Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основанием для разработки и принятия региональных социальных целевых программ обычно становятся федеральные целевые программы. Однако специальной федеральной целевой программы по социальной поддержке молодых семей не существует, отдельные мероприятия либо система мероприятий для решения узкого спектра проблем включены в другие федеральные целевые программы. Из них следует упомянуть, прежде всего, Федеральную целевую программу «Молодежь России (2006 - 2010 годы)»[55].

В системе программных мероприятий намечены пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи, включающие поддержку инициатив молодежи, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах, создание на государственном уровне механизмов поддержки молодежного предпринимательства; предусмотрены комплексные меры по укреплению молодой семьи. Таким образом, прямо или косвенно мероприятия программы позволяют решать, в том числе, и проблемы молодых семей, например, связанных с низким уровнем доходов в семье, отсутствием собственного жилья или трудностями с трудоустройством взрослых членов семьи. Однако нельзя не заметить, что молодая семья не является специальной целевой группой для программы, и поддержка этого социального института осуществляется постольку, поскольку молодые супруги по возрасту соответствуют социальной категории молодежи.

Комплексные меры по укреплению молодой семьи в программе «Молодежь России» включают всего три мероприятия, это:

1) материально-техническая (на конкурсной основе) поддержка учреждений социального обслуживания, правового консультирования молодых семей; клубов молодой семьи, центров планирования семьи;

2) проведение социологических исследований, мониторингов, обновление банка данных по проблемам молодой семьи;

3) организация и проведение общероссийских, межрегиональных, международных семинаров и конференций по вопросам поддержки молодой семьи.

Думается, что в этой части федеральная программа недостаточно проработана. Молодая семья не определена законодательно как социальная категория, нуждающаяся в социальной поддержке государства, поэтому нет и специализированных государственных учреждений по социальному обслуживанию молодых семей, работа с ними ведется в тех же социальных учреждениях, которые обслуживают все другие категории населения. Молодая семья попадает в сферу деятельности этих учреждений по другим критериям: малообеспеченности, наличия ребенка-инвалида и т.п. Следовательно, вызывает сомнения адресность материально-технической поддержки таких учреждений. Указание на возможность поддержки клубов молодой семьи и центров планирования семьи ограничивает, на наш взгляд, перечень организационных форм оказания содействия молодой семье в решении ее проблем.

Финансирование на основании целевой программы социологических исследований, мониторингов, проведения общероссийских, межрегиональных, международных семинаров и конференций по вопросам поддержки молодой семьи возражений не вызывает, поскольку эти мероприятия направлены на получение достоверной картины, обеспечивающей понимание проблем молодых семей и организации мероприятий по ее поддержке. Однако нельзя не согласиться, что к собственно социальной поддержке молодых семей эти меры относятся весьма опосредованно.

Молодая семья является целевой группой для подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Основная цель программы в целом – комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Одна из основных задач – развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов. Задачей же подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Таким образом, в рамках данной целевой программы предусмотрена система мероприятий по решению одной, хотя и очень актуальной, проблемы молодых семей – проблемы жилищной.

Следует упомянуть и Федеральную целевую программу «Свой дом», утвержденную постановлением Правительства РФ 27 июня 1996 года. На ее основе приняты соответствующие целевые программы в регионах, например, «Дом для молодой семьи в Пензенской области» на 2006 - 2009 годы. В Пензенской области также было принято специальное Положение о продаже в рассрочку молодым семьям, проживающим в сельской местности, жилья и надворных построек, построенных за счет средств бюджета области, а также о приобретении в рассрочку комплектов для строительства жилья и связанных с ним объектов инженерной инфраструктуры.

Практически во всех регионах России и во многих крупных муниципальных образованиях приняты и действуют целевые программы, направленные, так или иначе, на организацию поддержки молодых семей. Анализ этих программ позволяет увидеть общие направления деятельности, которые реализуются для достижения поставленной цели, определить, насколько это возможно, региональную специфику, а также выделить мероприятия, которые в наибольшей степени соответствуют решаемым задачам. Объектом данного анализа станут наиболее интересные, с нашей точки зрения, региональные целевые программы.

Прежде всего, необходимо отметить, что в субъектах Федерации региональные целевые программы были приняты на основании Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006 - 2010 годы)», и по этой причине они соответствуют ей по кругу рассматриваемых проблем (в Брянской области – «Молодежь Брянщины» на 2006 - 2010 годы, в Кабардино-Балкарской Республике «Молодежь Кабардино-Балкарии» на 2007 - 2012 годы, в Читинской области – «Молодежь Забайкалья» на 2006 - 2010 годы и т.д.). В некоторых регионах целевые программы были конкретизированы по целевым группам либо по кругу проблем (в Воронежской области – комплексная целевая программа «Молодежь села», в Новосибирской области – «Студенческая и учащаяся молодежь Новосибирской области», в Челябинской области – «Программа содействия занятости молодежи и подростков Челябинской области» и др.).

В некоторых субъектах Российской Федерации обнаруживается комплексный подход к решению проблем молодежи. Например, в структуру республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии (2006 - 2010 годы)» после принятия Федеральной целевой программы «Жилище» и с учетом положений этого федерального документа включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия до 2010 годы».

В других регионах используется иной подход, например, целевые программы «Реализация мероприятий молодежной политики в Волгоградской области» принимались ежегодно, и такая этапность может только приветствоваться при условии тщательного анализа результатов каждого этапа. Это позволяет, по нашему мнению, учитывать перемены, которые происходят в результате выполнения предыдущей программы, использовать оправдывающие себя подходы к ее реализации.

Обратимся теперь к анализу собственно содержания региональных целевых программ, направленных на поддержку молодых семей. Так, в целях укрепления молодой семьи и повышения рождаемости в Астраханской области была разработана и утверждена областная целевая программа «Государственная поддержка молодой семьи на территории Астраханской области в 2006 - 2010 годах». Создание программы было вызвано необходимостью социальной поддержки семьи как ячейки общества в условиях нестабильности общественного и социально-экономического положения региона. Актуальность настоящей программы, по мнению ее разработчиков, состоит в попытке приостановления процесса распада института семьи с принятием комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, созданию правовой базы, техническому оснащению, материальному стимулированию и организации мероприятий, направленных на поддержку молодых семей.

Анализ положения дел в области выявил следующие негативные тенденции, усугубляемые мировым финансовым кризисом,: снижается количество браков; медленно, но все же увеличивается количество разводов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспроизводстве населения; основная масса молодых семей имеет одного ребенка или вообще не имеет детей; растет число детей, рожденных молодыми женщинами вне брака, что способствует широкой распространенности социального сиротства; большинство молодых семей не в состоянии самостоятельно обеспечивать уровень доходов, достаточный для их стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций.

