин на автомобильные шины послужит эффективной мерой государственной поддержки отечественной шинной промышленности. Считаем, что данные предложения позволят сохранить социально-экономическую стабильность в стране, повысить государственную безопасность, а также не допустить превращения страны в сырьевой придаток развитых государств.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 184.