Предложения, выдвигаемые фирмой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В этом разделе бизнес-плана определяются необходимый объем средств на разработку проектов, виды и размеры гарантий, предоставляемых инвесторам, и краткое описание перспектив увеличения капитала. Дается формулировка этих целей, подкрепляя их финансовыми предложениями, что может стать первым шагом на переговорах с потенциальными инвесторами. Возможно, что для получения финансирования придется предоставить большие гарантии, чем первоначально планировалось.

 Финансовые требования. Суммируя плановые денежные потоки за три года, можно установит требуемый объем финансирования. Определить, какие суммы могут быть получены по данным предложениям, какие – по кредитам, срочным займам и из других источников.

 Гарантийные предложения. Необходимо обосновать виды и объем гарантий, предоставляемых инвесторам. Если гарантии не ограничиваются простыми акциями (например, долговые обязательства с гарантиями, долговые обязательства плюс акции), следует установить значимость, сроки и условия возврата, а также указать долю собственности, которой будут располагать инвесторы после принятия предложений, выпуска акций или по гарантиям. Если гарантии предоставляются как частное капиталовложение, в план включается следующее положение: «Акции, проданные в соответствии с данным положением, защищены и не могут быть просто перепроданы. Будущий инвестор должен признать размеры ограничения гарантий и права перепродажи в определенный период. Каждый покупатель должен отвечать за соблюдение данного договора».

 Акции. Следует представить в табличной форме настоящее и будущее число выпущенных в обращение акций, определить число акций, распределяемых среди администрации, и число акций, которые будут введены после достижения необходимого финансирования, а также указать, сколько акций фирмы останется не выпущенными в обращение и сколько из них резервируется для будущих ключевых служащих.

 Использование капитала. Инвесторы хотят знать, как их деньги будут тратиться. Необходимо привести краткое описание того, как будет расти капитал при их использовании, указать, если возможно, какие суммы будут направляться на конструирование, маркетинг и общие производственные нужды.

 

 

 

13.  Особенности бизнес-плана инновационного проекта

 Коммерческая и предпринимательская деятельность в среде научно-технического комплекса стала одним из ведущих направлений в индустриально развитых и постиндустриальных экономических системах. В связи с этим разработка бизнес-планов для инновационных проектов (т.е. развития научно-технических комплексов, внедрения конкретных инновационных решений и т.п.) должна опираться на общие методические принципы. При этом при подготовке бизнес-планов необходимо учитывать специфику инновационных проектов, их высокий экономический, интеллектуальный и социальный потенциалы.

 Основным критерием актуальности разработки бизнес-плана является уровень проработки научной идеи и ее близость к возможности коммерческой реализации (см. табл. 6).

 Специфика использования бизнес-плана в сфере науки и научного обслуживания состоит в следующем:

если обычно объектом разработки бизнес-плана служит конкретный инвестиционный проект или стратегия развития фирмы, то в рассматриваемой задаче таким объектом является один из процессов – научно-технический прогресс, точнее, одна из составляющих этого процесса – конкретная инновация. В связи с этим дополнительно возникает методологически и технически сложная проблема выделения из общего потока результатов и затрат тех из них, которые непосредственно связаны с данной инновацией;

в научно-технических разработках, как правило, задействовано большое число субъектов хозяйствования, генерирующих и последовательно реализующих данную инновацию; классическая их последовательность: фундаментальная наука – прикладная наука – проектно-конструкторская работа – разработка и испытание с опытного образца – серийное производство. Кроме того, начиная с определенной стадии, в процессе могут участвовать посреднические и внедренческие организации;

фундаментальная наука обычно развивается в значительной мере автономно, ее достижения представляют собой не связанное с конкретным, предметным приложением знание, и потому выделить из затрат на ее развитие или результатов, влияющих на все общество, долю, связанную именно с данной инновацией, как правило, не представляется возможным;

субъекты хозяйствования – участники процесса создания и реализации научно-технического проекта функционируют в различных организационно-структурных формах; это могут быть как юридически и хозяйственно обособленные звенья (институты, конструкторские бюро, посреднические фирмы, предприятия), так и в той или иной мере интегрированные в единую структуру (типа научно-производственных центров или объединений);

разнообразны и источники инвестиций для реализации инновационного проекта; ими могут быть государственные вложения (за счет бюждета Федерации, субъекта Федерации или местного органа власти), кредиты государства (так называемый «налоговый» кредит) или банков, заемные целевые средства предприятий или внебюджетные фонды акционерных обществ, холдингов, ассоциаций и т.д.;

научно-технические проекты при их реализации выполняют две различные функции: либо они позволяют заменить или вытеснить существующие технологические процессы, машины, приборы, транспортные средства, материалы, препараты и т.п.; в этом случае следует руководствоваться приростными показателями критериев (например, прирост чистой прибыли и всех других критериев), либо они порождают и удовлетворяют новые потребности общества; в этом случае рассматриваются абсолютные значения критериев;

как правило, субъекты хозяйствования, формирующие научно-технические комплекс (прикладная наука, проектно-конструкторские разработки, опытное производство, серийное производство и использование, т.е. покупатели инновации), размещены на территории различных регионов, субъектов Федерации, государственно-территориальных образований России и даже государств; в связи с этим перед разработчиками бизнес-плана встает проблема распределения и учета эффекта от инновации для различных участников проекта, а также государства, его субъектов, государственно-территориальных образований, местных органов власти в форме налогов, сборов и других платежей.

Спецификой многих инновационных проектов, разрабатываемых в настоящее время, является отсутствие заранее определенных потребителей. Поиск инвестора для венчурного проекта вынуждает разработчиков особенно тщательно подходить к обоснованию проекта.

 Для инновационных разработок, как правило, характерна высокая степень риска. Учет и тщательная оценка факторов, способных помешать осуществлению проекта, должны быть осуществлены в бизнес-плане, при подготовке соответствующего раздела должны использоваться мнения независимых экспертов в данной области.

 При подготовке бизнес-плана инновационного проекта следует обратить особое внимание на патентную «чистоту» внедряемой разработки, описать перспективы ее развития, в том числе возможность завоевания рынка родственной продукции или создания принципиально нового товара (услуги).

 В бизнес-плане должна быть рассмотрена возможность и степень подключения (постоянная работа в фирме, совместительство, контрактные отношения, консультирование и т.д.) научных работников и специалистов на различных стадиях реализации проекта.

 При осуществлении научно-технической разработки коммерческая составляющая проекта должна быть выделена и на нее составлен бизнес-план, это особенно важно в условиях крайне скудного централизованного финансирования научных исследований и невостребованности инновационных разработок.

 Бизнес-план может послужить для инновационной организации средством для налаживания между народного сотрудничества, возможностью для включения в интернациональные научно-технические программы и т.д.

 В настоящее время обострившиеся финансовые проблемы привели к широкому распространению таких явлений, как сдача в аренду и продажа площадей научно-исследовательских и учебных организаций фирмам, не имеющим никакого отношения к их деятельности. Однако, давая краткосрочный эффект, эта мера в перспективе приводит к подрыву научного потенциала и не может способствовать выходу научных учреждений из кризиса, в то время как развитие собственной инновационной предпринимательской деятельности, развитие ее новых форм может сохранить научные коллективы. Возможным вариантом решения подобных проблем является создание на базе научной организации или вуза инновационного бизнес-инкубатора. В этих условиях бизнес-план приобретает особое стратегическое значение.

