Типы акционерного общества. Филиалы и представительства. Аффилированные лица. Статус и ответственность основного общества.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Типы акционерного общества

Акционерные общества подразделяются на два типа - открытые и закрытые. Главными разграничительными признаками являются условия и порядок размещения акций и права акционеров по их отчуждению и преимущественному приобретению. Но этим различия не ограничиваются; они отражаются также в особенностях формирования и функционирования открытых и закрытых обществ, которые частично зафиксированы в статье 7 Закона об акционерных обществах, а частично в других нормах Закона. Указание о том, к какому типу относится общество - открытому или закрытому, должно содержаться в его уставе, который является учредительным документом (п. 3 ст. 11 Закона) и в его фирменном наименовании (п. 1 ст. 4 Закона) и соответственно указываться в печати (п. 7 ст. 2 Закона).

Основные признаки открытого общества следующие:

     1) акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Установление преимущественного права АО или акционеров на приобретение отчуждаемых акций не допускается;

     2) открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, т.е. среди неограниченного круга лиц, и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований Закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество не лишено права проводить и закрытую подписку на выпускаемые им акции, кроме случаев, когда такая возможность ограничена уставом общества или требованиями правовых актов РФ. Согласно п. 2 ст. 39 Закона при отсутствии в уставе общества указаний о способе размещения акций размещение их может проводиться только путем открытой подписки.

 Открытое общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки. Уставом общества и правовыми актами Российской Федерации может быть ограничена возможность проведения закрытой подписки открытыми обществами.[38]

Размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

Размещение посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества. Размещение посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

Размещение обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества осуществляется в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

 Это правило распространяется и на ценные бумаги общества, конвертируемые в акции ( ст. 33 Закона);

     3) число акционеров открытого общества не ограничено, как и число его учредителей ( п. 2 ст. 10 Закона). Возможность иметь неограниченное число учредителей открытого общества создает условия для мобилизации значительного капитала, обеспечивающего решение крупных производственных и иных задач. Ограничение числа учредителей закрытого общества сближает эту форму хозяйственных обществ с обществами с ограниченной ответственностью и создает преимущество обозримости персонального состава общества. Это обстоятельство может иметь значение как для внутренних отношений в обществе, так и в отношениях с внешними партнерами. Даже в тех случаях, когда акция приобретается несколькими лицами, они выступают в качестве акционера как одно лицо. Практически в открытых обществах имеется несколько акционеров, владеющих значительными пакетами акций, и большое число акционеров - держателей одной или нескольких акций. Однако, в целях предотвращения нарушений прав акционеров в результате концентрации акций в одних руках установлен государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, который осуществляется в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В силу его статьи 18 юридическое или физическое лицо, намеревающееся приобрести значительное количество акций с правом голоса, при котором данное лицо может получить право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций, должно обратиться с ходатайством в федеральный антимонопольный орган и получить его предварительное согласие.

Распространяя средства правовой защиты акционеров, предусмотренные статьей 80 Федерального закона "Об акционерных обществах", только на общества с числом акционеров свыше тысячи, законодатель исходит из того, что это необходимо, поскольку именно большое количество акционеров обусловливает меньшую вероятность их альянсов среди мелких акционеров, способных противостоять акционеру с крупным пакетом голосов, и потому должны вводиться дополнительные антимонопольные механизмы[39].

      4) минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества (ст. 26 Закона). Правила о минимальном размере уставного капитала для открытого и закрытого акционерного общества действуют не только в момент его создания, но и в любое время деятельности общества. Минимальный размер оплаты труда определяется федеральным законом.   Норматив минимального размера уставного капитала кредитных организаций может устанавливаться Банком России в зависимости от вида кредитных организаций. Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банк России применяет норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получения лицензии. При этом Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала (ст. 11 Закона о банках). Величина уставного капитала при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа определяется с учетом результатов переоценки основных фондов. 

5) открытое общество обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет, бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков общества; проспект эмиссии акций в случаях, предусмотренных законодательством РФ; сообщения о проведении общих собраний и ряд других сведений, указанных в законодательстве (ст. 92 Закона). 

