Международный институт экономики и права (МИЭП)
Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: Бухгалтерский учет работ и услуг (на примере Мурманского Дома культуры железнодорожников)
Мурманск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы бухгалтерского учёта работ и услуг. 6
1.1 Методы учета работ и услуг. 6
1.2 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 18
1.3 Сущность понятий аренда и арендная плата. 26
Глава 2. Структура и анализ деятельности Мурманского Дома культуры железнодорожников. 32
2.1 Организационно – правовая характеристика Мурманского Дома культуры железнодорожников ДСС структурного подразделения ОЖД – ОАО «Российские железные дороги». 32
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности Мурманский Дом культуры железнодорожников. 34
2.3 Анализ показателей прибыли Мурманского Дома культуры железнодорожников 44
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ РАБОТ И УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ Мурманского Дома культуры железнодорожников. 50
3.1 Учет основных средств на условиях текущей аренды.. 50
3.2 Содержание арендованного имущества Мурманского Дома культуры железнодорожников. 57
3.3 Учет эксплуатационных услуг при аренде имущества. 65
3.4 Резервы повышения эффективности использования денежных средств от реализации работ и услуг Мурманского Дома культуры железнодорожников. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 77
Приложение 1. 80
ВВЕДЕНИЕ
Организации зачастую испытывают потребность в какой – либо вещи для осуществления своей деятельности, не имея при этом финансовых возможностей купить её. Иногда организации являются собственниками каких – либо вещей, но не используют их по назначению или вообще не пользуются ими. В подобных случаях было бы целесообразно передать или взять такие вещи в аренду.
В большинстве случаев по договору аренды передаются основные средства, поскольку именно они являются самым дорогостоящим имуществом, приобретение которого в собственность не всегда целесообразно.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию, изнашиваются в результате эксплуатации, подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества, перемещаются внутри предприятия, выбывают с предприятия, а также передаются в аренду.
Вступление в арендные отношения влечет за собой особый учет операций связанных с движением основных средств. Арендованные основные средства отражаются в бухгалтерском учёте иначе, чем собственные основные средства.
Организация может передавать в аренду как временно не используемое в производственных и непроизводственных целях имущество, так и имущество, специально приобретённое для передачи в аренду с целью получения дохода. Передача имущества в аренду являющаяся основным видом деятельности организации отражается в бухгалтерском учёте иначе, чем, если бы это был бы операционный доход.
Порядок отражения сумм начисленной амортизации, арендной платы, ремонта арендованных основных средств, неотделимых и отделимых улучшений также зависит от того, является ли предоставление активов в аренду предметом деятельности организации.
Все эти вопросы и нюансы необходимо рассматривать отдельно по каждой хозяйственной операции. Нужно помнить, что налоговый учет влияет на их ведение и неотделимо связан с бухгалтерским учётом. Многочисленные подробные примеры с проводками позволят понять порядок предоставления имущества в аренду, его использование, содержание, улучшение и возврат арендодателю, внесение арендной платы и коммунальных платежей, списание расходов на ремонт и улучшения, начисление амортизации и выкупа арендованного имущества.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи с переходом к рыночным отношениям арендные сделки в России все в большей степени становятся похожими на подобные операции в экономически развитых станах мира, по крайней мере, в плане их разнообразия. Вместе с тем необходимо отметить, если в правовом отношении вопросы регулирования традиционных арендных сделок характеризуются определенной последовательностью и проработанностью, то в части налогового и бухгалтерского аспектов учета подобных операций существует достаточно много спорных и противоречивых моментов. А если учесть, что деятельность Мурманского Дома культуры железнодорожников зависит большей частью от аренды, и, соответственно, учет работ и услуг строится на основе учета операций с арендой.
Цель данной работы: изучение порядка отражения операций бухгалтерского учёта работ и услуг, а также обобщение опыта организации учета работ и услуг, выявление положительных и отрицательных сторон существующей методологии бухгалтерского учета.
При рассмотрении особенностей бухгалтерского учета текущей аренды в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
- раскрыть специфику бухгалтерского учета работ и услуг, арендных отношений у их основных участников: арендатора и арендодателя;
- рассмотреть структуру и проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия - Мурманского Дома культуры железнодорожников;
- провести анализ учета работ и услуг в Мурманском Доме культуры железнодорожников, а также выявить резервы повышения эффективности использования денежных средств от реализации работ и услуг
Объектом исследования является Мурманский Дом культуры железнодорожников Дирекции социальной сферы – структурного подразделения Октябрьской железной дороги филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Предметом исследования является бухгалтерский учет работ и услуг на примере рассматриваемой организации.
Теоретической и методологической основой данной работы являются публикации ведущих специалистов по данной теме, нормативные и правовые акты Российской Федерации.
Практическая значимость состоит в том, что данная работа систематизирует систему учёта работ и услуг, в частности – операций по учету аренды. Также выявляются резервы повышения эффективности денежных средств от реализации работ и услуг, дается анализ деятельности рассматриваемого предприятия.
Методы учета работ и услуг
Под методом учета затрат и калькулирования себестоимости работ и услуг принято считать совокупность приемов документирования и отражения затрат на производство для определения фактической себестоимости работ (услуг). В основу классификации методов учета затрат принимаются порядок сбора и обобщения издержек производства по объектам аналитического учета.
Под методом калькуляции себестоимости продукции принято считать совокупность приемов, используемых для исчисления себестоимости единицы продукции.