 

 

 

  

 

   

 

 

  

 

 

14. Особенности проработки финансовых вопросов в проектах бизнес-планов предприятий

 В условиях перехода к рыночным отношениям инвестиционные ресурсы (их финансовая составляющая) приобретают качественно иные черты, чем привычная практика «выбивания» государственных капитальных вложений. В этой ситуации они становятся предметом купли-продажи, т.е. товаром, который имеет своего собственника, рыночный механизм определения цены, свои особенности при осуществлении полного воспроизводственного цикла.

 Конкретным отражением таких изменений является необходимость поиска, проведения переговоров и заключения договоров между несколькими экономически независимыми сторонами, которые участвуют в инвестиционном проекте, об условиях получения и обязательствах возврата полученных финансовых ресурсов.

 В принципе существуют два основных типа участия собственников финансовых ресурсов в том или ином проекте: это предоставление кредитов и долевое участие в собственности будущего производственного объекта. Данная ситуация вынуждает хозяйствующих субъектов-инициаторов проекта более взвешенно относиться к обоснованию необходимости получения инвестиций и определению их использования, т.е. к проработке вопросов экономического и финансового обоснования проектов. Практика показывает, что руководители действующих промышленных предприятий не всегда имеют достаточно навыков работы с возвратными инвестиционными ресурсами. Это ведет к тому, что у них возникают проблемы с поиском и привлечением внешних негосударственных инвестиций, с расчетами по кредитам, полученным на невыгодных для предприятия условиях, или же управленческие конфликты по поводу претензий «сторонних» собственников.

 В условиях рыночной конъюнктуры будущее предприятий во многом зависит от эффективности проводимой ими инвестиционной политики. Поэтому большое значение приобретают расчеты экономического эффекта от использования как всей суммы средств, которыми располагает предприятие, так и отдельно собственных и привлеченных финансовых ресурсов.

 В решении подобных вопросов большое значение имеет правильно составленный бизнес-план, одним из центральных звеньев которого является расчет экономической эффективности принимаемых решений и оценка результатов их реализации.

 При централизованном плановом хозяйстве экономическая эффективность далеко не всегда являлась решающим аргументом при принятии решений о выделении капитальных вложений; в народном хозяйстве допускались затраты, не приносящие прямой экономической выгоды. Но главное, что единственным инвестором выступало государство, регулирующее отношения в инвестиционной сфере на основе командно-административных подходов к управлению экономикой. Исходя из этого, на практике не имел широкого применения принцип возврата выделяемых средств и реальной результативности их использования уделялось недостаточно внимания.

 Здесь, на наш взгляд, следует особо подчеркнуть, что претворение в жизнь экономической реформы в финансировании инвестиционных проектов. Произошел не только отказ от принципа безвозвратного выделения средств, но и изменились сами методы принятия соответствующих решений. Государственные ответственные органы также строго требуют глубоких экономических проработок, как и коммерческие негосударственные организации, которые очень придирчиво отбирают конкретные объекты для финансирования.

 Для выбора подходов к оценке инвестиций в проекте бизнес-плана предприятия необходимо в первую очередь определить основные требования, которым должны удовлетворять такие подходы. Основополагающим является принцип реальности оценки. Оценка эффективности инвестиций, полученная в результате расчета, должна максимально соответствовать реальным значениям тех результатов, которые ожидаются получить от реализации проекта.

 При выборе подхода учитываются две основные особенности:

современный период экономической реформы;

объект оценки.

 Современные условия хозяйствования предъявляют ряд новых требований, которых не существовало в условиях централизованного распределения капитальных вложений. И основное из них – это прямая и однозначно объективная заинтересованность инициаторов проекта о конечных и промежуточных результатах реализации задуманного начинания. Кроме того, поскольку параллельно с проработкой заключительной стадии проекта бизнес-плана предприятия осуществляется работа по привлечению сторонних инвесторов, просчеты охватывают динамику разнообразных аспектов эффективности использования финансовых средств. Эти показатели предназначаются преимущественно для определившихся участников проекта и постоянно уточняются по мере отбора наиболее приемлемого варианта реализации проекта и оформления соответствующих решений. При этом в зависимости от хода переговоров с конкретными инвесторами дополнительной проработке подвергаются те или иные экономические аспекты реализации проекта, которые в первую очередь могут их заинтересовать.

 Эти требования порождают ряд условий к методам оценки инвестиций, применяемым при подготовке проекта бизнес-плана предприятия:

использование для оценки проекта широкого множества выходных показателей;

учет возможной недостоверности выходной информации и расчетов рисков;

учет динамики реализации инвестиционного проекта;

повышение роли экспертных оценок.

 Существует несколько десятков экономических критериев выгодности инвестиций. Они делятся на две основные группы абсолютных и относительных показателей.

 Абсолютные показатели – это суммарное превышение дохода над затратами, выраженное в денежной форме. Классическими из них являются балансовая прибыль, чистая прибыль, годовая или кумулятивная прибыль за период с учетом фактора времени (т.е. дисконтированная) или без учета ее изменения во времени.

 К относительным показателям относятся различные формы соотнесения денежного дохода к инвестициям и находящимся в производстве средствам. Прежде всего это показатели рентабельности, срока окупаемости в годовом или кумулятивном исчислении с учетом (или без) фактора времени. Первая группа – это показатели эффекта, а вторая – показатели эффективности.

 Как отмечалось выше, разных участников реализации проекта в первую очередь интересуют более близкие им характеристики. Так, кредиторам для принятия решений об участии в проекте необходимо достоверно знать:

внутреннюю норму прибыли, т.е. динамическую норму прибыли на капитал, которую обеспечивает данный проект. Необходимое условие выгодности участия в проекте – некоторое превышение прогнозируемой величины прогнозируемого банковского процента на каждом этапе реализации, достаточное – превышение требуемой нормы;

период возврата общей суммы инвестиций (кредита) или срок окупаемости. Расчеты определяют количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом издержек возмещает вложенные средства;

отношение заемных средств к собственным средствам инициаторов (и других кредиторов). Для акционерных предприятий может рассчитываться как отношение суммы долговых обязательств и привилегированных акций к суммарной стоимости обыкновенных акций;

индекс покрытия процентных платежей как отношение доходов предприятия (до вычета налогов и выплаты процентов) к суммарным процентным платежам. Показатель характеризует способность инициаторов проекта регулярно выплачивать проценты.

 Для участников проекта, привлекаемых на основе совместного владения собственностью, первостепенный интерес вызывают показатели:

максимальный денежный отток, т.е. наибольшее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает размеры необходимого финансирования проекта;

рентабельность активов – отношение величины чистой прибыли к среднегодовой сумме активов, что характеризует эффективность использования активов компании;

рентабельность инвестиций – отношение чистой прибыли к объему инвестиций (сумме акционерного капитала компании и долгосрочного долга);

рентабельность инвестированного капитала. Показатель определяется путем деления величины прибыли (до выплаты процентов и налогов) на сумму заемного и собственного капитала и характеризует способность проекта генерировать прибыль;

индекс текущей ликвидности – отношение оборотных активов к текущим обязательствам предприятия. Показатель свидетельствует о достаточности оборотного капитала и стабильности финансового положения компании в текущий момент.