В условиях кризиса, основными факторами, влияющими на состояние молодых семей, в Астраханской области являются: молодежная безработица и отсутствие гарантий со стороны государства в обеспечении стабильного дохода супругов, что усугубляет иждивенческие настроения ряда молодых семей и негативно отражается на рождаемости; снижение влияния родителей на нравственные устои подрастающего поколения, в том числе устранение значительной части родителей от воспитания и содержания детей, что приводит к девиациям в среде молодежи, формированию антиобщественных ценностных ориентиров; растлевающее влияние средств массовой информации, что способствует увеличению числа случаев насилия, росту преступности; ведение антиобщественного образа жизни, несоблюдение молодыми людьми правил безопасного секса и гигиены, злоупотребление алкоголем, табакокурением на фоне ухудшающейся экологической обстановки, что способствует катастрофическому ухудшению здоровья женщин-матерей и детей; неподготовленность молодых людей к семейной жизни, незнание правовых, психологических основ, неумение разрешать конфликты, эгоистичное отношение к людям, приводящие к непрочности семейных отношений. Все это, по мнению авторов программы, доказывает необходимость особого подхода к решению проблем молодой семьи, выделения их в качестве приоритетных при осуществлении государственной молодежной и семейной политики.

Основными целями данных программ являются:

- укрепление молодой семьи;

- увеличение числа зарегистрированных браков;

- улучшение демографической обстановки;

- улучшение здоровья родителей и детей;

- снижение уровня насилия в семье.

Однако формулировки поставленных в большинстве программ целей, по мнению специалистов, недостаточно конкретны. По-видимому, укрепление молодой семьи означает профилактику разводов в молодых семьях и сокращение их числа. Неоднозначно трактуется и формулировка «улучшение демографической обстановки». Думается, что применительно к молодым семьям авторы программ имели в виду повышение числа рождений, хотя, в принципе, указанная в программах цель может быть реализована, например, за счет уменьшения смертности, особенно в молодом возрасте. Однако данная цель предполагает иное содержание деятельности по ее реализации.

Для достижения вышеназванных целей в рамках целевых программ предполагается решить ряд задач. Наиболее перспективной из них представляется разработка и внедрение механизма мониторинга состояния молодых семей на территории области. Это, как справедливо полагают разработчики программ, позволит своевременно определять те или иные тенденции, принимать необходимые меры и отслеживать результаты реализации целевой программы. Традиционно поставлена задача разработать нормативно-правовые акты по поддержке молодых семей. Следовательно, можно предположить, что результаты мониторинга создадут информационную базу, отражающую как проблемы молодых семей, так и оценку эффективности принимаемых в рамках региональной социальной политики мер ее поддержки. В этом случае разработанные нормативные акты позволят обеспечить максимальную эффективность их регулятивного воздействия.

Самая широкая по своему объему задача – разработать и реализовать систему мероприятий по повышению статуса семьи, воспитанию здорового образа жизни, подготовке к осознанному родительству, созданию условий для укрепления семейных отношений. Для этого предполагается повысить уровень информированности молодых людей в сфере семейного права, этики семейных отношений, содействовать росту экономической самостоятельности молодых семей, а также сохранить физическое и психологическое здоровье молодых семей.

В большинстве программ предложен ряд интересных мероприятий, выполнение которых призвано обеспечить достижение определенных программой целей и задач. К ним можно отнести разработку и внедрение в средних, среднеспециальных, высших учебных заведениях курса правовой, психологической подготовки к семейной жизни; выдачу кредитов на получение образования молодым супругам; создание и поддержку деятельности редакции специализированной на проблемах семьи газеты «Семья третьего тысячелетия»; выделение кредитов молодым семьям на приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования; поддержку инициатив открытия детских учреждений всех форм собственности, обеспечение их доступности для молодых семей. Несомненно, важным подспорьем для молодых семей является открытие пунктов проката предметов домашнего обихода. Эта форма обслуживания еще недостаточно развита в большинстве регионов, поскольку, по мнению экспертов, недостаточна правовая база прокатного дела.

Для роста экономической самостоятельности молодых семей среди мероприятий большинства региональных программ предусмотрено содействие открытию семейных предприятий, развитию подсобного хозяйства, а также профессиональное обучение членов молодых семей, зарегистрированных в качестве безработных, по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, или под бронированные рабочие места.

Другое мероприятие программ – создание консультационных пунктов для вступающих в брак молодых людей – как форма организации предоставления социальных услуг представляется вполне целесообразным, но при наличии специалистов, компетентных в вопросах осуществления брачного выбора, которые часто являются сложными, требующими правовых, психологических, иногда медицинских знаний, а также большой житейской мудрости и умения вести беседу.

Специального обсуждения требуют такие мероприятия программ, как разработка нормативно-правовых актов, предусматривающих материальное стимулирование малообеспеченных молодых семей, имеющих не менее двух детей, и молодых семей, нуждающихся в государственной поддержке; определение для малообеспеченных молодых родителей (студентов, одиноких матерей) льгот по оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях; выплата материальной помощи малообеспеченным несовершеннолетним мамам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Однако эти мероприятия весьма затратны и становятся значительной нагрузкой даже для самого благополучного регионального бюджета. Кроме того, трудность выполнения данных мероприятий усугубляется длящимся мировым финансовым кризисом.

Далее, обратимся к анализу региональных целевых программ, призванных решать жилищные проблемы молодых семей. Их основой, как уже было сказано, стали подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы [56] и Федеральная целевая программа «Свой дом».

Анализ проблемы в рамках федеральных целевых программ показал, что ранее принятые решения, направленные на обеспечение жильем населения Российской Федерации, во многом не соответствуют бюджетным возможностям государства, вынужденного, к тому же в настоящее время делать поправку на мировой кризис, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. В результате возникает необходимость уточнить действующие обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан и сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств.

Проблемой, актуальной для молодых семей, является то, что очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды), отсутствуют механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья, что в перспективе может серьезно ограничить миграционные процессы и развитие рынка рабочей силы.

Важно добиться в рамках программы усиления возможностей населения влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем предоставления адресных жилищных субсидий непосредственно гражданам, нуждающимся в социальной поддержке при оплате жилищно-коммунальных услуг. Совершенствование механизмов защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере является также одной из важнейших задач.

