Правовая характеристика и специфика договора контрактации в практике хозяйственных обязательств в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из видов договора купли-продажи является договор контрактации, который в соответствии с новым законодательством утратил свою самостоятельность. Новый ГК определяет договор контрактации как договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст.535).Данная норма не дает полного определения понятия договора контрактации, а лишь устанавливает признаки этого договора, позволяющие отграничить его от других видов договора купли-продажи, так как по присущим ему общим юридическим признакам договор контрактации сходен с договорами купли-продажи и поставки. Так же, как и эти договоры, договор контрактации является консенсуальным, взаимным и возмездным. Следует обратить внимание на то, что в юридической литературе высказано мнение, что договор контрактации является не только разновидностью договора купли-продажи, но и договора поставки.

На наш взгляд подобная точка зрения является правильной, ибо, несмотря на имеющиеся специфические признаки договора контрактации, «главное при определении правовой природы того или иного договора - существо возникающих отношений, их однородность с другими, уже урегулированными законом, отношениями. А с этих позиций контрактация почти ни чем не отличается от поставки и может регулироваться нормативными актами, посвященными поставочным отношениям». Это подтверждается тем, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными нормами о контрактации, сначала применяются правила о договоре поставки и лишь при отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи. Вопросы, связанные с контрактацией, издавна интересуют многих ученых. Правовые аспекты контрактации изложены в трудах различных авторов, посвятивших свои исследования теоретическим и практическим недостаткам законодательства.

Между тем с принятием нового гражданского законодательства актуальность данного исследования не уменьшилась, а наоборот, возросла, ибо обязательства, вытекающие из правоотношений по контрактации, как не исполнялись надлежащим образом, так и не исполняются. Сторонами договора контрактации, как закреплено в ст.535 Гражданского кодекса РФ, являются продавец-производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель-контрактант, которые являются предпринимателями. Специфика договора контрактации состоит в том, что продавцом основной сельскохозяйственной продукции выступает ее производитель, хотя в принципе можно заключить и договор поставки, и договор купли-продажи, и договор контрактации. При этом производителем может быть юридическое лицо, как правило, коммерческая организация либо некоммерческая организация, занимающаяся выращиванием сельскохозяйственной продукции для предпринимательской деятельности в соответствии с пунктом 3 ст.50 ГК, либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности (в том числе фермеры). Аналогично решается вопрос о личности заготовителя, с той разницей, что заготовителем может выступать не только предприниматель, но и государственный орган. По договору контрактации предметом является сельскохозяйственная продукция, выращенная либо произведенная самим производителем-поставщиком, являющимся стороной договора. Правила, изложенные в статье 535 Гражданского кодекса РФ, указывают именно на выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию как предмет договора, в связи с чем спорным представляется возможность контрактации продуктов их переработки.

Сложность в определении договора контрактации заключается в отсутствии четкого законодательного определения сельскохозяйственной продукции. Отсутствие такого понятия создает почву для отнесения к сельскохозяйственной продукции и продуктов их переработки (например, масло или сливки). Между тем, по нашему мнению, указанные продукты переработки являются продуктами перерабатывающей промышленности и не могут являться предметом договора контрактации. Тем более ст.535 ГК указывает именно на выращенную сельскохозяйственную продукцию, а не на продукты ее переработки. Иначе к сельскохозяйственной продукции придется отнести практически все продукты питания, имеющие растительное или животное происхождение. Закупка таких продуктов должно оформляться договором поставки. Важность данного вопроса заключается в различном подходе законодателя к правовому регулированию данных отношений, особенно ответственности, что определяется спецификой предмета и условиями его получения. Нельзя, конечно же, отрицать тот факт, что сельское хозяйство включает в себя различные виды первичной обработки растительных и животных продуктов. Однако представляется, что при применении на продукцию индустриальной технологии конечный продукт не может являться предметом договора контрактации. Обработка продуктов сельского хозяйства должна быть направлена лишь на сохранение качества (свойства) натурального продукта.

