Деление должно проводиться по одному основанию.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нарушение этого правила будет состоять в том, что процесс деления ведут по одному основанию, а продолжают,/заканчивают по другому, Например: студент ы делятся по успеваемости на успевающих и неуспевающих. По национальному признаку - русские, евреи, узбеки. Но нельзя смешивать и делить на успевающих , неуспевающих и узбеков (хотя связь может быть)

 3) Члены деления должны исключать друг друга.

Иначе говоря, в результате деления должно получить несовместимые (точнее, соподчиненные) понятия. Причиной нарушения этого правила бывает нарушение предыдущего.

В ходе классификации деление должно быть непрерывным.

Это значит, что в процессе деления исходного родового понятия следует переходить к его ближайшим видовым, не пропуская (“не перескакивая”) их. В противном случае возникает ошибка - “скачок в делении”. Типичный ее пример: "Живые существа делятся на растения, млекопитающих животных и студентов заочников "

При операциях над классами понятий используются такие операции как сложение, умножение и деление.

 

Сложение (объединение)- состоит в объединении двух или нескольких классов в один класс, состоящий из элементов слагаемых классов. Например, объединяя класс "пришедших на занятие студентов" - (А) и "не пришедших на занятие студентов " - (не-А) получим класс "студентов" (В), включающее и "пришедших на занятие студентов " и " не пришедших на занятие студентов ".

Умножение (пересечение) - состоит в отыскивании элементов общим для двух или нескольких классов (множеств). Так, в результате умножения множеств, находящихся в понятиях «студент» (В) и "интеллектуал" (А), получаем новое множество « студентов-интеллектуалов » (С).

 

Отрицание (дополнение к классу) - дополнение к классу А называется класс НЕ-И, который при сложении с А образует универсальную область. Так исключая множество заочников из универсального класса студентов, образуем дополнение: множество студентов - «не заочников» ( студентов дневного и вечернего отделения)

 

 




Отношения между понятиями

Отношения между понятиями определяются в зависимости от объемов и изображаются в виде круговых схем (кругов Эйлера).

Если объемы двух понятий имеют общие элементы, понятия называются совместимыми. В противном случае они несовместимы. К совместимым понятиям относятся тождественные (их объемы полностью совпадают, см. рис. 1а), подчиненные (объем одного из них - видового - является частью объема другого - родового, рис. 1б), пересекающиеся (объемы этих понятий совпадают лишь частично, рис. 1в).

 


Рис.1.

Следовательно, графически это будет выглядеть так:

Все студенты, сдавшие реферат получают зачёт.

D -множество студентов сдавших реферат

F- множество студентов получивших зачёт

G- множество студентов списавших реферат из интернета

Н -- обучающиеся

G – студенты дневного отделения

Е -- студенты вечернего отделения

Здесь изображен типичный пример совместимых подчиненных понятий, где объем понятия, видового ( G ) и (Е) - является частью объема другого - родового (Н). А между собой эти понятия ( G и Е) являются соподчиненными

К несовместимым понятиям (обозначены K и L) относятся соподчиненные родовому понятию M (рис. а), противоположные (рис. б) и находящиеся в отношении противоречия, противоречивые (рис. в).

Понятия “ абсолютно честный ” ( P ) и “ абсолютно нечестный ” ( Q ) - противоположности (в спектре соподчиненных понятию “человек” ( M ) они занимают крайние позиции). Т. е. остается некоторое множество, к которому относится категория “ не - абсолютно честный ” или “ не - абсолютно нечестный”.

 

Теперь хотелось бы остановиться на общих правилах категорического силлогизма и проиллюстрировать их примерами.


Е правило о 3-х терминах



Дата: 2019-07-31, просмотров: 198.