 Для инициаторов проекта бизнес-план должен быть проработан, безусловно, по максимальному числу параметров эффективности. Но главенствующее место среди них будут занимать:

чистая прибыль (годовая или среднегодовая) как балансовая прибыль предприятия за вычетом налогов, выплачиваемых из прибыли;

чистая текущая стоимость, т.е. разность между дисконтированным потоком денежных доходов и расходов за период реализации проекта, а также на этапе эксплуатации. По существу, это -–долговременная дисконтированная чистая прибыль. Неотрицательное значение является необходимым условием выгодности проекта;

норма безубыточности проекта.

 Это минимальный размер выпускаемой продукции, при котором обеспечивается нулевая прибыль для инициатора. Норма безубыточности равна отношению постоянных издержек к разности удельной цены и удельных переменных издержек, включая необходимые налоговые платежи;

рентабельность собственного (акционерного) капитала. Чистая прибыль предприятия в процентном отношении к собственному капиталу;

рентабельность продаж. Показатель определяется как отношение чистой прибыли к объему продаж в каком-либо заданном периоде. Он отражает ожидаемую эффективность производственной деятельности после реализации проекта.

 Помимо этих показателей в рамках проекта бизнес-плана предприятия при необходимости (для более успешной работы с инвесторами) рассчитывается блок показателей, которые характеризуют ожидаемый уровень управления реализацией проекта и его последующую эксплуатацию.

 Среди них:

индекс оборачиваемости товарно-материальных запасов. Показатель рассчитывается путем деления себестоимости продукции, реализованной за период, на среднюю величину запасов в этом же периоде;

отношение суммы обязательств предприятия-инициатора по проекту к его суммарным активам проекта, характеризующее, насколько деятельность созданного объекта финансируется инициатором;

быстрый индекс (или индекс «лакмусовой бумажки»), т.е. отношение суммы денежных средств, быстро реализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности к сумме краткосрочных обязательств. Показатель характеризует уровень ликвидности проекта, способность фирмы оперативно расплачиваться со своими кредиторами.

 Необходимость обращения ко всей совокупности перечисленных показателей вызвана тем, что их набор и взаимодополняемость создают условия для более рационального принятия таких решений, как выбор организационной формы реализации проекта; проработка нескольких вариантов схем кредитования и финансирования; согласование и форма фиксации интересов участников на различных этапах реализации и эксплуатации проекта.

 Проработка финансовой составляющей бизнес-плана наиболее ярко и последовательно характеризует качество и достоверность подготовки других разделов этого документа. На этой стадии осуществляется объединение и взаимосогласование таких аспектов, как прогноз объемов продаж и политики цен и расчеты по ожидаемой динамике затрат на производство. При этом в числе затрат инициаторов проекта изначально закладываются такие статьи расходов, как обязательные платежи в бюджет, внебюджетные и социальные фонды, определяемые существующей (а в ряде случаев и прогнозируемой) системой обязательных платежей.

 Здесь следует добавить, что интерес региональных органов к соответствующему проекту также может конкретизироваться в показателях эффективности. К ним относятся: общий объем производства или продаж, прибыль и рентабельность, размеры фонда оплаты труда, соотношение негосударственных и государственных (различного уровня) инвестиций и некоторые другие.

 Неразрывное соотношение между проблемами получения максимальных доходов на основе максимального объема производства (продаж) и минимальных издержек реализации проекта и последующей эксплуатации создаваемого объекта не позволяет отдать однозначное предпочтение разработке того или иного раздела бизнес-плана. Без маркетинга продаж и поставок невозможно сформировать стратегию достижения цели проекта. Подсчет динамики финансовых показателей необходим для привлечения сторонних участников к инвестированию проекта. Без определения динамики и качественных сдвигов в структуре затрат на производство и уровне цен нельзя снизить риск вложений до приемлемой величины.

 Разумеется, существуют проекты, для которых нет необходимости привлекать все перечисленные показатели, однако при необходимости должно использоваться любое их подмножество. Оценка по нескольким разнородным и неприводимым параметрам требует привлечения экспертов.

 Сложность проблем, стоящих перед разработчиками проекта бизнес-плана предприятия, вызывает необходимость учета ненадежности входной информации и расчетов риска. Чем крупнее проект, тем опаснее для его инициаторов допустить промах в прогнозах производственных и инвестиционных затрат, цен, спроса и возможностей реализации. Поэтому расчет должен включать анализ рисков, являющихся определяющим при принятии решения об инвестиции. Для анализа проектов в условиях неопределенности используется анализ безубыточности и динамичности, а также вероятностный анализ.

 В «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» выделяются следующие, наиболее существенные виды неопределенности и инвестиционных рисков:

риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

внешнеэкономический риск, т.е. вероятность введения ограничений на торговлю и поставки, возможность закрытия границ и т.п.;

неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе. Подобные вопросы обычно решаются путем проведения периодических исследований о состоянии инвестиционного климата в стране, регионе, городе;

неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии. Ответы могут сформулировать лишь высококлассные специалисты – эксперты, привлечение которых зависит от сложности проекта;

колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п. Решение этих проблем непосредственным образом связано с качеством проведенных маркетинговых исследований;

неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

производственно-технологический риск (аварии и отказ оборудования, производственный брак и т.п.). Оценку вероятности этих ситуаций могут дать только отраслевые специалисты-технологи на основе накопленного опыта;

неопределенность целей, интересов и поведения различных участников;

неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

 В условиях рыночной экономики сильно ограничено использование нормативно заданных значений входных данных (например, структуры цен, коэффициента дисконтирования, ожидаемого объема производства и др.). Расчеты приходится вести на основании их прогнозных значений, которые носят вероятностный характер.

 Отсюда можно сделать следующие выводы: приход к оценке инвестиций должен быть вариантным, связанным с различными возможными сценариями развития экономики. При этом, наряду со значениями выходных показателей, соответствующих тем или иным параметрам, должна учитываться зависимость реализации проекта от изменения входных параметров, включая их вероятностный разброс;

в выводах должна в явной форме оцениваться степень ожидаемого риска. Рисковый характер проектов, требующих государственной или муниципальной поддержки, весьма вероятен;

оценка инвестиций должна в минимально возможной мере зависеть от тех входных параметров, значение которых не поддается четкой надежной оценке;

поскольку точность прогноза входных параметров неизбежно убывает с увеличением периода прогноза, то среди выходных показателей должны обязательно учитываться показатели, характеризующие реализацию проекта в динамике;

для более эффективного учета факторов риска при расчетах желательно применение специализированных компьютерных программ.

 Необходимость учета динамики реализации проекта при оценке экономической эффективности инвестиций определяется увеличением входных параметров и выходных показателей, многие из которых определяются именно динамикой (например, годовые денежные потоки). Для полного учета динамики реализации проекта целесообразно использование имитационных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, которые в зарубежной литературе называют корпоративными. Эти модели просчитывают максимально приближенную к реальности динамику реализации проекта через описание денежных потоков как событий, происходящих в различные периоды.