Для социально-экономической поддержки молодых семей, улучшения демографической ситуации и укрепления института семьи в Республике Карелия, например, была утверждена подпрограмма «Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий» на 2004 - 2010 годы, входящая в состав республиканской целевой программы «Жилище» на 2004 - 2010 годы. Целью программы является улучшение социальной и демографической ситуации в Республике Карелия путем создания законодательных, государственно-политических, финансовых, экономических, организационных условий поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы. Задачами выступают формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей по приобретению либо строительству жилья; создание организационной инфраструктуры и механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья на республиканском и муниципальном уровнях; обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого поколения, связанных с укреплением семейных отношений.

Именно последняя из перечисленных задач вызывает наибольший интерес. Практика показывает, что само по себе улучшение жилищных условий еще не является гарантией того, что в молодой семье родится после этого второй, а тем более третий ребенок. Репродуктивные планы молодых семей опосредованы значительным количеством иных условий, никак с обеспеченностью жильем не связанных (перспективы карьерного роста женщины, психологический климат в семье, отношения с родителями и многое другое). Поэтому именно пропаганда новых приоритетов демографического поведения призвана увязать в сознании молодежи их собственные интересы с интересами общества и государства, которые состоят в том, чтобы, прежде всего, в социально благополучных молодых семьях рождалось по два-три ребенка.

В Кировской области, к примеру, с целью социальной поддержки молодых семей, улучшения демографической ситуации, формирования государственных подходов к решению проблем молодой семьи была утверждена целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2003 - 2010 годы. Целями программы являются социальная поддержка молодых семей; улучшение демографической ситуации в Кировской области путем формирования государственных подходов к решению жилищной проблемы молодых семей.

Основными задачами выступают: создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей в приобретении или строительстве жилья; создание механизма государственной поддержки молодых семей в приобретении или строительстве собственного жилья; обеспечение государственной поддержки для улучшения жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью.

В том, что касается целей и задач программы, налицо ее сходство с программой, принятой в Республике Карелия. Особенностью же программы «Дом для молодой семьи» Кировской области на 2003 - 2010 годы является наличие в ней нескольких подпрограмм:

1. Подпрограмма «Строительство жилья для молодых семей работников бюджетной сферы». Финансирование строительства жилья для молодых семей работников бюджетной сферы в соответствии с подпрограммой осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов районов и городов области, средств предприятий и средств застройщиков. Финансовые средства, выделяемые из бюджетных источников, направляются на удешевление стоимости объектов жилищного строительства. Объем средств, выделяемых из областного бюджета на удешевление стоимости объекта жилищного строительства, составляет от 20 до 50 % фактической стоимости строительства объекта. Застройщиками являются молодые семьи, нуждающиеся, согласно действующему законодательству, в улучшении жилищных условий. При этом хотя бы один из супругов должен:

- иметь возраст не старше 35 лет;

- являться работником организации (учреждения) бюджетной сферы;

- состоять на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления, на предприятии, в организации.

2. Подпрограмма «Предоставление ипотечных кредитов». Молодая семья имеет право получить ипотечный кредит на приобретение или строительство жилья, если она состоит на учете по улучшению жилищных условий. Исключение составляют молодые семьи и молодые специалисты, желающие переехать в сельскую местность на постоянное место жительства. В этом случае ипотечный кредит предоставляется для строительства или приобретения индивидуального жилого дома в выбранном населенном пункте. Ипотечный кредит может предоставляться на участие в строительстве многоквартирных жилых домов в случаях, если молодые семьи-участники подпрограммы объединяются в целях строительства многоквартирного жилого дома в жилищно-строительный кооператив или товарищество собственников жилья.

Подпрограммой предусматривается также безвозмездная жилищная субсидия, которая предоставляется при рождении каждого ребенка в размере стоимости 18 кв. метров общей площади жилья, приобретенного (построенного, строящегося) за счет средств ипотечного кредита. Средства безвозмездной жилищной субсидии направляются на погашение ипотечных кредитов, полученных молодыми семьями-участниками подпрограммы. Общий размер полученных безвозмездных жилищных субсидий не может превышать общего размера полученного ипотечного кредита. Погашение процентов по ипотечному кредиту за счет безвозмездных жилищных субсидий не допускается. Эти правила распространяются также на случаи усыновления молодой семьей ребенка.

3. Подпрограмма «Предоставление заемных средств». Заемные средства, согласно принятым нормам, предоставляются на строительство или приобретение жилья молодым семьям, проживающим на территории Кировской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях. Право на получение заемных средств имеют молодые семьи, проживающие в сельской местности. При этом хотя бы один из членов семьи должен отвечать следующим требованиям:

- иметь возраст не старше 35 лет;

- являться работником предприятия, организации агропромышленного комплекса или бюджетной сферы либо быть зарегистрированным как предприниматель-фермер.

Список граждан, имеющих право на получение заемных средств, согласно установленным правилам, формируется на основании решения комиссии по учету и распределению жилой площади муниципального образования по письменному обращению граждан и утверждается администрацией района (города).

Заемные средства являются целевыми и могут быть использованы гражданами на приобретение индивидуального жилого дома либо на финансирование его строительства в форме оплаты за выполненный объем работ или приобретенные строительные материалы.

Размер выделяемых заемных средств в расчете на одну семью составляет, как правило, 1000 минимальных размеров заработной платы. Этот размер может быть уменьшен по желанию заемщика или решению администрации района (города). Заемные средства являются, как уже было сказано, целевыми, выделяются семье один раз и погашаются в срок до 10 лет. Возврат заемных средств осуществляется в денежной форме или в форме сельскохозяйственной продукции, направляемой для муниципальных нужд. Цена на продукцию устанавливается ежегодно совместным решением комитета сельского хозяйства и продовольствия Кировской области и комитета ценовой политики Кировской области. Перечень и объемы товарной продукции, поставляемой заемщиком в счет погашения заемных средств, фиксируются сторонами на момент заключения договора и могут быть изменены в процессе исполнения обязательств по договору только по обоюдному согласию сторон. Это последнее правило в полной мере соответствует интересам производителей сельхозпродукции и призвано стимулировать повышение производительности их труда, внедрение новых технологий сельскохозяйственного производства с тем, чтобы максимально увеличить прибыль крестьянского хозяйства.

4. Подпрограмма «Предоставление льготных лесных субсидий». Данная подпрограмма направлена на предоставление молодым гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, льготной лесной субсидии для строительства и покупки жилья. Получателями льготной лесной субсидии в рамках настоящей подпрограммы являются:

- молодые специалисты сельскохозяйственного производства, учреждений бюджетной сферы, работающие в сельской местности;

- молодые семьи работников сельскохозяйственного производства, в которых возраст одного из супругов не превышает 35 лет.