В понятие «калькулирование» входят также порядок оценки незавершенного производства, брака продукции, недостачи незавершенного производства и другие вопросы, без решения которых нельзя правильно исчислить себестоимость всей выпущенной продукции и отдельных ее видов. Методы калькуляции тесно связаны с порядком организации аналитического учета прямых затрат на производство. Калькуляция себестоимости продукции, основываясь на данных учета производственных затрат, оказывает существенное влияние на его организацию. Существует множество методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Классификация методов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции продолжает оставаться объектом дискуссии.
Нормативный метод является наиболее прогрессивным методом учета, позволяющим осуществлять повседневный контроль уровня затрат на производство, принимать меры, предупреждающие неэффективное расходование ресурсов организации. Нормативный метод предусматривает:
- создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и на ее основе – калькуляции нормативной себестоимости;
- учет фактических затрат в течение отчетного периода с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям от норм;
- ведение в течение отчетного периода учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости и определения влияния этих изменений на себестоимость, а также причины изменений;
- установление и анализ причин отклонений от норм по видам затрат и местам их возникновения;
- исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) путем суммирования нормативной себестоимости на начало отчетного периода, отклонения от норм (плюс перерасход, минус экономия) и изменения норм в течение отчетного периода.
Нормативный метод – это не только метод учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), но и часть важнейшей системы управления формированием себестоимости.
Основой нормативного учета является нормативная база, представляющая собой комплекс прогрессивных, научно обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов.
Нормы – это максимально допустимые величины расхода материальных ценностей и трудовых затрат на изготовление единицы продукции, полуфабриката, узла, деталей. Они должны быть технически обоснованными и прогрессивными, учитывающими современный уровень техники, технологии, организации производства и труда, а также проводимые мероприятия по повышению эффективности и качества. На основе этих норм создается нормативная калькуляция.
При нормативном методе важное значение имеет учет изменения действующих норм. Он необходим для систематического уточнения нормативной базы. Изменение норм возникает под влиянием внедрения нормативной базы.
Изменение действующих норм оформляется специальными документами – извещениями об изменениях норм с указанием причины изменения (службы фиксируют его с точной датой введения новой нормы). На основании извещений изменения в нормативные калькуляции вносятся на начало следующего месяца. Изменения текущих норм, произведенные в течение отчетного месяца, когда их величина значительна, учитываются до конца отчетного периода, а при незначительности величина этих изменений отражается отдельной позицией с отклонениями от норм. На основании извещений организуется оперативный учет этих изменений в разрезе мероприятий, причин, исполнителей.
Важное значение имеют оперативное выявление (в т.ч. и с помощью сигнальной документации) и текущий учет отклонений от норм затрат (по статьям затрат, местам возникновения, причинам, лицам, ответственным за отклонения). Учет отклонений организуется по конкретным видам продукции (работ) или однородным группам. Отклонениями являются различного рода отклонения от установленных норм и нормативов при использовании сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, оплате труда рабочих и отклонения от смет накладных расходов.
По степени полноты выявления и оформления документы отклонения от норм подразделяются на документированные и недокументированные. К документированным относятся отклонения, выявляемые по данным первичной сигнальной документации до начала процесса производства или по ходу его осуществления, а также определяемые расчетным путем (до начала процесса производства или сразу же после окончания процесса производства).
К недокументированным относятся отклонения, представляющие разницу между общей суммой отклонений от норм затрат (определяемой как разница между фактическими затратами и затратами по норме) и документированной их части.
Отклонения от норм по оплате труда оформляются следующими документами: по разного рода доплатам к действующим нормам и расценкам – листками на доплату; по оплате дополнительных операций, не предусмотренных технологическим процессом, - нарядами с отличительным знаком (например, с красной чертой по диагонали – бланки наряда). В этих документах указываются причины доплаты и дополнительной работы, а также лица, ответственные за выполнение этих работ. Документы выписываются, как правило, при возникновении отклонений (до начала работ).
Отклонения от норм при повременной оплате труда определяются по специальным расчетам, составляемым по отдельным участкам (цехам) по мере ее начисления.
В расчете указываются суммы заработной платы по нормам (исчисленные исходя из перечня рабочих мест, штатных должностей и тарифных ставок), фактически начисленные, и отклонения, определяемые как разница между суммой, фактически начисленной, и суммой заработной платы по нормам.
Отклонения от норм по сдельной оплате труда рабочих относятся на конкретные виды продукции, как правило, прямым путем, а рабочих с повременной оплатой труда – пропорционально их заработной плате по нормам. При учете отклонений по группам однородной продукции, входящих в одну группу, - пропорционально заработной плате по нормам (с помощью индексов).
По накладным расходам отклонения определяются в целом от утвержденных смет и по отдельным их статьям. Выявление отклонений по комплексным статьям осуществляется путем сопоставления плановых (сметных) и фактических сумм этих расходов.
Остаток незавершенного производства на конец отчетного периода подлежит оценке по текущим нормам на начало месяца, т.е. отклонения от норм списываются на выпущенную продукцию.
При нормативном методе сводный учет затрат на производство и соответствующие регистры (ведомости) должны вестись по отдельным видам или группам однородной продукции и калькуляционным статьям с подразделением затрат по нормам, отклонениям от норм с изменением норм. Затраты по нормам по всем разделам ведомости сводного учета (незавершенное производство на начало и конец отчетного периода, затраты за отчетный метод, фактическая себестоимость выпуска) должны быть исчислены по единому уровню норм, достигнутому на начало отчетного периода. Как известно, остаток незавершенного производства на конец месяца становится начальным остатком в следующем месяце. Если в течение месяца произошли изменения текущих норм, то возникает необходимость пересчета остатка незавершенного производства на величину изменения норм за месяц. При этом изменения норм по незавершенному производству отдельно выделяются в ведомости сводного учета затрат на производство.
