Взаимосвязь психотерапии и психопрофилактики с социокультурным пространством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психотерапевтический процесс не замкнут в стенах рабочего помещения психотерапевта, не в них он начинается и не в них он завершается. Как пишет Шерток [24, C.132]: «Страдающий человек решает призвать не помощь другого человека. Он обращается за помощью к определенному лицу, ибо в силу усвоенной обществом традиции верит, что это лицо обладает знаниями и умением лечить. Вера является предварительным условием для того, чтобы могли осуществиться изменения». В ситуации ребенка [12, С.664] инициатива обращения за помощью исходит от родителей и от усвоенных ими установок зависит как то, к кому они предпочтут обратиться за ней, так и успешность психотерапевтической работы с ребенком, если она будет начата [4, С.258-259]. Таким образом, существующие в обществе культурные коды предопределяют успех психотерапевтической помощи и отношение к ней еще до возникновения ее необходимости. Это только одна сторона взаимосвязи и чтобы лучше понять другие рассмотрим, как обстояло дело с психотерапией и психопрофилактикой до распространения их научных медицинских версий.

«Некоторые из применяемых ныне методов воздействия известны с незапамятных времен. В течение долгих веков, а в так называемых первобытных обществах еще и сегодня, эти методы составляли основу исцеления, в той его форме, в которой оно практиковалось колдунами, шаманами, знахарями и т.п. Эту традиционную медицину можно определять как сочетание прямого внушения (вера в могущество колдуна, в его желание исцелить больного является здесь главным фактом терапевтического воздействия) и косвенного (последнее действует в основном посредством ритуальных обрядов: заклинаний, магических предметов и движений и т.п.) [24, С.135]. Непосредственное отношение к психопрофилактике невротических расстройств у детей имеет шаманская техника вспоможения в трудных родах, бытующая у одного их южноамериканских племен, анализ которой, выполнен Леви-Строссом [24, С.134-136]: «Совершая обряд, шаман разыгрывает перед роженицей процесс родов в виде сражения с духами и эпизоды сражения соответствуют различным фазам родов… Этот сценарий обряда дает пациентке нечто вроде путеводной нити, которая позволяет упорядочить, хаотический поток телесных ощущений и вызвать соответствующие ситуации физиологические реакции. Таким образом, лечебная эффективность обеспечивается соответствием двух серий процедур: с одной стороны, телесные воздействия, а с другой – интеллектуальные операции, вокруг которых строится миф. Их соответствие позволяет шаману воздействовать на первые с помощью вторых. Леви-Стросс назвал это символической эффективностью. Шаман, пишет он, дает пациентке язык, способный непосредственно сообщать о не формулируемых состояниях, которые не могут быть выражены иным путем. Переход к такому словесному выражению (позволяющему переживать в упорядоченной и доступной для восприятия форме текущий опыт, который иначе был бы анархическим и невыразимым), стимулирует ход физиологического процесса, то есть реорганизацию в благоприятном направлении очередного этапа родов … действия шамана достигают желаемого эффекта только потому, что они переживаются в аффективном плане… Он буквально ставит себя на место роженицы. Существенная часть его пения посвящена описанию страдания роженицы, что в свою очередь позволяет ей отождествиться с ним и подчиниться его внушениям».

Как видно, современная психотерапия занимает место, которое до нее отнюдь не пустовало. Конечно, можно сказать, что знахари, колдуны и шаманы не обладали глубокими теоретическими познаниями, не проходили, часто, но не всегда, серьезного обучения, в связи с чем современный психотерапевт может смотреть свысока на своего «коллегу» из джунглей Южной Америки, но у последнего есть то, чем, по крайней мере, российский психотерапевт похвастаться не может – у него есть прочная включенность в существующую в племени мифологию и ореол особой силы. И эта вера в необходимость особой магической силы для осуществления психологического воздействия отнюдь не является отличительной чертой первобытных племен. В настоящее время в нашей стране действует 300 тысяч магов, колдунов, провидцев и т.п. и по обоснованным данным их доходы превышают весь бюджет МЗО [23, с.18 /Предис. М.М. Решетникова]. Как говориться спрос рождает предложение. Да и среди тех людей, которые напрочь отрицают всякие «оккультные выдумки» магические представления едва ли полностью умерли. Как постоянно утверждает К.Г. Юнг – например [27, С.131]: - «Наше индивидуальное сознание – это надстройка над коллективным бессознательным, о существовании которого первое обыкновенно не подозревает». И в этом коллективном бессознательном по-прежнему живет лицо первобытной психики с его представлениями о духах, демонах, ворожбе, тайных магических преследователях [та же]. Из всего этого следует, что современному психотерапевту может быть, весьма полезно интересоваться архаичными формами психотерапии, в том числе и встречающейся в наши дни, а не отмахиваться от них как от шарлатанства.

