Стране нужна была полная коренная реформа. Для проведения этой реформы нужен был гений, каким являлся Петр.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реформа Петра явилась причиной перелома в сознании людей. Истинно русское, самобытное смешивалось с европейской культурой. Это сделало огромный вклад в развитие русской культуры. Русская наука начала развиваться, а русская культура впитала в себя европейскую.



РОССИЯ В XIX ВЕКЕ

Освобождение крестьян и завоевание политической свободы проходит красной нитью через всю русскую литературу XIX века.

Социально-революционное движение, получившее начало в Росси в 1873074 годах, находилось в тесной умственной зависимости от того движения, которое называлось Интернационалом. Особенность социалисти­ческого движения в России: оно было несравненно более идейным протестом против несправедливости общественного строя, чем продуктом естественной классовой борьбы между трудом и капиталом. Нравственные побуждения преобладали в нем над экономическими.

В конце 1876 года произошла революционная демонстрация в Петербурге перед казанским собором. Перед всеми русскими, интересующимися общественными вопросами, открывалась картина движения, шедшего рядом с ними.

С этих пор начинается прямая борьба между русским правительством и русскими революционерами, и социалистический элемент программы последних фатально отступает на второй план перед господством фактов борьбы. Императорство признает официально противников сильным практическим врагом: оно усиливает для борьбы с ними формы административной диктатуры и полицейского надзора до учреждения сатрапий новых генерал-губернаторов, до опричнины урядников и до нелепой отдачи населения обеих столиц под опеку дворников. Террор красный отвечает террору белому. Аресты обращаются в осады и в битвы. Умножаются виселицы. Умножаются действия террористов.

Глубокое потрясение административного организма Российской империи под влиянием революционной агитации вызвали среди части революционеров мысль, что достаточно кратковременного , энергичного усилия, чтобы окончательно разрушить деспотизм.

С 1879 по 1883 год история русского революционного движения почти сливается с историей партии «Народная воля».

В XIX веке возникла социалистическая идея. Она усиленно пропагандировалась. Устаревший строй в России не мог дать тех возможностей, которые требовала интеллигенция и прогрессивная часть русских. Как следствие, возникла идея свержения самодержавия в России и установления нового строя, социалистического. Этому были посвящены мысли людей, образовывались тайные революционные общества, в обществе царили революционные идеи.



НАЧАЛО ХХ ВЕКА В РОССИИ

ХХ век в нашей стране начался войнами и революциями.

Первая Мировая война . Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании.

Германизм открыто шел войной на славянский мир. Ранее германизм проник в Россию, незаметно германизировал русскую государственность и русскую культуру. Война мира славянского и мира германского - не только столкновение и битва двух армий; она глубже - это духовная борьба, столкновение и переплетение восточного и западного христианского мира.

Война может принести России великие блага, не только материальные, но и духовные. Она побуждает чувство народного, национального единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, создает мужественный народный дух. Война должна освободить русских от рабского и подчиненного отношения к Германии, от нездорового отношения от нездорового отношения к Западной Европе как чему-то далекому и внешнему, предмету то страстной влюбленности и мечты, то погромной ненависти и страха.

В огромной массе русской интеллигенции война породила глубокий кризис сознания, расширение кругозора, изменение основных оценок жизни. Привычные категории мысли русской интеллигенции оказались совершенно непригодны для суждения о таких грандиозных событиях, как первая мировая война. Кругозор сознания делается мировым. Преодолевается провинциализм интересов. Происходит обращение к мировому и всемирно-историческому. Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так: нарождается новое сознание, обращенное к историческому, к конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм мышления и оценок.

Другим результатом войны для русской интеллигенции является переход от сознания по преимуществу отрицательного к положительному. В традиционном интеллигентском сознании господствовало распреде­лительное , а не производительное отношение к жизни, бойкотирующее, а не созидающее. Наше социальное сознание не было творческим. Война своим горьким опытом показывает, что в народной жизни моменты положительное должны преодолеть моменты отрицательные. Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории и потому привыкла к безответному бойкоту всего исторического. В ней должен родиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории.

Требования, которые ставит России первая Мировая война, приводят к радикальному изменению сознания русского человека и направления его воли. Он освобождается от власти пространств и сам овладевает пространствами, нимало не изменяя этим русскому своеобразию, связанному с русской ширью. Это означает радикально иное отношение к государству и культуре, чем то, которое было ранее у русских людей. Культура становится более интенсивной, активно овладевающей недрами и пространствами и разрабатывающей их русской энергией.

Русская революция, как всякое крупное историческое событие, есть явление чрезвычайно сложное и многостороннее.

Национальное своеобразие русской революции, обусловленное своеобразием всей русской истории, шедшей по совсем иным путям, чем история западного мира, и исключительное своеобразие русского национального характера, умонастроения и склада верований, которое делает русского человека и Россию чем-то загадочным, непонятным и таинственным.

Если вглядеться в духовное или идейное существо русской революции, то можно увидеть, что это существо не исчерпывается и не выражается адекватно социализмом, ибо русская революция произведена, в конечном счете, крестьянами, крестьянин же нигде не бывает социалистом.

Если можно в краткую формулу ввести русскую революционную веру, то ее можно выразить как нигилистический рационализм - сочетание неверия и отрицания всех объективных начал, связующих человеческую волю с верой в человеческую самочинность, которая, руководствуясь прирожденным влечением к счастью и благополучию, сумеет легко достигнуть его одной лишь технически-рациональной организацией человеческой деятельности. Социализм есть лишь выражение этого нигилистического рационализма в социально-экономической области.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 159.