Правовое положение космического пространства и космических объектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

по дисциплине

«Актуальные проблемы международного права»

Правовое положение космического пространства и космических объектов

 

 

Студентка

Дата сдачи_______________

Астрова Яна

Группа: ЮР-42

Дата защиты_____________

Научный руководитель

К.ю.н. Антонов Игорь Петрович

Оценка__________________

 

 

Москва

2008



План

 

Введение.

Глава 1. «Правовое положение космического пространства»

1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование

1.2 Основные принципы использования космического пространства

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты

Глава 2. «Правовой статус космических объектов»

2.1 Понятие космических объектов

2.2 Регистрация космических объектов

2.3 Спасание и возвращение космических объектов

Заключение

Библиография



Введение

В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.

Международное космическое право – довольно молодая, но от этого не менее важная отрасль международного права. Несмотря на то, что эта отрасль появилась сравнительно недавно, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса? Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной научно-технической деятельности.

Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества.

Специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

Юристы различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным.

Однако общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Не будучи распространенными и на космос, эти нормы утратили бы свое значение как всеобщие и общепризнанные, и тогда перестала бы существовать та общая платформа, на основе которой возможно единое понимание и толкование специальных норм международного права и конкретных положений международных договоров. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международных отношений.

Следует подчеркнуть, что все отрасли международного права основываются и должны соответствовать его общим принципам и нормам. Распространение на космос общих правовых принципов имеет важное практическое значение, представляющее чисто “земной” интерес.

В космосе, так же как на Земле, в воздухе и на море, действуют люди. Следовательно, при регулировании международных отношений в любой сфере деятельности необходимо исходить, прежде всего, из интересов человечества, а не из специфики физических свойств той или иной среды или особенностей технических средств ее освоения.

Специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства — члены ООН признали необходимым рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения, в соответствующее время в будущем, правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Необходимость международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства вытекает из того факта, что космическая деятельность затрагивает интересы многих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Прежде всего, само космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира. Например, телевизионные передачи с помощью спутников непосредственно на бытовые телевизоры могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов; метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.

Учет всего этого привел специалистов к выводу, что космическая деятельность носит глобальный характер, не ограничиваясь национальными рамками государства, непосредственно ее осуществляющего.

В данной работе я постараюсь дать точное и полное определение космического пространства и космической деятельности, как основополагающих понятий данной отрасли права, а также рассмотреть правовой режим деятельности в космическом пространстве, использования космических тел и объектов государствами. И конечно, нельзя оставить без внимания основные принципы, которым должны подчиняться и следовать государства при осуществлении свои прав по использованию и исследованию космоса.

 



Заключение

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества.

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений. Разработка международно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе освоения, космоса, первоначально происходила на основе понятия космической деятельности как объекта правоотношений. Вместе с тем возникла необходимость в установлении правового режима космического пространства — новой среды, в которой стало возможным осуществление деятельности человека.

Договор по космосу 1967 года – один из основополагающих документов, регулирующих деятельность и сотрудничество государств при освоении космоса, - устанавливает режим космического пространства (ст. I и II) и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не только собственно в космосе, но и во всех других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса.

Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть & перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.

К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств—ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность; в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств; запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

Поэтому правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.

Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

Днем рождения международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу—10 октября 1967 г.

В основе международного космического права, так же как и современного общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими и политическими системами.

По прежнему оставаясь малоизученной областью человеческого познания, космос, тем не менее, являет собой грандиозное поле деятельности. Трудно переоценить исключительную важность космической деятельности для человечества, ведь даже самые смелые прогнозы и ожидания, связанные с космосом, не в состоянии даже в самой малой степени дать представление о том, какие выгоды может принести деятельность человека в космосе. Подкрепленная и обеспеченная правовыми нормами, эта деятельность будет служить обеспечению жизненно важных интересов человека, народа, государства и всего международного сообщества, способствуя укреплению культурных, политических, экономических и иных связей между странами и народа



Библиография

I. Нормативно-правовые акты:

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966, вступил в силу в 1967 г.

2. Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" (с изменениями от 29 ноября 1996 г., 10 января 2003 г., 5 марта, 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г.

3. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 1979 г.

4. Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. 1977 г.

5. Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. 1968 г.

6. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. 1977 г.

7. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. 1975 г.

8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1962 г. (XVIII) "Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства . 1963 г.

9. Резолюция, принятая 2222 (XXI) сессией Генеральной ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г.

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г.

 

II. Научные издания:

1. Верещетин В.С. Международное космическое право. Курс международного права в семи томах. – Т. 5. – М., 1990 г.

2. Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения, 1999 г. 356 с.

3. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное космическое право. – Учебник «Международное право» (гл. XIII). – М.: 1998. с. 364.

4. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М.,: БЕК, 1997.

5. Международное космическое право. П/р. Пирадова А.С. М. 1997. 279 с.

 

 III. Периодика:

1. Жуков Г.П. Правовой статус международной космической станции // Международное право. – №1, - 1999.

2. Зотова О.В., Колосов Ю.М. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности. // Московский журнал международного права. № 2/2001

 

 IV. Справочная и учебная литература:

1. Большой юридический словарь. М.: 2003 г.