Простой метод применяется преимущественно на большинстве предприятий добывающих и некоторых обрабатывающих отраслей промышленности, производящих один вид продукции (гидроэлектростанции, предприятия по добыче нефти, рудного и нерудного сырья, производству пластической массы, шелка-сырца и т.д.), а также в ряде вспомогательных производств по выработке электроэнергии, пара, холода и других видов двигательной энергии.
В некоторых отраслях (угольной, торфяной, лесозаготовительной) затраты могут учитываться по отдельным стадиям технологического процесса. Например, в угольной промышленности такими стадиями являются подготовительные работы, выемка угля, транспортировка до отвода шахты и выдача на поверхность, сортировка, обогащение, погрузка в вагоны. Затраты, учтенные по структурным подразделениям, затем обобщаются по шахте в целом. Объектом калькулирования является весь добытый уголь. За калькуляционную единицу принята 1 тонна добытого угля, наряду с этим исчисляется себестоимость 1 тонны условного топлива, который имеет 7000 калорий. Поскольку затраты предварительно учитывают по процессам (структурным подразделениям), простой метод учета затрат и калькулирования себестоимости, применяемый на предприятиях угольной промышленности, иногда называют попроцессным.
Непременным условием применения простого (попроцессного) метода является однородность и в же время массовость добываемой или вырабатываемой продукции, возможность не подразделять затраты по способу отнесения на прямые и косвенные затраты (поскольку они все связаны с выпуском одного вида продукции). Все затраты относятся на выпуск продукции (из-за отсутствия или стабильности остатков незавершенного производства).
Система «стандарт-кост» - система учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием нормативных (стандартных) затрат, основными целями которой являются управление и контроль затрат, установление реальных цен, подготовка бюджетов и различных прогнозов.
Система «стандарт-кост» для отечественного учета является новым методом, хотя ее зарождение связано с началом ХХ в. Первые упоминания о ней встречаются в книге Г. Эмерсона «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». Он считал, что традиционная бухгалтерия «имеет тот недостаток, что никакого отношения между тем, что есть, и тем, что должно было бы быть, не устанавливает». Это, по мнению Эмерсона, весьма существенный дефект традиционной бухгалтерии. Но есть и еще один, связанный с тем, что бухгалтерия игнорирует качественную сторону объектов. «Мы знаем их цену, но не ценность». Это значит, что если какие-либо ценности, например, уголь, имеют одну и ту же цену, то независимо от качества этого угля, его калорийности, он будет учитываться по цене, качественно обезличенно. Эмерсон писал, что «подлинная цель учета состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостережений». Эти предостережения нужны для нахождения правильного курса хозяйственной деятельности предприятия. Суть их – в фиксации всех отклонений от нормы. Учет должен быть обращен в будущее, ибо «предвидеть – значит предупреждать». Следовательно, весь хозяйственный процесс должен быть строго проконтролирован еще до его реального начала. Однако «никаких норм, кроме норм, уже достигнутых в прошлом, бухгалтерия выставить не может», а без норм хозяйственная деятельность лишается цели и, что еще хуже, администрация не может судить о производительности работы предприятия.
Смысл системы «стандарт – кост» заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, заработной платы и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно.
Аналитический учет ведут в развитие всех счетов по учету затрат на производство. Уровень аналитики определяется теми показателями, которые необходимы организации для контроля и управления. Например, в развитие счетов раздела «Основное производство», в целях оперативного обеспечения менеджеров конкретной достоверной информацией, аналитический учет организуют по каждому заказу, виду работ, виду продукции в отдельности, в разрезе статей калькуляции и мест выполнения работ. Аналитический учет при этом должен обеспечивать группировку информации по остаткам незавершенного производства на начало и на конец месяца, по затратам за отчетный месяц, по суммам, списанным в виде затрат на окончательный брак, на стоимость сэкономленных материалов в производстве и на себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
К счетам раздела «Вспомогательные производства» (например парокотельная, транспортный цех и т.п.) открываются аналитические счета по видам производств, а внутри их - по видам работ, статьям калькуляции. Здесь следует учитывать, что услуги, оказываемые вспомогательными производствами, в большей части используются внутри предприятия и только часть их может реализоваться на сторону.
С точки зрения управления затратами главной целью систем калькулирования себестоимости продукции является объективное исчисление затрат на производство каждого вида изделия (услуги). Для корректной оценки затрат необходимо знать их величину в долгосрочной перспективе. Известные принципы разделения издержек на постоянные и переменные, используемые в практике краткосрочного управления, неприменимы в целях долгосрочного анализа, поскольку в длительной перспективе все издержки предприятия становятся переменными. Кроме того, прямые расходы занимают всё меньший удельный вес в себестоимости продукции современных предприятий, в то время как накладные расходы, напротив, увеличиваются. Постоянные расходы, как известно, слабо зависимые от объёма производства, часто рассматриваются как неизбежные и потому мало контролируемые. В этом заключается узость подхода к управлению такими издержками. Все категории затрат являются следствием принятых управленческих решений. Большая часть затрат, считавшихся долгое время постоянными, в настоящее время может рассматриваться как переменные определенных факторов, зависящие от решений руководства. Важность решений растёт пропорционально удельному весу подобных расходов.
Таким образом, важнейшей задачей объективного калькулирования себестоимости становится выявление затратоопределяющих факторов накладных расходов. В условиях однотипного или примерно равного по сложности производства затраты можно анализировать в традиционном разрезе постоянных и переменных. Если же это условие не соблюдено, то такой подход становится некорректным.
