Кафедра Организационной и общей психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра Организационной и общей психологии

Рабочая программа учебной дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление подготовки

ПСИХОЛОГИЯ

профиль подготовки: организационная психология

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная

 

Москва – 2014

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению подготовки «Психология»

 

 

Автор: _________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Программа одобрена на заседании кафедры Организационной и общей психологии «26» августа 2014 г., протокол № 1

Внесение изменений и дополнений

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«    »________________ 2014г., протокол № ________

 

Заведующий кафедрой ______________________________________________

 

 

Внесение изменений и дополнений

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«    »________________ 2015г., протокол № ________

 

Заведующий кафедрой ______________________________________________

 

Внесение изменений и дополнений

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«    »________________ 2016г., протокол № ________

 

Заведующий кафедрой ______________________________________________

 

 

Внесение изменений и дополнений

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«    »________________ 2017г., протокол № ________

 

Заведующий кафедрой ______________________________________________

 

 

Внесение изменений и дополнений

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«    »________________ 2018г., протокол № ________

 

Заведующий кафедрой ______________________________________________

Лист изменений

В рабочей программе

 

 

Дата внесенных изменений Содержание изменений Подпись
       
       
       
       
       
       
       

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

-

В результате изучения курса общей психологии студенты должны

иметь представление:

­ о предмете, объекте и методах исследования психологии развития и возрастной психологии;

­ о проблеме соотношения обучения и развития;

­ о проблеме возраста и возрастной периодизации в психологии;

знать:

­ детерминанты и факторы психического развития человека и особенности их проявления на различных этапах жизненного пути;

­ содержание основных отечественных и зарубежных подходов к анализу онтогенетического развития психики и личности;

­ современные зарубежные и отечественные психологические концепции периодизации возрастного развития человека;

­ сущность и содержание, условия и закономерности онтогенетического развития психики и личности на основных этапах возрастного развития: младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, подростковом возрасте, старшем школьном возрасте, юности, молодости, зрелости, поздней зрелости и старости;

­ сущность возрастных кризисов в различные периоды онтогенеза;

­ психологические условия и факторы старения и закономерности развития психики в старости, психологические условия долголетия;

­ особенности развития личности в условиях депривации и особых условиях;

уметь:

­ проводить диагностику психологической готовности детей к школьному обучению;

­ исследовать профессиональное самоопределение, смысложизненные ориентации, коммуникативные и организаторские склонности в юношеском возрасте и в молодости;

­ исследовать (диагностировать) психологические особенности молодости и взрослости;

­ учитывать закономерностей протекания того или иного возраста и социально-возрастных кризисов развития при работе с людьми;

Иметь опыт (навык):

­ проведения анализа онтогенетического развития человека;

- применения современных методик психодиагностики и психокоррекции психологических проблем людей, принадлежащих к различным возрастным категориям.

 

III . Распределение часов дисциплины по разделам,

Темам и видам занятий

Номера и

Наименование разделов и тем

Расписанию

В том числе учебных занятий

С преподавателем

Из них по видам учебных

Занятий

Зачет с оценкой

Экзамен

Время, отводимое на

самостоятельную работу

Лекции Семинары Практические занятия Индивидуальные собеседования Занятия в ИФ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Семестр

Семестр

Темам и видам занятий

( очно – заочное)

Номера и

Наименование разделов и тем

Расписанию

В том числе учебных занятий

С преподавателем

Из них по видам учебных

Занятий

Зачет с оценкой

Экзамен

Время, отводимое на

самостоятельную работу

Лекции Семинары Практические занятия Индивидуальные собеседования Занятия в ИФ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Семестр

Семестр

Темам и видам занятий

( заочное)

Номера и

Наименование разделов и тем

Расписанию

В том числе учебных занятий

С преподавателем

Из них по видам учебных

Занятий

Зачет с оценкой

Экзамен

Время, отводимое на

самостоятельную работу

Лекции Семинары Практические занятия Индивидуальные собеседования Занятия в ИФ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Семестр

Семестр

IV . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

VI . ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

1. Психология развития и возрастная психология как наука, ее структура, задачи и современное развитие.