Ярким примером открытого акционерного общества является акционерное общество «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», которая была образована 1 февраля 1991г. Первоначальное существование определялось как концерн, состоящий их трех нефтедобывающих объединений - «Лангепаснефтегаз», «Когалымнефтегаз», «Урайнефтегаз» - и двух нефтеперерабатывающих заводов- «Пермнефтеоргсинтез» и «Волгограднефтепереработка». Чуть позднее к ним присоединились Новоуфимский и Мажекяйский НПЗ. Концерн «ЛУКОЙЛ» просуществовал до президентского указа № 1403 от 17 ноября 1992г., в соответствии с которым Постановлением правительства РФ 5 апреля 1993г. было учреждено акционерное общество «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», ставшая его правопреемником.

Нефтяная промышленность, возможно, относится к немногим отраслям, у которых есть время и ресурсы для преодоления данных проблем до того, как они поставят под угрозу само выживание бизнеса. Но даже и в этой отрасли пройдет еще какое-то время, прежде чем видение проблем высшим руководством будет реально передано рабочим и служащим и искренняя приверженность задачам и стратегии компании станет очевидной и на более низких организационных уровнях. Важнейшим фактором развития вертикально интегрированных компаний является рациональная организационная структура, т.е. тип устройства управления внутри предприятия или объединения предприятий.Так выглядит организационная структура управления «ОАО «ЛУКОЙЛ»[40] (Приложение 1).

Закрытое акционерное общество характеризуется следующими признаками:

1) акции закрытого общества распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц; закрытое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом распространять их среди неограниченного круга лиц;

2) минимальный уставный капитал закрытого общества должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества (максимальный размер  уставного капитала закрытого общества не ограничен);

3) в связи с тем, что акции закрытого общества не могут свободно распространяться, акционер, желающий продать свои акции, должен предложить их для приобретения другим акционерам данного общества и только при не использовании ими преимущественного права на приобретение этих акций может продать их другому лицу. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право на приобретение акций общества при условии, если они готовы купить их по цене, по которой они могут быть проданы лицу, не являющемуся акционером. В данном случае Закон защищает права и интересы не только акционеров, приобретающих акции, но и тех, кто их продает. Правомерно сделать вывод о том, что преимущественное право на приобретение акций закрытого общества действует при любом способе возмездного их отчуждения - как по договору купли - продажи, так и по договору мены, к которому применяются нормы о купле – продаже ( п. 2 ст. 567 ГК). В практике этот вопрос возникает, в частности, при желании акционера закрытого общества обменять принадлежащие ему акции на акции другого общества. Такой обмен может состояться лишь при условии, если другие акционеры закрытого общества не используют свое  право на приобретение отчуждаемых (предназначенных для обмена) акций. Цена их приобретения должна в данном случае определяться исходя из рыночной стоимости акций, предлагаемых взамен. Порядок установления рыночной стоимости акций предусмотрен ст. 77 Закона («определение рыночной стоимости имущества»). Как показывает практика ВАС при решении подобных споров необходимо исходить их того, что ст. 77 Закона об акционерных обществах применяется в сочетании с другими нормами Закона, отсылающими в части определения рыночной стоимости имущества к ее положениям[41]. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение акций, продаваемых акционерами этого общества, если другие акционеры не используют своего права. Преимущественное право общества на приобретение акций принадлежит обществу только в случаях, если это прямо оговорено в уставе, в отличие от преимущественного права акционеров, принадлежащего им независимо от наличия соответствующих указаний в уставе. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций должны определяться уставом. При этом срок его осуществления не может быть менее 30 дней и более 60 дней с момента предложения акций на продажу;

4) число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если указанный предел будет превышен, закрытое общество в течение года должно быть преобразовано в открытое. При невыполнении этого требования (при условии, что за год число акционеров  не сократится до предельной нормы) закрытое общество подлежит ликвидации в судебном порядке (ст. 21 Закона и комментарий к ней, ст. 61 ГК). Указанное выше ограничение числа акционеров было принято в отношении тех обществ, которые созданы или еще только создаются после введения в действие Закона, т.е. после 1 января 1996 г. Те же закрытые общества, которые созданы до введения в действие Закона, и насчитывают более 50 акционеров (в том числе образованные в процессе приватизации), могут продолжать действовать в прежнем виде.[42]

Почему была выбрана такая численность акционеров, сказать трудно. Однако очевидно, что акция была предпринята именно против работников-акционеров, а также физических лиц, желающих создать свое общество, став одновременно его работниками.

Что же касается акционеров - юридических лиц, то для них данное ограничение, по существу, не играет никакой роли. В закрытом акционерном обществе фактически может быть и более пятидесяти участников; например, если его образуют холдинговые компании с разветвленной сетью дочерних и зависимых обществ.

