Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение. 3

Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма. 6

1.1 Организация плановых автомобильных путешествий. 6

1.1.1 Автобусные путешествия. 7

1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12

1.2.1 Прокат автомобилей. 13

1.3 Организация самодеятельных путешествий. 14

Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине. 18

2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине. 18

2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма. 21

2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23

2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине. 29

Выводы.. 32

Список использованных источников. 35

Александр Волошановский. Автомобильный туризм.. 37

Организация движения в автомобильном путешествии. 39

Автотранспорт в туризме. 40

 



Введение

 

Вопрос, где и как провести ежегодный отпуск или выходные дни, возникает практически перед каждым человеком в любой стране. Огромные возможности в этом отношении предоставляет туризм.

Хорошо организованный активный отдых в любое время года привлекает многих людей. Участие в туристских походах и путешествиях способствует укреплению здоровья, дарит незабываемые впечатления от знакомства с новыми местами. Велико также и воспитательное значение туристско-экскурсионных мероприятий. Они позволяют лучше узнать историю и традиции народа, познакомиться с достопримечательными памятниками старины и красотами родной природы.

Украина – одно из самых больших государств в Европе и богата на разнообразные природно-рекреационные ресурсы, многочисленные памятки, которые отражают ее многовековую историю и культуру. Среди них наибольшее значение имеют историко-культурные памятки времен государства "Киевская Русь" (ІХ – ХІІ ст.) и периода национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., архитектурные памятники (оборонные, культовые, гражданские) разных эпох и стилей; музеи, где собраны ценные коллекции произведений искусств; места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей истории, науки и культуры; мемориальные комплексы и т.д.

Автомобиль обеспечивает свободу и быстроту передвижения туристской группы, расширяет ее возможности для активного знакомства с краем, позволяет сделать путешествие более содержательным, насыщенным разнообразными впечатлениями. Пользуются автомобильным транспортом миллионы людей, но далеко не все из них, кто совершает поездки по дорогам, являются туристами. Стремление познать свою и другую страну, узнать новое об их истории, культуре, природных достопримечательностях, архитектурных памятниках, обменяться впечатлениями с товарищами – все это отличает туриста от автолюбителя.

Стабилизация обстановки в Украине и постепенное улучшение благосостояния населения дает нам вновь возможность обсуждать такое явление в нашей стране, как автотуризм.

Актуальность данного исследования состоит в том, что индустрия туризма и, в частности автомобильного, развивается в условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем туристическом рынке, и для Украины, имеющей мощный потенциал для развития этой сферы, необходимо его в полной мере использовать

Цель работы: Исследование состояния и тенденции развития автомобильного туризма на территории Украины

Объект исследования – рынок автотуризма Украины

Предмет исследования – автомобильный туризм

Задачи работы:

на основе изучения теоретического материала дать характеристику видам автомобильного туризма;

исследовать исторические аспекты развития автотуризма в Украине;

дать комплексную характеристику ресурсного потенциала Украины, как базы для потенциального развития автотуризма;

охарактеризовать национальную систему автомобильных туристских маршрутов Украины.

В работе использованы теоретические методы: анализ, систематизация, классификация.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблемам развития автотуризма уделяется недостаточное внимание. Исследования М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова, А.Д. Чудновского, вопросы автотуризма освещают лишь косвенно, а специализированная книга Г.Г. Котова "Автомобильный туризм" уже утратила свою актуальность.

В учебном пособии А.А. Фастовца "Организация транспортных путешествий и перевозок", изданного в Украине, украинскому автотуризму внимание вообще не уделяется. Интернет-ресурсы по данному вопросу не затрагивают теоретических проблем автотуризма и не содержат аналитических данных развития автотуризма в Украине.

Структура работы включает в себя введение, два раздела, выводы и список использованной литературы. Первый раздел мы посвятили рассмотрению теоретических основ организации автомобильного туризма. Отдельно рассмотрены вопросы организации плановых туристических путешествий и самодеятельных путешествий на автотранспорте.

Во втором разделе проанализированы исторические аспекты развития туризма в Украине и его состояние на современном этапе.