2. Объект, предмет психологии развития и возрастной психологии.

3. Сущность и содержание основных проблем психологии развития и возрастной психологии.

4. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

5. Понятие возраста в психологии.

6. Кризисы возрастного развития.

7. Понятие онтогенеза и психического развития.

8. Содержание психического развития человека.

9. Движущие силы, условия и факторы психического развития.

10. Особенности влияния на развитие революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики.

11. Социальная ситуация развития и законы психического развития.

12. Основные подходы к исследованию онтогенеза психики и личности человека.

13. Сущность и содержание биогенетической концепции в возрастной психологии.

14. Нормативный подход, его содержание и требования к исследованию развития человека.

15. Сущность концепции конвергенции факторов в возрастном развитии.

16. Онтогенез психики и личности человека с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского

17. Онтогенез психики и личности человека с точки зрения теории деятельности.

18. Понятие ведущей деятельности как главной движущей силы психического развития (Д. Эльконин, А. Запорожец).

19. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.

20. Критерии развития в психоанализе и периодизация развития личности по З Фрейду.

21. Периодизация развития морального сознания личности по Л. Колбергу.

22. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому.

23. Понимание психического развития в школе когнитивной психологии Ж. Пиаже.

24. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

25. Проблемы психического развития в бихевиоризме (Д. Уотсон, Э. Торндайк).

26. Понимание психического развития в необихивиоризме (К. Халл, Э. Толмен, Б. Скинер).

27. Критерии психического развития и его периодизация по Э Эриксону.

28. Содержание психического развития ребенка в период новорожденности.

29. Особенности психического развитие ребенка в младенчестве.

30. Психологическое содержание и сущность кризиса 1-го года.

31. Особенности психического развитие ребенка в период раннего возраста.

32. Психологическое содержание кризиса 3-х лет.

33. Особенности психического развитие ребенка в дошкольном детстве.

34. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

35. Проблема готовности к обучению в школе в психологии.

36. Проблема обучения 6-ти летних детей.

37. Сущность и содержание кризиса 7-ми лет.

38. Младший школьный возраст, особенности возрастного развития в нем.

39. Психофизиологическое развитие подростка.

40. Психологическая характеристика подросткового возраста.

41. Особенности развития когнитивной сферы подростка.

42. Особенности развития личности подростка.

43. Специфика общения подростка.

44. Пубертатный кризис, его содержание и специфика протекания.

45. Психологическая характеристика старшего школьного возраста - ранней юности

46. Психологическая характеристика юношеского возраста (студенчества).

47. Особенности психического развития в юности.

48. Специфика общения в юношеском возрасте.

49. Содержание любви и дружбы в юности.

50. Содержание половой идентификации в юности.

51. Содержание профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

52. Сущность и основные характеристики депривационных условий и особых условий развития личности.

53. Принципы профилактики депривационных явлений.

54. Стадии социализации личности и их характеристика.

55. Молодость в современном мире и ее характеристика.

56. Психологическая характеристика зрелого возраста.

57. Содержание кризисов психического развития в зрелом возрасте.

58. Характеристика психической сферы человека в старости.

59. Психология долголетия: факторы и условия.

60. Стадии умирания Э. Кюблер-Росса и их характеристика.

 

 

VIII ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1

а) по разделам I и II :

1. Возрастная психология как наука, ее структура, задачи и современное развитие.

2. Методы исследования в возрастной психологии.

3. Соотношение задатков и способностей, как проблема возрастной психологии.

4. Движущие силы психического развития.

5. Законы психического развития.

6. Сущность и содержание биогенетической концепции в возрастной психологии.

7. Нормативный подход, его содержание и требования к исследованию развития человека.

