Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Речевая готовность ребенка к школе как основа дифференцированного подхода в обучении младших школьников" было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 40 учащихся 1- х классов общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана. Экспериментальная работа проводилась в течение 1999-2001 учебного года и предусматривала 3 этапа.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление коммуникативных способностей и уровня речевой готовности учащихся первых классов к обучению в школе.

Целью второго этапа являлась разработка содержания и проведение дифференцированного обучения с учащимися 1 «Б» класса общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана.

Цель третьего этапа исследования – выявить индивидуально-психологические, и уровень речевого изменения при создании благоприятных условий обучения в 1 классе.

Цель констатирующего этапа эксперимента предполагала определение уровня:

1. Коммуникативных способностей.

2. Речевой подготовки .

 Для комплексной оценки и выявления уровня развития коммуникативной сферы учащихся первых классов были выбраны следующие методики:

¨ Уровень развития общительности (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская),

¨ Уровень школьной зрелости (Я.Йирасека),

¨ Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой).

Уровень развития общительности был проанализирован в процессе игровой деятельности учащихся, оценивался по следующим критериям:

10 баллов – сверхактивный, то есть постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.

9 баллов – очень активный, то есть вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.

8 баллов – активный, то есть идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

7 баллов – скорее активный, чем пассивный, то есть участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.

6 баллов – трудно отдать предпочтение активный или пассивный, то есть позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, но и участвовать не отказывается.

5 баллов – скорее пассивный, чем активный, то есть иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

4 балла – пассивный, то есть только иногда не участвует в играх и общении когда его настойчиво приглашают.

3 балла – очень пассивный, то есть не участвует в играх, только наблюдает.

2 балла – замкнутый, то есть не реагирует на игры сверстников.

 

 

Таблица 2.1.1

Характеристика развития общительности первоклассников на начало обучения.

Наименование показателей Учащиеся общеобразовательной школы №14 1 «А» класса Учащиеся общеобразовательной школы № 14 1 «Б» класса
сверхактивность 4 2
очень активный 2 1
активный 3 1
средне активный 3 2
умеренно активный 6 8
пассивный 1 3
очень пассивный 1 3
замкнутый 0 1

 

 Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йирасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Я. Йирасек. ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов). ( Приложение № 1,2,3)

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане мелкой моторики руки.

Учащимся предлагались следующие задания.

Задание № 1. Рисунок мужской фигуры.

1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище , конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы ( или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами . Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием синтетического способа, то есть фигура рисуется сразу как единое целое ( можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы « растут» из туловища.

2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки ,но не часть лица) могут быть исключены из требований , если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности , руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла – за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов – за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

Результаты исследования занесены в сводную таблицу 2.1.2:

 

 Таблица 2.1.2

Сравнительный анализ школьной зрелости учащихся.

УРОВНИ Учащиеся 1 «А» класса Учащиеся 1 «Б» класса
ВЫСОКИЙ 8 7
СРЕДНИЙ 10 12
НИЗКИЙ 2 1

 

Задание №2. Подражание письменным буквам.

1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла . Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули .

Результаты исследования занесены в сводную таблицу 2.1.3 :

 

 Таблица 2.1.3

Результаты исследования уровня развития моторики руки в первых классах

УРОВНИ Учащиеся 1 «А» класса Учащиеся 1 «Б» класса
ВЫСОКИЙ 10 10
СРЕДНИЙ 7 5
НИЗКИЙ 3 5

 

Задание №3. Срисовывание группы точек.

1 балл – почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень не большое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.

2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами. 

3 балла – целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати и меньше семи. Допускается любой поворот , даже на 180 градусов.

4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеет значение. Другие формы не допускаются.

5 баллов – черкание.

Результаты исследования занесены в сводную таблицу 2.1.4:

 

 

 Таблица 2.1.4

Результаты исследования развития моторики руки в первых классах.

УРОВНИ Учащиеся 1 «А» класса Учащиеся 1 «Б» класса
ВЫСОКИЙ 12 10
СРЕДНИЙ 7 6
НИЗКИЙ 1 4

 

Задание №4.Опросник ориентировочного теста школьной зрелости.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа – плюс 24 и более;

2 группа – плюс 14 до 23;

3 группа – от 0 до 13;

4 группа – от минус 1 до минус 10;

5 группа – менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Результаты ориентировочного теста с учащимися общеобразовательной школы № 1 занесены в таблицу 2.1.5 и 2.1.6. (Приложение 4)

Анализ ответов учащихся позволяет сделать следующий вывод, что для детей 1 «А» и 1 «Б» классов, в основном, вопросы не вызвали особых затруднений, что свидетельствует о достаточном уровнем развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.

Анализ результатов тестирования по методике Я. Йирассека позволил сделать общую оценку уровня готовности к обучению в школе. ( Таблица 2.1.7). Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7 – 9 баллов, представляют собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети , получившие 9 – 11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группы детей, набравших 12 – 15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных , мотивационных качеств. 

