I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Цель дисциплины – сформировать у обучаемых глубокие знания закономерностей онтогенеза психических процессов и личности на основных этапах возрастного развития: специфики и условий развития психики детей в дошкольном и школьном возрасте, психологических особенностей развития подростков и юношей, психических свойств и особенностей развития человека в зрелом возрасте, в период старения и старости, и на основе этого сформировать навыки и умения использования полученных знаний в практической деятельности.

2. Задачи дисциплины:

­ сформировать целостные представления относительно детерминант психического развития ребенка, соотношения обучения и развития; возраста и возрастной периодизации психического развития;

­ сформировать твердые знания закономерностей онтогенетического развития психики и личности в период основных этапов жизни человека, особенностей протекания различных кризисов возрастного развития;

­ выработать первичные навыки и умения диагностики особенностей психического развития и развития личности в различные периоды онтогенеза: в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах, в подростковом и юношеском возрасте, а также в период молодости, зрелости, старения и старости;

­ вооружить опытом проведения анализа онтогенетического развития человека и применения современных методик психодиагностики психологических проблем людей, принадлежащих к различным возрастным категориям.

3. Место дисциплины в подготовке специалиста.

Учебная дисциплина «Психология развития и возрастная психология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «Психология» согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Она является одной из важнейших учебных дисциплин, значение которой для подготовки специалистов по специальности «Психология» обусловлено как ее теоретико-методологическими возможностями формирования образовательного базиса психолога, так и прикладной ценностью курса. В психологической работе важно учитывать возрастные особенности и закономерности возрастного развития психики и личности в различные периоды онтогенеза.

Названная дисциплина изучается наряду с общей психологией, в значительной мере систематизируя базовые общепсихологические знания по проблемам онтогенетического развития. Дисциплина предваряет курс социальной и педагогической психологии, закладывая теоретико-методологические и методические основы для их качественного усвоения. Изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность и во многом дополняет курс экспериментальной психологии и психодиагностики.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

-

В результате изучения курса общей психологии студенты должны

иметь представление:

­ о предмете, объекте и методах исследования психологии развития и возрастной психологии;

­ о проблеме соотношения обучения и развития;

­ о проблеме возраста и возрастной периодизации в психологии;

знать:

­ детерминанты и факторы психического развития человека и особенности их проявления на различных этапах жизненного пути;

­ содержание основных отечественных и зарубежных подходов к анализу онтогенетического развития психики и личности;

­ современные зарубежные и отечественные психологические концепции периодизации возрастного развития человека;

­ сущность и содержание, условия и закономерности онтогенетического развития психики и личности на основных этапах возрастного развития: младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, подростковом возрасте, старшем школьном возрасте, юности, молодости, зрелости, поздней зрелости и старости;

­ сущность возрастных кризисов в различные периоды онтогенеза;

­ психологические условия и факторы старения и закономерности развития психики в старости, психологические условия долголетия;

­ особенности развития личности в условиях депривации и особых условиях;

уметь:

­ проводить диагностику психологической готовности детей к школьному обучению;

­ исследовать профессиональное самоопределение, смысложизненные ориентации, коммуникативные и организаторские склонности в юношеском возрасте и в молодости;

­ исследовать (диагностировать) психологические особенности молодости и взрослости;

­ учитывать закономерностей протекания того или иного возраста и социально-возрастных кризисов развития при работе с людьми;

Иметь опыт (навык):

­ проведения анализа онтогенетического развития человека;

- применения современных методик психодиагностики и психокоррекции психологических проблем людей, принадлежащих к различным возрастным категориям.

 

III . Распределение часов дисциплины по разделам,

Темам и видам занятий

Номера и

Наименование разделов и тем

Дата: 2019-07-31, просмотров: 162.