На приведенном примере наглядно видно, как законодательные акты, в данном случае Закон об акционерных обществах, можно эффективно использовать в интересах определенных групп лиц, одновременно ограничивая права граждан, а также резко сократить возможности целого сектора экономики.

Законодательство не устанавливает минимального числа лиц, которое необходимо для создания общества. Общество может быть учреждено и одним лицом либо состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций общества. Но общество не может иметь в качестве единственного участника другое общество, состоящее из одного лица; такое общество не вправе, например, создать дочернее ( п. 6 ст. 98 ГК, п. 2 ст. 10 Закона). Помимо этого законодательство в ряде случаев предусматривает возможность создания обществ только в форме открытых, исходя из других критериев. Такое предписание содержится в п. 4 ст. 7 Закона, где говорится, что общества, учредителями которых выступают (в случаях, предусмотренных федеральными законами) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытыми. Это правило Закон не распространяет на общества, образованные в процессе приватизации. Только в форме открытых обществ могут учреждаться инвестиционные фонды (ст. 2, 7 Положения об инвестиционных фондах).

Филиалы и представительства.

В целях расширения своей деятельности и обеспечения представительства интересов общества за пределами места его нахождения общество может создавать филиалы и представительства (ст.5 Закона).

Представительство создается для представления интересов общества и обеспечения их защиты. Филиал  может осуществлять все виды деятельности общества (или часть их), включая производственно - хозяйственную. а) И филиалы, и представительства создаются как обособленные подразделения общества; они не пользуются правами юридического лица и действуют на основании Положений, утверждаемых обществом (ст. 55 ГК РФ); б) филиалы и представительства создаются вне места нахождения общества, причем могут открываться как в пределах Российской Федерации, так и в других государствах. На территории России они создаются в соответствии с требованиями федеральных законов Российской Федерации; на территории других государств - в соответствии с требованиями российского законодательства (поскольку являются частью российских юридических лиц) и законодательства государства по месту открытия филиала или представительства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; в) общество наделяет филиалы и представительства частью своего имущества. Оставаясь собственником имущества, общество может изымать его у филиалов и представительств; г) не являясь юридическими лицами, филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени юридического лица. При этом конкретные сделки от имени общества подписывают соответственно руководители филиалов и представительств; д) руководители филиалов и представительств назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выдаваемой им; е) ответственность за действия филиала или представительства (включая обязательства, принятые ими от имени общества), как и работников, несет общество; в то же время на имущество, переданное филиалам и представительствам, может обращаться взыскание по долгам общества.[43]

Сведения о создаваемых филиалах и представительствах должны содержаться в уставе общества. При упразднении филиала или представительства либо создании   нового в устав вносятся соответствующие изменения. О них сообщается органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц ( ст. 14 Закона). 

Аффилированные лица.

В современном российском законодательстве категория "аффилированные лица" получила закрепление в 1992 году; впервые она была использована в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 года N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий"[44]. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах"[45] был первым нормативным актом, законодательно закрепившим специфику участия аффилированных лиц в акционерных отношениях. В настоящее время широкий массив нормативных актов (более сорока) различных отраслей законодательства использует данное понятие. О значимости и необходимости регулирования отношений с участием аффилированных лиц, порядка и оснований отнесения к аффилированным лицам свидетельствует факт принятия в первом чтении проекта федерального закона "Об аффилированных лицах". В юридической литературе рассматривались различные аспекты как теоретической направленности, так и практического плана статуса аффилированных лиц как в гражданских правоотношениях, так и в сфере публичного права[46]. Это свидетельствует об устойчивом интересе к данной правовой категории.

Наибольшее применение категория "аффилированные лица" имеет в корпоративном праве: установлены особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами, процедура приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций общества. Понятие аффилированного лица в Законе об АО и в других актах гражданско-правовой принадлежности отсутствует. Для применения в акционерных отношениях дефиниция содержится в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Антимонопольный закон)[47]. С 1 января 2002 года лицо стало признаваться аффилированным в соответствии с требованиями законодательства[48].

Применение норм об аффилированных лицах в акционерных отношениях затруднено и тем, что не определен порядок признания лица аффилированным.

Федеральный закон от 06.05.98 N 70-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" дает следующее определение аффилированных лиц.

Аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;

если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены совета директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансовопромышленной группы.

Как следует из данного определения, законодатель установил специальное правовое регулирование в отношениях между аффилированными (контролирующими) и зависимыми (контролируемыми) лицами.

