Государственная служба занятости населения Республики Башкортостан (далее - ГСЗ) создана в соответствии с постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 5 июня 1991 года №141 “О создании Государственной службы занятости в Башкирской АССР” на базе центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации населения для разработки и проведения единой государственной политики занятости населения.
Структура ГСЗ (Гл.V, ст.25) населения Республики Башкортостан состоит из:
* Управления по занятости населения Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан;
* отделов, центров, бюро и т.д. в городах и районах, структура и штат которых определяются совместно с Министерством труда и занятости населения Республики Башкортостан и соответствующими органами местной власти.
Их деятельность финансируется за счет средств Фонда занятости и республиканского бюджета в пределах утверждаемых им смет.
Обязанности ГСЗ (Гл. V, ст.26).
Органы ГСЗ населения обязаны:
* анализировать, прогнозировать спрос и предложения на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;
* оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников;
* организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах органов служб занятости;
* оказывать услуги в профориентации и трудоустройстве высвобожденным работникам и другим категориям населения;
* разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовые обеспечение этих программ;
* выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий.
Права ГСЗ (Гл. V, ст.27).
Органы ГСЗ населения имеют право:
* запрашивать у работодателей информацию о предлагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
* разрабатывать и вносить на рассмотрение органов местной власти предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве;
* взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. При взыскивании в бесспорном порядке указанных сумм, органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Республики Башкортостан по взыскиванию не внесенных в срок налогов.
Вывод
В заключении отметим, что выше приведенные законы являются основной базой для регулирования трудовых отношений при помощи деятельности государственной службы занятости в рамках сохранения баланса конъюнктуры рынка труда.
Но в то же время, нынешнее законодательство в области занятости требует усовершенствования и внесения ряда поправок, что связано в первую очередь с тем, что проблемы занятости в стране возникли сравнительно недавно в условиях переходной экономики. В результате, возникновение негативных ситуаций на рынке труда зачастую может обернуться тем, что не хватает законодательной базы, которая способна адекватно подойти к смягчению сложившегося положения и регулированию возникшего вопроса.
Таким образом, это должно послужить толчком для развития законотворческой деятельности по вопросам труда и занятости и способствовать решению возникающих проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный рынок труда в России, и в нашей республике обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы.
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.
В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.
Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону.
Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.
В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Башкортостан. /Принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года.-Уфа, 1995.
2. Закон Республики Башкортостан “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О занятости населения в Республике Башкортостан”.- Уфа, 1996.
3. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-1996.
4. Трудовой Кодекс Республики Башкортостан. / Принят Верховным Советом Республики Башкортостан 21 декабря 1994 года.-Уфа, 1995.
5. Программа занятости населения РБ на 1998г.
6. Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 1998-2000гг.
7. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление.1996.-№5.
8. Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях. /Вопросы статистики. 1997.-№10.
9. Ахмадинуров Р.М. Тенденции движения спроса и предложения на региональном рынке труда./Молодежный вестник Башкортостана. Уфа.-1995.Вып.1
10. Безработица, напряженность возрастает./Экономика и жизнь, 1997.-№18
11. Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. Человек и труд. 1993.-№1.
12. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 1994.-№1.
13. Гильденгерш М.Г.Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 1995.
14. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 1996.-№1
15. Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации/ Вопросы экономики,1993.-№12
16. Дьянов А.Я. Методические аспекты исследования рынка труда в условиях перехода к рыночным отношениям./Университетское экономическое образование и наука в развитии Республики Башкортостан.-Уфа, БГУ.-1997.
17. Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики. 1998.-№2.
18. Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 1993.-№3.
19. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. Общество и экономика. 1997. -№78.
20. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда./Человек и труд. 1998.-№1.
21. Кейнс Д.М. Общая теория занятости. /Вопросы экономики.1997.-№5.
22. Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными./ Человек и труд.- М.,1996, №5
23. Котляр А. О понятии рынка труда./ Вопросы экономики.1998.-№1.
24. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. / Челябинск, 1994 - 91 с.
25. Куприянова З.В. Социально-экономические условия и качество рабочей силы. / Общ-во и эк-ка - 1995 №10-11, с.89-100
26. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие.-М.Пресс-сервис.1994.
27. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику .-М. Высшая школа. 1994.
28. Макконнелл Кэмбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 11-е изд. Т.1.- М.: Республика, 1992
29. Микульский К. Занятость и безработица (Экономикс). /Свободная мысль.1995-№12.
30. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ.-М. Наука.1991.
31. Мировая экономика./ Васильева И.П., Котляров И.И., Ломакин В.К.; Моск.гос.универс. междунар. отношений МИД РФ(ун-т).-М.:Анкил, 1996.- 258с.
32. Методические рекомендации по прогнозу рынка труда. Упр-е по занятости населения Минтруда РБ. Уфа,1996.
33. Новиков П., Савина М. Обучение и профориентация незанятых. / Человек и труд.- М.,1996, №5
34. Охлопкова Н.В. Сегментирование рынка рабочей силы и механизм регулирования./ Сборник научных трудов. Серия: Гуманитарные науки.- Якутск, 1994 - с.14-20
35. Политика занятости: новые приоритеты. /Социальная защита.1998.-№1
36. Прокопов Р. Безработица в переходной экономике России. Человек и труд. 1998. №1
37. Российский рынок труда. (Под ред Масловой И.) -М. ИЭ РАН, 1993.
38. Попов А. Рынок труда: оценка ситуации и перспективы. /Человек и труд. 1997.-№9.
39. Рыжикова З.А., Утинова С.С. основные характеристики современного положения на рынке труда в РФ. Статистич.обзор./ “Общество и экономика”- М.,1995, №10-11
40. Рынок труда в системе рыночных экономических отношений. Межвуз. сб. науч.тр. - Омск: ОмГУ, 1994
41. Самуэльсон П. Экономика.-М.: МПО "Алгон" Машиностроение., 1997.
42. Слезингор Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие для изучающих эк-ку труда./Ин-т труда - М.:ИНФРА - М, 1996- 336с.
43. Смирнов С. Оценка эффективности региональных программ занятости. /Экономист.1997.-№7.
44. Смирнов С. Российский рынок труда: анализ и размышления./ Человек и труд. 1996.-№7.
45. Старков А.М. Занятость и рынок труда в России./ Общество и экономика. 1994 -№78
46. Сейфуллаев Б.М. Особенности формирования российской модели рынка труда в переходный период./ Общество и экономика. 1997.-№78.
47. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда./Вопросы экономики. 1997.-№2
48. Четвернина Т., Лакушина Л. Напряженность на российском рынке и механизмы ее преодоления. Вопросы экономики.1998.-№2
49. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике./ Вопросы экономики.1991.-№11.
50. Шишкин А.Р. Экономическая теория.М. "Владос",1996.
51. Шарашников Б.М. Рынок и занятость./Соц. аспект-М.:Луч,1995- 125с.
52. Экономическое развитие России в 1997г./Вопросы экономики.1998.-№3.
53. Юдина Т.И., Белова В.Л. Безработица. Макроэкономика; Учебн. пособие для направлений 521500 - “Менеджмент”, 521600 - “Экономика”. /Моск.гос.академич. печати.-М.,1995
Дата: 2019-07-31, просмотров: 181.