Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия в 2006–2008 годах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия приведены в следующей таблице.

 

Таблица 1 – Технико-экономические показатели деятельности ООО «Зарата» в 2006–2008 годах

Показатель

Значение показателя по годам

Изменение

2007/2006

2008/2007

2006 2007 2008 +,- % +,- %
1. Выручка, тыс. р. 8226 3667 3368 -4559 -55,42 -299 -8,15
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс. р. 5395 2476 2441 -2919 -54,11 -35 -1,41
3. Валовая прибыль, тыс. р. 2831 1191 927 -1640 -57,93 -264 -22,17
4. Коммерческие расходы, тыс. р. 2283 1178 963 -1105 -48,40 -215 -18,25
5. Прибыль от продаж, тыс. р. 548 13 -36 -535 -97,63 -49 -
6. Затраты на рубль реализованной продукции 0,933 0,996 1,011 +0,063 +6,75 +0,015 +1,51
7. Чистая прибыль (убыток), тыс. р. 548 13 -36 -535 -97,63 -49 -
8. Средняя заработная плата, рублей   11245 11720 12327 +475 +4,22 +607 +5,18
9. Среднесписочная численность персонала, человек 41 36 34 -5 -12,20 -2 -5,56
10. Производите-льность труда, тысяч рублей / человека 200,63 101,86 99,06 -98,77 -49,23 -2,80 -2,75
11. Рентабельность продаж, % 6,66 0,35 <0 -6,31 -94,74 - -
12. Рентабельность основной деятельности, % 10,16 0,53 <0 -9,63 -94,78 - -
13. Рентабельность всего капитала предприятия, % 76,11 1,13 <0 -74,98 -98,52 - -
14. Рентабельность внеоборотных активов, % 0,00 0,00 0,00 - - - -
15. Рентабельность собственного капитала, % 3653,3 86,67 <0 -3567 -97,63 - -

 

Из приведенного анализа основных технико-экономических показателей анализируемого предприятия можно сделать вывод, что в анализируемом периоде (2006–2008 года) наблюдается значительное ухудшение этих показателей.

Выручка от реализации продукции в 2007 году снизилась на 55,42%, в 2008 – еще на 8,15%. Основным продуктом, предлагаемым предприятием на рынке, являются пластиковые окна. Большой спрос на указанный вид продукции наблюдался в 2005–2006 годах, когда данный продукт был относительно новым для рынка ярославской области. В 2007–2008 годах спрос на пластиковые окна постепенно снижается. Кроме того, на рынке города Ярославля наблюдается постоянное усиление конкуренции между фирмами, занимающимися установкой пластиковых окон. Снижению платежеспособного спроса в 2008 году поспособствовала и сложная экономическая обстановка в нашей стране, обусловленная мировым финансовым кризисом. Эти факторы во многом и обусловили значительное сокращение выручки от реализации.

В результате прибыль от продаж в 2007 году снизилась на 97,63%, а в 2008 году предприятие оказалось убыточным. Показатели рентабельности продаж, основной деятельности, капитала предприятия также значительно ухудшились.

Произошло сокращение и производительности труда – в 2007 году она снизилась на 49,23% по сравнению с 2006 годом, в 2008 году – ещё на 2,75% и составила по итогам 2008 года 99,06 тысяч рублей / человека.

Сократилась и среднесписочная численность персонала предприятия – на 12,20% в 2007 году, на 5,56 – в 2008 году. Вместе с тем наблюдается небольшой роста заработной платы – в среднем, на 5%, ежегодно.

Отмеченные негативные тенденции говорят о необходимости совершенствования деятельности предприятия. В связи с этим, предлагаемый в рамках данной выпускной квалификационной работы бизнес-план инвестиционного проекта по замене оборудования для сварки ПВХ конструкций представляется особенно актуальным. Данный проект направлен на повышение эффективности производственной деятельности предприятия, сокращение себестоимости продукции за счет снижения ее энергоемкости, трудоемкости и материалоемкости. Внедрение более современного оборудования позволит повысить технический уровень производства и производительность труда.