Сопоставление норм Закона об АО, налогового кодекса РФ и Положения по бухгалтерскому учету N 11 "Информация об аффилированных лицах"[49] позволяет сделать вывод, что законодательство об аффилированных лицах должно представлять собой систему, составляющие которой позволят как решить узкоотраслевые задачи (акционерного, налогового права, бухгалтерского учета), так и достигнуть общей цели - устранить негативные последствия действий аффилированных лиц.

Необходимо отметить, что ни один из нормативных актов не определил даты, с которой лицо можно считать аффилированным. Особую значимость такое положение имеет для акционерных отношений, так как общие рамки регулирования отношений с их участием были закреплены в 1995 г., а само понятие дано в 1998 году.

Показательно, что один и тот же правовой институт, преследующий цель осуществления контроля над лицами, способными оказывать влияние на деятельность других хозяйствующих субъектов, применяется в различных областях законодательства, но при этом используется различная терминология, а в некоторых случаях она наполняется собственным содержанием.

Исходя из целей введения института аффилированных лиц в активный правовой оборот и достижения реальной эффективности норм об аффилированных лицах, необходимо дать единое базовое понятие аффилированного лица для использования во всех отраслях законодательства и установить общие начала регулирования отношений с их участием.

Соблюдение требований законодательства при получении статуса основного общества. Ответственность основного общества.

Основное или преобладающее общество обязаны уведомить или получить предварительное согласие Антимонопольного комитета Российской Федерации при получении контроля над дочерним (зависимым обществом) в случаях:1) при приобретении голосующих акций общества, если приобретатель получает право распоряжаться более чем 20 процентами; 2) в случае приобретения лицом прав, позволяющих определять условия введения обществом его предпринимательской деятельности, либо осуществлять функции его исполнительного органа.

 Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Норма п. 1 ст. 3 Закона, предусматривающая, что общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, соответствует п. 1 ст. 56 ГК (об ответственности юридических лиц). Имущество, на которое может быть обращено взыскание, включает в себя денежные средства, ценные бумаги и другие оборотные средства (в том числе - запасы сырья, материалов, готовые изделия и пр., на которые взыскание обращается при недостаточности у общества денежных средств), а также основные фонды, объекты недвижимости. В состав имущества общества входят, как отмечалось, средства, полученные от размещения акций. Если оплата акций (вклад в уставный капитал) произведена кем-либо из учредителей не деньгами, а ценными бумагами или иными предметами, имеющими денежную оценку ( п. 2 ст. 34 Закона), то они также становятся имуществом общества - его собственностью. Акционер, внесший имущественный вклад, не сохраняет права собственности на переданные вещи. Общество, являясь самостоятельным субъектом, имеющим обособленное имущество, не отвечает по долгам своих акционеров. Это вытекает из общих принципов гражданско-правовой ответственности - каждый субъект гражданско-правовых отношений несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества Основания и пределы ответственности строго регламентированы: а) ответственность наступает лишь при условии, если кто-либо из указанных лиц использует свое право и (или) возможности в целях совершения обществом действий, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества. Иными словами, основанием ответственности в случаях, указанных в п. 3 ст. 3, может быть лишь вина соответствующих лиц (в виде умысла) в наступлении несостоятельности (банкротства) общества; б) лица, названные в п. 3 ст. 3, несут при наличии их вины в банкротстве общества субсидиарную ответственность. Это означает, что взыскание по долгам общества может быть обращено на имущество таких лиц лишь в той части, которая не покрывается за счет имущества общества (о субсидиарной ответственности ст. 399 ГК).

 Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов. В п.4 ст.3 воспроизводится общее положение гражданского законодательства, согласно которому государство и его органы не несут ответственности по обязательствам юридических лиц (кроме предусмотренных законодательством случаев ответственности по обязательствам казенных предприятий и государственных учреждений - ст. 115, 120 ГК), а юридические лица не отвечают по обязательствам государства и его органов.[50]

§3.    Правовое регулирование вопросов создания и учреждения акционерного общества. Реорганизация акционерного общества (формы). Ликвидация общества.

Создание и учреждение акционерного общества.

Акционерное общество может быть создано: путем учреждения нового общества или путем реорганизации уже существующего юридического лица.