Полученные в ходе работы результаты по указанным вопросам обобщены в заключении и предоставлен список использованных материалов.

 



Автобусные путешествия

Автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Eurolincs"), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня "Eurolines" - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. "Eurolines" стала работать и в Восточной Европе [14; c.23].

Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%.

Европейская конференция министров транспорта (1984 г) выделяет три вида автобусного туризма:

поездки на рейсовых автобусах;

поездки на челночных автобусах;

специальные (чартерные) рейсы.

В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т.д.) [16; c.78].

Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях.

На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по различным городам также с экскурсионно-познавательными целями.

Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте "занят" один автобус.

По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.

Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).

Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами.

В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса [15; c.43].

В Украине пассажирским перевозчикам (субъектам туристической деятельности, предоставляющим транспортные услуги) для согласования схемы маршрута и расписания движения туристских перевозок в Госавтоинспекцию необходимо предоставить следующие документы:

Заявление.

Копию водительского удостоверения водителя.

Справку с места работы о стаже работы водителем автобуса.

Копию медицинской справки водителя.

Акт технического осмотра автобуса.

Копию лицензии предприятия на пассажирские перевозки и лицензионной карточки транспортного средства.

Схему маршрута движения с указанием участков дорог, населенных пунктов, аварийно-опасных участков, мест остановки, согласованных с исполкомами местных советов.

Расписание движения.

В соответствии со ст.35 Закона Украины "Об автомобильном транспорте" туристские перевозки – это нерегулярные перевозки пассажиров по заранее определенным маршрутам с туристической целью [1; 11].

Документами на перевозку пассажиров автобусами по заказу и при туристских перевозках в соответствии со ст.38 вышеуказанного Закона являются: для пассажирского перевозчика – лицензия и документ, который подтверждает использование автобуса на законных основаниях; для водителя автобуса – удостоверение водителя, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист. Согласно ст.49 пассажирский перевозчик, который осуществляет туристские перевозки должен заранее согласовать маршрут, режим движения и условия перевозки.

В соответствии с разделом V Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта [2] для организации туристских перевозок пассажирскому перевозчику необходимо определить маршрут перевозки туристов, как правило, такой, по которому уже осуществляются регулярные автобусные перевозки; определить места остановки автобуса, которые согласовываются с исполкомами местных советов в соответствии со ст.30 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине"; составить схему маршрута с нанесением на нее участков дорог, населенных пунктов, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, аварийно-опасных участков и т.п.; составить расписание движения.

В соответствии с п.17 Правил пассажирский перевозчик обязан ознакомить водителя с паспортом маршрута и обеспечить его схемой маршрута и расписанием движения, согласованными с Госавтоинспекцией.

Перевозки организованных групп детей осуществляются в соответствии с разделом III Правил, а также согласовано требований совместного приказа Министерства транспорта Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства Украины по делам семьи, детей и молодежи от 27.07. 2004 г № 672/831/623/120.

Перевозка детей разрешается только в автобусах средней и большой вместимости, которые прошли предрейсовый технический осмотр, и осуществляется только в светлое время суток и при благоприятных условиях. Для перевозки групп детей пассажирские перевозчики выделяют водителей, которые имеют удостоверение водителя соответствующей категории и стаж управления автобусом более трех лет, прошли периодический медицинский осмотр, имеют медицинскую справку установленного образца.

Пассажирский перевозчик не позднее, чем за 3 дня уведомляет подразделение Госавтоинспекции МВД Украины о начале перевозки организованной группы детей, представляет схему маршрута и расписание движения автобусов для согласования.

Перевозка организованных групп детей должна осуществляться с обеспечением высокого уровня безопасности, надежности и качества транспортного обслуживания. Для этого в соответствии с требованиями Порядка взаимодействия по вопросам обеспечения перевозки организованных групп детей на оздоровление в лагеря отдыха или в иные оздоровительные учреждения, а также проведения туристских и экскурсионных путешествий, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.09.04г. №1064/9663, необходимо получить разрешение на перевозку организованных групп детей по форме и в порядке, установленном Министерством транспорта Украины и Министерством образования и науки Украины [18; c.233].

Серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки. Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет.

Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером.

Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям (АТП).

Как правило, украинские фирмы работают с арендованными автобусами. С АТП туристская фирма заключает специальный договор на аренду автобуса под туристские перевозки.



Прокат автомобилей

Прокат (или аренда) автомобилей - весьма распространенная и востребованная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. В любом туристском или курортном центре работает множество автопрокатных контор - от крупных до самых маленьких.

Обычно машину доставляют с полным баком, но и вернуть в автопрокатную контору ее нужно также с полным баком.

Аренду автомобиля в месте отдыха можно заказать еще во время покупки тура в своем агентстве, включив ее в пакет услуг. Многие турагентства предлагают это своим туристам, так как заказ аренды машины в своем агентстве облегчает туристу проблемы по прочтению договора на аренду на иностранном языке, гарантирует предоставление качественных и понятных услуг договором на покупку тура в целом.

Схема заказа автомобиля через турагентство следующая. Получив соответствующий заказ от своего туриста, турагентство запрашивает факсом принимающего туроператора или напрямую автопрокатную фирму. В запросе указываются фамилия и имя туриста, срок аренды, марка автомобиля, место доставки автомобиля туристу. Автопрокатная фирма также факсом направляет в турагентство ваучер на имя клиента. После получения ваучера производится перевод денег на оплату аренды автомобиля. В месте отдыха турист, предъявив ваучер, может получить автомобиль и пользоваться им в свое удовольствие.

И самое главное, прежде чем арендовать машину, необходимо поинтересоваться условиями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как по деньгам, так и по затраченным нервам [6].

 

Выводы

 

Автомобильный туризм – это система предприятий, обеспечивающих туристов, путешествующих на собственном или арендованном автомобильном транспорте.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном транспорте туристов; прокат автомобилей.

По характеру организации и проведения туристские путешествия делятся на плановые и самодеятельные. Плановыми автомобильными путешествиями могут быть путешествия на арендованном автотранспорте (автобус или микроавтобус), а также спортивные путешествия на личном или арендованном транспорте.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами. В Украине организация перевозки туристов на автотранспорте регулируется Законом Украины "Об автомобильном транспорте", Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта с изменениями от 16 сентября 2007г.

Украина в недавнем прошлом имела большой практический опыт организации автотуризма. Особенно развит был туризм на частном автомобильном транспорте. Для автопутешественников разрабатывались маршруты различной категории сложности, они обеспечивались картами-схемами. Автотуристы ставили палатки в простейших кемпингах, местные жители привозили сельхозпродукцию, также продовольствие для туристов подвозилось на автолавках. Несмотря на определенные трудности, автотуризм активно развивался.

Организованный автобусный туризм был развит меньше, поскольку населением широко использовались железнодорожный и воздушный транспорт, имевший в то время относительно небольшую стоимость. Поэтому автобусы в основном использовались внутри регионов для проведения экскурсий.

С развалом Советского Союза, распалась и организованная система автотуризма. Этому способствовали экономическая и политическая нестабильность. Появилась опасность со стороны криминальных структур осуществлять поездки на автотранспорте.

Украина имеет огромный физико-географический, климатический и историко-культурный потенциал для развития автотуризма, причем не только для украинских граждан, но и для иностранного туриста, для которого Украина пока является неизведанной страной.

Сегодня приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам и многодневные туристические путешествия. Базой организованного автобусного и приватного путешествий на личном транспорте является Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов "Намисто Славутича", созданная на основе рекреационного потенциала всех областей Украины.

Анализ информационных источников свидетельствует о том, что в Украине наметилось оживление в сфере автомобильного туризма, достигнуты определенные рубежи развития инфраструктуры. Значительное внимание уделяется развитию и совершенствованию автомобильных дорог; большая автопрокатная сеть; имеется разветвленная сеть автозаправочных станции и пунктов СТО. Дальнейшее развитие получила сеть размещения автотуристов – от небольших гостиниц, кемпингов, мотелей до палаточных городков и платных стоянок.