8. Сущность концепции конвергенции и противоречия двух факторов возрастного развития.

9. Онтогенез психики и личности человека с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и теории деятельности.

10. Сущность классификации стадий и кризисов психического развития личности по Э.Эриксону.

11. Новорожденность как начало жизненного пути.

12. Особенности восприятие младенца.

13. Особенности становления движений и действий младенца.

14. Память младенца.

15. Особенности речевого развития ребенка.

16. Сущность восприятия ребенка раннего возраста.

17. Память ребенка раннего возраста.

18. Действия и мышление ребенка раннего возраста.

19. Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста.

20. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.

21. Игра, как ведущая деятельность.

22. Развитие речи дошкольника.

23. Восприятие дошкольника.

24. Мышление дошкольника.

25. Память дошкольника.

26. Характеристика эмоциональной сферы дошкольника.

27. Мотивационная сфера дошкольника.

28. Самосознание дошкольника.

29. Психологический портрет шестилетних детей.

30. Проблема обучения детей с 6-ти лет и ее понимание в психологии.

31. Психологическая готовность к школьному обучению.

32. Содержание личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению.

33. Психологическая характеристика учебной деятельности.

34. Особенности мышление младшего школьника.

35. Особенности восприятие младшего школьника.

36. Особенности памяти младшего школьника.

37. Внимание младшего школьника.

38. Особенности психического развития личности младшего школьника.

39. Мотивационная сфера младшего школьника.

40. Самосознание младшего школьника.

б) по разделам III и IV :

1. Особенности психофизиологического развития подростка.

2. Гормональная регуляция и ее проявлений в подростковом возрасте.

3. Психологический портрет личности подростка.

4. Самосознание и образ «Я» в отрочестве.

5. Основные психологические новообразования личности подростка.

6. Особенности формирование воли в подростковом возрасте.

7. Специфика и особенности общения подростка с взрослыми и сверстниками.

8. Особенности развития когнитивной сферы в подростковом возрасте.

9. Сущность и содержание развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

10. Исторические и хронологические границы юношеского возраста.

11. Специфика психосексуального развитие в юношеским возрасте.

12. Половая идентификация юношей и девушек.

13. Самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности.

14. Основные новообразования личности юноши.

15. Профессиональное самоопределение в юности.

16. Сущность динамики отношений с родителями в юношеском возрасте.

17. Проблемы дружбы и любви в юности.

18. Особенности когнитивной сферы юношей.

19. Специфика интересов в юности.

20. Эмоциональное и нравственное развитие в юношеском возрасте.

21. Особенности эмоциональной сферы юноши.

22. Нравственное развитие, ценности мировоззрение в юности.

23. Зрелость: физическая, гражданская, умственная, трудовая.

24. Жизненный путь человека и судьба.

25. Понятие времени в жизни человека.

26. Зрелый возраст и его психологическая характеристика.

27. Особенности интеллектуальных способностей в старости.

28. Психологические особенности лиц старческого возраста в теории личности Э. Эриксона.

29. Возрастные периоды взрослости и их социально-психологическая характеристика.

30. Профессионализация личности как показатель зрелости.

31. Критерии психологической зрелости.

32. Проблемы воли, характера и способностей в зрелом возрасте.

33. Психологическая характеристика кризисов зрелого возраста и пути их преодоления.

34. Геронтология – наука о старении.

35. Биологические и социальные факторы и критерии старения.

36. Психические изменения в старости.

37. Компенсаторные механизмы в период старения.

38. История старости и старения.

39. Проблема долголетия и жизнеспособности в психологии.

40. Психологические и психофизиологические факторы долголетия.

 

 


1 Курсовые работы по курсу «Психология развития и возрастная психология» учебным планом не предусматриваются.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра Организационной и общей психологии

Рабочая программа учебной дисциплины

Дата: 2019-07-31, просмотров: 132.