Еще в 80-е годы 20-го века в моем родном городе ********* типичным поведением родителей в случае возникновения невротических расстройств у их детей было обращение к знахаркам – «бабкам», как их называли. И «бабки» действительно лечили, или, по крайней мере, вызывали исчезновение симптомов. Я специально не интересовался эффективностью лечения. Но 4 случая исчезновения симптомов мне известно. В качестве оплаты «бабки» брали, кто, что им принесет, одна из троих, пользующихся наибольшей популярностью за лечение детей ничего категорически не брала. Доверие к ним было большое. Сейчас ситуация изменилась. Пользующихся у населения признанием «бабок» больше нет. Имеются некие колдуны и экстрасенсы, но отношение к ним в основном как к шарлатанам, пытающимся набить свой карман за счет чужого несчастья и одурачивания людей. Рассмотрим методы этих народных психотерапевтов.

Одна из них лечила приведенных детей в присутствии родителей с помощью молитвы, обращаясь к Богу об исцелении недуга. К сожалению, точного текста молитвы я не знаю, а он мог бы представлять интерес с точки зрения образности, символизма и ритма. Обращались к ней довольно часто, в основном по поводу детей, примерно по 5 человек в день. Интересен следующий факт. Обращалась к Богу она вполне искренне, так как была человеком глубоко верующим. Однако она признавала силу воздействия внушения, и на что полагалась больше в своей практике, неизвестно. Так, одной своей соседке по поводу боли в ногах она посоветовала по долгу повторять фразу: «У меня ноги не болят».

Другая – лечила массажем. Мне известен случай лечения его ребенка, у которого после испуга, вызванного прорывом трубы системы отопления в квартире, во время суток, соответствующее пережитой травматической ситуации, появлялось выраженное беспокойство с двигательным возбуждением. Выслушав родителей мальчика, она провела рукой в некоторых местах по его телу и сказала, что в районе солнечного сплетения у него имеются затвердения. Выполняя в течение трех сеансов в этом месте массаж, ей удалось снять приступы беспокойства. Наглядный пример применения телесно-ориентированной психотерапии [12, С.683].

Третья применяла совсем уже «ведьмовской» метод. Известный мне случай касался возникновения у ребенка двигательного возбуждения во время сна. Мальчика привела его бабушка. «Бабка» усадила их за стол на кухне. На стол расставила миску с водой. Затем вылила воск в миску с водой, при этом что-то нашептывала, и стала объяснять бабушке мальчика, показывая в миску: «Его напугала женщина, вот она машет платочком» и что-то в том же духе, объясняя содержание образовавшейся из застывшего воска картины. После же принялась брызгать водой из миски на ребенка, приговаривая: «Как пришло, так и уйди». Однократного посещения для прекращения вызвавшего тревогу бабушки «симптома» оказалось достаточно.

Что можно извлечь из описания этих случаев? Во-первых, мы имеем здесь дело с сильной включенностью лица, осуществляющего лечение, в структуру представлений населения, о лицах, способных оказать данный вид помощи. И эти представления имеют глубокие исторические и психологические корни. Достаточно вспомнить широкое распространение образа старой мудрой женщины в сказках, легендах, преданиях [1, С.230-253]. Во-вторых, следует обратить внимание на воздействие, сказываемое на родителей или замещающих их лиц. «Народная целительница» вовлекала их в процесс своей работы, готовя к восприятию ребенка в роли «здорового ребенка», она давала объяснения причин болезни и способ ее преодоления, помогая организовать разобщенные мысли, чувства и действия родителей в нужном для исчезновения симптомов русле. В-третьих, в приведенных методах лечения мы видим обращение к глубинным слоям психики, хранящим представления о ворожбе, божественной силе и т.п., что еще раз подтверждает – насколько тонка оболочка современной культуры в современном человеке. Мне известны случаи, когда к возможности колдовства – не как обоснованного психологическим воздействием, но как проявления неких таинственных, сверхъестественных сил – серьезно относились люди, по долгу своей работы, занимавшиеся атеистической пропагандой. В-четвертых, данная помощь была очень доступной. Эта доступность была территориальной, финансовой, психологической. Первые две характеристики понятны сами по себе. Третья означает, что эти «народные целительниц», несмотря на знание способов лечения, воспринимались как вполне обычные люди, с которыми можно было легко и просто поговорить, обращавшиеся к ним за помощью люди часто были выше их как по образовательному, так и по имущественному уровню. «Бабкам» было далеко до демонстрирующих свое благополучие психотерапевтов, они вполне оправдывали утверждение: «Будь проще, и люди к тебе потянутся».

