Нарушение этого правила будет состоять в том, что процесс деления ведут по одному основанию, а продолжают,/заканчивают по другому, Например: студент ы делятся по успеваемости на успевающих и неуспевающих. По национальному признаку - русские, евреи, узбеки. Но нельзя смешивать и делить на успевающих , неуспевающих и узбеков (хотя связь может быть)
3) Члены деления должны исключать друг друга.
Иначе говоря, в результате деления должно получить несовместимые (точнее, соподчиненные) понятия. Причиной нарушения этого правила бывает нарушение предыдущего.
В ходе классификации деление должно быть непрерывным.
Это значит, что в процессе деления исходного родового понятия следует переходить к его ближайшим видовым, не пропуская (“не перескакивая”) их. В противном случае возникает ошибка - “скачок в делении”. Типичный ее пример: "Живые существа делятся на растения, млекопитающих животных и студентов заочников "
При операциях над классами понятий используются такие операции как сложение, умножение и деление.
Умножение (пересечение) - состоит в отыскивании элементов общим для двух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножения множеств, находящихся в понятиях «студент» (В) и "интеллектуал" (А), получаем новое множество « студентов-интеллектуалов » (С).
Отношения между понятиями
Отношения между понятиями определяются в зависимости от объемов и изображаются в виде круговых схем (кругов Эйлера).
Если объемы двух понятий имеют общие элементы, понятия называются совместимыми. В противном случае они несовместимы. К совместимым понятиям относятся тождественные (их объемы полностью совпадают, см. рис. 1а), подчиненные (объем одного из них - видового - является частью объема другого - родового, рис. 1б), пересекающиеся (объемы этих понятий совпадают лишь частично, рис. 1в).
Рис.1.
Следовательно, графически это будет выглядеть так:
Все студенты, сдавшие реферат получают зачёт.
D -множество студентов сдавших реферат
F- множество студентов получивших зачёт
G- множество студентов списавших реферат из интернета
Н -- обучающиеся
G – студенты дневного отделения
Е -- студенты вечернего отделения
Здесь изображен типичный пример совместимых подчиненных понятий, где объем понятия, видового ( G ) и (Е) - является частью объема другого - родового (Н). А между собой эти понятия ( G и Е) являются соподчиненными
К несовместимым понятиям (обозначены K и L) относятся соподчиненные родовому понятию M (рис. а), противоположные (рис. б) и находящиеся в отношении противоречия, противоречивые (рис. в).
Понятия “ абсолютно честный ” ( P ) и “ абсолютно нечестный ” ( Q ) - противоположности (в спектре соподчиненных понятию “человек” ( M ) они занимают крайние позиции). Т. е. остается некоторое множество, к которому относится категория “ не - абсолютно честный ” или “ не - абсолютно нечестный”.
Теперь хотелось бы остановиться на общих правилах категорического силлогизма и проиллюстрировать их примерами.
Е правило о 3-х терминах
Дата: 2019-07-31, просмотров: 198.