 Вариантный и вероятностный характер многих процессов в рамках инвестиционных проектов повышает роль экспертных оценок при определении их экономических и финансовых показателей. Такие оценки употребляются достаточно регулярно как в отечественной, так и в зарубежной практике. Так, выбор методов оценки эффективности уже основан на некотором экспертном заключении. В переходный период роль экспертных заключений при определении соответствующих показателей существенно возрастает, поскольку используемые для расчета показатели не являются ни директивными (как при административно-командной системе), ни равновесными (как в развитой рыночной экономике). Соответствующая экспертная оценка может быть получена как после проведения специальных исследований, так и при использовании накопленного опыта ведущих специалистов.

 Возрастание степени риска при осуществлении проектов требует более тщательной оценки критических моментов его реализации. Широкое множество выходных показателей, часто конкурирующих между собой, предполагает использование экспертных оценок для конструирования критерия качества проекта. Поэтому система оценки эффективности инвестиций в современных условиях по необходимости становится «человеко-алгоритмической», причем роль человека-эксперта является определяющей.

 В условиях постижения рыночных отношений роль бизнес-плана важна не только при подготовке инвестиционных проектов, но и в процессе их текущего функционирования. Однако этот неоспоримый факт часто не до конца осознается руководителями, отрицающими целесообразность выделения средств как на разработку, так и на презентацию бизнес-плана. Такая «экономия» может привести к значительным потерям и заметно осложнить будущее предприятия, поскольку не используется апробированный метод организации инвестиционной деятельности и последовательного продвижения любого конкретного проекта к инвесторам.

 

15.Особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления

 

 В традиционном смысле основой разработки бизнес-плана является либо уже находящийся в проработке конкретный проект, либо некий замысел, не имеющий однозначного решения по расширению действующих или созданию новых производств (объектов). Поэтому основными заказчиками таких работ становятся руководители предприятий или группы предпринимателей, готовые профинансировать эти работы. Однако использование элементов бизнес-плана вполне соответствует специфике положения отечественных региональных органов власти. Это связано с тем, что в ходе проводимых реформ их роль в управлении экономическими процессами хотя и изменилась, но влияние по-прежнему остается весьма существенным.

 Оставив в прошлом методы прямого административного распоряжения региональной частью общегосударственной собственности, государственные региональные органы власти ведут активную работу по созданию и поддержанию организационно-правового механизма гибкого реагирования на социально-экономическую ситуацию, которая складывается в результате хозяйственной деятельности самостоятельных субъектов различных форм собственности. На этой основе развиваются тесные качественно новые взаимоотношения с товаропроизводителями, что выражается в специфическом участии региональной администрации в бизнес - планировании.

 Одновременно с этим региональные органы власти ответственны за развитие значительной части объектов, находящихся на бюджетном финансировании. По каждому из таких объектов разработка бизнес-плана является единственным способом найти рациональный путь их развития в системе рыночных отношений. Такие бизнес-планы должны учитывать отраслевой профиль фирмы, перспективы развития регионального потребительского рынка, динамику уровня доходов и необходимость изменений материально-технической базы соответствующего вида деятельности, чтобы поддержать конкурентоспособный уровень предлагаемых работ и услуг. Такая разработка обеспечивает адаптацию к новым экономическим условиям и приведение в соответствие целей развития объектов (или целых отраслей) и их финансового обеспечения.

 Разнообразие отраслей, в развитии которых региональные органы власти принимают непосредственное участие (в частности, заказ на разработку бизнес-плана не может быть оформлен, если финансирование последнего не предусмотрено в смете расходов и не согласовано с местной администрацией), требует дифференцированного подхода и специфического подбора финансовой, технико-экономической и социально-экономической информации.

 Здесь предлагается один из аспектов разработки бизнес-плана по региональному заказу, а именно по организации регионального рынка продуктов питания.

 При разработке подобного документа особое внимание должно уделяться маркетинговым исследованиям состояния регионального рынка по каждому из рассматриваемых продуктов и перспективных путей его наполнения.

 В этом разделе бизнес-плана рассматриваются характеристики основных производителей, действующих или способных выйти на региональный рынок продукции. При этом дается оценка как тех товаропроизводителей, которые находятся в данном регионе, так и тех, кто занимается соответствующей деятельностью за его пределами. Эти данные в бизнес-плане могут быть приведены в табл. 7.

 Указанные данные собираются для поставщиков, с которыми имеются традиционно налаженные связи и степень риска срыва договоров ниже среднего уровня.

 Для посреднических организаций по аналогичному виду продукции данные собираются исходя из накопленного опыта совместной работы с выделением основных крупных организаций (10-15) и группы прочих, объем поставок которых в сумме ориентировочно должен составлять не более 10-12% общего объема товарооборота данного продукта в регионе. Для этих организаций данные собираются по табл. 8.

 По аналогичной таблице собираются данные о наличии на региональном рынке соответствующей продукции импортного производства (при этом в бизнес-плане должны быть учтены условия взаимных расчетов, предусмотренные в межгосударственных соглашениях, особенности законодательства стран-экспертов в части, касающейся производства и вывоза данной продукции).

 Суммируя соответствующие показатели объема продукции, получаем характеристику наполнения регионального рынка как исходный пункт для определения продовольственной политики в регионе и выработки стратегии администрации по укреплению и повышению надежности снабжения населения (прежде всего городского) продуктами питания.

 На основании маркетинговых исследований проводится анализ перспективности сотрудничества с теми или иными товаропроизводителями и поставщиками.

 Кроме того, в рамках этих исследований дается оценка общего социально-экономического положения в регионе и через мультипликаторы спроса и доходов определяется возможный объем потенциального спроса, а также рассматриваются традиции и сложившиеся в регионе особенности потребления соответствующего продукта, что позволяет разработчикам бизнес-плана сделать своевременной и действенной рекламную кампанию, уточнить условия и провести дополнительные переговоры с участниками рынка.

При поставках продукции из других регионов специальный анализ проводится по вопросам транспортной составляющей цены соответствующей продукции. В бизнес-плане предусматривается отдельный раздел, который обосновывает схему эффективной организации перевозок, обеспечивающую минимизацию транспортных расходов и бесперебойную доставку продукции. При использовании собственного транспорта в бизнес-плане должно быть отражено состояние парка и даны перспективы его развития. При необходимости осуществления больших объемов перевозок из районов с неразвитой транспортной инфраструктурой вопросы доставки продукции могут стать определяющими для выработки совместных межрегиональных решений по преодолению данного «узкого места».

 В отдельном разделе бизнес-плана обосновывается выбор форм взаимодействия и степень участия в реализации проекта иностранных партнеров; оценивается возможность организации импортозамещающего производства в регионе, в том числе и с участием иностранных фирм.

 В рамках разработки бизнес-плана создания регионального рынка продуктов специальное внимание отводится вопросам организации самого процесса торговли данной продукцией, оценке возможности приспособления существующей торговой сети к требованиям проекта и условий создания новых торговых точек. В данном разделе рассматриваются варианты оптимального соотношения оптовой (через постоянно действующие или периодически открытые аукционы) и розничной торговли; определяется степень необходимого участия региональной администрации в различных звеньях продовольственного рынка. С особо надежными партнерами рассматривается возможность и целесообразность создания фирменных магазинов.