Согласно принятым правилам, льготная лесная субсидия в объеме до 250 кубометров (древесина на корню) для строительства или покупки жилья, в объеме до 20 кубометров (местные строительные материалы и древесина на корню) для ремонта жилья и надворных построек предоставляются гражданам в возрасте до 30 лет, проживающим в Кировской области, состоящим на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях, на основании письменного заявления в районную комиссию по предоставлению безвозмездных субсидий по месту жительства.

Региональные целевые программы, сходные по целям, задачам и структуре с целевой программой Кировской области (например, уже упомянутая областная целевая программа «Дом для молодой семьи в Пензенской области»), ориентированы, прежде всего, на развитие строительства жилья в сельской местности, а, следовательно, способствуют росту сельского населения и развитию сельскохозяйственного производства.

Кроме региональных, в крупных муниципальных образованиях для поддержки молодых семей также могут быть приняты специальные целевые программы. В качестве примера можно привести программу «Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования «Город Томск» на 2006 - 2010 годы» (паспорт программы представлен в Приложении А).

Анализ целевых программ, как региональных, так и муниципальных, показывает, что их концептуальная идея состоит в стимулировании рождаемости путем улучшения жилищных условий молодых семей. Однако сама эта исходная посылка представляется достаточно спорной. Кроме того, поставление молодых семей в исключительное, по сравнению с другими категориями нуждающихся, положение в плане обеспечения жильем нарушает принцип социальной справедливости. Нельзя не заметить также, что, например, ипотечными кредитами для молодых семей может воспользоваться очень узкий круг граждан.

Можно согласиться с мнением специалистов, которые считают, что нынешние программы жилья для молодежи имеют скорее пропагандистское значение, чем демографический эффект. Рождение нескольких тысяч детей в молодых семьях – счастливых обладателях нового жилья, на фоне нескольких сотен тысяч отложенных из-за отсутствия жилья рождений, статистически неуловимо в показателях рождаемости. Конечно, это замечательно – помочь решить жилищную проблему хотя бы тысяче семей в каждом регионе. Но ведь рядом останутся многие тысячи других семей, для помощи которым нет финансовых возможностей. Налицо явная дискриминация остальных семей. Жилищную проблему более справедливо решать в общем контексте реформирования социальной сферы, развития ипотеки, совершенствования распределительных отношений в парадигме социального государства»[57]. Исследования показали, что улучшение материальных условий не приводит к существенному увеличению числа детей в семье, а как экономический фактор играет незначительную роль (в странах Запада, где у большинства семей, казалось бы, хорошие материальные условия, позволяющие иметь много детей, так же, как и в нашей стране, распространен идеал однодетности). Решение проблемы следует искать именно на ценностном поле – добиться повышения рождаемости можно, только изменив ценностные установки и ориентации людей[58]. Вполне справедливым представляется по этой причине утверждение, что «…из социологических исследований по данной проблематике следует, что в число факторов, влияющих на решение создать семью и завести детей, не входят те формы государственной поддержки молодых семей, которые существуют на сегодняшний день»[59].

Вывод, который можно сделать по результатам анализа региональных и муниципальных целевых программ, вполне соответствует приведенному выше утверждению. Ожидание значительного демографического эффекта от реализуемых на основании этих программ мероприятий вряд ли может быть обоснованным, прежде всего, с точки зрения количественных показателей рождаемости. Однако не менее, а даже более важными следует признать качественные изменения, которые обязательно найдут свое отражение в положении молодых семей. Речь идет о ранней профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, о позитивных изменениях показателей здоровья молодежи, в том числе и здоровья репродуктивного, а главное – о постепенном изменении ценностных установок молодежи, восстановлении в общественном сознании ценностей семьи и детей. А это, в свою очередь, означает необходимость привлечения к решению проблем молодых семей широкого круга социальных, профессиональных и конфессиональных организаций и групп, обеспечения координации и взаимодействия их с государственными структурами, ответственными за реализацию социальной политики в России.


3.3 Программно-целевой подход к организации социальной поддержки молодых семей в регионе в условиях кризиса

 

В условиях кризиса наиболее эффективным способом организации и осуществления социальной поддержки молодых семей является поддержка на уровне регионов. По мнению специалистов, разработка целевой социальной программы как финансово-правового документа, лежащего в основе комплексной, внутренне скоординированной деятельности органов и учреждений. Целевая социальная программа позволяет учесть наиболее острые проблемы молодых семей, выработать концептуальный подход к их решению, предполагающий отбор самых оптимальных как с точки зрения результативности, так и с точки зрения экономичности, средств деятельности.

Как было отмечено выше, ни на федеральном уровне, ни в субъектах Федерации не было принято ни одной целевой программы, направленной на комплексное решение проблем молодых семей. Предпринятая в исследовании разработка своего варианта такой программы для регионов основана на многочисленных исследованиях проблем молодых семей России, на анализе опыта социальной работы с молодыми семьями, накопленного как в социальных органах и учреждениях различных регионов, так и за рубежом.

В отдельных регионах возможно обнаружение специфики проблем молодых семей, отражающее особенности того или иного территориального образования. Однако можно все-таки говорить о значительном сходстве проблем молодых семей, обусловленном характерными признаками этой социальной единицы.

Организация социальной поддержки молодых семей в рамках отдельного региона предполагает необходимость учета общей направленности государственной социальной политики в решении соответствующих задач. В связи с эти необходимо подчеркнуть растущее внимание к ним как со стороны главы государства, так и со стороны правительства. Длящийся финансовый кризис, острота демографической ситуации выводит проблему поддержки молодых семей на уровень вопросов государственной безопасности.

Кризис, а также затянувшийся в некоторых областях деятельности период социально-экономических реформ в стране повлек ряд негативных последствий. Главным социальным звеном, которое подвергается сейчас тяжелым испытаниям, является фундамент российского общества – семья.

Сейчас в сознание молодежи вносится стереотип исключительной значимости материальных благ, карьеры, власти и т.п. В этой системе ценностных координат оказались оттесненными на второй план традиционные для России ценности крепкой, дружной и большой семьи.

Политика государства, особенно когда она направлена на такой достаточно автономный социальный институт, каким является семья, должна быть исключительно деликатной и гибкой. Для воздействия на семью, на выполнение ею тех или иных функций в плане социальной политики и помощи можно использовать разнообразные средства: правовые, экономические, идеологические, социальные. При этом речь идет в основном о создании условий, которые сама семья может оценить как благоприятные, стимулирующие. Таким образом, семейная политика государства выстраивается как система косвенного воздействия на семью.