Говоря об общественных институтах, стоявших на пути развития неврозов, нельзя не сказать слово о религии. «Даже те, кто не сожалеет об исчезновении в современном культурном мире религиозных иллюзий, должны признать, что пока они были в силе, они служили наиболее эффективной защитой от опасности невроза, тем, кто был во власти этих иллюзий. Нетрудно также распознать, что все связи с религиозно-мистическими или философско-мистическими сектами и объединениями являются выражением косвенного лечения разнообразных неврозов». [20, С.479].

Влияние религии, противодействующее распространению неврозов, складывается из самых разнообразных факторов. Одним из них является то, что религия предоставляет индивиду набор символов и мифов способных объединить разрозненные, порой взаимопротиворечивые психические содержания и дать человеку направление к цели, а также набор правил, необходимых для ее достижения, что снижает уровень внутренней неопределенности и соответственно эмоциональное напряжение. «Если хаотические движения толпы, каждые из которых заканчивается взаимным разочарованием, направляются в единое русло волей диктатора, то индивиду в его разъединенном состоянии также необходим направляющий и упорядочивающий принцип. Это – создание хочет, чтобы эту роль играла его воля, но при этом упускает из вида мощные факторы бессознательного, которые стоят на пути его намерений. Если оно хочет достичь цели синтеза, то оно должно сначала познать природу всех этих факторов. Оно должно пережить их, или обладать нуменозным символом, который их выражает и ведет к их синтезу. Возможно, что для этого сгодился бы религиозный символ, который включает в себя и визуально представляет то, что ищет выражения в современном человеке». [30, С.138].

Другой психопрофилактической возможностью, предоставляемой религией является исповедь и покаяние. Даже когда человек исповедуется не перед другим человеком, он имеет возможность исповедаться перед Богом. Исповедь дает человеку возможность избавиться от внутренней напряженности, осознать внутреннее противоречие, взглянуть на свои проблемы со стороны. Решающее значение при исповеди играет способность человека быть честным перед самим собой. Поэтому исповедь эффективна только для простых людей или когда человек чувствует на себе всевидящее око Бога, в связи с чем, отмечается несостоятельность так называемой «салонной исповеди» [27, С.87]. Также религия дает систему обрядов, таинств, ритуалов. Эти формы религиозной деятельности зародились в глубокой древности и то, что они дожили до наших дней, свидетельствует, что они выполняют весьма важные функции в жизни человека. Если посмотреть на всем известное таинство Крещения, осуществляемое в Православной и Католической Церквах над недавно родившимися детьми, то, на мой взгляд, оно обладает следующими психопрофилактическими возможностями (разумеется, для искренне верующих родителей):

1. Снижение уровня тревоги родителей и их эмоционального беспокойства за жизнь ребенка, что, как ясно из главы 1 влияет и на самого ребенка.

2. Восприятие ребенка родителями после совершения таинства крещения осуществляется исходя из его включенности в более широкую и высокую жизнь, чем жизнь отдельной замкнутой семьи, что влияет на воспитание ребенка, с самого рождения направляющего его на соединение с церковью. «Церковь же представляет собой высочайшую духовную замену для природной, так сказать «плотской» привязанности к родителям. Тем самым она высвобождает индивида из бессознательного природного отношения, которое, строго говоря, является вовсе не отношением, а состоянием изначального бессознательного тождества, состоянием, которое в силу своей бессознательности и обладает необычайной косностью, оказывающей сильнейшее сопротивление всякому более высокому духовному развитию» [28, С.177-178].