Создание общества (ст.8 Закона) представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью - учредителями (учредителем). При наличии нескольких учредителей решение о создании общества принимается ими совместно на учредительном собрании. В случае учреждения общества одним лицом достаточно его волеизъявления. Учредительное собрание должно принять решения по трем основным вопросам: создание общества, утверждение его устава, избрание органов управления общества. При этом решения должны приниматься именно в указанной последовательности. Результаты голосования по вопросам учреждения общества должны быть отражены в протоколе учредительного собрания и зафиксированы в решении. Принятие решения о формировании органов управления общества так же входит в вопросы, обсуждаемые учредителями на учредительном собрании и требует большинства голосов от общего числа голосующих акций, причитающихся учредителям в соответствии с их имущественными вкладами. Указанное большинство необходимо при избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), образовании исполнительного органа общества (правления, дирекции), избрании членов ревизионной комиссии (ревизора).

 Осуществление подготовительной работы по созданию общества производится на основании договора, который заключается между учредителями. Договор о создании общества может быть двусторонним или многосторонним в зависимости от числа участников (ст. 154 ГК РФ). При необходимости учредители вправе включить в свой договор любые условия, не противоречащие закону. Условие о порядке совместной деятельности может включать в себя распределение функций между учредителями, например возложение на одного обязанности по подысканию и аренде помещения для будущего общества, на другого - оформление необходимых документов в государственных органах, на третьего - организацию объективной экспертизы имущественных взносов в оплату акций. Допустимо включение в договор условия об имущественных санкциях за невыполнение принятых на себя обязанностей. Так, за несвоевременное покрытие расходов по созданию общества могут быть предусмотрены уплата процентов за каждый день просрочки либо неустойка в твердой сумме. Такую же ответственность можно установить за просрочку в оплате цены акций. Неисполнение обязанностей по договору о создании общества может повлечь обязанность нарушителя возместить причиненные этим другим участникам убытки в полном объеме. В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.

Особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". В качестве учредителей общества Закон называет граждан и юридических лиц. Следует считать, что под гражданами понимаются вообще физические лица, включая иностранных граждан. Федеральными законами в определенных случаях предусмотрено участие государственных органов или органов местного самоуправления в создании обществ. Такую возможность предусматривает Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"[51]. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"[52] учредителями акционерных обществ открытого типа, создаваемых согласно этому Указу, со стороны государства являются соответствующие комитеты по управлению имуществом. По решению Правительства РФ учредителями от имени государства в обществах и товариществах могут быть ГКИ РФ и Российский фонд федерального имущества ( Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности"[53]). Такое решение, в частности, было принято Правительством РФ 29 сентября 1995 г. в Постановлении N 972 "Об учреждении открытого акционерного общества "Сибирская нефтяная компания"[54]. В Положении о Российском фонде федерального имущества, утвержденном Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173, записано, что Фонд в пределах полномочий, предоставленных ему Правительством РФ, выступает учредителем акционерных обществ[55]. Общество может быть учреждено одним лицом - физическим или юридическим. В числе учредителей могут быть коммерческие организации, пользующиеся правами юридического лица. Установленное законом ограничение касается хозяйственных обществ, состоящих из одного лица, т.е. обществ с ограниченной (с дополнительной) ответственностью и акционерных обществ. Что касается хозяйственных товариществ, то они, по определению, не могут состоять из одного лица и потому вправе образовывать общества.[56]

В соответствии с договором о создании общества учредители проводят значительную подготовительную работу, вступая при этом в различные гражданско-правовые отношения, принимая на себя определенные обязанности (дают объявления в СМИ, арендуют помещения, ведут рекламную кампанию и т.п.). До государственной регистрации общества учредители выступают только от собственного имени, поскольку оно еще не создано, еще не является субъектом права. Преследуя общую цель создания общества, учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, в которые они вступили ради достижения этой цели. Обоснование солидарной ответственности - не только в Законе, но также в п. 2 ст. 1047 ГК об ответственности участников простого товарищества. Общество может рассматриваться как правопреемник учредителей по их обязательствам, связанным с созданием общества, только в том случае, когда общим собранием акционеров действия учредителей будут одобрены.