Транзитные автотуристы имеют возможность получить питание в многочисленных придорожных ресторанах, кафе, буфетах, работающих круглосуточно.

Наряду с положительными тенденциями в сфере автотуризма Украины имеются еще нерешенные проблемы. Прежде всего, при анализе развития автотуризма, явным становится то, что данная сфера развивается "самотеком", на основе частного предпринимательства и в отсутствие государственного регулирования, потому не соответствует уровню международного стандарта.

Дальнейшего совершенствования требуют автомобильные трассы; пункты размещения автотуристов; упрощение системы проката автомобиля; совершенствование информационной базы для автотуристов – возможность приобрести конкретные схемы-маршруты, карты автомобильных дорог регионов путешествия и пр.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что главной проблемой, тормозящей развитие автотуризма, - является отсутствие государственной программы развития автотуризма в Украине, которая объединила бы разрозненные пока предприятия автотуризма в стройную разветвленную систему с привлечением участников из смежных отраслей; определила приоритеты развития, поставила четкие цели и задачи.

 



Автотранспорт в туризме

 

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

1) организация автобусных путешествий;

2) организация путешествий на личном транспорте туристов;

3) прокат автомобилей.

Автобусные путешествия Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Eurolincs"), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня "Eurolines" - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. "Eurolines" стала работать и в Восточной Европе.

Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%.

Европейская конференция министров транспорта (1984 г) выделяет три вида автобусного туризма:

1) поездки на рейсовых автобусах;

2) поездки на челночных автобусах;

3) специальные (чартерные) рейсы.

В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т.д.).

Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.

Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте "занят" один автобус.

По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.

Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).

Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами.

В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса.

В связи с этим Министерство транспорта РФ приняло решение от 07.02.97 г. № ЛШ-6/60 "О применении унифицированного комплекта листов поездки (контрольный документ с номером) на международном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении между Россией и европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Югославией".

В Европе в законодательном порядке устанавливаются общие для всех требования безопасности при организации автобусных туров.

Существует проект по ограничению скорости автобусов до 100 км/час. Это должно благотворно повлиять на окружающую среду, но может резко снизить конкурентоспособность автобусов по отношению к другим видам транспорта. Такие ограничения уже введены в большинстве западно-европейских стран, а также в некоторых восточно-европейских странах (например, в Хорватии).

Пока же туроператору, организующему автобусные туры, при планировании маршрутов в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах.

Для совершения туристских поездок в страны Европы необходимо также оформление специальной страховки (помимо медицинской) - гак называемой зеленой карты (страхование автогражданской ответственности в пользу третьих лиц при виновности застрахованного - International Motor Insurance Card).

В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки. Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев. И хотя по закону таможенники стран Европейского союза и восточно-европейских стран не могут проверить состояние дорожного транспорта и продолжительность пребывания за рулем шофера, в случае больших сомнений они могут прибегнуть к помощи полиции и жандармерии, работающих на таможенном пункте.

В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами.

Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках, в том числе и к российским. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса будет запрещена.

Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.

Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером.

Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям (АТП) Министерства транспорта РФ.

Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами. С такими АТП туристская фирма заключает специальный договор на аренду автобуса под туристские перевозки.

Путешествия с использованием личного транспорта туристов Организация пакетного тура автомобильного путешествия включает весь набор услуг, за исключением транспортных. Однако специальную помощь в организации передвижения туристов по маршруту на своих автомобилях туристская фирма все же оказывает. Это отражается на специфике организации автомобильных туров.

Самые распространенные для этого вида путешествий - поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В развитых странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных прежде всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Процесс подготовки автопутешествия включает:

• разработку маршрута;

• разработку графика движения;

• оформление маршрутной документации.

Документы туристу в дороге потребуются следующие: паспорт (при путешествиях за границей - иностранный паспорт с визами соответствующих стран), удостоверение на право вождения автомобиля (для зарубежных путешествий - международного образца), технический паспорт автомобиля, талон предупреждений, доверенность на право вождения автомобиля или договор о его аренде (если путешествие совершается не на своей или прокатной машине), маршрутные документы, сервисная книжка, нотариально заверенная копия технического паспорта (если планируется перевоз машины по железной дороге), "зеленая карта", медицинская страховка (при выезде за рубеж). Данные в техпаспорте должны быть дублированы на английском языке.