Исследуя причины возникновения таких расходов, обнаруживаем, что их величина определяется в большей степени не объёмом производства, а другими производственными факторами. В числе затратообразующих факторов: количество и время наладок оборудования, количество полученных и размещенных заказов, количество доставок продукции, число наименований комплектующих и материалов, объём производственных запасов, число проверок по контролю качества и операций по исправлению брака. Затраты на оплату труда вспомогательных и обслуживающих отделов, на содержание оборудования целесообразно проанализировать по влиянию на них вышеприведенных факторов. Если эти затраты не способствуют в конечном счёте снижению себестоимости продукции, то они должны быть пересмотрены с учётом сопутствующих обстоятельств.
На большинстве предприятий все осуществляемые производственные операции можно разделить на основные и вспомогательные. Данные операции, кроме того, выполняют конкретные производственные функции (функции снабжения, производства, управления качеством, логистики, сбыта и т.д.). Расходы на осуществление перечисленных функций связаны с затратообразующими факторами, которыми затраты и обусловлены. Эти издержки объединяются в группы согласно их функциям, родам деятельности отделов, которые их несут. Зная причины возникновения каждой группы косвенных расходов, можно более обоснованно отнести их на себестоимость отдельного вида продукции или услуг. Необходимо, следовательно, прежде всего, корректно идентифицировать определяющие их факторы (cost-drivers). Учётно-калькуляционная система, отражающая издержки по функции, которую они несут в деятельности предприятия, получила название «метод учёта и калькулирования затрат по функциям».
Метод учёта и калькулирования затрат по функциям (Activity-Based Costing, сокращенно АВС) возник в США и распространился с конца 1980-х годов благодаря работам Г. Бере, Р. Купера, Т. Джонсона, Р. Каплана. Этот метод используют около 10 % крупных компаний, в том числе в США, Великобритании, континентальной Европе, Австралии. Начинают использовать его и в Японии. Универсальность данного метода позволяет применять его не только на производственных предприятиях, но и в организациях оптовой и розничной торговли, сферы услуг.
Теоретическая основа метода АВС заключается в наблюдении, что у организации в распоряжении находится определенный объём ресурсов, используемых в производственном процессе и позволяющих осуществлять производственные функции. Все виды ресурсов характеризуются затратами на них, которые распределяются сначала на отдельные функции пропорционально объёму потребления этих ресурсов. Для этого суммируются издержки каждого центра затрат по конкретной функции. Затем издержки по каждой функции относят на носители затрат. Носителем затрат может выступать изделие (товар, услуга), конкретный клиент, заказ. Носитель затрат включает, соответственно, приходящуюся на него долю затрат каждого центра по всем производственным операциям. Отсюда следует, что такое распределение основано на причинно-следственной связи затрат с обусловливающими их факторами.
Основным преимуществом учёта и калькулирования затрат по функциям является более точное по сравнению с традиционным методом распределения затрат исчисление себестоимости продукта, что обусловливает более обоснованные решения по ценообразованию. Такое преимущество обеспечивается концентрацией внимания на основных производственно-технологических функциях, выбором показателей, наиболее полно их характеризующих. В условиях рыночной конкуренции все более важным является и то, что расходы на осуществление операций составляют большую часть добавленной стоимости. При росте эффективности выполнения основных и обслуживающих операций продукция и услуги предприятий становятся более конкурентоспособными и привлекательными для потребителей.
Управление, нацеленное на поиск и устранение «узких мест» деятельности, повышение производительности выполнения операций в организации, было названо в США «управлением по функциям» (Activity-Based Management, АВМ). АВМ-подход к управлению находит в настоящее время всё большее применение в развитых странах.
Процедура распределения косвенных расходов в соответствии с этим порядком такова: накладные расходы относят вначале на центры затрат, а затем на виды продукции пропорционально заработной плате или машино-часам (их количество по каждому центру умножается на ставку косвенных расходов). Однако в отличие от традиционной методики затраты группируются не по центрам, а по функциям или родам деятельности организации. Каждая однородная группа расходов может быть охарактеризована и измерена с помощью какого-то одного ключевого показателя. Такой подход приводит к мысли, что практически все косвенные затраты предприятия могут рассматриваться как переменные от известных факторов. Это имеет, в свою очередь, важное значение для корректного учёта и управления затратами.
Таким образом, учёт затрат на основе видов (функций) деятельности имеет ряд преимуществ перед учётом поглощенных затрат и учётом неполной себестоимости (директ-костинг). Косвенные расходы не рассматриваются как постоянные, само понятие постоянных расходов в такой системе учёта затрат исчезает. Следовательно, все издержки предприятия поддаются контролю и регулированию. Управление затратами становится более гибким, лучше отвечающим требованиям конкуренции и производственных возможностей организации. К примеру, если оказывается, что производство определённых видов товаров или услуг убыточно, появляется возможность локализовать и сократить объём тех операций и оборудования, без которых можно обойтись, избежав существенного снижения качества продукции. Учёт и анализ накладных расходов позволяет планировать, где и в каком размере можно ожидать экономии издержек или их более эффективного размещения. Кроме того, при учёте затрат на основе видов деятельности процесс калькулирования себестоимости продукции или услуги более обоснован, а значит, лучше пригоден для долгосрочного анализа и планирования. Результаты калькулирования не являются абсолютно точными, однако по точности значительно превосходят результаты как учёта поглощённых затрат, так и учёта по методу директ-костинг. Проблему адекватного учёта и распределения косвенных расходов зачастую не решает ни одна из упомянутых систем учёта и калькулирования затрат. В одной системе они часто распределяются по некорректно выбранной базе, искажая себестоимость продукции (учет поглощенных затрат), в другой расчет себестоимости игнорирует её косвенную часть (директ-костинг). Эти системы учёта и калькулирования, очевидно, могут применяться лишь в определенных производственных условиях и в конкретных аналитических целях. Калькулирование в системе поглощённых затрат имеет определённые преимущества: доступность учётных данных, простота применения и меньшие трудозатраты. Директ-костинг позволяет решать целый ряд краткосрочных управленческих задач, хотя и в рамках немалого числа ограничений. В то же время преимущества калькулирования в системе учёта по функциям деятельности становятся очевидными в высокотехнологичных отраслях, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент разнородной продукции, качественно несводимой к натуральному единому измерителю.