В связи с этим необходимо внести уточнение в определение контрактации, изложенное в ст.535 ГК РФ, указав, что договор контрактации заключается на продажу сельскохозяйственной продукции в натуральном виде или прошедшей необходимую первичную обработку. В случае продажи переработанной сельскохозяйственной продукции правовая природа сделки соответствует договору поставки. Существенными условиями договора контрактации являются условия о количестве и наименовании подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции. Специфика договора контрактации позволяет определять количество продукции не в точных размерах, а в промежуточном выражении, то есть «от» и «до», что не противоречит ст.465 ГК, допускающей установление количества путем указания порядка его определения. Условия о количестве и ассортименте по договору контрактации в связи с отсутствием специальных норм регулируются общими положениями о купле-продаже. Между тем анализ судебной практики по спорам, вытекающим из договоров контрактации, свидетельствует о недостаточности правового регулирования данных общественных отношений, что проявляется в многочисленных нарушениях исполнения обязательства в части количества, ассортимента, качества продукции, сроков ее поставки, а также ее оплаты. Как справедливо замечено, «одна из причин неудовлетворительного состояния продовольственного обеспечения населения продуктами отечественного производства - несовершенство законодательства, регулирующего данную сферу общественных отношений, пробельность и его противоречивость». Производитель, будучи в неравном положении с заготовителем, вынужден нести практически равную с ним ответственность за нарушение условий обязательства. Законодатель недостаточно четко выделяет специфику данных правоотношений, применяя к ним правила о поставке либо купле-продаже. Нормы, регулирующие отношения, связанные с куплей-продажей или поставкой, не учитывают особенности предмета договора и субъектного состава обязательства, проявляющиеся в том, что контрактуемые товары - это будущие товары, то есть они подлежат выращиванию или производству. Более того, выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства (посевом, обработкой почвы и др.) и зависит от других независимых от производителя обстоятельств (природно-климатических факторов, таких как засуха, наводнение, град и др.). С учетом этих особенностей момент заключения договора и его исполнение отдалены во времени. Часто производитель осуществляет продажу сельскохозяйственной продукции без заключения договора с заготовителем. В этом случае взаимоотношения сторон регулируются общими нормами гражданского законодательства, а, следовательно, действие ст.538 ГК (ответственность производителя при наличии вины) на производителя не распространяется, и он несет ответственность по общим правилам. Кроме того, недостаточно защищены права производителя, что особенно ярко проявляется на практике, а именно, при разрешении споров, вытекающих из договоров контрактации.

Так, например, в арбитражный суд обратилось с иском Баксанское хлебоприемное предприятие к колхозу «Восход» с требованием о взыскании задолженности и процентов за пользование данной суммой согласно ст.395 ГК РФ. В соответствии с договором контрактации, заключенном между ними, производитель обязался поставить заготовителю 100 тонн зерна. При этом заготовителем произведена полная предварительная оплата контрактуемого зерна по цене, согласованной сторонами в договоре. Однако в связи с недостаточностью полученного урожая производитель недопоставил заготовителю зерно в количестве 20 тонн, что послужило поводом для обращения в суд. Между тем колхоз «Восход» заявил, что цена зерна, указанная в договоре, не соответствует его реальной стоимости на момент исполнения обязательства, и является большей, чем согласовано сторонами в договоре. По расчетам колхоза с учетом фактической стоимости продукции на момент исполнения договора обязательство исполнено им в полном объеме в количестве 80 тонн, то есть зерно поставлено на оплаченную сумму. Суд отклонил данные доводы и удовлетворил иск в полном объеме, указав, что одностороннее изменение условия договора о цене недопустимо, в связи с чем колхоз обязан был поставить зерно в оговоренном количестве и по согласованной цене, а ссылка на нехватку урожая для всех заготовителей не является основанием для освобождения от ответственности. Представляется, что подобное разрешение спора, хотя и основанного на законе, на мой взгляд ущемляет интересы производителя, на которого возлагается ответственность.

 Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости принятия Правительством РФ на базе нового гражданского законодательства Положения о порядке заключения и исполнения договоров контрактации, где подробно следовало бы изложить все основные условия данного вида договора. Ранее существовавшее аналогичное Положение 1986г. в настоящее время не действует. В пользу такой возможности говорит то обстоятельство, что в связи с отсутствием специальных норм контрактация регулируется в основном нормами о купле-продаже и поставке. Между тем данные нормы в ряде случаев предусматривают возможность правового регулирования соответствующих отношений иными правовыми актами (ст.ст.456, 484 п.2, 485 п.п. 1,3, 486 п.5 и др.). Более того, было бы целесообразным внести в ГК РФ основное содержание договора контрактации, его основных условий, при этом прямо предусмотрев возможность производителя при наличии уважительных причин поставлять заготовителю продукцию в меньшем количестве, чем это предусмотрено в договоре, а также определять цену сельскохозяйственной продукции на момент исполнения обязательства производителем.

Как правило, к моменту, когда продукция выращена и поставляется заготовителю, производитель несет убытки, так как себестоимость продукции оказывается выше стоимости, заложенной в договоре. Специфика предмета договора контрактации позволяет заметить о необходимости специального правового регулирования последствий нарушения условий договора о количестве и ассортименте продукции. Нормы ГК, регулирующие количество и ассортимент в поставке или купле-продаже, не отражают особенности и свойства сельскохозяйственной продукции. Кроме того, из содержания ст.ст.481 и 517 ГК вытекает обязанность производителя отпускать сельскохозяйственную продукцию в собственной таре. Вряд ли данный подход справедливо отражает положение производителя продукции, возлагая на него дополнительные обязанности по обеспечению тарой, ибо это предполагает организацию и материальное обеспечение производства по изготовлению тары (упаковки). Отсутствие в этой части специальных норм создает спорные ситуации в отношениях между производителем и заготовителем. Учитывая в настоящее время тяжелейшее состояние колхозов, совхозов, фермеров, сельскохозяйственных кооперативов и других производителей сельскохозяйственной продукции, отсутствие у них транспорта для доставки выращенной (произведенной) продукции, другой сельхозтехники, необходимо предусмотреть в ГК РФ обязанность заготовителя, как более сильной в экономическом положении стороны, по оказанию содействия производителю с/х продукции ее производстве, как это было предусмотрено в ст.83 Основ гражданского законодательства.

 В этих целях необходимо п.1ст.536 ГК дополнить таким указанием, изложив его в новой редакции: «Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан оказать производителю содействие в производстве сельхозпродукции, принять ее по месту нахождения, уплатив за нее обусловленную цену, обеспечить производителя необходимой для данного вида продукции тарой и вывоз данной продукции». «В юридической литературе обязанность заготовителей по оказанию содействия в производстве и транспортировке сельскохозяйственной продукции на приемные пункты рассматривалась как важнейшая черта этого договора». Важность правового регулирования вопросов, связанных с тарой, состоит и в том, что в зависимости от вида тары, используемой для доставки продукции, зависит качество и сохранность данной продукции.

 Показателен в этом плане судебный спор, рассмотренный в арбитражном суде между совхозом «Урухский» и Урванской плодоовощной базой. База предъявила иск к совхозу о взыскании убытков, связанных с ухудшением качества продукции вследствие использования ненадлежащей тары. Совхоз в соответствии с договором контрактации поставил базе клубнику. По условиям договора производитель обязался доставить клубнику на склад базы. При этом условие о таре сторонами не оговаривалось, в связи с чем производитель доставил продукцию в собственной таре. Однако, учитывая отсутствие специальной тары под клубнику, совхоз поставил продукцию в таре, не приспособленной для хранения в ней клубники, в результате чего через сутки после доставки продукции было установлено ухудшение ее качества. Судом был отклонен иск базы в связи с неурегулированностью вопроса по таре в договоре контрактации и принятием базой продукции в поставленной таре. ГК не регулирует данные отношения с учетом специфики сельскохозяйственной продукции, в связи с чем предлагается принятие в качестве нормативного акта Инструкции об условиях сдачи-приемки отдельных видов сельскохозяйственной продукции, в которой учитывались бы особенности, специфические свойства каждого вида сельскохозяйственной продукции, а также регулировались вопросы предоставления тары (ее вида, возврата и др.)