Однако до настоящего времени воздействие строилось преимущественно путем организации в различных формах материальной поддержки семьи, хотя очевидно, что материальные проблемы семей часто становятся приметой иного, духовного неблагополучия, приводящего к пьянству, употреблению наркотиков, социальному сиротству и безнадзорности детей. Необходимо признать, что семье в современных условиях требуется от государства, прежде всего, идеологическая поддержка, обеспечивающая социальный оптимизм, веру в будущее и в свои силы.

Приоритетным в семейной политике должно стать обеспечение качества населения. Для полноценного будущего в подрастающем поколении России нужны здоровые, образованные, социально компетентные люди. Необходим переход от стимулирования рождаемости в форме социальных выплат, побуждающих к рождению детей в основном пьющие семьи, к поддержке в реализации репродуктивных планов семей с работающими родителями и семей, заинтересованных в том, чтобы обеспечивать свое благосостояние на трудовой основе. Основная помощь должна предоставляться родителям с семейными обязанностями на производстве. Необходимо также активное включение бизнес-структур в реализацию государственной семейной политики на основе принципов социального партнерства. Работодатели заинтересованы в качестве населения, его здоровье и образованности, поскольку это потенциальные трудовые ресурсы, необходимое условие реализации любых производственно-экономических проектов.

Прежде чем прейти к обозначению тех проблем молодых семей, на решение которых в условиях кризиса направлены мероприятия региональных социальных целевых программ, приведем некоторые статистические данные, которые позволяют оценить остроту проблемы и актуальность поиска подходов к ее решению.

На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей в нашей стране.[60]

Демографический прогноз в целом по России неутешителен. Молодые семьи, не имеющие детей и не желающие их иметь в будущем, составляют 1,4 % от общего числа опрошенных. Семьи, имеющие одного ребенка, составляют 66,9 % от общего числа, при этом из них 32,3 % в дальнейшем не планируют рождение детей, а 53,1 % желали бы иметь еще одного ребенка. Семьи, имеющие двух детей, составляют 13,3 % от общего числа, при этом из них 73,5 % в дальнейшем не желают иметь еще детей. Семьи, имеющие трех и более детей, составляют 0,7 % от общего числа опрошенных молодых семей. Таким образом, наиболее распространенными и желаемыми в молодежной среде являются однодетные и двухдетные модели семьи [61].

На фоне общего снижения количества браков уменьшается количество молодых семей. Менее чем за 10 лет доля незарегистрированных браков среди молодых людей в возрасте от 16 - 29 лет увеличилась более чем в два раза. В 2008 году зарегистрировано на 4,3 % больше, чем в прошлом году, неполных семей; основной причиной чему специалисты называют рост численности разводов и внебрачной рождаемости.

Приведенные данные иллюстрируют проблему молодых семей, однако не объясняют ее истоков. В действительности, корни проблемы достаточно глубоки. Отсутствует идеология и государственная концепция социальной поддержки молодой семьи, недостаточна и малоэффективна программно-целевая поддержка данной категории, не реализуются эффективные методы и технологии, ориентированные на молодую семью. Ситуация усугубляется тем, что молодая семья не выделена, как отдельная социальная категория, нуждающаяся в социальной поддержке, а также не определен статус молодой семьи, не имеющей регистрации брака. Обозначенные проблемы обуславливают недостаток социологических исследований и статистических данных о молодых семьях. Ввиду неоднозначной трактовки само понятие «молодая семья» является проблемным. Поэтому для достижения определенности в отношении объекта социальной поддержки в данном случае необходимым является выделение следующих критериев в определении понятия «молодая семья»:

- наличие семейных отношений. При этом учитываются как зарегистрированные, так и незарегистрированные брачные союзы, поскольку отсутствие регистрации брака не исключает семейных отношений;

- продолжительность совместной жизни до трех лет; в случае рождения детей критерий продолжительности совместной жизни не учитывается;

- границы возраста супругов: хотя бы один из супругов должен находиться в возрасте до 30 лет. При этом должны учитываться и неполные молодые семьи, в которых родитель не достиг возраста 30 лет.

Обозначая основные проблемы молодой семьи, необходимо отметить, что стартовые возможности, условия и альтернативы молодых семей в решении своих проблем во многом определяют состояние и развитие различных сфер жизнедеятельности общества через одно - два десятилетия. Это доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения, и демонстрирует актуальность ее проблем и возможных способов их решения.

В первую очередь предметом обсуждения в свете осуществления социальной поддержки молодых семей должен стать жилищный вопрос. Отсутствие собственного жилья, плохие жилищные условия, невозможность жить отдельно от родителей в качестве проблем своей молодой семьи отметили практически все респонденты в проведенных нами социологических опросах.

Однако оказание помощи в решении жилищной проблемы молодым семьям в условиях кризиса – вопрос сложный не только в материально-экономическом, но и в социально-психологическом, и в этическом аспектах. С одной стороны, его полное решение можно с полным основанием отнести к числу социальных утопий – ни возможности бюджета, ни потенциал строительной индустрии не в состоянии обеспечить возможность для каждой молодой семьи обзавестись собственным жильем, да еще соответствующим современным требованиям по своим потребительским качествам, в приемлемые сроки. Действующие жилищные программы, в том числе предусматривающие развитие ипотечного кредитования, оказываются несостоятельными, поскольку даже в случае их успешной реализации позволят улучшить свои жилищные условия лишь крайне незначительной части молодых семей, да и то тех, которые проживают, как правило, в региональных центрах. Государственные жилищные программы для жителей сельских территорий оказались несостоятельными в силу организационной и финансовой необеспеченности.

Нельзя не заметить, что существующие формы и идеи организации финансовой поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем нередко нарушают важнейший принцип социальной справедливости. Во-первых, государственная целевая жилищная программа, являясь нормативным актом, должна обеспечивать в равной степени реализацию права на улучшение жилищных условий всем лицам, относящимся к категории населения, на поддержку которой она рассчитана. На практике достичь этого никогда не удается. Проживание на донорской или на дотационной территории, наличие развитой строительной базы в регионе, наконец, даже позиция администрации территориального образования – эти и еще многие объективные факторы обусловливают возможность улучшения жилищных условий для конкретной молодой семьи. Во-вторых, никакими соображениями целесообразности невозможно объяснить, почему молодым семьям следует предоставить возможность улучшить жилищные условия за счет целевым образом выделяемых бюджетных средств, а семьи, не относящиеся к этой категории, в том числе семьи с детьми, семьи ветеранов, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, такой возможности лишены.