 Успешная реализация проекта во многом зависит от правильной организации рекламной кампании, учитывающей местную специфику, возможности средств массовой информации и готовности населения поддержать некоторые новые для данного региона формы реализации продукции.

 Важной частью бизнес-плана является разъяснение вопросов, связанных со взаимоотношениями организаторов проекта и органов региональной власти. В случае особой актуальности проблемы высокая заинтересованность последних в реализации проекта требует более разнообразного и глубокого их участия в его осуществлении; в случае меньшей заинтересованности участие может ограничиваться общими организационными вопросами. В бизнес-плане обязательно отражаются принятые или разрабатываемые местными властями законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции и т.д., способствующие созданию соответствующего товарного рынка. При необходимости развития производственных связей с другими регионами в бизнес-плане предусматривается заключение межрегиональных договоров и соглашений, способствующих облегчению связей.

 Особенностью бизнес-плана организации регионального рынка продукции является необходимость более полного расчета бюджетной эффективности проекта, который выделяется в самостоятельный раздел. В нем определяется состав доходов и расходов бюджета (или средств внебюджетных фондов) региона в связи с осуществлением данного проекта, их соотношение с общим объемом финансирования, сроки и условия возврата средств, косвенные результаты  реализации.

 В составе доходов бюджета учитываются:

все налоговые поступления и платежи юридических лиц в региональный бюджет (внебюджетные фонды), непосредственно связанные с реализацией проекта;

подоходный налог с заработной платы, начисленной за выполнение предусмотренных проектом работ и услуг;

прирост налоговых поступлений от предприятий, связанный с влиянием реализации проекта на их финансовое положение.

 Возможные налоговые поступления в региональный бюджет приводятся в табл. 9 на каждый год осуществления проекта, а также на период после окончания его реализации.

 Расчет поступлений в бюджет выполняется в соответствии с действующей на момент разработки проекта нормативной базой. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект Бt для t–го шага осуществления проекта, определяемый как превышение доходов бюджета над расходами.

 Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов по формуле

        Т        1

 Бинт = S Бt                                        

          t=0  (1+Е)t

где t – номер шага расчета (t = 0, 1, 2, ...., Т);

Т – горизонт расчета;

Е – норма дисконта.

 При оценке бюджетной эффективности норма дисконта не только отражает финансовые интересы региона, но и учитывает социальный эффект от реализации проекта.

 В случае участия региональных органов управления в прямом финансировании проекта в полном объеме бюджетная эффективность определяется суммарными поступлениями от налоговых и иных выплат, а также остающейся в распоряжении предприятий чистой прибылью, при этом в состав расходов включаются все инвестиционные затраты по проекту.

 Для разработки финансовых схем реализации других вопросов социально-экономического развития региона (жилищной, экологической проблемы и т.п.) используются несколько иные подходы, но методической основой остается бизнес-план.

 Иная роль отводится региональным (местным) органам управления в организации разработки бизнес-планов на самостоятельных производственных предприятиях.

 Одним из важнейших направлений формирования современного экономического механизма на уровне региона является активная работа региональных и местных органов власти по выработке рыночных подходов к инвестиционной деятельности на предприятиях и в организациях. Дело в том, что спектр внешних и внутренних факторов (как современных, так и сохранившихся от традиций прошлого периода) определяет особенности поведения управленческих звеньев независимых организаций – товаропроизводителей. Это связано с отсутствием навыков разумного риска; весьма скромным опытом работы с коммерческими кредитными ресурсами, эмиссией и обращением собственных ценных бумаг; с непоследовательностью в формировании своей сбалансированной политики потребления и накопления. Поэтому для средних (и особенно малых) предприятий теснота общения с местными органами власти зачастую полностью определяет перспективы их существования и возможности привлечения инвестиций.

 На уровне областей, районов, городов специфика отношений между хозяйственными структурами (самостоятельными товаропроизводителями) и местными органами власти определяется тем, что за последними признаются дополнительные возможности защищать экономические интересы производителей на вышестоящих уровнях. И эти возможности объективно опираются на активные административно-правовые связи и личные контакты с представителями финансовых и правительственных структур (как отечественных, так и зарубежных); на более прогрессивные взгляды, увязанные с текущим и перспективным нормативно-правовым процессом; а также на единство целей местных органов власти и предпринимательских структур в части создания благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития региона (области, района, города).

Разработка бизнес-плана по международным стандартам существенно отличается от подготовки технико-экономических обоснований, которые готовились к проектам в период централизованного планирования. Данная работа требует разработки таких принципиально новых вопросов, как анализ условий реализации производимой продукции и возможностей формирования соответствующего рыночного сектора (маркетинговые исследования); обоснование графика расчетов с кредиторами; разработка схемы привлечения финансовых ресурсов и выбор варианта подбора инвесторов; расчет финансовых и производственных рисков на всех стадиях реализации проекта и последующего использования создаваемых объектов собственности и некоторых других проблем. Для этого требуется привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение довольно больших объемов расчетных работ, что делает в целом разработку бизнес-плана достаточно дорогостоящим мероприятием.

 Не всякие руководители морально и финансово готовы сделать подобный шаг, хотя и понимают в целом необходимость проведения таких работ.

 Предприятия, расположенные в малых и средних городах и не являющиеся производствами республиканского или регионального значения, как правило, ищут прямую поддержку местных властей для осуществления подобных начинаний. Однако перед последними неизбежно встает вопрос выбора: какие предприятия и в какой форме поддерживать; в какой последовательности и каким образом принимать участие в их деятельности; как сформулировать и защищать интересы региона на вышестоящем уровне.

 Основной объединяющей их задачей становится формирование инвестиционного климата, соответствующего рыночным стандартам организации воспроизводственных процессов, с одной стороны, и максимально учитывающего разнообразие региональных особенностей хозяйственной деятельности – с другой.

 Практика работы с региональными и местными органами власти показывает, что для правильного использования ими такого инструмента инвестирования, как бизнес-план производственного предприятия, необходимо уточнить место последнего в общей схеме инвестиционной политики региона (включая районы, города).

 С точки зрения региональной (местной) администрации исходным условием поддержки того или иного существующего предприятия является комплексный анализ всех инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы в данном регионе. При этом в зависимости от глубины проработки и масштаба рассматриваемого хозяйственного проекта по заказу администрации готовятся четыре типа документов, характеризующих инвестиционную привлекательность и готовность в регионе.

 Первый и наиболее обобщающий документ – это характеристика инвестиционного климата в регионе в целом. Данный материал может опираться на анкетный опрос специально отобранных групп экспертов. По заданной шкале проставляется оценка 60-70 факторов, определяющих уровень экономического потенциала по основным элементам производства (включая земельные и природные ресурсы, научно-технический потенциал, кадровое обеспечение и т.д.), инженерной и социальной инфраструктуры; организационно-правовой атмосферы и социокультурной и политической среды; а также по уровню развития элементов рыночных отношений и собственного финансового потенциала.

В результате такого исследования определяется рейтинг рассматриваемых регионов и выделяются наиболее сильные и слабые стороны каждого из них. Подобная работа проводится, как правило, на уровне субъектов РФ и фактически показывает готовность администрации и предпринимателей к коммерческому освоению инвестиционных ресурсов.

