Лекция 1
1.Финансы как экономическая категория. Функции финансов
2.Содержание и значение финансовой политики. Финансовая система России
3.Сущность и социально-экономическое значение государственного бюджета
4.Бюджетная система государства. Бюджетный процесс
Содержание и значение финансовой политики. Финансовая система России
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1. Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
2. Создание адекватного финансового механизма;
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В разработке финансовой политики участвуют как органы законодательной, так и органы исполнительной власти. В соответствии с конституцией РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ.
Финансовая политика включает в себя:
бюджетную политику;
налоговую политику;
денежную политику;
кредитную политику;
ценовую политику;
таможенную политику.
Финансовая политика включает следующие важные звенья:
1) Выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, они формируются на основе изучения требований экономических законов всестороннего анализа состояния и развития хозяйства и перспектив развития.
2) Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.
3) Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство этих трех звеньев определяет содержание финансовой политики. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Значение финансовой политики:
1) Финансовая политика может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
2) Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении.
3) Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами.
Для реализации финансовой политики и успешного продвижения ее в жизнь используется финансовый механизм. Финансовый механизм - это совокупность способов организации финансовых отношений.
Он включает в себя:
Методы (планирование, кредитование, инвестирование).
Правовое обеспечение.
Нормативное обеспечение.
Информационное обеспечение.
Рычаги (цена, налоговая ставка).
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Под управлением финансами понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.
Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделят три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:
1) финансы предприятий, учреждений и организаций;
2) страховые отношения;
3) государственные финансы.
Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Выделяют следующие субъекты управления:
1) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;
2) страховые органы;
3) финансовые органы и налоговые инспекции.
В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы.
1. Финансовое планирование - занимает важное место в системе управления финансами. Оценивает состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
2. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная дума, Администрация Президента, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.
3. Оперативное управление - совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов.
Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.
4. Финансовый контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.
Лекция 2
1. Финансы материального и нематериального производства
2. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Финансы некоммерческой деятельности
3. Стратегические и тактические аспекты финансового менеджмента
4. Экономическая сущность и функции страхования
Лекция 3
1.Сущность кредита. Кругооборот и оборот капитала
2.Место и роль кредитной системы. Кредитный механизм
3.Принципы и методы банковского кредитования
4. Банковский учет векселей. Учетная ставка
Лекция 4
1. Кредитные ресурсы в обороте предприятия: преимущества и недостатки
2.Принципы управления кредитными рисками
3.Формы государственного кредита. Классификация займов
4. Понятие и виды международного кредита
Лекция 1
1.Финансы как экономическая категория. Функции финансов
2.Содержание и значение финансовой политики. Финансовая система России
3.Сущность и социально-экономическое значение государственного бюджета
4.Бюджетная система государства. Бюджетный процесс
Финансы как экономическая категория. Функции финансов
Финансы - это денежное отношение, возникающее в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использование их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих и удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Три основных признака финансов:
1) денежный характер финансовых отношений
2) областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса (распределение).
3) Финансы всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы - это денежные доходы, накопления и поступления, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства, и используются на расширенное производство, материальное стимулирование и другие цели.
Источники финансовых ресурсов:
1) образуемые за счет собственных и приравненных средств
2) мобилизуемые на финансовом рынке
3) поступающие в порядке перераспределения
Финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений.
Взаимосвязь финансов в основном происходит со следующими экономическими категориями: цена, заработная плата, кредит.
Цена является основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен выступают инструментом реализации этих пропорций.
С одной стороны финансы помогают заработной плате формировать фонд оплаты труда, с другой стороны заработная плата начисленная, выплаты которой не совпадают по времени, является источником финансирования текущей деятельности.
Отличия кредита от финансов:
1) кредит функционирует на основе возвратности.
2) Кредитные ресурсы выражают, разорванное во времени, движение стоимости.
3) кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами.
4) кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счет временно свободных денежных средств.
5) Кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом.
Субъект хозяйствования может разместить временно свободные денежные средства в банке, с другой стороны при финансовых затруднениях он привлекает кредитные ресурсы, для формирования своих финансовых ресурсов.
Причиной, порождающей появление финансов является потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, которые обеспечивают их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно.
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Важное место занимают финансы, связанные с существованием государства. Функционирование государственных финансов позволяет сформировать в распоряжение государства бюджетные и внебюджетные фонды.
Выделяют две основные функции финансов:
распределительная;
контрольная.
1. Объектом распределительной являются стоимость валового общественного продукта в денежной форме и часть национального богатства в денежной форме.
С помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости.
Процесс распределения осуществляется с помощью норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д. Все они устанавливаются государством.