2. Словарь международного космического права. - М, 1992


[1] Резолюция, принятая 2222 (XXI) сессией Генеральной ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г.

[2] Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения. 1999 г. с. 54-55

[3] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела 1967 г., одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966, ст. ст. 1-2

[4] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г.

[5] Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения. 1999 г. с. 55.

[6] Международное космическое право. П/р. Пирадова А.С. М. 1997. с. 29.

[7] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года. Ст. 1

[8] Зотова О.В., Колосов Ю.М. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности. // Московский журнал международного права. № 2/2001

 

[9] Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Ст. 7.

[10] Ежегодник Комиссии международного права ООН. 1973. Т. 2. С. 201.

[11] Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

[12] Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения. 1999 г. с. 58-60.

[13] Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное космическое право. – Учебник «Международное право» (гл. XIII). – М.: 1998. с. 364.

[14] Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 г.

[15] Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения. 1999 г. с. 63-72.

[16] Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения. 1999 г. с.73-75

[17] Жуков Г.П. Правовой статус международной космической станции // Международное право. – №1, - 1999.

[18] Международное космическое право. П/р. Пирадова А.С. М. 1997. с. 164.

[19] Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения. 1999 г. с. 85-87.


Курсовая работа

по дисциплине

«Актуальные проблемы международного права»

Правовое положение космического пространства и космических объектов

 

 

Студентка

Дата сдачи_______________

Астрова Яна

Группа: ЮР-42

Дата защиты_____________

Научный руководитель

К.ю.н. Антонов Игорь Петрович

Оценка__________________

 

 

Москва

2008



План

 

Введение.

Глава 1. «Правовое положение космического пространства»

1.1 Понятие космического пространства и его правовое регулирование

1.2 Основные принципы использования космического пространства

1.3 Права и обязанности государств при исследовании и использовании космического пространства и небесных тел

1.4 Делимитация воздушного и космического пространства

1.5 Правовой режим небесных тел и геостационарной орбиты

Глава 2. «Правовой статус космических объектов»

2.1 Понятие космических объектов

2.2 Регистрация космических объектов

2.3 Спасание и возвращение космических объектов

Заключение

Библиография



Введение

В последнее время освоение космоса, космические полеты и туризм, сложнейшие технические операции в космическом пространстве стали настолько привычными и неотрывными от понятий прогресса и развития науки, что уже практически невозможно представить сегодняшнюю жизнь без этой сферы деятельности.

И, безусловно, неразрывно с научным и техническим исследованием космоса идет правовая, юридическая разработка вопросов, касающихся деятельности государств и их граждан в безграничном вселенском пространстве.

Международное космическое право – довольно молодая, но от этого не менее важная отрасль международного права. Несмотря на то, что эта отрасль появилась сравнительно недавно, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса? Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной научно-технической деятельности.

Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества.

Специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностями космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

Юристы различных школ и направлений согласны с тем, что космическое пространство является столь своеобразной ареной человеческой деятельности, что режим этой деятельности должен быть специальным.

Однако общепризнанные в каждую конкретную эпоху нормы международного права подлежат применению всюду, где действуют различные государства. Не будучи распространенными и на космос, эти нормы утратили бы свое значение как всеобщие и общепризнанные, и тогда перестала бы существовать та общая платформа, на основе которой возможно единое понимание и толкование специальных норм международного права и конкретных положений международных договоров. Правовой режим космического пространства и регулирование космической деятельности не могут устанавливаться в отрыве от основных принципов мирного сосуществования государств и без учета всех актуальных проблем современных международных отношений.

Следует подчеркнуть, что все отрасли международного права основываются и должны соответствовать его общим принципам и нормам. Распространение на космос общих правовых принципов имеет важное практическое значение, представляющее чисто “земной” интерес.

В космосе, так же как на Земле, в воздухе и на море, действуют люди. Следовательно, при регулировании международных отношений в любой сфере деятельности необходимо исходить, прежде всего, из интересов человечества, а не из специфики физических свойств той или иной среды или особенностей технических средств ее освоения.

Специфика космического пространства и космической деятельности требовала разработки специальных принципов и норм космического права. Поэтому одновременно с принятием Декларации правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства государства — члены ООН признали необходимым рассмотреть вопрос о формулировании в виде международного соглашения, в соответствующее время в будущем, правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Необходимость международно-правового регулирования космической деятельности и режима космического пространства вытекает из того факта, что космическая деятельность затрагивает интересы многих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Прежде всего, само космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира. Например, телевизионные передачи с помощью спутников непосредственно на бытовые телевизоры могут приниматься на 90% территории Земли; геодезические спутники обеспечивают обследование целых континентов; метеорологические спутники фиксируют явления природы, оказывающие влияние на погодные условия целых регионов, и т. д.

Учет всего этого привел специалистов к выводу, что космическая деятельность носит глобальный характер, не ограничиваясь национальными рамками государства, непосредственно ее осуществляющего.

В данной работе я постараюсь дать точное и полное определение космического пространства и космической деятельности, как основополагающих понятий данной отрасли права, а также рассмотреть правовой режим деятельности в космическом пространстве, использования космических тел и объектов государствами. И конечно, нельзя оставить без внимания основные принципы, которым должны подчиняться и следовать государства при осуществлении свои прав по использованию и исследованию космоса.

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 214.