                                  

                                                                                                                  Таблица 2.1.7

Характеристика развития школьной зрелости учащихся первых классов на начало обучения

 

Наименование 3 –6 баллов 7 –9 баллов 9-11 баллов 12-15 баллов
Учащиеся 1 «А» класса   6   12   2   0
  Учащиеся 1 «Б» класса   7   11   3   0

 

 

Для определения уровня развития школьной мотивации нами была проведена методика «Беседа о школе», разработанная Т.И. Нежновой. С этой целью учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?

- не нравиться;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;

- не хотел бы;

- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю.

8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много;

- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень ;

- не нравятся

Школа оценок.

Положительный ответ – 3 балла, нейтральный – 1 балл, отрицательный – 0 баллов.

Результаты беседы с учащимися 1 «А» класса общеобразовательной школы № 14 занесены в таблицу 2.1.8, 1 «Б» класса - в таблицу 2.1.9. (Приложение 5)

 

Качественный анализ данных позволил сделать вывод, что :

- 35 % учащихся общеобразовательной школы ходят в школу по принуждению, им нравится лишь общение с товарищами;

-  40 % учащихся общеобразовательной школы нравится внешняя сторона обучения, то есть им нравится статус ученика, доставляет удовольствие хорошие оценки;

- 25 % учащихся общеобразовательной школы показывает более высокий уровень сформированности учебной мотивации.

Основными показателями речевой готовности младших школьников к обучению являются:

- уровень развития словесно – логического мышления;

- речевая активность;

- речь – общение.

Для определения речевой готовности были использованы следующие методики:

· определение понятий;

· выяснение пассивного словарного запаса;

· определение активного словаря.

В логическом, речевом мышлении младший школьник пользуется понятиями в которых обобщенны существенные признаки явлений, предметов и т.д. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. С целью проверки первого показателя учащимся предлагалась следующая методика.

Методика 1. Определение понятий.

Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил ?”

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 секунд. Если в течении данного времени ребенок не может дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Оценка результатов:

10 баллов – очень высокий уровень развития;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 балла– средний;

2 - 3 балла – низкий;

0 –1 балл – очень низкий.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.10. (приложение 6)

 

Таблица 2.1.11

Сравнительный анализ уровня определения понятий.

Наименование показателей Учащиеся общеобразовательной школы №14 1 «А» класса Учащиеся общеобразовательной школы № 14 1 «Б» класса
Очень высокий 5 5
Высокий 8 7
Средний 7 8
Низкий     0     0
Очень низкий 0     0

 

Все учащиеся с данным заданием справились. Однако такие слова как : объединять, шершавый, вывали у учащихся затруднения.

Исследование позволило прийти к выводу. Что уровень определения понятий в обоих классах сравнительно одинаков.

Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре и в социативной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.

Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.

Оценка результата.

Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8 – 9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 – 20 слов – 4 – 5 балла.

Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.12 (приложение 7)

 

Таблица 2.1.13

Сравнительный анализ уровня развития пассивного словарного запаса учащихся.

Наименование показателей Учащиеся общеобразовательной школы №14 1 «А» класса Учащиеся общеобразовательной школы № 14 1 «Б» класса
Очень высокий 3 1
Высокий 8 7
Средний 8 12
Низкий 1 0
Очень низкий 0     0

 

Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза, то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.

Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно. В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит предложения.

Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим школьникам третья методика

 Методика 3. Определение активного словаря.

Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи.

Оценка результатов.

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.

В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8 9 разных протокольных признаков.

6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7 признаков.

Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных признаков.

2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.

0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи .

Результаты представлены в таблице 2.1.14 (Приложение 8)

С предложенным заданием справились учащиеся двух классов. Однако ученики 1 «Б» показали более низкие результаты.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие результаты, которые отражены в гистограмме 2.1.1

 

Гистограмма 2.1.1

1 – уровень коммуникативных способностей;

2 - уровень развития мелкой моторики;

3 - уровень развития пространственной ориентации;

4 - уровень развития мотивации;

5 - уровень развития речи.

Таким образом, результаты исследования показали, что учащиеся 1 классов незначительно отличаются и по уровню готовности к процессу обучения к школе, и по уровню развития речи. Однако результаты учащихся 1 «Б» класса ниже результатов учащихся 1 «А» класса. Поэтому следует проводить дифференцированный подход, направленный на формирование навыков, необходимых в процессе обучения.

Так как младший школьный возраст является сензитивным периодом в развитии младшего школьника, то создание благоприятной образовательной среды будет способствовать развитию как познавательной сферы, так и развитию ребенка в целом.

Для формирующего этапа эксперимента, я предлагаю взять учащихся 1 «Б» класса и реализовать дифференциацию в процессе развития речи первоклассников.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 185.