3. Крещение ребенка давало возможность родителям почувствовать удовлетворение от выполнения своего предназначения в рамках христианского мифа. То есть рождение ребенка посредством таинства крещения обретало не личный, а значительно больший смысл. Наиболее интересным в этой связи, на мой взгляд, является то, что с пропаданием этого значительно большего смысла, личный зачастую так же оказывается под вопросом.

Особые обряды, ставящие своей целью таинственным путем повлиять на жизнь ребенка возникли за долго до христианства. Многие из них можно и сегодня наблюдать в их первобытной форме у племен, которые сильно не изменила западная цивилизация. Но и в той же западной цивилизации подобные обряды применялись параллельно с христианскими таинствами еще в начале 20-го века. Некоторые из них описаны Фрэзером в «Золотой ветви» [22, С.45].

Тесно связаны с религиозной жизнью были и народные праздники, сопровождавшиеся обрядами, имевшими явный психотерапевтический смысл. Один из таких обрядов – «Изгнание ведьм». «В Центральной Европе благоприятным временем для изгнания ведьм считается или считалась Вальпургиева ночь – канун первого мая; в это время разгул нечистой силы якобы достигал апогея. В Тироле и других местностях это изгнание нечистой силы известно под названием «сожжение ведьм». Оно приходится на Майский праздник, но приготовление к нему растягивается намного дней. В четверг в полночь просмоленные ветки черного и красного болиголова, молочая, розмарина и терна связывают в пучки, которые хранятся до 1 мая. Люди, которые зажигают их в этот праздник, предварительно должны получить от церкви отпущение всех грехов. В последние три дня апреля все дома чистят и окуривают можжевельником и рутой. Сам обряд «сожжение ведьм» начинается в Майский праздник после того, как прозвонили колокола и спустились сумерки. Мужчины поднимают шум с помощью кнутов, колокольчиков, горшков и кастрюль, а женщины носят кадильницы. Собак спускают с цепи, и они с лаем носятся повсюду. Как только в церкви начинают звонить колокола, поджигают связки веточек, привязанных к жердям, и зажигают кадильницы. Люди бренчат колокольчиками, гремят кастрюлями и горшками, собаки лают – шум поднимается невероятный. Под этот гвалт все истошно вопят: «Ведьма, беги, убирайся отсюда, а не то тебе придется худо». Замет жители деревни семь раз обегают вокруг домов, дворов и деревни. Так ведьм выкуривают из потайных мест и изгоняют из деревни» [22, С.525]. Вот такое психодраматическое представление.

Проделав этот небольшой экскурс по архаичным структурам, бытовавших в человеческих сообществах для организации благополучного функционирования психики их членов, мы видим, что потребность в лицах, представлениях и действиях служащих данной цели находила способы своего удовлетворения задолго до того, как психотерапия и психопрофилактики стали научными дисциплинами. С распространением научного мировоззрения прежние формы психологической помощи стали терять доверие, но потребности в самой помощи осталась, и новые ее формы были обязаны возникнуть, и возникнуть в поле утвердившегося в обществе мировоззрения. Как писал Фрэзер [22, С.666], история человеческой мысли двигалась от магии через религию к науке. Из данной главы видно, что на каждой стадии психологическая помощь обретает свои формы. В тоже время прежние формы никогда полностью не исчезают, но продолжают сосуществовать с появившимися на последующих стадиях. В современной России мы можем увидеть методы психотерапии, практикуемые как в рамках науки, так и магии и религии. И дело тут не только в отсутствие квалифицированных специалистов-психотерапевтов. В США их намного больше, однако, магов с гадалками тоже хватает. Другое дело, что методы магии и религии могут учитывать и находить связь с человеческими потребностями, которые научная психотерапия за некоторыми исключениями просто игнорирует. Например, с потребностью чувствовать связь с чем-то превосходящим собственное «Я», чувствовать включенность в некий порядок бытия, выходящий за пределы обыденной человеческой суеты. От одной женщины я слышал такую фразу: «Если я изменю мужу, то меня тянет сходить не к психологу, а в церковь». Сама же она в Бога не верила.

Конечно, действительно ли у человека существуют потребности, которые всегда будут подпитывать существование религиозно-мистических организаций, или это следствие пережитков невежественных времен, вопрос спорный. С другой стороны отмечается [6, С.346] общность в действенности психотерапевтического окружения и религиозных сект.