Таким образом, в современных условиях усложнения производства, диверсификации, изменения структуры себестоимости предпочтение стоит отдать такой учётно-калькуляционной системе, которая принесет наиболее объективные и реалистичные результаты. Затраты предприятия становятся более управляемыми, появляется возможность обнаружить наиболее действенные рычаги их снижения.
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ РАБОТ И УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ Мурманского Дома культуры железнодорожников
Арендатор
В случае перечисления арендной платы авансом сумма начисленной арендной платы учитывается на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Дт сч. 97 «Расходы будущих периодов» – Кт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: сумма начисленной арендной платы отнесена на расходы будущих периодов.
Дт сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – Кт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: отражен НДС с общей суммы начисленной арендной платы.
Дт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – Кт сч. 51 «Расчетный счет»: перечислены арендная плата и НДС арендодателю в сроки, обусловленные договором.
Дебет счетов 20, 23, 25, 26,44 - Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов»: сумма арендной платы без НДС, начисленная авансом, списывается в издержки производства (основного, вспомогательного), общепроизводственные (общехозяйственные) расходы или расходы на реализацию в отчетном периоде.
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»: принята к вычету сумма «входного» НДС, относящегося к арендной услуге.
Кт 001 «Арендованные основные средства»: возвращен арендодателю арендованный объект.
Арендодатель:
Финансовые результаты от сдачи в аренду имущества в данном случае арендодатель отражает на счете 98 «Доходы будущих периодов».
Дт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» – Кт сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсч. 1 «Доходы полученные в счет будущих периодов»: отражена общая сумма арендной платы причитающаяся к уплате арендатором.
Дт сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсч. 1 «Доходы полученные в счет будущих периодов» – Кт сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»: отражен НДС с арендной платы к уплате в бюджет.
Дт сч. 51 «Расчетный счет» – Кт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»: получена общая сумма арендной платы от арендатора.
Дт сч. 98 «Доходы будущих периодов», субсч. 1 «Доходы полученные в счет будущих периодов» - Кт сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы»: отражена в отчетном периоде арендная плата, полученная авансом.
Дт сч. 01 «Основные средства», субсч. 1 «Основные средства принадлежащие организации на праве собственности» - Кт сч. 01 «Основные средства», субсч. 2 «Основные средства, переданные в аренду»: объект основных средств возвращен арендодателю по окончанию срока аренды.
Например, с Мурманским Домом культуры железнодорожников заключен договор аренды имущества стоимостью 78 600 руб. сроком на 6 месяцев. Сумма аренды за 1 месяц составляет 2 360 рублей (в том числе НДС – 360 рублей), ежемесячная амортизация 1600 руб. Для арендодателя предоставление объектов основных средств в аренду является основным видом деятельности. Арендная плата перечисляется ежемесячно.
Таблица 5
Хозяйственные операции у арендодателя
№ п/п | Документ | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||||
1 | Акт приемки | 01-2 | 01-1 | 78 600 | Передано имущество в аренду |
2 | Счет-фактура | 62 | 90-1 | 2 360 | отражена сумма арендной платы, подлежащей получению (ежемесячно) |
3 | Счет-фактура | 90-3 | 68-2 | 360 | отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (ежемесячно) |
4 | Бухгалтерская справка-расчет | 90-2 | 02-2 | 900 | Начислена амортизация, по имуществу, сданному в аренду (ежемесячно) |
5 | Бухгалтерская справка-расчет | 90-9 | 99 | 1 100 | Отражена прибыль от оказания арендных услуг (ежемесячно) |
Продолжение таблицы 5 | |||||
6 | Выписка банка по расчетному счету | 51 | 62 | 2 360 | отражено поступление денежных средств от арендатора(ежемесячно) |
7 | Акт приемки | 01-1 | 01-2 | 78 600 | Возвращено имущество, переданное в аренду |
Таблица 6
Хозяйственные операции у арендатора
№№ п/п | Документ | Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операций | |
Дебет | Кредит | ||||
1 | Акт приемки | 001 | 78 600 | Получено имущество в аренду | |
2 | Счет-фактура | 23 | 76 | 2000 | Отражена сумма арендной платы за арендованное имущество (ежемесячно) |
3 | Счет-фактура | 19 | 76 | 360 | Начислен НДС (ежемесячно) |
4 | Счет-фактура | 68 | 19 | 360 | Зачет НДС (ежемесячно) |
5 | Выписка банка | 76 | 51 | 2360 | Перечислены денежные средства арендодателю (ежемесячно) |
6 | Акт приемки | 001 | 78 600 | Арендованное имущество возвращено собственнику |
Согласно ст. 624 ГК РФ в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
Арендатор:
При выкупе объекта аренды первоначальную (восстановительную) стоимость возвращенного арендованного имущества арендатор отражает записью по кредиту забалансового счета 001 «Арендованные основные средства».
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведут по объектам, принятым в аренду, и по арендодателям.
На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредитует счет 02 «Амортизация основных средств» (на всю сумму начисленной арендной платы без учета НДС).
По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выкупную стоимость имущества (без учета НДС).
На сумму НДС к уплате арендодателю делается проводка дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Перечисление выкупной стоимости имущества отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счете» или 52 «Валютные счета».