Второй тип документов – это сравнительный (иногда называемый «структурным») анализ экономики региона (области, района, города). Подготовка этих материалов опирается на обработку статистической информации о состоянии и динамике развития отраслей в целом и отдельных предприятий, которые действуют на соответствующей территории. В результате исследований формируется перечень приоритетных объектов инвестирования. По мере уточнения информации о проектах – заявках на новое строительство со стороны предпринимательских кругов (а подобная информация может концентрироваться только у местной администрации) – перечень объектов к инвестированию с прямой или косвенной поддержкой со стороны региональной (местной) администрации составляется уже с учетом как коммерческой, так и региональной социально-экономической значимости. На этом этапе фактически определяется уровень заинтересованности местных органов власти в реализации проекта.

 Третий тип документов – пилотный проект бизнес-плана. На данной стадии по ограниченному кругу показателей разрабатывается сокращенный вариант бизнес-плана для каждого проекта, претендующего на поддержку администрации в получении инвестиций. Заказчиками таких проработок являются уже те организаторы проекта, которые его ведут и которым принадлежит задуманная идея. Одной из основных составляющих пилотного проекта бизнес-плана является раздел с вариантами схем финансирования проекта и определением условий возврата и использования привлекаемых финансовых средств, оценка степени риска на различных стадиях осуществления проекта, готовность и подготовленность организаторов к полной реализации проекта и т.д.

Для региональной (местной) администрации встает задача организации экспертизы соответствующих проектов и принятие необходимых решений для их реализации. Пир этом форма участия определяется, исходя из специфики рассматриваемых проектов и необходимости обеспечения максимально эффективного использования как финансовых средств, так и материально-вещественных факторов производства (земли, производственных зданий и площадей, нежилых помещений, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и т.д.).

 И наконец, четвертый тип документов – это полный бизнес-план по конкретным проектам.

 Роль региональной (местной) администрации в подготовке и финансировании проекта входит в качестве составной части бизнес-плана, глубина этого участия определяется степенью заинтересованности региона в быстрой реализации проекта.

 Практика показывает, что для реальных, коммерческих привлекательных проектов наиболее оптимальной формой участия администрации в их продвижении является совместная работа с непосредственными предпринимателями в части выбора реальной схемы привлечения инвестиций не столько из «дальних» (включая иностранные), сколько организация работы по привлечению средств населения и юридических лиц, проживающих и размещающихся в регионе.

 Получение иностранных кредитов, а уже тем более продажа контрольного пакета акций внерегиональным (в том числе зарубежным) партнерам в каждом втором случае ставит вопрос о смене руководства, выдвижении на первый план коммерческих интересов, смене (или сокращении) определенной части занятого персонала и т.д. Иными словами, наряду с преимуществами подобное предприятие получает (иногда и не ожидая) набор дополнительных проблем.

 Разработка реальных бизнес-планов при совместной с местной администрацией деятельности позволяет предвосхищать подобные ситуации, не доводя их до острого состояния, и в то же время ориентируясь на коммерческое использование региональных и производственных ресурсов.

 

16. Особенности отдельных организационно-правовых вопросов, влияющих на разработку бизнес-плана

 Основные правила первичной и постоянной регистрации акционерных обществ (АО) (на примере Москвы). Как правило, регистрация малой фирмы осуществляется параллельно с разработкой бизнес-плана для конкретного проекта (идеи). Вариант, по которому разработчик (заказчик) бизнес-плана определяет форму ведения соответствующего бизнеса, обосновывает для себя наиболее выгодный способ воздействия на принимаемые решения и использование финансовых и материальных потоков, необходимо знать для того, чтобы наиболее точно рассчитать приемлемые условия получения кредитов, риски их возврата и размеры собственных (в том числе личных) доходов.

 На первый взгляд самым «желательным» вариантом организации деятельности должны быть различные льготные варианты типа производственных подразделений общественных организаций (ликвидаторов-чернобыльцев, ветеранов-интернационалистов, различных групп населения с ограниченной трудоспособностью, особо защищаемых социальных групп населения и др.). Однако наиболее распространенным является все же организация бизнеса в виде акционерных обществ различного типа. В целом порядок и период их регистрации в значительной степени варьируются в зависимости от региональных особенностей такой регистрации, а на местах – нередко и от личных отношений предпринимателя с местной администрацией. Судя по учредительным документам, которые авторам довелось использовать при разработке бизнес-планов, процесс регистрации и совместной организационно – аналитической работы административных органов с предпринимателями на уровне регионов идет достаточно самостийно, часто носит формальный характер, далеко не полностью соблюдается правовая чистота оформления документов. В качестве одной из наиболее точно отработанных схем регистрации самостоятельных фирм (в форме акционерных обществ) предлагается порядок, используемый в Москве.

 В целом процесс регистрации проходит три основных стадии: первичная регистрация, постоянная регистрация и этап регистрации выпуска ценных бумаг АО.

 Первичная регистрация акционерных обществ (АО) осуществляется с целью получения Временного свидетельства о регистрации. Необходимость данного этапа заключается в последовательном прохождении регистрационных процедур во всех государственных инстанциях и органах, с тем чтобы постоянное свидетельство о регистрации фирмы подтверждалось наличием соответствующих идентификационных номеров.

 Основополагающими нормативными документами по этому вопросу являются Гражданский кодекс РФ (ч.1) и Закон РФ «Об акционерных обществах» принятые Государственной Думой соответственно 21 октября 1994 г. И 24 ноября 1995 г., а также нормативные документы правительства Москвы. (На региональном уровне период пребывания фирмы в статусе «временного свидетельства» сокращается до минимума, а порой и вовсе не включается в процесс регистрации, т.е. не оформляется соответствующими государственными бумагами.) Московская регистрационная палата входит в состав правительства Москвы и имеет соответствующее подчинение.

 Перечень документов, необходимых для временной регистрации, включает:

1. Заявление учредителя (ей) с просьбой зарегистрировать фирму в г. Москве под таким-то названием.

2. Устав акционерного общества.

3. Учредительный договор акционерного общества.

4. Протокол учредительного собрания.

5. Платежные документы, подтверждающие уплату регистрационной пошлины.

6. Справку из банка о внесении 50% уставного фонда.

7. Эскиз печати.

8. Платежные документы, подтверждающие уплату за внесение оттиска печати в городской реестр печатей.

9. Справку о проверке на не повторяемость наименования регистрируемого акционерного общества и Московском реестре.

 Заявление учредителя составляется по типовой форме (ф. №6), которая выдается в центральной части или филиалах Московской регистрационной палаты. Если акционерное общество (АО) организуется не физическими, а юридическими лицами, то требуется заполнение специальной формы, в которой подаются сведения о юридических лицах-учредителях, включая названия, адреса, имена руководителей, банковские реквизиты.