1. Социальные отношения, дающие поддержку и уверенность.

2. Предложение квалифицированной помощи и надежды.

3. Специфическую рационализацию или мифологию, которые позволяют объяснить личные трудности и открыть новые перспективы.

4. Набор ритуалов и тренировочных упражнений, дающих новое ощущение покоя и внутреннего удовлетворения.

Как и религиозные организации, психотерапия восполняет пробелы в человеческом общении. «В общем, вероятность успеха психотерапии очень велика, если при ее проведении поддерживаются взаимоотношения терапевта и пациента, основанные на их внимании друг к другу, взаимном уважении, симпатии, эмпатии, а также на взаимных обязательствах, откровенности участников терапии т.п.» [23, С.682].

С другой стороны психотерапевтические взгляды также оказывают сильное влияние на общественную культуру. О значительном влиянии фрейдизма на культуру буржуазного общества для многих советских людей узнать было значительно легче, чем получить доступ к книгам основателя направления [21].

Подводя итог всему сказанному в этой главе можно сделать следующие выводы о взаимосвязи психотерапии невротических расстройств у детей с социокультурным пространством:

1. Бытующие в обществе представления о лицах, способных оказать психотерапевтическую помощь, определяют, к кому будет совершено обращение родителей в случае возникновения у их ребенка невротических симптомов.

2. Успех психотерапии зависит от того, на какие лица и методы распространяется вера родителей и ребенка в их способность привести к исцелению. Вследствие действия ряда культурных и интрапсихических факторов лица, соответствующие п. 1 не всегда будут соответствовать п. 2. Можно образно сказать, что п. 1 определяется сознательными представлениями, а п. 2 – подсознательными.

3. Существование психотерапии определяется существующей в обществе потребностью в структурах, направленных на поддержание психологического здоровья человека, цельности его бытия. При разрушении других, работающих в данном направлении структур, нагрузка на психотерапию будет возрастать.

4. Конкретные существующие в обществе формы оказания психотерапевтической помощи определяются стадией интеллектуального развития данного общества. Более ранние формы никогда полностью не уходят и существуют параллельно с последующими.

5. Взгляды, присущие различным школам психотерапии, оказывают влияние на общественную культуру, таким образом, формируя условия среды, в которой идет как развитие неврозов, так и работа по их исцелению.

Работая над этой главой, я вовсе не собирался раскрыть все нюансы взаимосвязей психотерапии и социокультурного пространства или дать безупречные определения и доказательства хотя бы части из них. Главная цель данной главы – показать глубокую вовлеченность психотерапевта в жизнь общества, в котором он берется вершить свой труд.



Заключение

 

В 2002 году в Санкт-Петербурге прошла IV Всероссийская конференция «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояния и перспективы», посвященная двадцатилетию открытия кафедры психотерапии СПбМПО с курсом детско-подростковой психотерапии [13]. Ее научными руководителями выступили Б.Д. Карвасарский, В.И. Курпатов, А.И. Палей, В.А. Ташлыков, Э.Г. Эйдемиллер. В ходе ее работы было отмечено резкое увеличение в нашей стране лиц, нуждающихся в психотерапевтической помощи, и принята соответствующая резолюция, направленная на то, чтобы сделать эту помощь более доступной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближенной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближенной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближения к данной цели признаны: необходимость принятия закона о привлечении психологов к психотерапевтической деятельности; безотлагательное введение специальности детской психотерапевт. Необходимость увеличения продолжительности обучения психотерапевтов; необходимость в распространении интегративных и краткосрочных методов психотерапии; практическая реализация супервизии; создание приказа МЗ РФ об отборе, апробации и внедрении доказавших свою эффективность психотерапевтических методов; признание психотерапии самостоятельной специальности с присвоением научных степеней; создание общероссийского профессионального психотерапевтического журнала. Также в резолюции сказано о необходимости подготовки большего числа квалифицированных специалистов и объединении в единое целое работы психотерапевтов, психиатров, психологов, социальных работников.

На основании ст. 10 Федерального Закона о гарантии основных прав ребенка в Российской Федерации[1] ОТ 24.07.1998 детям предусмотрено оказание бесплатной медицинской помощи. Следовательно, психотерапевтическая помощь в случае детских неврозов должна быть доступна на бесплатной основе, но даже на платной ее можно получить далеко не в каждом городе.