 

 


2. Теоретические основы бизнес-планирования на современном предприятии

2.1 Понятие, сущность и функции бизнес-плана. Место бизнес-плана в системе планирования предприятия

Любое коммерческое мероприятие принято начинать с составления бизнес-плана. Такие планы нужны всем: банкам и спонсорам, у которых предприятие собирается брать кредиты для создания своего дела; сотрудникам уже действующей фирмы для понимания целей, задач и перспектив развития предприятия; руководству предприятия, для того чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на целесообразность и реалистичность.

Бизнес-планирование в современных рыночных условиях представляет собой принятый в менеджменте язык делового предложения. Для любого предприятия данный инструмент – существенная помощь в комплексном видении своего будущего бизнеса и всех рисков, связанных с его эффективной реализацией.

Начиная новый бизнес или реконструируя действующее предприятие, главный вопрос, который интересует предпринимателя, это потребности рынка. Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров. Такое динамичное положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансировании его производства. Проще говоря, перед началом каждого нового периода совершенствования производства, расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность? Инструментом решения этой проблемы служит бизнес-план. Его разработка позволяет согласовать возможности предприятия (предпринимателя) с потребностями рынка на определенный период.

Бизнес-план является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия (компании, фирмы). Язык бизнес-плана широко распространен во всем мире среди предпринимателей. В современных российских условиях освоение методов такого вида планирования является необходимым элементом перестройки мышления всех категорий работников на рыночный способ хозяйствования.

Изучение бизнес-плана в условиях рынка опирается на знание основных функциональных дисциплин управления предприятием: маркетинговой, производственной, коммерческой, финансовой. Сущность бизнес-планирования состоит в разработке комплексного плана действий, обеспечивающих достижение установленных с помощью маркетинговых исследований и стратегического анализа целей. При этом все запланированные мероприятия сбалансированы с финансовыми, временными и кадровыми ресурсами. План представляет деятельность в будущем, и поэтому предприятие анализирует проблемы и сопровождающие их риски, с которыми придется столкнуться в последующие периоды. Определение способов и методов управления рисками удорожает проект, но вместе с тем увеличивает вероятность его реализации в запланированные сроки и с намеченными затратами.

Проект развития предприятия или создания нового бизнеса всегда связан с инвестированием средств. Инвестиционные процессы имеют свои закономерности и особенности. Учет этих особенностей послужит основой для высокой эффективности проектов.

Инвестиция – это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов. Понятие инвестиции охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций – вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства – по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство.

Инвестирование представляет собой отказ от потребления благ сегодня с целью получения дохода в будущем. Будущие доходы получаются путем вложения средств в различные активы, приносящие доход. Следовательно, инвестиционное решение – это выбор долгосрочных активов, приносящих доход. В процессе принятия инвестиционных решений осуществляется выбор вариантов, эффект от которых превышает затраты на их осуществление, и оценка связанных с ними доходов, времени и рисков. Доходность и риск – две стороны принятия инвестиционного решения. Под влиянием оценки риска формируются требования к уровню доходности проекта. Затем требуемый уровень доходности сравнивается с фактически ожидаемым от проекта и, если последний выше, проект может быть принят, в противном случае он отвергается.

Для того чтобы актив приносил требуемый уровень дохода, необходимо осуществить определенную последовательность действий в соответствии с целью инвестирования, тщательно обоснованную технико-экономическими расчетами, которая называется инвестиционным проектом и включает в себя планирование и организацию инвестиций.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, «коммерческие организации – это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». С этой точки зрения любое инвестиционное решение, осуществляемое в такой организации, должно было бы оцениваться по критериям бухгалтерской прибыли, получаемой от его реализации. Однако прибыль не всегда адекватно отражает действительные коммерческие результаты решений, т. к. порядок списания затрат на себестоимость не позволяет отразить в бухгалтерском учете действительных размеров платежей, производимых организацией по тому или иному проекту.

Как правило, инвестиционное решение на первом этапе требует вложений капитала, а на последующих – начинает давать реальную отдачу. Бухгалтерский учет оперирует усредненными оценками, распределяя во времени потребности в дополнительных инвестициях через механизм амортизации. Не все затраты списываются на себестоимость в полном объеме и в том периоде, когда они производятся фактически. Базируясь на усредненных оценках прибыли, невозможно корректно соотнести между собой разновременные платежи. Более того, в результате таких оценок может быть принято неправильное решение. Ориентация на максимум бухгалтерской прибыли не дает возможности сопоставить проекты, относящиеся к разным классам риска.