Далее объект вводится в эксплуатацию: дебет счета 01 «Основные средства» – кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Зачет НДС: дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Арендодатель:
Арендодатель полученное имущество фиксирует записью по дебету счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» и кредиту счета 01, субсчет «Основные средства, переданные в аренду».
Сумма накопленной амортизации дебетуется на счете 02 «Амортизация основных средств» и кредитуется на счете 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
Остаточная стоимость переданного в аренду имущества списывается на прочие расходы: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» – кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
Сумма выкупного платежа отражается по дебету счета 62 (76) «Расчеты с покупателями и заказчиками» («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы», с учетом НДС.
Начисление НДС с выкупной стоимости делается проводкой: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» – кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Содержание арендованного имущества Мурманского Дома культуры железнодорожников
Общий порядок распределения обязанностей сторон по содержанию арендованного имущества установлен ст. 616 Гражданского Кодекса РФ:
- арендодатель производит за свой счет капитальный ремонт, если иного не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды;
- арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Однако договором стороны могут изменить распределение этих обязанностей.
К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их техническим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их экономические показатели.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций и отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Если арендодатель не исполняет возложенных на него обязанностей, то арендатор может поступить следующим образом:
- произвести капитальный ремонт (например, в случае неотложной необходимости), а затем взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
- потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
- потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
От того, как арендатор производил ремонт, согласно обязанности или по собственной воле, зависит порядок учета понесенных им расходов.
Если же арендатор без согласия арендодателя провел ремонт не по причине его неотложной необходимости, а исключительно по собственной прихоти, то понесенные им расходы возмещению арендодателем не подлежат. В случае если арендатор решил произвести капитальный ремонт, а затем взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы, он заключает договор на капитальный ремонт от своего имени. При этом расходы по ремонту должны быть собраны у него на отдельных субсчетах, открываемых к соответствующим счетам: 20 и др. Затем, после принятия решения о способе возмещения затраченных средств, расходы по ремонту списываются через счета по учету реализации как оказанная арендодателю услуга.
Арендатор:
Дт сч. 20, субсч. «Затраты на капитальный ремонт арендованного имущества» – Кт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»: отражена стоимость услуг оказанных по ремонту арендованного имущества (если ремонт производит арендатор).
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – Кт сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»: отражена сумма НДС по выполненным работам.
Если затраты на реализацию, арендатор засчитывает в счет арендной платы или в счет ее уменьшения, то он делает следующие записи:
Дт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - Кт сч. 90 «Продажи»: начислена задолженность арендодателя за ремонт.
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: стоимость ремонта зачтена в счет арендной платы.
Арендодатель.
Дт счетов 20, 26 - Кт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: отражены затраты по ремонту.
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: отражена сумму НДС, подлежащего уплате за выполненный ремонт.
В случае если в соответствии с условиями договора аренды стороны предусматривают вариант, когда капитальный ремонт делает арендодатель, расходы по произведенному ремонту он обязан списать на свои расходы. Но расчеты со строительной организацией производит арендатор по письменному поручению арендодателя. Оплата производится им в счет взаиморасчетов по арендной плате.
У арендодателя будут сделаны проводки:
Дт. счетов 20,25, 26,44, субсчет «Затраты на капитальный ремонт арендованного помещения» - К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: отражена сумма услуг, оказанных ремонтно-строительными организациями (РСО) по ремонту арендованного имущества.
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: отражена сумма НДС, причитающегося к оплате подрядчикам за ремонт.
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: погашение задолженности арендатора по арендной плате за счет оплаты им задолженности арендодателя перед РСО.
Арендатор.
Д-т счетов 20, 26, 44, 19 - К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: начислена арендная плата и НДС, подлежащие оплате арендодателю.
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - К-т сч. 51 «Расчетный счет»: оплата счета РСО в счет арендной платы.
При этом арендатор в платежном поручении должен указать, что перечисление производится в счет взаиморасчетов по арендной плате с выделением НДС, приходящегося на арендную плату.
Например, в 2007 году Мурманским Домом культуры железнодорожников произведен ремонт объекта основных средств, сданных в аренду. Ремонт выполнен силами сторонней организации. Стоимость работ составила 129 800 рублей, в том числе НДС – 19 800 рублей. Расходы на ремонт будут списываться на затраты на производство в течение 12 месяцев.
Таблица 7
Хозяйственные операции у арендодателя
№№ п/п | Документ | Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операций | |
Дебет | Кредит | ||||
1 | Акт выполненных работ | 20 | 60 | 110 000 | Отражена стоимость проведенного ремонта |
2 | Счет-фактура | 19 | 60 | 19 800 | Отражена сумма НДС со стоимости выполненных ремонтных работ |
3 | Расчет | 60 | 76 | 129 800 | Погашение задолженности арендатора по арендной плате за счет оплаты им задолженности арендодателя перед РСО |
Таблица 8
Хозяйственные операции у арендатора
№№ п/п | Документ | Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операций | |
Дебет | Кредит | ||||
1 | Счет-фактура | 20,19 | 76 | 129 800 | Начислена арендная плата и НДС, подлежащие оплате арендодателю |
2 | Счет-фактура | 76 | 60 | 129 800 | Зачет арендной платы |
3 | Выписка банка | 60 | 51 | 129 800 | Оплата счета РСО |
Помимо ремонта, который производится для поддержания имущества в пригодном для соответствующего использования состоянии, стороны договора аренды могут также производить улучшения объекта аренды. Причем улучшения признаются реконструкцией (модернизацией) арендуемого имущества.
Реконструкция здания – это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.
