Коррупционные связи в сети незаконного оборота наркотиков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Процесс становления "рынка" незаконного оборота наркотиков в России на протяжении 1997-2002 годов проходит стремительно. Огромные прибыли, получаемые от торговли наркотиками (355-тонный годовой героиновый рынок России в ценовом измерении составляет 25,3 миллиардов американских долларов), позволяют участникам наркобизнеса использовать эти средства для продвижения "своих людей" во властные структуры, а также вовлекать в преступную деятельность представителей ФПС РФ, ГТК РФ, МВД РФ, Генеральной Прокуратуры РФ, судов и других представителей государственной власти, причем этот процесс принял организованный, системный характер, происходящий на фоне высокой коррупционной составляющей всего государственного механизма управления в России, в том числе правоохранительной системы. Часто для этого используется не только простая материальная зависимость, но и "наркопорабощение" самих сотрудников правоохранительных органов, вовлекаемых в употребление наркотиков - наиболее ярким примером являются факты смерти от передозировки наркотиков в своем кабинете двух сотрудников МВД в Челябинске.

В сети "розничной" торговли героином ОНОНы и милиция общественной безопасности осуществляют не только "прикрытие" торговли на улицах российских городов и поселков за соответствующее вознаграждение, но и сами включаются в этот прибыльный бизнес, предлагая свой "товар" - конфискованный ранее героин. Свидетельств этому масса - данные Управлений собственной безопасности ГУВД Волгоградской, Свердловской, Челябинской, Московской областей и многих других. Кроме того, потребление наркотиков в специальных учебных заведениях МВД, ФСБ, МО, МЧС и других государственных органов принимает угрожающий характер.

Работники следственных органов, органов дознания МВД и прокуратуры, вовлеченные в наркокоррупцию, заняты "развалом" и переквалификацией уголовных дел по ст.228-232 УК РФ - такая информация имеется в ФСБ РФ.

Наиболее ярко свидетельствуют о степени наркокоррупции материалы, полученные депутатом Государственной Думы ФС РФ, членом Комиссии ГД по борьбе с коррупцией, Игнатовым В.М. в ходе подготовки "круглого стола":

"По статьям 228-232 УК РФ по вступившим в законную силу приговорам было осуждено: в 1998 году 101 510 человек и оправдано - 180 человек; в 1999 году - 108 290 человек и оправдано - 229 человек. В 2000 году по невступившим в законную силу приговорам, постановленным по делам рассматриваемых категорий, было осуждено 61190 человек и оправдан 161 подсудимый. Направлено на доследование 3005 дел в отношении 4010 обвиняемых. При обсуждении судебной практики по делам о незаконном обороте наркотиков приводились примеры неудовлетворительной работы органов дознания и следствия по выявлению источников приобретения наркотиков и каналов их сбыта. Например, по данным Ставропольского краевого суда по многим делам, рассмотренным судами края, лица, привлеченные к ответственности за приобретение наркотических средств, называли конкретные места, где они их покупали, однако никаких мер к установлению сбытчиков наркотиков не применялось. Это отмечалось в справках Саратовского, Астраханского, Новосибирского и других областных судов" - из ответа Заместителя Председателя Верховного суда РФ В.П. Верина.

"За 9 месяцев 2000 года из числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, осуждено 19 сотрудников органов внутренних дел (в 1998 году - 38 сотрудников). Представить аналитические данные о сотрудниках органов внутренних дел, уволенных со службы в связи с потреблением наркотиков, не представляется возможным, так как действующим законодательством такое основание увольнения не предусмотрено и, соответственно, статистическая отчетность по этому показателю не ведется. Сотрудники, уличенные в потреблении наркотических средств, увольняются по одному из пунктов статьи 19 Закона "О милиции", - из ответа 1-ого заместителя Министра внутренних дел РФ В.И. Козлова.

Судебная система РФ также вовлечена в наркокоррупцию. Так, например, в судах г. Екатеринбурга судьи за соответствующее вознаграждение "разваливают" дела против сбытчиков наркотиков, отпуская их под подписку о невыезде, а именно, в 2000 году судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Анна Александровна Гниятуллина, изменив меру пресечения Азату Ахмедову, задержанному с 6 кг героина, позволила ему скрыться. Другой характерный пример - в Чкаловский суд г. Екатеринбурга поступило уголовное дело по обвинению Мамедова Т.И. и Крыловой Е.А. по ст.228 ч.4 УК РФ и Камышевич А.К. по ст.30-228 ч.1 УК РФ 6.05.2000г. Из материалов дела видно, что Мамедов Т.И. первоначально был задержан с поличным при сбыте наркотика (героина) и ему Чкаловским следственным отделом УВД г. Екатеринбурга в порядке ст.90 УПК РСФСР была избрана мера пресечения - содержание под стражей в соответствии с личностью и тяжестью предъявленного ему обвинения. Однако вскоре после предъявленного обвинения следователь совершенно немотивированно изменил Мамедову Т.И. меру пресечения на подписку о невыезде, хотя Мамедов Т.И. не имел и не имеет в Свердловской области постоянного места жительства и работы, сам является жителем Чуйской долины и, естественно, после изменения меры пресечения Мамедов Т.И. сразу же скрылся. Дело судом было возвращено прокурору Чкаловского района г. Екатеринбурга для объявления подследственного в розыск 13.06.2000г.