Субъектами распределения являются государство, предприятия, организации, учреждения, граждане.
Распределение и перераспределение осуществляются финансово-бюджетными и кредитно-банковскими методами. Распределительная функция призвана обеспечивать формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Контрольная функция служит средством контроля над процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта, а также формирование и использование денежных фондов. Эта функция осуществляется финансовыми подразделениями предприятий, финансовыми и налоговыми органами и банками.
Контрольная функция может быть реализована с большей или меньшей степенью, что во многом определяется финансовыми дисциплинами в народном хозяйстве.
Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, порядок ведения финансового хозяйствования, соблюдение норм и правил, выполнение финансовых обязательств.
Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация. Контрольная функция действует в тесном единстве с распределительной функцией.
Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в функциях этой категории. Распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы. Контрольная функция отражает течение экономических процессов в обществе. Реализация объективных предпосылок зависит от того, в каких организационно-правовых формах происходит функционирование финансовых отношений.
Как инструмент финансы способны количественно и качественно влиять на общественное воспроизводство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, рассматриваемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние - это влияние финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.
Выделяют три главных направления финансового воздействия:
1) финансовое обеспечение потребности расширенного воспроизводства.
2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
3) финансовое стимулирование результатов деятельности.
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, мобилизуемых субъектами хозяйствования и государства.
Так как финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником, поэтому огромное значение имеет их бесперебойное формирование и рациональное использование.
Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, что ведет к сокращению масштабов производства, уменьшению фондов потребления и в целом к диспропорции. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства и его эффективностью.
Бесперебойное формирование финансовых ресурсов обеспечивается с помощью финансового рынка, который представляет собой особую форму организации движения денежных средств. Объективной потребностью функционирования рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах с наличием источников их удовлетворения.Финансовый рынок предназначен для мобилизации временно свободных денежных средств при эффективном их использовании.
Финансовый рынок выступает посредником между сберегателями и инвесторами. Мобилизация временно свободных денежных средств осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг: акций, облигаций. Финансовый рынок можно разделить на первичный и вторичный.
Первичный рынок связан с производством новых ценных бумаг. Вторичный с перепродажей ценных бумаг.
Целью первичного рынка является привлечение дополнительных финансовых ресурсов.
Целью вторичного рынка - перераспределение имеющихся у субъектов хозяйствования финансовых ресурсов.
Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные отрасли развиваются быстрее, чем другие. Поэтому необходимо согласованное регулирование разных частей экономики.
Регулирование - это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, которое позволяет перестроить производство в соответствии с потребностями общества.
В рыночных условиях регулирование обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов.
В составе финансовых стимулов развития производства выделяют:
1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов.
2) поощрительные фонды.
3) бюджетные методы интенсификации производства.
4) специальные финансовые льготы и санкции.
Содержание и значение финансовой политики. Финансовая система России
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
1. Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
2. Создание адекватного финансового механизма;
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В разработке финансовой политики участвуют как органы законодательной, так и органы исполнительной власти. В соответствии с конституцией РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ.
Финансовая политика включает в себя:
бюджетную политику;
налоговую политику;
денежную политику;
кредитную политику;
ценовую политику;
таможенную политику.
Финансовая политика включает следующие важные звенья:
1) Выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, они формируются на основе изучения требований экономических законов всестороннего анализа состояния и развития хозяйства и перспектив развития.
2) Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.
3) Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство этих трех звеньев определяет содержание финансовой политики. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Значение финансовой политики:
1) Финансовая политика может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
2) Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении.
3) Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами.
Для реализации финансовой политики и успешного продвижения ее в жизнь используется финансовый механизм. Финансовый механизм - это совокупность способов организации финансовых отношений.
Он включает в себя:
Методы (планирование, кредитование, инвестирование).
Правовое обеспечение.
Нормативное обеспечение.
Информационное обеспечение.
Рычаги (цена, налоговая ставка).
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Под управлением финансами понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Под управлением финансами понимается воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.
Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделят три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:
1) финансы предприятий, учреждений и организаций;
2) страховые отношения;
3) государственные финансы.
Под субъектами понимаются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Выделяют следующие субъекты управления:
1) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;
2) страховые органы;
3) финансовые органы и налоговые инспекции.
В управлении финансами можно выделить следующие функциональные элементы.
1. Финансовое планирование - занимает важное место в системе управления финансами. Оценивает состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, а последняя, в свою очередь, на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
2. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и т.д. Стратегическое управление финансами в нашей стране осуществляют Государственная дума, Администрация Президента, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.
3. Оперативное управление - совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов.
Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляет Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.
4. Финансовый контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 203.