ГК РФ разделяет улучшения на отделимые и неотделимые. Отделимые улучшения, произведенные арендатором могут быть демонтированы после окончания срока аренды без ущерба для арендуемого имущества. Они признаются объектами основных средств. Отделимые улучшения арендуемого имущества, если иное не предусмотрено договором аренды, принадлежат арендатору, а следовательно амортизируются последним. В случае, если договором предусмотрено условие о переходе права собственности на отделимые улучшения к арендодателю.
1. Переход отделимых улучшений имущества от арендатора арендодателю за плату.
В этом случае объекты основных средств принимаются к учету арендодателем, который погашает их стоимость через амортизационные отчисления. У арендатора же возникают обязанности по уплате налога на прибыль и НДС с реализации имущества.
2. Переход отделимых улучшений имущества от арендатора арендодателю безвозмездно.
В данной ситуации первоначальная стоимость основных средств- отделимых улучшений, будет определяться как сумма, в которую оно оценено соответствующими сторонами. Арендатор уплачивает НДС с безвозмездной реализации имущества, а арендодатель включает стоимость отделимых улучшений в состав внереализационных доходов.
Неотделимыми называются улучшения, демонтировать которые нельзя, не причинив вреда улучшенному имуществу.
Если договор аренды составлен так, что арендодатель должен возместить арендатору стоимость неотделимых улучшений, то и право амортизации этих капитальных вложений возникает именно у арендодателя. На практике широко распространено возмещение арендодателем затрат на улучшение арендованного имущества за счет соответственного уменьшения размера арендной платы.
Арендодатель может учитывать неотделимые улучшения как отдельный объект основных средств, либо включить их стоимость в балансовую стоимость «улучшенного» объекта основных средств.
Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» –Кт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»: произведенные арендатором улучшения арендованного имущества отражается в составе капитальных вложений, уменьшающих арендную плату.
Дт сч. 01 «Основные средства» – Кт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»: сумма капитальных вложений относится на увеличение стоимости основных средств.
У арендатора:
Дт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кт сч. 10, 70,69 и др.: отражена сумма капитальных вложений.
Дт сч. 01 «Основные средства» – Кт сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»: сумма капитальных вложений, учитывается в составе собственных основных средств как отдельный инвентарный объект.
По окончанию срока действия аренды будет сделана запись:
Дт сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств» – Кт сч. 01 «Основные средства»: отражена стоимость неотделимых улучшений, передаваемых арендодателю.
Дт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» - Кт сч. 01 «Основные средства», субсч. «Выбытие основных средств»: сумма осуществленных капитальных вложений уменьшает арендную плату.
В договоре может быть и не указана обязанность собственника возмещать затраты арендатора на неотделимые улучшения. В этом случае эти неотделимые улучшения собственник объекта основных средств фактически приобретает безвозмездно. Причем собственником улучшений арендодатель становится только после возвращения ему имущества, ранее переданного в аренду. До тех пор пока действует договор аренды, неотделимые улучшения принадлежат арендатору и он амортизирует капитальные вложения самостоятельно. У арендодателя отражается рыночная стоимость безвозмездно полученных основных средств:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» - Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».
По мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов, в данном случае по мере начисления амортизации по безвозмездно полученному имуществу, в бухгалтерском учете производится запись:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления» - Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».
Арендатор возвращает арендодателю основное средство. В течение срока договора аренды основное средство было улучшено, стоимость улучшений составила 18 480 рублей и была принята к учету в качестве отдельного объекта основных средств. Сумма накопленной амортизации на момент возврата основного средства арендодателю составила 6160 рублей. Рыночная стоимость на момент передачи составила 13 000 руб.
Таблица 9
Хозяйственные операции у арендатора
№№ п/п | Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операций | |
Дебет | Кредит | |||
1 | 02 | 01 | 6 160 | Списана стоимость начисленной амортизации |
2 | 91-2 | 01 | 12 320 | Списана остаточная стоимость переданных улучшений |
3 | 91-2 | 68 | 2 218 | Начислен НДС со стоимости безвозмездной передачи |
4 | 99 | 91-9 | 14 538 | Списан убыток |
5 | 99 | 68 | 2 957 | Отражено постоянное налоговое обязательство |
Таблица 10
Хозяйственные операции у арендодателя
№№ п/п | Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операций | |
Дебет | Кредит | |||
1 | 08 | 98-2 | 13 000 | Отражена рыночная стоимость принятых от арендатора улучшений |
2 | 01 | 08 | 13 000 | Увеличена стоимость улучшенного объекта основных средств |
3 | 20 | 02 | 1000 | Отражена сумма начисленной амортизации (ежемесячно) |
4 | 98-2 | 91-1 | 1300 | Отражена сумма безвозмездно полученного имущества, учитываемая в составе внереализационных доходов (ежемесячно) 10% |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было проведено исследование существующей практики бухгалтерского учета работ и услуг на примере Мурманского Дома культуры железнодорожников. Отдельно показано отражение на бухгалтерских счетах операций текущей аренды как у арендатора, так и у арендодателя, а также подробно рассмотрена методология бухгалтерского учета различных операций при текущей аренде.
В качестве арендодателей и арендаторов могут выступать юридические и физические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок отражения поступающей арендной платы зависит от того, основной или не основной деятельностью является в организации предоставление в аренду материальных ценностей. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление в аренду своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью, арендная плата будет учитываться в составе выручки от реализации работ и услуг. Если предоставление активов в аренду не является предметом деятельности организации, то поступления признаются операционными доходами, арендная плата отражается в составе операционных доходов.