 Устав общества готовится, как правило, самими учредителями (или специально уполномоченными специалистами) и в основном повторяет типовую, форму устава акционерного общества. При этом изначально ставится задача указать в уставе такой широкий спектр деятельности, что общее перечисление их видов не позволяет отнести будущее предприятие к какой бы то ни было отрасли экономики. Рассредоточенность усилий дает для будущего руководства определенный простор в деятельности и некоторые гарантии дополнительной устойчивости. Однако при подготовке бизнес-планов это выливается в довольно существенные вопросы, ибо оказывается, что руководство и кадровый состав самой фирмы не готовы профессионально заниматься заявленной деятельностью реализовывать намечаемые проекты. В современных условиях рынка это создает дополнительные проблемы в отношениях с независимыми структурами коммерческих инвесторов, подрядными и консалтинговыми организациями, так как в этом случае невысока гарантированность ритмичного выполнения обязательств и квалифицированной организации текущего управления.

 Согласно последним требованиям в уставе следует указывать как место нахождения руководящих органов АО (например, генерального директора), так и место хранения его учредительных и бухгалтерских документов. Работники Регистрационной палаты могут потребовать приложения отдельного уведомления о месте хранения документации.

 Учредительный договор и протокол учредительного собрания формируются учредителями на основе типовых аналогов, но в целом оформляются в достаточно свободной форме.

 По типовым условиям уставный фонд АО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, что на 01.07.99 составляло 8342 руб. Уставный фонд может вноситься как непосредственно деньгами, так и имуществом, оцененным в денежном эквиваленте. Расчетный счет, на который вносятся средства уставного фонда и на котором в дальнейшем будет отражаться вся (или часть) основной деятельности фирмы, открывается в любом банке, выбранном учредителем, до получения свидетельства о временной регистрации. Для этого достаточно предоставления копий устав АО и учредительного договора. Справку банка об открытии расчетного счета необходимо в 5 – дневный срок представить в налоговую инспекцию.

 На 01.07.99 регистрационная пошлина составляла чуть более 200 руб. Разработка эскиза печати и стоимости ее выполнения обходились соответственно в 46 руб. и 300 руб. Стоимость услуги о проверке неповторяемости названия фирмы – 160 руб. В Москве все регистрационные платежи производятся только в одном банке – «Банке Москвы».

 Следует отметить, что помимо основного названия АО (заявляемого к регистрации) необходимо иметь еще одно – два дополнительных – на случай, если фирма с выбранным вами названием уже существует. Кроме того, если процессом регистрации занимается уполномоченный агент (т.е. человек, который не является учредителем АО), то ему необходимо иметь правильно оформленную доверенность на совершение действий по регистрации, а также ксерокопии паспортов всех учредителей.

 Изготовлением как эскизов печатей, так и самих печатей имеют право заниматься только уполномоченные фирмы. Перечень таких организаций определяется Регистрационной палатой и вывешивается на стендах в Центральной части, а также в каждом из филиалов Московской регистрационной палаты.

 Оформление и сдача документов для регистрации АО могут проводиться как в Центральной части, так и в любом из 25 филиалов Московской регистрационной палаты независимо от юридического адреса создаваемого АО. Судя по всему, большинство создаваемых АО предпочитает регистрироваться в Центральной части (ул. Моховая, д.11), так как в ней принимают наибольшее число заявок (ежедневно более чем у ста человек). В филиалах Регистрационной палаты количество принимаемых заявлений в 8-10 раз меньше. Это вызывает дополнительные сложности, связанные с предварительной записью, очередями на прием к специалистам, к задержкам во время повторного посещения и другими проблемами. В современных условиях государственная регистрация независимых фирм на региональном уровне постепенно приобретает вес, необходимый для формирования деловой репутации и определенных гарантий соответствующих фирм. Однако для средних и малых предприятий по-прежнему одним из наиболее важных условий существования остается теснота связей с местной администрацией и возможность имущественной и финансовой поддержки со стороны последней.

 Если учредитель(ли) не хотят оформлять необходимую документацию по регистрации АО, то можно воспользоваться услугами достаточно большего числа фирм, занимающихся этими вопросами. Минимальная стоимость услуг этих фирм составляет 300-350 долл. США. В эту сумму не включаются расходы на изготовление печати, плата за регистрацию и др., а также стоимость оформления процедур регистрации в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ). Эти же фирмы отдельно предоставляют такую услугу, как приобретение юридического адреса для АО (100-150 долл. США). Однако эта операция достаточно рискованна, так как налоговые инспекции проводят постоянные проверки фактического нахождения организации по ее юридическому адресу.

 Если учредитель(ли) заключает договор аренды помещения на срок, превышающий 9 месяцев, то соответствующий договор необходимо зарегистрировать в Москомимуществе.

 После получения временного свидетельства о регистрации фирмы в течение 10 дней необходимо:

встать на учет в налоговой инспекции по месту официального расположения регистрируемого АО. За несоблюдение этого срока налоговой инспекцией налагается штраф до 5 тыс. руб.;

встать на учет в четырех государственных социальных фондах (перечень см. ниже);

сделать готовую печать АО по ранее утвержденному эскизу;

получить в Московском городском комитете по статистике коды ОКПО, ОКОНХ, ОКФС и др.;

зарегистрировать условия эмиссии ценных бумаг АО в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ).

 Если процедура регистрации выходит за рамки 10-дневного интервала, то до истечения 10 дней следует получить в налоговой инспекции дополнительную отметку о продлении этого срока.

 На 01.07.99 стоимость изготовления печати колебалась от 100 до 500 руб. в зависимости от ее качества и места изготовления (сроки изготовления – от 3 дней, если недоплачивать значительную сумму за скорость работы). Стоимость услуг Мосгорстата – 137 руб.

 После получения «Временного свидетельства о регистрации» АО и «Свидетельства о поставке на учет в налоговом органе» необходимо встать на учет в следующих фондах:

1) Пенсионный фонд

2) Фонд медицинского страхования

3) Фонд социального страхования

4) Фонд занятости

В принципе пройти постановку на учет во всех этих фондах можно за один день. Жесткая территориальная привязка к месту нахождения АО не требуется. Первый из указанных фондов является отделением Центрального административного округа, остальные – организациями общегородского назначения. Постановка на учет фиксируется выдачей свидетельства соответствующего фонда.

 Наиболее сложной и трудоемкой процедурой можно считать прохождение регистрации проспекта эмиссии акций фирмы в Московском региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ).

 Начало работ по оформлению государственной регистрации выпуска ценных бумаг целесообразно начинать сразу после получения временного свидетельства о регистрации и присвоения кодов ОКПО. Перечень документов, необходимых для первичной регистрации в ФКЦБ, состоит из 24 наименований. Информация представляется как в традиционном виде, так и на двух магнитных носителях. Основная сложность заключается в том, что необходимо заполнить приложения к постановлению №47 от 11.11.98 ФКЦБ РФ. Если ваш компьютер не подключен к информационным системам, то вам придется приобрести две дискеты в киоске, расположенном в Московском региональном отделении ФКЦБ РФ. Опыт показывает, что с первого раза правильно заполнить приложения этого Постановления практически невозможно.

 Через 10 дней после сдачи документов в ФКЦБ вы получаете предварительное уведомление о принятии документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей АО при его создании.

 В Регистрационную палату для получения постоянного свидетельства о регистрации АО сдаются:

нотариально заверенные копии

уведомления о принятии документов для регистрации выпуска акций;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

кодов ОКПО;

 документа, подтверждающего право аренды помещения;

а также оригиналы

временного свидетельства о регистрации;

справки банка об открытии расчетного счета;

декларации об изготовлении печати;

квитанции об оплате за бланк постоянного свидетельства о регистрации АО.

