Церковь - единственный институт у нас, который существует уже много веков. Церковь определяет самые глубинные отношения людей друг к другу, их систему ценностей.
Рассматривая общественное устройство России в допетровскую эпоху, можно найти многие отличия от Запада. Частная, личная самобытность, основа западного развития была у нас так же мало известна, как и самовластие общественное. Человек принадлежал миру, мир ему. Поземельная собственность, источник личных прав на Западе, была у нас принадлежностью общества.
Общество было самовластным, не могло изобретать для себя законы, потому что не было отделено от других ему подобных обществ, управлявшихся однообразным обычаем. Бесчисленное множество этих маленьких миров, составлявших Россию, было все покрыто сетью церквей, монастырей, жилищ отшельников, откуда распространялись одинаковые понятия об отношениях, общественных и частных. Понятия эти переходили в убеждения, убеждения - в обычай, который заменял закон. Это однообразие обычая и есть одна из причин его крепости.
Вследствие этих крепких, повсеместных и однообразных обычаев любое изменение в общественном строе было невозможно.
Россия не блистала ни художествами, ни учеными изобретателями. Но зато в ней хранилось первое условие развития правильного, требующего только времени и благоприятных обстоятельств; в ней собиралось и жило то начало знаний, та философия христианства, которая одна может дать правильное основание наукам.
Русский народ - народ христианский. В России нашел средство утвердиться дух национального эгоизма, на отрекаясь открыто от религиозного характера. Признается, что русский народ - христианский, кроме того заявляется, что русский народ - христианский народ по преимуществу, то есть что русский народ имеет монополию веры и христианской жизни. Русский народ в своей религиозной жизни возлагается на святых, на старцев. Русский народ не дерзает даже думать, что святым можно подражать, что святость - есть внутренний путь духа.
Русский народ считался народом - мессией. Такое религиозное представление приносит вред национальному сознанию. В идее «русского Христа» в одинаковой мере извращается и образ Христов и русская национальная идея. Увлечений Россией воображаемой мешало рассмотреть как следует Россию действительную и русскую национальную идею; духовный облик России хронически заслонялся фантастической грёзой «народа-богоносца».
РУССКАЯ ИДЕЯ И ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Два века назад в русской жизни произошел перелом, названием которому - петровская реформа. Мнения о последствиях петровской реформы сводятся к следующему: мы утратили свою самобытность и другое - мы отстали от просвещённого Запада. Эти два настроения отразились в споре западников и славянофилов. Одни доказывали, что тип цивилизации на Западе, другие - что наша норма в прошедшем.
Западничество основано в конечном счете на убеждении, что русская культура - это одна из западноевропейских культур, только отставшая от них, вся ее задача сводится к тому, чтобы догнать и перегнать остальные европейские культуры.
С точки зрения славянофильства русская культура - это особая, славянская культура, принципиально отличающаяся от западной. Её цель состоит в развертывании своих самобытных основ, родственных культурам других славянских племен.
Спор западников и славянофилов - две крайности. За века русский народ успел приобрести новые способности, новые возможности для русской земли.
Национальный дух уже проявляется в поэтической литературе. Здесь царит реализм, изображается правда жизни, не исключающая мечты, но с ними не смешиваемая.
Русская наука тоже имеет свои особенности. Русская наука принесла многие западные научные понятия. Наша наука строилась на западной. Русская наука в это время была очень молода, на первых порах состояла почти целиком из чужих точек зрения. Способность усвоения разнообразных точек зрения привела к научному синтезу. Усваивая западные идеи, наша наука для своего синтеза разнообразных точек зрения может еще пользоваться тем идейным материалом, который вырабатывается русской жизнью.
Россия переживает эпоху европеизации. Преобразования Петра Великого и введенный им европеизм нисколько не изменили и не могли изменить народности, но только оживили её духом новой богатейшей жизни и дали ей необъятную сферу для проявления и деятельности.
Россия до Петра Великого была только народом и стала нацией, вследствие толчка, данного ей её преобразователем. Родовое начало русских не подавлено реформой Петра. Оно только получило через неё высшее развитие и высшую форму.
Некоторые приписывают реформе Петра Великого то вредное следствие, что она поставила народ в странное положение: не привив ему истинного европеизма, только отторгла его от родной сферы и сбила с здравого и крепкого природного смысла. Но это не так, Петр лишь за несколько десятков лет сделал то, что могло бы делаться несколько веков. Вся реформа его была тяжким испытанием для народа, но худшее, что было в его положении - это то, что он не мог понять ни смысла, ни цели, ни пользы перемен. Петру Великому не нравилось древнее государственное устройство. Государева боярская дума должна была уступить место сенату; областные приказы ландратам и ландрихтерам. Петру не нравилось прошлое России.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 169.