Таким образом, в современных кризисных условиях специальные целевые программы государственной помощи молодым семьям в строительстве и приобретении жилья должны создаваться на основе новых концептуальных подходов, с учетом принципа социальной справедливости. Преимущество молодых состоит уже в том, что они здоровы, мобильны и адаптированы к современным экономическим реалиям. В связи с этим было бы правильным обеспечить возможность получения долгосрочных кредитов на приобретение или строительство жилья молодыми семьями, как это практикуется за рубежом. Однако решение этой задачи тормозится из-за крайне низкой заработной платы молодых специалистов и работников, лишающей их возможности участвовать в программах ипотечного кредитования. Следовательно, решение жилищных проблем молодых семей следует искать, прежде всего, в росте экономики, в обеспеченности трудовой занятости молодежи, в повышении уровня оплаты труда, наконец, в решении проблемы беспрепятственного устройства детей в дошкольные воспитательные учреждения, если заработок матери является существенным вкладом в приобретение молодой семьей собственного жилья.

Одним из перспективных направлений в решении данной проблемы может стать организация содействия работодателей решению жилищных проблем молодых специалистов, имеющих семью, путем предоставления беспроцентных или низкопроцентных ссуд. Такой подход, основанный на принципах социального партнерства, обеспечивал бы взаимные интересы работников и работодателей и служил выражением корпоративного духа. Его недостаток в производственных и трудовых отношениях отрицательно сказывается, с одной стороны, на эффективности производства как в смысле качества, так и в смысле производительности труда. С другой стороны, работники при отсутствии «корпоративного патриотизма» в трудовых отношениях не чувствуют себя связанными обязательством «вкладывать душу» в свой труд, поскольку не воспринимают отношения с работодателем как серьезную гарантию своей защищенности, а успешность работы своего предприятия – как личностно значимый фактор.

Исследование проблем молодых семей позволило установить, что имеются серьезные недостатки в области реализации трудовых прав молодых специалистов. Требование обязательного наличия трудового стажа по специальности у вчерашнего студента – еще не самое большое препятствие при поиске работы. Это требование, с одной стороны, отражает невысокую оценку работодателями уровня профессиональной подготовки, которую дают учебные заведения. С другой стороны, оно свидетельствует о непонимании того простого факта, что студент, совмещающий учебу с приобретением профессионального опыта в ущерб учебному процессу, вряд ли будет иметь полноценные знания, хотя, возможно, приобретет некоторые полезные навыки и умения за счет практики.

Гораздо более печальным оказывается тот факт, что возможность трудоустройства молодых замужних женщин существенно затруднена из-за боязни работодателя «потерять» новую сотрудницу в связи с беременностью и рождением ею ребенка. Известны случаи, когда у молодых женщин при приеме на работу требовали подписания специального договора о том, что в течение определенного количества лет она обязуется не уходить в отпуск по беременности и родам. Правовая несостоятельность подобных соглашений очевидна, тем не менее это только вершина айсберга: если основанием для отказа в приеме женщины на работу является ее беременность или наличие у нее малолетних детей, доказать этот факт совершенно невозможно. Это исключает и возможность защиты своих прав.

Трудные жизненные ситуации, в которых в условиях кризиса оказываются молодые семьи, зачастую оказываются связанными с материальными проблемами. А те, в свою очередь, обусловлены невозможностью трудоустроиться, задержкой выплаты заработной платы, уклонением работодателя от заключения трудового договора, иными формами ущемления прав молодых работников. Это обуславливает необходимость разработки эффективных механизмов защиты трудовых прав и контроля за их соблюдением, а также создания системы информирования молодежи о своих правах в области трудового законодательства.

В условиях кризиса значительного внимания требует решение проблемы недостаточной государственной поддержки предпринимательства молодых семей. Развитие малого и среднего семейного бизнеса полностью находится в русле декларируемой государственной экономической политики. К сожалению, отсутствие реальных правовых и организационных механизмов, обеспечивающих поддержку и защиту предпринимательства, снижает возможность самостоятельного решения материально-экономических проблем молодыми семьями. Необходимо создание нормативно-правовой базы, организационных и финансовых условий, обеспечивающих поддержку предпринимательства молодых семей не на словах, а на деле. Важным направлением деятельности в этой сфере является обучение молодых людей навыкам открытия и ведения собственного дела, а также оказание консультативной, правовой помощи молодым семьям, желающим создать свое дело.

В настоящее время достаточно слабо развита сфера социального обслуживания молодых семей. Необходимо законодательное закрепление адресного социального обслуживания молодых семей как отдельной категории системы социальной поддержки, и выделение соответствующего направления деятельности в органах и учреждениях социального обслуживания. Например, молодыми семьями востребованы консультационные услуги – психолого-педагогические, правовые. Для помощи в разрешении возникающих конфликтов своевременная подсказка, формирование конкретных навыков и умений, например, в тренинговых группах имеют очень большое значение, позволяют делать возникающие в молодой семье противоречия не прелюдией будущего развода, а шагом в позитивном развитии семьи, в достижении ею социальной зрелости.

Нельзя не сказать о еще одной важной социальной проблеме, наиболее значимой именно для молодых семей. За последнее десятилетие возникла и до предела обострилась проблема устройства детей в детские дошкольные учреждения. Приватизация, отказ предприятий от содержания объектов социальной сферы привели к закрытию большого числа детских дошкольных учреждений. Отсутствие таких учреждений по месту жительства и недостаточное количество мест в имеющихся ставят молодые семьи в весьма сложное положение, когда один из супругов вынужден оставить работу и сидеть дома с ребенком. Семейный бюджет не всегда в состоянии справиться с такой потерей, что неминуемо вызывает напряжение в семье. Эти обстоятельства обуславливают необходимость создания и развития новых форм детских дошкольных учреждений. Уже имеется интересный, рожденный самой жизнью опыт кооперации молодых семей, когда молодые родители создают мини-детский сад в квартире одной из семей, либо сидят с детьми по очереди. Возникают и частные «детские сады на дому», когда неработающие женщины, чаще пенсионерки, за определенную плату от родителей набирают группу детей. Совершенно очевидно, что такие варианты устройства детей возникают от невозможности решить проблему другим способом. Недостатки таких форм устройства детей очевидны: невозможность санитарно-гигиенического и психолого-педагогического контроля за работой воспитателей в этих группах, неудобства, которые создает жильцам дома соседство с мини-детским садом, и т.д. Однако очевидно также, что спонтанно возникающие формы и способы решения проблемы устройства малышей, которые изобретают молодые родители, свидетельствуют о ее остроте и необходимости организационных мер по ее решению.