 Стоимость бланка постоянного свидетельства на 01.07.99 составляла 24 руб.; стоимость нотариального заверения одной страницы (при двухсторонней печати один лист равен двум страницам) – от 90 коп. в

Государственных нотариальных конторах до 5 руб. – в негосударственных.

 Нормативный срок получения постоянного свидетельства (10 дней) соблюдается преимущественно в случае подготовки соответствующих документов специализированными фирмами. В среднем же прохождение всего цикла регистрации (при условии заявки о выпуске ценных бумаг и самостоятельном оформлении всех процедур учредителем – физическим лицом) составляет до трех недель.

 После получения постоянного свидетельства о регистрации его нотариально заверенные копии необходимо сдать в налоговую инспекцию и ФКЦБ. После этого ФКЦБ выдает: окончательное уведомление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, включая решение о выпуске ценных бумаг и отчет об итогах выпуска ценных бумаг, которые учредители готовили на первичном этапе обращения в региональное Московское отделение ФКЦБ.

 Последовательность действий, связанных с организацией любого предприятия неакционерного типа (ООО, ТОО и пр.), совпадает с указанной выше, за исключением прохождения регистрации в ФКЦБ. Это сокращает период полной регистрации не менее чем на две недели, но требует внимательного отношения к формированию учредительных документов.

 Следует помнить, что временное свидетельство о регистрации действительно в течение 45 дней. Если вы не укладываетесь в этот срок, то в Регистрационной палате следует написать заявление с просьбой о его продлении с указанием причин.

 Общий порядок регистрации сделок по имуществу. Процесс регистрации сделок по имущественному комплексу обычно состоит из нескольких этапов: удостоверение сделки у нотариуса и оформление в специальном регистрирующем органе.

 К числу сделок, требующих обязательного нотариального удостоверения, относятся:

сделки по отчуждению (купле-продаже, дарению, мене) жилого дома (части дома), квартиры, принадлежащих гражданам на праве личной собственности;

договоры о залоге недвижимости;

договоры по отчуждению земельных участков.

 Сделки об отчуждении и залоге недвижимости могут быть удостоверены при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое и закладываемое имущество. После удостоверения такие сделки подлежат обязательной регистрации в соответствующих органах. Так, сделки по зданиям (сооружениям), помещениям подлежат обязательной регистрации в Бюро технической инвентаризации, в органах, ведающих соответствующим имуществом. В сельской местности сделки по строениям подлежат регистрации в местной администрации.

 Кроме требований о соблюдении формы и регистрации сделок законом установлена необходимость достижения сторонами соглашения по всем существенным пунктам договора. Например, недействителен договор купли-продажи, если не определена цена договора; договор от имени юридического лица может быть подписан только лицом (представителем) имеющим письменно удостоверенные полномочия.

 Сделка может быть признана недействительной в судебном порядке (оспоримая сделка) либо независимо от такового признания (ничтожная сделка). В соответствии с действующим законодательством недействительными признаются следующие сделки:

не соответствующие требованиям закона;

совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности;

мнимые и притворные;

совершенные лицами, признанными недееспособными; частично дееспособными, находящимися под влиянием заблуждения или обмана, не способными понимать значение своих действий; под угрозой или насилием и др.;

сделки, осуществленные от имени юридического лица, но выходящие за пределы его правоспособности.

 Если сделки признана недействительной, как правило, производится реституция, т.е. возвращение сторон в исходное положение. ГК РФ установил отличные от общего трехлетнего срока исковой давности сроки для признания сделки недействительной (оспоримой сделки) – в течение одного года со дня прекращения насилия или угрозы либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, в течение 10 лет по искам о применении последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 181 ГК РФ).

 Сделки по зданиям (помещениям) удостоверяются местным нотариусом по месту нахождения строения (при удостоверении договора мены – по месту нахождения любого из строений). Нотариус истребует у продавца (собственника):

правоустанавливающий документ (свидетельство о регистрации недвижимого имущества);

справку БТИ (Бюро технической инвентаризации или иного регионального органа с аналогичными функциями);

справку от отсутствии задолжности по налогам;

справку об отсутствии арестов и запрещений (если нотариус не ведет эту работу сам). При наличии запрещения договор отчуждения строения может быть удостоверен только с согласия кредитора и приобретателя на перевод долга, а при наличии ареста – только после его снятия;

письменное согласие другого супруга на отчуждение имущества, приобретенного в браке (согласия супруга не требуется, если имущество приобретено в порядке наследования, дарения либо ранее был произведен раздел имущества супругов);

извещение участников общей долевой собственности о намерении произвести отчуждение своей доли постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых производится отчуждение доли (извещения не требуется при дарении, продаже доли одному из собственников и при непроживании собеседников в доме, если адрес их неизвестен);

разрешение администрации на отчуждение дома, незаконченного строительства;

документ, подтверждающий нетрудоспособность продавца при удостоверении договора купли-продажи с условием пожизненного содержания продавца.

 Основные условия оформления порядка купли-продажи земельных участков. Купля-продажа земельного участка в настоящее время производится в следующем порядке.

 Продавец земли при подготовке к продаже земли должен обратиться в местный комитет (орган) по землеустройству и землепользованию за получением документа, именуемого обычно «землеотводом» или планом земельного участка.

 При этом он должен предъявить документы, подтверждающие свои права на этот участок земли. На основании соответствующего обращения продавца землеустроителя, обладающие соответствующими правами и лицензией, осуществляют замеры и описывают границы земельного участка, которые для юридической чистоты необходимо согласовать с соседями, получив их подписи на плане.

 Если на земельном участке имеются постройки, то на них следует получить технический паспорт местного бюро технической инвентаризации. После этого со всеми вышеперечисленными документами следует обращаться за оформлением договора купли-продажи к местному (районному) нотариусу.

 Когда земля и строения являются совместной собственностью супругов, то сделку следует оформлять от лица и мужа и жены как совместно действующих собственников.

 Согласно действующему законодательству право собственности у покупателя возникает с момента регистрации договора купли-продажи в соответствующем земельном комитете (органе). При этом продавец теряет право собственности, и на его свидетельстве о праве собственности на землю делают соответствующую отметку, а покупателю выдают новое свидетельство.

 Новому собственнику земельного участка местный земельный комитет (орган) выдает свидетельство (государственный акт) на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге (в местной администрации) на основании нотариально заверенного договора купли-продажи (в местном БТИ необходимо сделать отметку об изменении владельца строения или здания, расположенного на вновь приобретенном участке).

 Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием для совершения последующих сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство (государственный акт) выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.

 Государственные акты и свидетельства о праве собственности на земельные участки, выданные до вступления в действие Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством единого образца, утвержденным упомянутым указом.

 Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение либо взявшие их в аренду (кроме аренды у физических лиц), имеют право на предоставление и выкуп участков в собственность.

 Акты, подтверждающие право собственности на земельные участки или право пользования земельными участками, выданные после вступления в силу Указа Президента РФ №1767 органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.

 

  

 

   

 

 

 

II Инвестиционная заявка

Дата: 2019-07-31, просмотров: 205.