Указанные соображения заставляют во многих случаях отказываться от критериев оценки инвестиционных решений, основанных на бухгалтерской прибыли, и приводят к необходимости оперировать суммами действительно осуществляемых платежей и получаемых доходов. Расчет денежного потока производится таким образом, чтобы соответствующие его притоки и оттоки были релевантны, то есть непосредственно связаны с конкретным инвестиционным решением, которое оценивается и обосновывается. Для того чтобы инвестиционное решение было выгодным с коммерческой точки зрения, необходимо, чтобы соответствующие денежные оттоки – инвестиции, текущие затраты, налоги – как минимум компенсировались денежными притоками – поступлениями от продаж.

Учитывая принцип временной стоимости денег, требуется сначала привести их к одному моменту времени. Оценку денежных потоков и их приведение к одному моменту времени можно производить на номинальной или реальной основе. В первом случае учитываются платежи, которые действительно будут уплачены или получены в различные моменты времени. При их расчете учитывается эффект инфляции. Во втором случае используются текущие цены на момент обоснования инвестиционного решения и текущий уровень инфляции.

Согласно современной финансовой теории, чистая приведенная стоимость выступает в качестве универсального показателя, способствующего принятию обоснованных и оптимальных управленческих решений в финансово-инвестиционной деятельности предприятия. Под стратегией долгосрочного инвестирования предлагается рассматривать процесс определения направлений инвестиционного развития предприятия, обеспечивающий на протяжении ожидаемого периода времени положительную чистую приведенную стоимость произведенных им денежных потоков. Успешная реализация данной стратегии должна способствовать приобретению соответствующих конкурентных преимуществ (в уровне технологии, организации, маркетинге, затрат и др.), а также согласовываться с требованием неуклонного повышения общей ценности фирмы.

Рассмотренные особенности процесса инвестирования по сути определяют цели разработки проекта и собственно бизнес-плана. Различия в его целевой предназначенности определяются как отраслевой ориентацией бизнеса (материальное производство, финансовые вложения, индустрия спорта и досуга), так и видом деятельности (коммерческий или некоммерческий проект).

Управление организацией (предприятием) в условиях рынка представляет собой систему взаимосвязанных функций: планирование – организация – координация – мотивация – контроль.

Планирование – определение целей и путей их достижения – охватывает в соответствии с этим следующие этапы:

· разработка общих (стратегических) целей;

· определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2–3 года);

· определение путей и средств их достижения;

· контроль за реализацией поставленных целей (путем сопоставления плановых данных с фактическими).

В зависимости от характера деятельности планирование выступает или в виде долговременной стратегической программы развития предприятия, или в виде оперативных планов-графиков, выполняющих к тому же контролирующую функцию.

Если предприятие стремится найти инвесторов или партнеров для достижения определенной цели (создание совместного предприятия, организации общих проектов или согласованных действий на рынке), то ему необходимо, кроме четкого представления о предлагаемом бизнесе, убедить инвесторов или партнеров, что оно способно грамотно и эффективно наладить новое дело и управлять им. Для этих целей служит выработанный мировой экономической практикой бизнес-план, который по содержанию и назначению представляет собой плановый документ, имеющий многоцелевой характер.

Во-первых, он разрабатывается для обоснования нового дела. В нем даются все основные аспекты будущей деятельности, анализируются все проблемы, с которыми придется столкнуться, определяются способы их решения.

Во-вторых, этот документ поможет действующему предприятию разобраться в перспективах роста своего бизнеса, оценить их, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции.

В-третьих, он может служить формальным юридическим документом, с помощью которого начинается формирование уставного капитала и финансовых активов будущего предприятия.

В современной экономической теории бизнес-план выполняет 4 функции.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Это жизненно необходимо в период создания предприятия, выработки новых направлений деятельности.

Вторая – функция планирования. Она позволяет оценивать возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы ее развития, выполнение запланированных мероприятий.