Согласно ст.11 Закона единственным учредительным документом общества является его устав, единогласно утвержденный учредителями. В разработке устава могут принимать участие как учредители, так и приглашенные специалисты. Если общество создается одним лицом, то устав утверждается этим лицом. В уставе могут быть повторены положения, содержавшиеся в договоре об учреждении общества, которые приобретают силу уставных требований только с момента утверждения устава учредителями. Устав общества представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий внутренние отношения, складывающиеся в обществе между акционерами и органами управления. Юридическая сила этого нормативного акта, его обязательность для всех акционеров и органов общества основывается не только на факте утверждения устава учредителями, но и на   последующей государственной регистрации общества. Учредители вправе включить в устав пункты, специально законом непредусмотренные. Устав должен определить права акционеров, являющихся владельцами акций разных категорий (типов). Уставом закрепляется организационное строение общества, которое может представлять из себя разветвленную сеть различных по роду своей деятельности структурных подразделений (Приложение 2). Одно из основных мест в разработке локальных нормативных актов регулирующих деятельность акционерного общества должно занимать «Положение о порядке разработки и принятия в акционерном обществе локальных нормативных актов» (Приложение 3). Варианты организации внутрипроизводственных отношений могут быть абсолютно различными и определяются спецификой (сферой) коммерческой деятельности акционерного общества, комплексностью его территориального размещения, сложившимися традициями стиля управления (директивный, коллегиальный и пр.), финансовым положением общества и еще целым рядом причин организационного, технического и экономического характера. Что касается локальных нормативных актов, регулирующих организацию производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества, здесь свобода усмотрения является максимальной, поскольку указанная сфера деятельности компании выходит за пределы централизованного государственного регулирования.

Уставом так же определяется структура органов управления и нормируется порядок формирования и деятельности этих органов, компетенция каждого из них. Закон специально обращает внимание на необходимость детальной регламентации полномочий и порядка деятельности общего собрания акционеров - высшего органа управления общества. Только в уставе, принимаемом единогласно, могут быть предусмотрены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, или общей их номинальной стоимости для одного акционера. Допускается также уставное ограничение максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру независимо от количества имеющихся у него акций. общего характера, применимые во многих случаях. Для контрагента общества всегда важно знать, является ли оно полностью самостоятельным или находится в какой-то степени зависимости от другого общества. Согласно ст. 21Закона уставом общества могут быть предусмотрены требования к порядку его добровольной ликвидации. Устав общества должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция"). Устав представляет собой публичный документ, открытый для обозрения любому лицу, имеющему в том законный интерес. 

Внесение изменений и дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций. Внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") осуществляется на основании соответственно решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права[57].

 Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.[58]

 Государственная регистрация общества   завершает процесс возникновения нового юридического лица. С этого момента учредители переходят в новое качество и становятся акционерами, а общее собрание вправе принять решение об одобрении действий учредителей по созданию общества и принятию им обязательств, возникших в связи с указанными действиями. В настоящее время нормативной базой, регулирующей порядок государственной регистрации юридических лиц является введенный в действие с 1 июля 2002 года Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в июле 2001 года.

К сожалению, в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) не указывается причина отказа в регистрации фирмы, если у ее учредителей (или у одного из них) имеется задолженность по налогам и налоговым платежам в соответствующие бюджеты по ранее созданным этим же учредителем организациям.

Закон N 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц предусматривает лишь непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, а также представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В связи с этим было бы целесообразным регистрировать юридические лица только после рассмотрения документов налоговыми органами, которые могли бы представить информацию о том, являются учредители вновь создаваемого юридического лица учредителями ранее созданных организаций, имеющих недоимку по платежам в бюджет, или нет. Справка о наличии задолженности юридического лица, учредителем которого являются лица, представившие документы на регистрацию нового юридического лица, могла бы служить основанием к отказу в регистрации новой фирмы до погашения имеющейся недоимки по платежам в бюджеты.

Согласно ст.14 Закона всякие изменения и дополнения устава общества имеют значение для его акционеров и контрагентов. В связи с этим необходима регистрация изменений и дополнений в том же порядке, в каком первоначально был зарегистрирован устав. Если устав общества был опубликован в открытой печати, то изменения и дополнения, вносимые в устав, или устав в новой редакции также целесообразно опубликовать в том  же печатном органе. Для обеспечения достоверности публикации следует осуществить ее после регистрации изменений и дополнений или устава в новой редакции в государственном реестре.

Закон указывает, что изменения и дополнения устава или новая редакция устава приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Однако третьи лица в своих отношениях с обществом могут воспользоваться принятыми общим собранием акционеров изменениями и дополнениями. Пункт 3 ст. 52 ГК исходит из того, что одобренные общим собранием изменения устава обязательны для общества, по крайней мере до момента, когда регистрирующий орган откажет в их регистрации. Поэтому согласно п.3 ст. 52 ГК юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Реорганизация акционерного общества (формы).