Произведенные арендатором отделимые улучшения в соответствии с пунктом 1 статьи 623 ГК РФ являются его собственностью, если в договоре аренды не предусмотрено иное. По окончании договора аренды арендуемое имущество передается арендодателю, а произведенные улучшения остаются у арендатора. Между арендодателем и арендатором может быть заключено соглашение, предусматривающее передачу отделимых улучшений арендодателю с возмещением или без возмещения их стоимости арендатору. Арендатор также может оставить их у себя либо реализовать.
Порядок бухгалтерского и налогового учета коммунальных расходов арендатора зависит от того, как именно производится оплата за эти услуги. На практике арендатор может заплатить за «коммуналку» разными способами:
- напрямую, заключив договор с поставщиком коммунальных услуг;
- через посредника (в роли посредника между производителем коммунальных услуг и их потребителем выступает арендодатель);
- компенсируя затраты арендодателя на коммунальные расходы;
- в составе арендной платы.
Чаще всего коммунальные расходы включают в состав арендной платы.
По окончанию аренды или за ранние арендатор может изъявить желание купить объект аренды это влечет за собой составление дополнительного соглашение или оговорке в арендном договоре. В договоре аренды стороны предусматривают переход права собственности на объект аренды к арендатору после уплаты им выкупной стоимости имущества, согласованной сторонами договора. Стороны имеют право произвести зачет ранее выплаченной арендной платы в выкупную стоимость имущества.
Выкупная стоимость может быть перечислена арендатором по окончании срока договора аренды одним платежом, а также в течение всего срока договора аренды, например, одновременно с перечислением платежей за аренду имущества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахвледиани, Ю.Т. Бухгалтерский учет: Учебник / Ю.Т. Ахвледиани. - М.: Юнити-Дана, 2006 - 511 с.
2. Баскаков, М. И. Управленческий учет: Учебник для вузов / М. И. Баскаков. - М.: Юнити, 2005. - 256 с.
3. Бекмерев, И. И. Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций / И. И. Бекмерев. - М.: Приор, 2007. - 324 с.
4. Белов, П.Г. Сущность, принципы и методы учета услуг // Главбух. 2006. №4. С. 14 - 19.
5. Брандт, А. И. Управленческий учет: принципы и практика / А. И. Брандт. - М.: Вершина, 2008. - 416 с.
6. Вяткин, В. Н. Бухгалтерский учет / В. Н. Вяткин. - М.: Дашков и Ко, 2005 - 512 с.
7. Гвозденко, А. А. Основы бухгалтерского учета: Учебник / А. А. Гвозденко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 320 с.
8. Горкалин, В. Б. Основы бухгалтерского дела / В. Б. Горкалин. - М.: Статус, 2006. – 313 с.
9. Дедиков, С. В. Управленческий учет: документ и его оценка. Важный прецедент // Законы России. Опыт, анализ, практика, № 6, 2006.
10. Денисова, И. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / И. П. Денисова. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 288 с.
11. Ерошенков, С. Г. Бухгалтерский учет / С. Г. Ерошенков. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 313 с.
12. Зайцева, М. А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / М. А. Зайцева, Л. Н. Литвинова, А. В. Урупин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 286 с.
13. Казакевич, К. Ф. Бухгалтерское дело / К. Ф. Казакевич. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 571 с.
14. Камынкина, М. Г. Бухгалтерский учет на предприятиях / М. Г. Камынкина. - М.: Дис, 2004. - 340 с.
15. Катырин, С. Н. Бухгалтерский учет: теория, практика и зарубежный опыт / С. Н. Катырин. - М.: Вершина, 2008. – 401 с.
16. Кирсанов, К. А. Бухгалтерский учет / К. А. Кирсанов. - М.: Экзамен, 2005. - 384 с.
17. Косаренко, Н. Н. Бухгалтерское дело / Н. Н. Косаренко. - М.: Феникс, 2006. – 268 с.
18. Кривошеев, И. В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / И. В. Кривошеев. - М.: Юнити, 2006. – 296 с.
19. Крутик, А. Б., Бухгалтерский учет: Учебное пособие / А. Б. Крутик, Т. В. Никитина. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
20. Маленков, Н. Л. Бухгалтерский учет: Учебник / Н. Л. Маленков. - М.: Феникс, 2007. – 413 с.
21. Скамай, Л. Г. Управленческий учёт: Учебное пособие / Л. Г. Скамай. - М.: Инфра-М, 2005. - 160 с.
22. Смирнова, М. Б. Бухгалтерский учет: учебное пособие / М. Б. Смирнова. - М.: Юстицинформ, 2007. – 283 с.
23. Соловьев, А. К. Финансовая система России / А. К. Соловьев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 480 с.
24. Сплетухов, Ю. А. Бухгалтерский учет / Ю. А. Сплетухов. - М.: Спарк, 2007. – 341 с.
25. Станиславчик, Е. Н. Бухгалтерский учет на предприятии: теория и практика / Е. Н. Станиславчик. - М.: Ось, 2006. - 280 с.
26. Сухов, В. А. Бухгалтерский учет / В. А. Сухов. - М.: Анкил, 2006. - 204 с.
27. Федорова, Т. А. Основы бухгалтерского учета / Т. А. Федорова. - М.: Век, 2004 - 776 с.
28. Хохлов, Н. В. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Н. В. Хохлов. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 239 с.
29. Шахов, А. К. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / А. К. Шахов. - М.: Юстицинформ, 2006. - 304 с.
30. Шимонова, М. Я. Основы бухгалтерского учета / М. Я. Шимонова. - М.: Анкил, 2007. – 272 с.
31. Яковлева, Т. А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Т. А. Яковлева. - М.: Юристъ, 2007. - 417 с.
Приложение 1
Международный институт экономики и права (МИЭП)
Дата: 2019-07-31, просмотров: 227.