Говоря о работе психологов, я могу утверждать – доверия к ним у подавляющего большинства российского населения нет. Я знаю, что ребенок может проучиться несколько лет в школе, так и не зная кабинет психолога. Сейчас психологов ВУЗы выпускают намного больше, чем лет 10 назад, но каковы их профессиональные качества? Людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи, становится все больше, и я не верю, что это положение существенно изменится, даже если психологам и соцработникам разрешат заниматься психотерапией, и подготовка и аттестация психотерапевтов значительно улучшатся. Почему я так думаю? Потому что сама направленность современной человеческой цивилизации обеспечивает отчуждение человека от самого себя и от окружающего мира. И чтобы изменить ситуацию потребуется формирование и распространение новой системы восприятия, интерпретации и ответа на информацию о себе и окружающим мире. Как писал К.Г. Юнг [30, С.138]: «Мы живем во время, которое греки называли KAIROS, «верное мгновение» - для «метаморфозы бегов», фундаментальных принципов и символов. Эта особенность нашего времени, которое мы себе не выбирали, является выражением меняющегося бессознательного человека внутри нас. Грядущие поколения должны будут принять к сведению эту великую трансформацию, если человечество не собирается уничтожить себя с помощью своих технологий и науки». Конечно, психологи и психотерапевты могут внести вклад в осуществление трансформационного процесса и в значительной мере он связан именно с их трудами, но в то же время они являются такими же людьми как и все, чье сознание отягощено «тенями предков», и их так же гнетет страх неизвестности перед лицом того, кем они могут стать. Я считаю, что в ближайшие десятилетия, даже если в результате каких-то принятых мер и социально-политических факторов в отдельные годы численность людей с нервно-психическими расстройствами будет сокращаться общая тенденция к их увеличению останется неизменной. Система ценностей, унаследованная от христианской культуры и уходящая своими корнями в невежество и страхи первобытных времен, будет продолжать рушиться, увлекая за собой воздушные замки, некогда придававшие человеческому существованию смысл. Экзистенциальная буря на море жизни. Выдержать ее самому и помочь это сделать другим – такова задача психолога и психотерапевта в то время, в которое мы живем. Только тогда, когда специалист по душе осознает свободу ее движений, примет их и возрадуется им, только тогда он превратится в подлинного творца мира, где Человек сможет быть счастлив просто от того, что Он есть, а не от того, что он имеет, или как сложилась его жизнь, или какой ярлык ему наклеен, и делать то, что действительно соответствует его Движению – в – Мире, а не каким-то надуманным измышлениям.

После проведенного при подготовке данной курсовой работы краткого освещения темы психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей я могу сделать следующие выводы:

1. Учитывая доминирующее воздействие родительского влияния на возникновение неврозов у детей, следует:

а) при психотерапии детских неврозов проводить соответствующую работу не только с ребенком, но и с родителями;

б) организовывать работу с родителями, направленную на предотвращение невротических расстройств у детей;

в) развивать сеть служб психологической и социальной помощи населению.

2. Психологическим службам детских учреждений для предотвращения и своевременного лечения детских неврозов следует:

а) проводить работу по повышению психологической грамотности родителей, педагогов, администрацией;

б) проводить работу с детьми содействующую их благополучному психологическому развитию;

в) проводить диагностическую работу, направленную на своевременное выявление психологических нарушений у детей;

г) оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям, родителям, педагогам, администрации в связанном с работой учреждения круге проблем;

д) организовывать свою работу в тесном сотрудничестве со всеми категориями лиц, находящимися в поле ее деятельности.

3. При психотерапии следует руководствоваться, прежде всего, созданием теплых близких отношений, а не верой психотерапевта в некие применяемые им методы.

4. Психотерапевт должен стремиться к пониманию своей роли в мире, в котором он работает, к осознанию культурных, социальных философских аспектов своей профессии и тех проблем, с которыми ему приходится иметь дело.

5. Детские неврозы несут в себе значительный потенциал личностного роста, предоставляя возможность обратиться к решению проблем и получить доступ к ресурсам, которые, в противном случае, остались бы подавлены.

Я считаю, что данная работа может использоваться различными людьми, имеющими или собирающимися иметь дело с детьми, в качестве общего краткого введения в тему психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей. Она дает представление не только о развитии детских неврозов, их предупреждении и излечении, но и антропологических аспектах как неврозов, так и психотерапии.