Реорганизация общества (ст.15 Закона) заключается в том, что права и обязанности реорганизуемого общества переходят к иным обществам в порядке универсального правопреемства. К правопреемникам может перейти весь комплекс прав и обязанностей реорганизуемого общества либо часть их. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению общества. Любая реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с ГК РФ[59]. Принудительная реорганизация возможна в случаях, предусмотренных Законом о конкуренции. Указанный закон допускает принудительное разделение хозяйствующих субъектов (в том числе и обществ), которые, занимая доминирующее положение в определенной отрасли, осуществляют монополистическую деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные вышеназванным законом.

Реорганизация может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

 Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. Реорганизация общества должна получить юридическое признание в виде государственной регистрации. Реорганизация признается завершенной с момента государственной регистрации обществ, выступающих правопреемниками реорганизованного общества. В случаях присоединения одного общества к другому завершением реорганизации считается внесение в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного общества. Порядок государственной регистрации обществ, появившихся в результате реорганизации, а также внесения записи о прекращении (в случае необходимости) первоначального общества предусматривается федеральными законами. 

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Присоединением признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу[60]. Реорганизация общества не должна привести к невыгодным последствиям для его кредиторов. При использовании разных форм реорганизации степень риска для кредиторов неодинакова: в случаях слияния, присоединения или преобразования субъект правопреемства очевиден - это единое общество, к которому перешли все права и обязанности реорганизованных обществ; иначе обстоит дело в случаях разделения или выделения - здесь кредиторам противостоит уже не один должник, а два или более. Только при разделении и выделении возникает необходимость в составлении разделительного баланса. Именно об этом говорят п. 3 и 4 ст. 58 ГК, тогда как во всех иных случаях составляется передаточный акт. Составление разделительного баланса должно определить для кредиторов адресата взыскания, но при невозможности сделать это Закон предусмотрел установление солидарной ответственности всех обществ, возникших на базе реорганизованного (п. 3 ст. 60 ГК). Решение о реорганизации, принятое обществом, в письменной форме сообщается кредиторам в 30-дневный срок со дня его принятия. Закон установил, что кредитор вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков. Представляется разумным применение этого правила лишь в тех случаях, когда речь идет о реорганизации в форме разделения или выделения. В других случаях положение кредитора вряд ли ухудшается.

При слиянии (ст. 16 Закона) вновь образовавшееся общество является универсальным правопреемником ранее существовавших объединившихся обществ. Инициатива слияния исходит от самих обществ[61]. Слияние обществ происходит на основе договора, заключаемого между ними в четыре этапа: 1. Прежде всего, общее собрание по предложению Совета директоров (наблюдательного совета) должно принять решение о реорганизации в форме слияния. 2. Подготовка договора. Осуществляется Советом директоров (наблюдательным советом) каждого из сливающихся обществ. Необходимым условием договора является условие о порядке конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества. Следует также решить вопрос о судьбе иных ценных бумаг, которые были выпущены каждым из обществ, участвующих в слиянии. Общее собрание каждого общества утверждает передаточный акт. Согласно п. 1 ст. 59 ГК передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных обществ. 3.Совместное общее собрание акционеров обществ, участвующих в слиянии, утверждает новый устав и избирает Совет директоров (наблюдательный совет). 4. Осуществляется государственная регистрация вновь возникшего юридического лица. [62]

В случае присоединения (ст.17 Закона) присоединяемое общество прекращает свое существование, а объем деятельности общества, к которому произошло присоединение, увеличивается за счет прав и обязанностей, переданных присоединившимся обществом[63]. Здесь имеет место универсальное правопреемство. Процедура осуществления присоединения такая же, как при слиянии  обществ. Однако существуют и определенные отличительные моменты, а именно: совместное общее собрание акционеров присоединяющего и присоединяемого обществ принимает решение о внесении необходимых изменений и дополнений в устав. Возможно решение и других вопросов, например, об избрании в состав Совета директоров (наблюдательного совета) дополнительного числа членов для обеспечения представительства акционеров присоединенного общества. При присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются. В случае присоединения одного общества к другому все права и обязанности присоединяемого переходят к последнему по состоянию на день подписания передаточного акта.

