1. С кем ты живешь?
2. Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя? Есть у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?
3. Какие игрушки есть у тебя дома, где они лежат?
4. С кем ты ходишь гулять, с кем играешь? Кто тебе покупает книги, игрушки, гостинцы?
5. Как ты себя ведешь дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?
6. Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказывает? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?
7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще капризничаешь?
8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?
9. Кому больше всех рассказываешь о своих делах?
10. Помогаешь ли дома маме, папе, младшему брату, сестре и т.д.? Чем помогаешь (убираешь свою постель, убираешь за собой игрушки)?
11. Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?
12. Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?
13. Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?
14. Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?
15. Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?
16. Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?
17. Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?
Приложение 3
Схема количественной оценки для «Кинетического рисунка семьи»
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
3. Преобладание всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
2. Тревожность | 1. Штриховка | 0,1,2 |
2. Линия основания – пол | 3 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1,2 | |
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки | 0,1 | |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами | 0,2 |
2. Стирание отдельных фигур | 0,1 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 2 | |
4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,2 | |
8. Преобладание вещей | 0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,1 | |
10. Член семьи, стоящий за спиной | 0,2 | |
11. Другие возможные признаки | 0,1 | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
4. Изоляция автора от других | 0,2 | |
5. Маленькие фигуры | 0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | |
7. Отсутствие автора | 0,2 | |
8. Автор стоит спиной | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура | 0,2 | |
4. Деформированная фигура | 0,2 | |
5. Обратный профиль | 0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
8. Другие возможные признаки | 0,1 |
Приложение 4
Опросный лист
1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б
3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни. А а б Б
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал. А а б Б
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. А а б Б
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. А а б Б
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны взгляды его родителей. А а б Б
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. А а б Б
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. А а б Б
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. А а б Б
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. А а б Б
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. А а б Б
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно А а б Б
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми А а б Б
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. А а б Б
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. А а б Б
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. А а б Б
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. А а б Б
23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка А а б Б
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. А а б Б
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. А а б Б
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. А а б Б
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. А а б Б
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. А а б Б
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. А а б Б
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. А а б Б
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. А а б Б
32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. А а б Б
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. А а б Б
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. А а б Б
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке. А а б Б
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...). А а б Б
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. А а б Б
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. А а б Б
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. А а б Б
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. А а б Б
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа. А а б Б
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. А а б Б
44. Если у вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. А а б Б
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. А а б Б
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. А а б Б
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. А а б Б
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. А а б Б
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. А а б Б
51. Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. А а б Б
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. А а б Б
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми. А а б Б
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. А а б Б
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. А а б Б
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. А а б Б
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. А а б Б
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой–нибудь другой причине. А а б Б
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания. А а б Б
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. А а б Б
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. А а б Б
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. А а б Б
64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. А а б Б
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. А а б Б
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок. А а б Б
67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. А а б Б
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. А а б Б
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. А а б Б
70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. А а б Б
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации. А а б Б
72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом. А а б Б
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. А а б Б
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них. А а б Б
75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. А а б Б
76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. А а б Б
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле. А а б Б
78. Воспитание детей – это тяжелая нервная работа. А а б Б
79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей. А а б Б
80. Больше всех других дети должны уважать родителей. А а б Б
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам. А а б Б
82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий. А а б Б
83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни. А а б Б
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив. А а б Б
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. А а б Б
86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем. А а б Б
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы. А а б Б
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. А а б Б
89. Так как ребенок – часть матери, она имеет право знать все о его жизни. А а б Б
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. А а б Б
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами. А а б Б
92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле. А а б Б
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. А а б Б
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. А а б Б
95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей. А а б Б
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. А а б Б
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. А а б Б
98. Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка. А а б Б
99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. А а б Б
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. А а б Б
101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные. А а б Б
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. А а б Б
103. Первая обязанность детей – доверие по отношению к родителям. А а б Б
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. А а б Б
105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны. А а б Б
106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. А а б Б
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. А а б Б
108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами. А а б Б
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни. А а б Б
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. А а б Б
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. А а б Б
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. А а б Б
113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы. А а б Б
114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться). А а б Б
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям. А а б Б
Ключ
Ответ | АабБ | Ответ | АабБ | Ответ | АабБ | Ответ | АабБ | Ответ | АабБ | Значение признака |
1 | 24 | 47 | 70 | 93 | ||||||
2 | 25 | 48 | 71 | 94 | ||||||
3 | 26 | 49 | 72 | 95 | ||||||
4 | 27 | 50 | 73 | 96 | ||||||
5 | 28 | 51 | 74 | 97 | ||||||
6 | 29 | 52 | 75 | 98 | ||||||
7 | 30 | 53 | 76 | 99 | ||||||
8 | 31 | 54 | 77 | 100 | ||||||
9 | 32 | 55 | 78 | 101 | ||||||
10 | 33 | 56 | 79 | 102 | ||||||
11 | 34 | 57 | 80 | 103 | ||||||
12 | 35 | 58 | 81 | 104 | ||||||
13 | 36 | 59 | 82 | 105 | ||||||
14 | 37 | 60 | 83 | 106 | ||||||
15 | 38 | 61 | 84 | 107 | ||||||
16 | 39 | 62 | 85 | 108 | ||||||
17 | 40 | 63 | 86 | 109 | ||||||
18 | 41 | 64 | 87 | 110 | ||||||
19 | 42 | 65 | 88 | 111 | ||||||
20 | 43 | 66 | 89 | 112 | ||||||
21 | 44 | 67 | 90 | 113 | ||||||
22 | 45 | 68 | 91 | 114 | ||||||
23 | 46 | 69 | 92 | 115 |
Дата: 2019-07-31, просмотров: 207.