Третья функция связана с привлечением денежных средств как собственных, так и со стороны (ссуд, кредитов). Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банки стараются застраховать себя на случай невозвратности кредита, требуя гарантии, реального залога, необходимости страхования, и в этом предприятию помогает бизнес-план, так как позволяет анализировать уровень профессионализма менеджеров проекта.

Четвертая функция состоит в привлечении к реализации планов предпринимателя потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющуюся у них технологию, патенты или свой управленческий опыт и деловые связи.

 

2.2 Состав и структура бизнес-плана

 

Примерный состав основных разделов бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Резюме.

3. Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги).

4. План маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Страхование рисков.

8. Финансовый план.

9. Приложения.

Охарактеризуем содержание основных разделов бизнес-плана.

Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

Резюме, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Оно должно быть кратким (не более 2–3 страниц) и трактоваться как самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.

В резюме четко формулируются цели проекта, какие проблемы будут решены и потребности развития внешней среды удовлетворены.

Информационная емкость резюме должна быть достаточна и убедительна для потенциального инвестора. По содержанию вводной части инвестор зачастую судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно – чем будет заниматься фирма, сколько денег потребуется вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги) и почему фирма добьется успеха, каким образом полученная сумма денег будет возвращена.

Раздел «Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги)» начинается с анализа бизнеса на текущий момент, описываются основные направления и цели деятельности фирмы, история бизнеса, а также характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития.

Наряду с характеристикой положения дел на фирме должна быть оценена и стадия ее развития – становление, расширение действующего бизнеса, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупной.

Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных клиентов, указать их сильные и слабые стороны. Необходимо изучить все прогнозы по данной отрасли.

Необходимо ответить на вопрос – на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги предприятия.

В разделе рассматриваются концептуальные вопросы материально-технического, научного и кадрового обеспечения проекта. Если для проекта создается новое предприятие, то необходимо описание производственного процесса: как может быть организована система выпуска продукции и контроля над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он будет выбран. По тем операциям, которые предполагается выполнять собственными силами, необходимо дать схему возможных производственных потоков, список предполагаемого производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (отечественный или зарубежный), ориентировочную стоимость. Наконец, в этом разделе должна найти отражение информация о том, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговое, то в данном разделе описываются варианты процедур закупки партий товаров, систем контроля за уровнем товарных запасов и потребности в складских помещениях.

В случае слияния и поглощения в этот раздел должна быть включена краткая характеристика фирмы, с которой вы собираетесь слиться, когда и кем она была основана, почему нынешний владелец фирмы продает ее. Это позволит существенно повысить шансы на открытие вам финансирования.

Завершить данный раздел должна оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. При этом следует учесть и затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Всегда возможны самые неприятные сюрпризы со стороны правительственных органов и общественности. Лучше заранее предусмотреть возможные последствия. Раздел «Описание вида деятельности» наиболее тесно связан с разделами «Производственный план» и «План маркетинга».

Таким образом, в разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания неспециалиста.

В разделе «План маркетинга» анализируется будущий (или существующий) рынок сбыта продукции, разрабатывается маркетинговая стратегия бизнеса.

Анализ будущего рынка сбыта – это один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства несостоявшихся со временем проектов была связана именно со слабым изучением рынка и недооценкой его емкости.

Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому этот раздел наиболее труден для написания. Необходимо убедить инвесторов в существовании рынка для продукции и показать, что предприятие может продать на нем свою продукцию.

Для этого нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка, выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, а для другого – сильнее.

Появление на рынке или уход с него относятся к числу наиболее важных стратегических решений и требуют тщательного расчета.

Любая фирма заинтересована в тех потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме и на протяжении длительного периода времени, чтобы фирма могла существовать и развиваться. Значит, одна из первых задач – определить свой целевой рынок.

В связи с этим особого внимания заслуживает ответ на вопрос – кто является покупателем сегодня, сохранится или изменится покупатель завтра.

Сегментирование рынка оправдывает себя даже в рамках крошечной фирмы. Ключевым вопросом для определения маркетинговой стратегии в будущем является разработка мер по расширению круга постоянных покупателей.

Продавать товар своим постоянным покупателям всегда легче, чем привлекать новых. Тем не менее, нужно постоянно следить за тем, чтобы на смену покупателям, которых фирма теряет по тем или иным причинам, приходили новые, не говоря уже о том, что рост фирмы возможен только при расширении клиентуры.