Содержащиеся в 987 учреждениях российской пенитенциарной системы 950000 преступников, ежегодно "поставляют на свободу" более 12 тысяч новых наркоманов. Это говорит о том, что героин легко проникает в места лишения свободы, естественно, за материальное вознаграждение. Следовательно, сотрудники ГУИН Министерства Юстиции за вознаграждение проносят героин в тюрьмы, колонии и СИЗО - ведь не выращивают преступники опиумный мак в местах лишения свободы сами.

На основании вышеизложенного ясно, что наркокоррупция выстраивается в четко организованную систему. Если государством и обществом в ближайшее время не будут приняты широкомасштабные, системные меры по противодействию этому явлению, то, через достаточно короткий период времени мы получим прекрасно организованные наркосиндикаты с элементами проникновения во власть в Российской Федерации.

Наркотики и подростки

 

Положение с употреблением наркотических веществ детьми и подростками в России, в настоящее время приобрело угрожающий характер. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов. Прием наркотиков стал более обыденным, почти традиционным. Создается впечатление, что в подростковой среде сейчас не употреблять наркотические вещества стало чем-то неприличным, не современным. По данным Министерства внутренних дел 70 % от всех потребителей наркотиков подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 93% мальчиков и 88% девочек. Употребляли наркотические и токсикоманические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

В современной молодежной субкультуре стремительно формируется феномен “наркоманического сознания” - жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от наркотического “кайфа”. Степень материального благополучия определяется помимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения, еще и возможностью приобретения “дозы” престижного наркотика. Из философских концепций в молодежной среде наиболее модными стали те, которые основаны на описании и анализе духовного опыта, приобретенного посредством употребления наркотиков. Некоторые из них являются идеологическим основанием и оправданием наркотизма.

В России массовое употребление кокаина наблюдалось среди беспризорных детей в 20-е годы. Это была первая вспышка массового употребления наркотиков подростками в мире. В 90-е годы ситуация повторилась, только помимо беспризорных детей и подростков, которых сейчас, как и после гражданской войны, достаточно, в наркотизацию оказались вовлечены и достаточно благополучные в социальном плане подростки. Если после гражданской войны сиротами становились после гибели родителей от голода или физического уничтожения, то сейчас в основном причиной сиротства является смерть от алкоголизма.

В нашей стране практически не разработана система телевизионной пропаганды антинаркотического поведения, а учитывая степень влияния электронных средств массовой информации на сознание людей, этот путь представляется наиболее перспективным и экономически выгодным. Пока все ограничивается редкой фразой на одной из коммерческих радиостанций - “Книги наши друзья, наркотики наши враги”. С другой стороны в одной из передач Российской телерадиокомпании, долго и обстоятельно рассказывалось о том, что опаснейший наркотик “экстази” всего лишь “безобидное стимулирующие средство помогающие людям веселиться”.

Состояние наркологической службы страны оставляет желать лучшего. Недостаточное финансирование, отсутствие четкой концепции клинической деятельности, определенная правовая и организационная инертность, безусловно, снижают качество наркологической помощи. Система помощи детям и подросткам наркоманам практически не существует, а если и существует в виде подросткового кабинета в структуре нарко диспансера, то оказывается практически беспомощной. Жесткая централизованность наркологической службы не позволяет в полной мере учитывать специфику того региона, в котором приходится работать наркологам. В перспективе трудно ожидать “волшебного” превращения региональной наркологии в адекватную, динамично развивающуюся службу способную решить актуальные проблему, в том числе молодежной наркомании.

Экономическое состояние страны не предполагает в ближайшем будущем реальных шагов, которые могут стать основой успешной борьбы и профилактики подросткового наркотизма. Возможный выход видится, как мне кажется, в активной позиции органов местного самоуправления, которые располагают реальными средствами для проведения широкой пропагандисткой компании, кропотливой работы в школах и других учебных заведениях, создание муниципальной системы наркологической помощи, формирование условий для реализации антинаркотического движения общественности.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 145.