При разделении (ст.18 Закона) общества оно прекращает свое существование и его место в гражданском обороте занимают общества, образованные в результате разделения. Как правило, в результате разделения акционерного общества возникают как минимум два основных общества. Все права и обязанности прежнего общества переходят ко вновь образованным. Предложение о разделении общества выносится Советом директоров (наблюдательным   советом) на рассмотрение общего собрания акционеров. Предложение должно содержать указания на порядок и условия разделения. В нем определяется порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. Следует также определить судьбу облигаций, выпущенных реорганизуемым обществом. Общее собрание каждого вновь создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов. Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

По своей природе выделение (ст.19 Закона) близко к реорганизации в форме разделения. При выделении из состава одного общества другого происходит наделение выделившегося частью прав и обязанностей основного общества. При этом основное общество не прекращается. Из состава первичного общества могут быть выделены одно или большее число обществ.[64]

 Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ)[65], о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.[66]

Закон не может предусмотреть, в каком соотношении должны быть распределены права и обязанности при выделении одного общества из состава другого - это зависит от целей, которые ставит перед собой реорганизация. Но при выделении не должны быть ущемлены интересы кредиторов. В разделительном балансе, который представляется при государственной регистрации выделившегося общества и при совершении записи об изменениях устава "материнского" общества, должны содержаться положения о правопреемстве. Это позволяет регистрирующему органу осуществить контроль за законностью содержания разделительного акта, а кредиторам определить предусмотренное актом распределение прав и обязанностей между "материнским" и выделившимся обществом.

В соответствии с п. 2 ст. 104 ГК и п. 1 ст.20 Закона преобразование-способ реорганизации, влекущей изменения его организационно-правовой формы с одновременным переходом прав и обязанностей. Согласно действующему законодательству акционерное общество может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив.  

При преобразовании в общество с ограниченной ответственностью необходимо руководствоваться ст.ст. 87 - 94 ГК РФ, а также законом об обществах с ограниченной ответственностью. При преобразовании общества в производственный кооператив необходимо соблюсти правила о его создании и деятельности, установленные Законом о производственных кооперативах (п. 3 ст. 108 ГК). Участники общего собрания акционеров общества после принятия решения о преобразовании становятся участниками- учредителями нового юридического лица - общества с ограниченной ответственностью или производственного кооператива. Все права и обязанности преобразованного общества переходят к его правопреемнику с момента государственной регистрации нового юридического лица и внесения записи об исключении из единого государственного реестра преобразованного общества.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности не исключается возможность изменения типа акционерного общества. Однако, поскольку при этом организационно- правовая форма не изменяется, то данный процесс не может рассматриваться как реорганизация общества.

Ликвидация общества

Ликвидация общества влечет за собой прекращение общества без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.21Закона и ст.61 ГК РФ). Общество может быть ликвидировано добровольно по решению самих акционеров или принудительно по решению суда. Вопрос о ликвидации общества вносится на рассмотрение общего собрания акционеров Советом директоров (наблюдательным советом). Законом не определены (даже примерно) причины, по которым общество могло бы быть ликвидировано в добровольном порядке. Пункт 2 ст. 61 ГК указывает лишь две такие причины: истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано. Необходимость внесения на рассмотрение общего собрания вопроса о прекращении общества в связи с истечением срока, на который оно было создано, можно оправдать соображением о том, что общее собрание акционеров пожелает продлить этот срок или вообще отказаться  от указания срока. Если по истечении срока исполнительный орган общества будет совершать какие-либо сделки, то возникшие из них обязательства нельзя рассматривать как обязательства общества. Ответственность по ним должно нести лицо, вступившее в сделку. Другой вопрос - прекращение в связи с достижением цели: здесь решение общего собрания необходимо, так как следует установить, достигнута ли поставленная цель. Основанием добровольной ликвидации общества может послужить нецелесообразность его дальнейшего существования, в частности, явная недостижимость цели, поставленной при его создании. Решение о добровольной ликвидации принимается и в случае, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера уставного капитала. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица[67]. Приняв решение о ликвидации общества, общее собрание акционеров назначает ликвидационную комиссию. В состав ликвидационной комиссии целесообразно включать членов исполнительного органа общества или членов Совета директоров (наблюдательного совета). Принудительная ликвидация общества производится по решению суда в соответствии с основаниями, предусмотренными п. 2 ст. 61 ГК: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов. Согласно ст. 65 ГК основанием принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) общества. Условия и порядок объявления общества несостоятельным (банкротом), а также особенности ликвидационной процедуры определены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В отношении неисправного должника предусматриваются три вида процедур: реорганизационные, ликвидационные, мировое соглашение. Завершает ликвидацию общества государственная регистрация в органе, где было зарегистрировано общество. 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 170.