Необходимо также определить, что будет происходить с рыночной долей фирмы по мере расширения рынка, относится ли данный рынок к числу конкурентных.

При анализе динамики деятельности конкурентов следует учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, не ограничиваясь только самыми бросающимися в глаза параметрами – ценой и основными качественными характеристиками. Необходимо определить, что на самом деле важно для будущих клиентов и как фирма может удовлетворить эти их потребности с большой выгодой для своего дела (оперативность и малая партионность поставок, более надежный послепродажный сервис и т.д.).

Необходимо показать, что продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей. При этом особое внимание следует уделить ценовой политике, обеспечит ли цена, принятая конкурентом, прибыль фирме, сможет ли фирма обосновать цену, отличную от назначенной конкурентами (низкие издержки, более высокое качество продукции или обслуживания).

В рамках маркетинговой стратегии необходимо раскрыть основные элементы плана маркетинга, к которым относятся: схема распространения товаров, ценовая политика, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров), формирование общественного мнения о фирме и клиентах, бюджет плана маркетинга.

Конкретные детали маркетинговой стратегии часто оказываются сложными комплексными вопросами. Не следует включать все детали проблем маркетинга в ваш бизнес-план. Достаточно на трех-четырех страницах изложить лишь главное: как фирма будет продавать свой товар – через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будет определять цены на свои товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства планируется достичь; как будет организовываться реклама и сколько средств планируется на это выделить; как фирма будет добиваться постоянного роста объемов продаж – за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей; как будет организована службу сервиса и сколько на это потребуется средств; как фирма будет добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности («паблик рилейшенз»).

Назначение раздела «Производственный план» – обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта.

Раздел содержит следующую информацию:

– место производства товаров;

– необходимые производственные мощности и их увеличение по годам;

– закупка сырья, материалов и компонентов;

– репутация фирм-поставщиков, опыт работы с ними;

– производственная кооперация – с кем и на каких условиях;

– необходимое оборудование; фирмы-поставщики оборудования;

– схема производственных потоков на предприятии;

– контроль качества продукции – на каких стадиях и с помощью каких методов;

– уровень издержек производства и их динамика;

– затраты на утилизацию отходов и защиту окружающей среды.

В разделе «Организационный план» необходимо показать, кто будет внедрять намеченные мероприятия по проекту. На основании этого раздела потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства и с коллективом на практике.

При рассмотрении вопросов руководства и управления фирмой необходимо объяснить, каким образом организована руководящая группа, и описать роль каждого ее члена, привести краткие биографические сведения о всех членах совета директоров, учредителей. Следует помнить, что необходима сбалансированная руководящая группа. Следует дать анализ знаний и квалификации всей команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого ее члена будут дополнять друг друга, охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, вопросы, связанные с персоналом, производственный процесс). Однако маловероятно, что небольшая фирма на ранней стадии своего становления сможет собрать достаточно хорошо сбалансированную команду. В этом случае для выявления слабых сторон управления можно воспользоваться услугами консультантов.

В этом разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; детальные анкетные характеристики приводятся в приложении.

В этом разделе также нужно привести и организационную схему управления бизнес-проектом с указанием для каждого руководителя его места в организационной иерархии. Из данной схемы должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как службы будут друг с другом взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать.

Финансовый план – важнейшая составная часть бизнес-плана, призванный обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируется состояние наличности, устойчивость предприятия, источники и использование средств. В заключении определяется срок окупаемости или точка самоокупаемости.

Сводный прогноз доходов и расходов разрабатывается на каждый год, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке (приложение 1).

Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия. Для составления прогноза используются опросы потребителей, опросы торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.

Расходы на заработную плату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей. Сведения о том, сколько и каких специалистов потребуется, берутся из организационного плана. Расширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия потребовать увеличения численности занятых. Расходы на оплату труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. В плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение заработной платы работающим сотрудникам.

В первые месяцы освоения нового рынка значительно выше расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские расходы и т.д.