И вот, завершая написание этой работы, я задаюсь вопросом – не есть ли невроз, по сути своей, блокирование способности любить – любить себя, мир, другого человека, и любые патогенные факторы могут привести к развитию невроза только тогда, когда способность любить уже блокирована, когда человек замыкается на образе своего Ego (Эго) и теряет способность радоваться своему единению с другими и движимый желанием этого единения, идти в своем духовном развитии, и чтобы по-настоящему освободиться от своей невротичности, нужно именно обрести эту способность любить? Собственно я готов, не колеблясь дать утвердительный ответ на этот вопрос, но как осуществить эту идею, для меня загадка.

 



Библиография

 

1. Бауэр В. Энциклопедия символов: [Перевод] / В.Бауэр, И. Дюмоти, С. Головин. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 512 с.

2. Блейлер Э. Руководство по психиатрии: [Перевод] / Э. Блейлер. – Берлин: изд-во т-ва «Врач», 1920. Репринт: изд-во Независимой Психиатрической Ассоциации, 1993. – 542 с.

3. Васильева О.С. Этапы индивидуальной психокоррекции детей и подростков «группы риска» /О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1999. - № 3. – С. 38-44.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия /А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 1998. – 336 с.

5. Кедрова Н. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка /Н.Кедрова // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. - № 3. – С. 187-193.

6. Майерс Д. Социальная психология: [Перевод] /Д. Майерс. – СПб: Питер, 1998. – 688 с.

7. Петченко В.А. Программа по коррекции школьных объектных страхов у детей младшего школьного возраста / В.А. Петченко //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. - № 3. – С. 27-54.

8. Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии /Г.И. Репринцева //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1995. - № 3. – С. 45-53.

9. Сатир В. Психотерапия семьи: [Перевод] /В. Сатир. – СПб.: Ювента, 1999. – 283 с.

10 Слободчиков В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. – С. 91-105.

11 Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.: Изд-во Московского университета, 1998. – 200с.

12 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.

13 Степанова В.К. Союз психологов и психотерапевтов /В.К. Степанова // Психологическая газета. – 2002. - № 3. – С. 10-11.

14 Третьяков О.Е. Опыт работы психолога в летних детских оздоровительных лагерях /О.Е. Третьяков, С.Н. Третьякова //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитацционной работы. – 2998. - № 3. – С. 62-72.

15 Фигдор Г. Психоаналитически-педагогическая консультация: [Перевод] /Г. Фигдор // Московский психотерапевтический журнал. – 1997. - № 1. – С. 92-119.

16 Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика: [Перевод] /З.Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 273-369.

17 Фрейд З. Введение в психоанализ: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 5-150.

18  Фрейд З. Психоаналитические этюды: [Перевод] /З.Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 529-566.

19 Фрейд З. Из истории одного детского невроза: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск: Попурри, 1997. – С. 179-268.

20 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я»: [Перевод] /З. Фрейд //Психоаналитические этюды. – Минск.: Попурри, 1997. – С. 422-480.

21 Фрейдизм / Большая Советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1978. – с. 85.

22 Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии: [Перевод] / Дж.Дж. Фрэзер. – М.: Политиздат, 1983. – 700 с.

23 Хайгл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии: [Перевод] /А. Хайгл-Эверс и др. – СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа совместно с изд-вом «Речь», 2001. -784 с.

24 Шерток Л. Непознанное в психике человека: [Перевод] /Л. Шерток. – М.: Прогресс, 1982. – 275 с.

25 Шувалов А.В. Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей /А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. - № 6. – С. 136-138.

26 Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи /Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

27 Юнг. К.Г. Аналитическая психология и воспитание: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. – М.: Канон, 1995. – С. 71-150.

28 Юнг. К.Г. Значение бессознательного для индивидуального воспитания: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. – М.: Канон, 1995. – С. 166-184.

29 Юнг. К.Г. О становлении личности: [Перевод] /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. – М.: Канон, 1995. – С. 186-208.

30 Юнг К.Г. Нераскрытая самость: [Перевод] /К.Г. Юнг //Избранное. – Минск: Попурри, 1998. – С. 66-140


[1] Собрание Законодательства. – 1998. - № 31. – С. 6932-6944.


Дата: 2019-07-31, просмотров: 151.