Слабо развита и сфера проведения досуга молодой семьи: нет достаточного разнообразия форм и мест проведения семейного досуга, куда молодые семьи могли бы прийти вместе с детьми, например, в выходной день. Развлекательные центры в больших торговых комплексах проблемы не решают, поскольку, с одной стороны, весьма недешевы, а с другой – не обеспечивают разнообразия форм досуга.

Все перечисленные выше проблемы организации и осуществления социальной поддержки молодых семей, несомненно, весьма актуальны. Однако центральное место занимают проблемы ценностно-мотивационного характера, для решения которых необходимо изменение сознания молодых людей. Решение такого рода проблем предполагает всемерную пропаганду крепкой социально здоровой семьи, наличие действенной системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни.

Разработка специальной целевой программы, направленной на организацию и осуществление социальной поддержки молодых семей в регионе, должна предполагать реализацию ряда концептуальных положений. Они должны найти свое отражение в каждом направлении деятельности, в каждом мероприятии программы. Важнейшими из них являются признание необходимости выделения молодой семьи как отдельной категории со специфическими проблемами и интересами, являющейся объектом оказания социальной поддержки, а также признание необходимости использования программно-целевого подхода в социальной поддержке молодых семей. Последнее положение отражает комплексный характер проблемы, и требование принципа адресности в осуществлении социальной поддержки диктует необходимость выделения направления в деятельности органов и учреждений социального обслуживания, ориентированного на работу с молодыми семьями.

Концептуально значимым представляется смещение акцента с использования материально-экономических форм поддержки молодых семей на мероприятия ценностно-мотивационного характера, предполагающие формирование ценностей брака, семьи, родительства (материнства и отцовства) и здоровых семейных отношений, установки на сохранение семьи.

Данное концептуальное положение позволяет включить в целевую группу для оказания социальной поддержки семьи, созданные без регистрации брака, поскольку отсутствие зарегистрированного брака не исключает наличия семейных отношений.

Обеспечение эффективности программно-целевого подхода предполагает признание необходимости создания информационно-статистического обеспечения, подразумевающего учет молодых семей и создание общей базы данных. Это означает включение в систему программных мероприятий мониторинговых исследований положения молодых семей в регионе, что позволит оценивать эффективность программной деятельности и при необходимости вносить в нее коррективы.

В силу того, что именно государство в лице своих органов является гарантом, обеспечивающим реализацию важнейших прав своих граждан, концептуально значимым является создание эффективной системы защиты трудовых прав молодых специалистов. В этой же связи оно должно обеспечить молодым семьям условия для организации и развития семейного предпринимательства. Создание условий для реализации своего трудового потенциала молодыми родителями, для предоставления им возможности произвольно, а не под давлением обстоятельств решать, быть ли женщине домохозяйкой или нет, требует принятия мер по развитию и расширению системы дошкольных учреждений для детей, в том числе и создания принципиально новых организационных форм данных учреждений. Для работающих же родителей содержательность совместного детско-родительского отдыха приобретает особое значение, в силу чего необходимо развитие сети соответствующих досуговых учреждений. Все указанные меры направлены на реализацию еще одного, важнейшего концептуального положения: молодая семья как социальная ячейка выступает партнером социального государства в решении проблем каждого из партнеров.

Государство выполняет свои социальные обязательства, закрепленные в том числе в Конституции Российской Федерации, создавая условия для выполнения молодой семьей своей главной конституционной обязанности, закрепленной в ст.38 Конституции РФ – заботиться о детях, их надлежащем воспитании. В этой же связи концептуально значимыми являются меры охраны репродуктивного здоровья и формирования здорового образа жизни молодых семей.

Таким образом, основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые включают в себя:

- систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка;

- охрану здоровья беременной женщины, как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства;

- создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких как центры планирования семьи и репродукции, медико-педагогические центры, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.;

- обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Важным мероприятием, направленным на обеспечение здорового досуга молодых семей с детьми, должно стать создание на базе государственных учреждений социального обслуживания населения спортивных мини-комплексов для спортивных занятий родителей с детьми дошкольного возраста. Эта социальная услуга может быть предоставлена как безвозмездно, так и на платной основе.

Безусловно, реализация программных мероприятий потребует значительных финансовых затрат и организационных усилий. Однако, как и любой социально направленный проект, программа обеспечивает, в конечном счете, значительный общественный эффект. Вложения в демографическую и семейную политику, даже несмотря на кризисные явления в экономике, являются инвестициями в будущее региона и страны в целом. Социальная поддержка молодых семей – это и есть, по убеждению многих специалистов, наиболее перспективная сфера вложений сил и средств.




Заключение

 

Проблема организации социальной поддержки молодых семей, как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи как особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями. Невозможность удовлетворения этих потребностей нарушает процесс нормального функционирования семьи.

Нарушение процессов функционирования ведет, в конечном счете, к неблагополучию в семье любого типа (семье пожилых супругов, неполной семье и т.д.). Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия, как для самой этой семьи, так и для государства и общества. Последнее достаточно очевидно, поскольку социально-экономическое положение молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций - репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в стране.

Социально-демографическая политика государства должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Необходимо отметить, что готовность к рождению второго, а тем более третьего ребенка в семье зависит от того, насколько велики были те трудности, с которыми молодая семья столкнулась после рождения первенца. Да и само появление первенца является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.

Основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые включают в себя:

- систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка;

- охрану здоровья беременной женщины, как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства;

- создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.;

- обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Программно-целевой подход в организации и осуществлении социальной поддержки молодых семей позволяет государству оптимизировать свои задачи в этом направлении, наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы по возможности учесть все важнейшие потребности молодых семей, проблемы, связанные с их удовлетворением, и решать эти проблемы комплексно. Разработка и реализация целевых программ становится, таким образом, инструментом социально-демографической политики.



Список использованной литературы

 

Нормативные акты

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 (ред. от 01.12.2004) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1318

2. Семейный кодекс РФ. – М.: Омега-Л, 2008. – 88 с.

3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от17.07.1999 №178-ФЗ// Российская газета. – 1999. –23 июля (№ 142)

4. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 25

5. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14.05.1996 №712 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2460

6. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»: – постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001.– № 2

7. О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: постановление Правительства РФ от 17.09.2001 №675 // Российская газета. – 2001. – 26 сент. (№ 187)

8. О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: постановление Правительства РФ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – 27 дек. (№ 52. ч. II)

Литература по теме исследования

9. Азисов Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов. - Саранск, 2009. – 35 с.

10. Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие / Е.М. Басосов. – Минск.: Тетра Системс, 2009. – 320 с.

11. Бестужев-Лада Н.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / Н.В. Бестужев-Лада. – М.: Социс, 2008. - 293 с.

12. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России / В.В. Бодрова // Социологические исследования. – 2008. – № 6. – С. 22 - 34

13. Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР / под ред. А.Г. Вишневского. – М.: Статистика, 2009. – 677 с.

14. Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики/ Л.Д. Быкова //Вестник Омского университета, 2007. - Вып. 2. – 120 с.

15. Волгин Н.А. Социальное государство / Н.А. Волгин, Н.Н Гриценко, Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2009. – 231 с.

16. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 2008. – 284 с.

17. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 2009. – 298 с.

18. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2007. - 280 с.

19. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования, 2005. - № 10. - С. 95 - 96

20. Гуслякова Л.Г., Семья в представлениях молодежи / Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова // Социальная работа, 2008. - № 7. – С.177 - 179

21. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А. Долбик-Воробей // Социологические исследования, 2009. - № 1. – С. 88 - 90

22. Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе / И.В. Долгорукова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. – 331 с.

23. Емельянова Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе / Е.В. Емельянова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. – 109 с.

24. Заговорская, И.А. Курс семейного права / И.А. Заговорская. – М.: Юрайт, 2008. – 312 с.

25. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 608 с.

26. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи // Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М.: Изд. центр «Академия» , 2008. – 224 с.

27. Зуйкова Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. – М.: Европа, 2009. – 436 с.

28. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева // Социологические исследования, – 2007. – № 7. – С. 92 - 99

29. Климантова, Г.И. Проблемы законодательного обеспечения государственной семейной политики / Г.И. Климантова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2009. – 88 с.

30. Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. – 2008. – № 10. – С. 54 - 61

31. Котляр С. Развитие малого бизнеса в контексте регулирования рынка труда / С. Котляр // Человек и труд. – 2009. – № 3. – С. 51

32. Крупнов Ю. Демографическая доктрина России. Источник: http://konservator11.narod.ru/demograf/doktrina.htm

33. Курбатов В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов на/Д, 2008. – 400 с.

34. Лисовский, В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья (социологические исследования) / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2009. – 367 с.

35. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики / М.С. Мацковский. – М.: Экст, 2009. – 112 с.

36. Мацковский, М.С. Молодая семья в большом городе / М.С. Мацковский, Г.А. Гурко. – М.: Просвещение, 2008. – 48 с.

37. Меньшутин, В.П. Помощь молодой семье / В.П. Меньшутин. – М.: Дело, 2007. 187 с.

38. Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / А.А. Митрикас // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – С. 87

39. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России / Б.В. Ракитский. – М.: Проспект, 2009. – 208 с.

40. Резникова, Т.П. Контрацептивное поведение молодежи / Т.П. Резникова // Социс. – 2009. – № 1. – С. 77 – 81

41. Селезнева Т. Молодежь нужно готовить к семейной жизни / Т. Селезнева // Социальная работа. – 2007. – № 2. – С. 17 – 19

42. Семья: история и современность / сост. Г.И. Климантова. – М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2009. – 105 с.

43. Семья как объект социальной политики / Под ред. М.Г. Панкратова. М.: Ин-т социол. исследований АН СССР, 2006. – 93 с.

44. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И. Холостовой. – Москва – Тула, 2007. – 213 с.

45. Федотовская Т.А. О демографических аспектах современной государственной семейной политики в Российской Федерации // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. – 199 с.

46. Черняк Е.М. Семья глазами студентов / Е.М. Черняк // Российский журнал социальной работы, 2008. – № 2. – С. 88 - 92

47. Шахматов В.П. Молодая семья: жизнеспособность, демография, право / В.П. Шахматов. – Красноярск: Кн. изд-во, 2006. – 162 с.

48. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – М.: Социс, 2009. – 225 с.

49. Официальный сайт Правительства РФ

50. Портал «Молодая семья» - http://www.ohome.ru/



Приложение А

Паспорт городской целевой программы

«Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования «Город Томск» на 2006-2010 годы»

 

Наименование программы/статус Городская целевая программа «Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования «Город Томск» на 2006-2010 годы»
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) Решение Думы г. Томска от 27.12.2005 г. № 44 «О бюджете г. Томска на 2006 год». Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Заказчик программы Администрация г. Томска. Департамент социальной политики администрации г. Томска.
Основные разработчики программы Департамент социальной политики администрации г. Томска.
Цели и задачи программы, основные целевые показатели Цели программы: Основная цель программы - муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семьей, признанных в установленном действующим законодательством порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющихся участниками II этапа подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Задачи программы: Основными задачами программы являются: · предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства; · создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья Основные целевые показатели: · количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при получении государственной и муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья; · доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при получении государственной и муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; · доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям.
Сроки выполнения программы (подпрограмм) 2006-2010 годы
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Основными программными мероприятиями являются: 1. Разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы; 2. Разработка и утверждение изменений в ранее принятые нормативно-правовые акты по обеспечению жильем молодых семей; 3. Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками программы; 4. Формирование списков молодых семей - участников программы и единой информационной базы данных об участниках программы по г. Томску; 5. Установление норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилых помещений для расчета размера субсидии на приобретение жилья; 6. Предоставление молодым семьям субсидий на приобретение (строительство жилья); 7. Контроль за реализацией программы.
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) Бюджет г. Томска 2006 г. - 3 млн. рублей 2007 г. - 12,53858 млн. рублей* 2008 г. - 17,227407 млн. рублей* 2009 г. - 17,227407 млн. рублей* 2010 г. - 17,227407 млн. рублей* * ежегодно уточняются при принятии бюджета г. Томска на планируемый год.
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы Успешное выполнение мероприятий программы позволит предоставить муниципальную поддержку на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, проживающим в г. Томске, а также обеспечит: · создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; · закрепление на территории города молодых специалистов; · создание условий для формирования активной жизненной позиции молодежи; · укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; · улучшение демографической ситуации в г. Томске; · привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых ресурсов банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан
Система организации контроля за исполнением программы Организуется администрацией г. Томска. Контроль за исполнением программы возлагается на администрацию г. Томска и Думу г. Томска.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 172.