С ростом фирмы возрастают расходы на страхование, на рекламу, на участие в выставках, на аренду дополнительных складских помещений. Все это должно найти отражение в плане доходов и расходов. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той страховой компании, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можно определить в зависимости от вида страховки и состояния дел на предприятии к тому или иному моменту. Добавление новых площадей увеличит расходы на аренду. Если планируется закупить новое оборудование, то это отразится в приросте амортизационных отчислений.

Помимо планов доходов и расходов в разбивке по месяцам первого года, планы доходов и расходов должны содержать прогнозные данные на конец 2-го и 3-го годов. При прогнозировании эксплуатационных расходов на 2-й и 3-й года рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги (плата за электричество, газ и т.д.), аренда, страховка и процент на капитал, нетрудно подсчитать, исходя из объема продаж (доходов) на второй и третий год. Расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить как долю от чистой прибыли за соответствующий год.

Если финансовый план покажет, что при таких издержках можно получить прибыль, фирма имеет шансы на успех.

Финансовый план содержит обоснование движения денежных потоков по кварталам и годам реализации бизнес-проекта. Данные финансового плана являются основой расчетов эффективности проектируемых инвестиций. Форма плана доходов и расходов представлена в приложении 2.

Расчет эффективности проекта определяется по показателям срока окупаемости, внутренней нормы рентабельности, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности затрат и инвестиций. Также целесообразно рассчитать точку безубыточности проекта.

В приложении к бизнес-плану приводятся документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые есть ссылка в бизнес-плане.

Наиболее часто в приложении приводят следующие документы: технические данные по продукции, копии контрактов, лицензий, подробности патентных документов, из которых взяты исходящие данные, сообщения консультантов по продукции и рынкам, анкетные данные руководящих работников, сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований, отчет по ревизии бухгалтерских документов, прейскуранты поставщиков и другие.

Приведенный состав разделов бизнес-плана фирмы является примерным. Окончательный выбор состава и содержания материала, представляемого в бизнес-плане, определяется руководителем с учетом конкретных обстоятельств и путей развития фирмы.

 

 


3. Бизнес-план замены оборудования цеха сборки пластиковых окон на ООО «Зарта»



Резюме

 

В данном бизнес-плане рассматривается инвестиционный проект замены оборудования цеха сборки пластиковых окон.

Пластиковые окна являются достаточно востребованным продуктом на современном рынке России и Ярославской области. В настоящее время, рынок пластиковых окон находится в фазе роста, при этом в последние годы (2005–2007 год) темпы роста рынка были стабильно высокими (на уровне 30–50%). В 2008 году темпы роста рынка несколько замедлились, что было обусловлено сложной финансовой обстановкой в нашей стране в результате финансового кризиса, но всё равно остались на приемлемом уровне (по разным оценкам рост рынка пластиковых окон в 2008 году составил 15–20%). По мнению многих экспертов, тенденция роста рынка пластиковых окон в РФ сохранится и в ближайшие годы и по мере преодоления финансового кризиса темпы роста данного рынка будут расти.

Вместе с тем, наблюдается и ужесточение конкуренции на российском и региональных рынках пластиковых окон. Замедление темпов роста рынка в 2008 году, ужесточение конкуренции, привели к уменьшению рентабельности деятельности многих компаний данного сектора народного хозяйства. Данные негативные тенденции затронули и ООО «Зарта». В 2006 году чистая прибыль компании составила 548 тысяч рублей, в 2007 году – лишь 13 тысяч рублей, а по итогам 2008 года предприятие и вовсе оказалось убыточным. В такой ситуации предприятию необходимо стремиться к совершенствованию своей деятельности, снижению издержек производства и реализации продукции. В связи с этим, предлагаемый в рамках данной выпускной квалификационной работы бизнес-план инвестиционного проекта по замене оборудования для сборки ПВХ конструкций представляется особенно актуальным.

Основное производственное оборудование предприятием арендуется и к текущему моменту времени устарело как физически, так и морально. Приобретение нового оборудования позволит значительно автоматизировать производственный процесс, повысить производительность труда, сократить отходность производства, снизить материалоемкость продукции. Кроме того, предприятие получит значительную экономию на арендной плате. Инвестиции в проект окупаются уже на втором году его реализации.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 199.