Особенно важным представляется включение в ГК нормы, регулирующей отношения, связанные с переходом риска случайной гибели сельскохозяйственной продукции. Законодатель, признавая, что в отношениях по контрактации более слабой стороной является производитель, тем не менее, не закрепил свое отношение к производителю в специальной норме, ибо данные отношения регулируются нормами ГК о купле-продаже. Дополнительные обязанности заготовителя, перерабатывающего продукцию, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату. Законодатель предъявляет более жесткие требования к заготовителю, ибо производитель с учетом особенностей производства и природных факторов, влияющих на него, является экономически более слабой стороной правоотношения и требует особой государственной поддержки, ибо всем известно, что «продолжает снижаться производство основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сокращается поголовье скота и птицы, увеличивается количество убыточных сельскохозяйственных предприятий...».

Данный подход отразился также на ответственности сторон. Вопреки общему правилу об ответственности предпринимателей независимо от наличия вины, ответственность производителя по договору контрактации наступает лишь при наличии вины. Необходимо подчеркнуть, что при просрочке заготовителем оплаты сельскохозяйственной продукции ее производитель вправе не только приостановить передачу продукции, но и потребовать уплату процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ. В этой связи необходимо указать, что пени в размере 1%, взыскиваемые ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1993г. «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары», с момента вступления в действие части второй ГК РФ применению не подлежит. Следует заметить, что вывод, сделанный некоторыми авторами, о взыскании пени в размере 1% согласно вышеназванному Указу Президента РФ, является ошибочным. Вопросы применения неустойки за неоплату сельскохозяйственной продукции следует регулировать в договорах контрактации. Между тем анализ судебной практики рассмотрения споров в отношениях, связанных с договором контрактации, позволяет сделать вывод о том, что самым распространенным нарушением в данной сфере правоотношения является неисполнение обязанности заготовителя по оплате полученной сельскохозяйственной продукции. При этом нередко суды необоснованно освобождают заготовителей (в полной мере или частично) от ответственности.

Так, при рассмотрении спора по иску КСХП «Черекский» к Нальчикской плодоовощной базе установлено, что в соответствии с договором контрактации колхоз поставил базе в 2000 г. сельскохозяйственную продукцию общей стоимостью 150000 руб.. По условиям договора база должна была оплатить продукцию к 1.01.00. В связи с неоплатой полученной продукции колхоз предъявил в суд иск к базе о взыскании стоимости полученной продукции в размере 150000 руб. и пени согласно условий договора в размере 1%, что составило 270000 руб. Судом требования колхоза в части стоимости полученной сельскохозяйственной продукции удовлетворены в полном объеме, а при взыскании суммы пени суд снизил заявленную сумму в соответствии со ст.ЗЗЗ ГК РФ до 50000 руб.

В другом случае по иску АО «Агронефть» к КСХП «Нижний Курп» судом удовлетворены требования поставщика к колхозу о взыскании 165000 руб. стоимости поставленных горюче-смазочных материалов и 378000 руб. неустойки в виде пени. При этом суд не применил ст.ЗЗЗ ГК РФ для снижения размера неустойки. Проблема, связанная с неустойкой, имеет отношение не только к контрактации, но и к поставке, подряду и другим видам гражданско-правовых отношений. В соответствии со ст.ЗЗЗ ГК РФ суд вправе уменьшить подлежащую уплате неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Данная норма не является новой для российского гражданского законодательства. Ранее обстоятельством, позволяющим уменьшить неустойку, являлось незначительность допущенного должником нарушения обязательства. В настоящее время критерием для уменьшения неустойки служит ее соразмерность последствиям нарушения обязательства.

Нисколько не умаляя значимость и необходимость данной нормы, хотелось отметить, что в судебной практике как судов 1 инстанции, так и вышестоящих судов, разрешающих экономические споры, отмечается тенденция чрезмерно широкого применения права суда на уменьшение неустойки. Анализ судебных дел позволяет заметить, что из всех требований, связанных с взысканием неустойки, примерно по 80% споров неустойка подвергается снижению. При этом данная тенденция позволяет сделать вывод, что уменьшение неустойки больше является обязанностью суда, а не его правом, как это предусмотрено ст.ЗЗЗ ГК РФ.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 150.