Что касается водительского удостоверения для зарубежных автопутешествий, а также для проката автомашин за рубежом для российских туристов, то этот вопрос регулируется международным документом в этой области - Конвенцией о дорожном движении. Российская Федерация входит в число договаривающихся сторон, поэтому документы, выданные на территории нашей страны, полностью соответствуют международному образцу стран - участниц Конвенции.

Необходимо оформить страховку на автомобиль - на случай гражданской ответственности при дорожно-транспортном путешествии (ДТП). При путешествиях за рубеж в обязательном порядке оформляется так называемая зеленая карта - страхование автогражданской ответственности при ДТП (International Motor Insurance Card).

Также необходимо застраховать и сам автомобиль. Страхование производится на случай утраты или повреждения автомобиля в результате аварии, пожара или стихийного бедствия.

Если в многодневное путешествие собирается несколько человек (экипажей), то желательно определить руководителя автопутешествия. Им должен стать самый авторитетный и опытный водитель. При этом необходимо составить список участников путешествия, который содержит: фамилии, имена, отчества, даты рождений владельцев автомобилей и всех пассажиров, их домашние адреса, группы крови, марки и номера машин (по-экипажно). Такой список желательно составлять и на один путешествующий экипаж (если поездка заграничная, то желательно продублировать его на английском языке).

Прокат автомобилей Прокат (или аренда) автомобилей - весьма распространенная и востребованная услуга среди туристов, особенно на стационарных и курортных турах. В любом туристском или курортном центре работает множество автопрокатных контор - от крупных до самых маленьких. Ведущей фирмой по прокату автомашин в мире является фирма "HERTZ". Конкурирующая с ней "AVIS" в середине 90-х гг. была названа английским журналом "Institutional Investor" лучшей в мире фирмой, сдающей автомобили на прокат

Процедура аренды автомобиля проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании - 25 и 75 лет соответственно). Служащему арендной компании надо предъявить паспорт и водительское удостоверение (международное). К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет (в Великобритании - 1 год, а для водителей моложе 25 лет требуемый стаж увеличивается на 1 год).

В некоторых странах обслуживание клиента производится только при наличии кредитной карты, в большинстве же стран оплата за услуги проводится наличными, но необходимо внести небольшой залог.

В стоимость арендной платы должно входить следующее:

• неограниченный пробег автомобиля;

• доставка клиенту автомобиля в черте города;

• ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправности, кроме повреждения покрышек и ветрового стекла;

• полная страховка на случай ДТП, произошедшего не по вине клиента;

• страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, страховка не выплачивается);

• страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных случаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);

• налоги.

Обычно машину доставляют с полным баком, но и вернуть в автопрокатную контору ее нужно также с полным баком.

Аренду автомобиля в месте отдыха можно заказать еще во время покупки тура в своем агентстве, включив ее в пакет услуг. Многие турагентства предлагают это своим туристам, так как заказ аренды машины в своем агентстве облегчает туристу проблемы по прочтению договора на аренду на иностранном языке, гарантирует предоставление качественных и понятных услуг договором на покупку тура в целом.

Схема заказа автомобиля через турагентство следующая. Получив соответствующий заказ от своего туриста, турагентство запрашивает факсом принимающего туроператора или напрямую автопрокатную фирму. В запросе указываются фамилия и имя туриста, срок аренды, марка автомобиля, место доставки автомобиля туристу. Автопрокатная фирма также факсом направляет в турагентство ваучер на имя клиента. После получения ваучера производится перевод денег на оплату аренды автомобиля. В месте отдыха турист, предъявив ваучер, может получить автомобиль и пользоваться им в свое удовольствие.

И самое главное, прежде чем арендовать машину, необходимо поинтересоваться условиями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как по деньгам, так и по затраченным нервам.

Содержание

 

Введение. 3

Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма. 6

1.1 Организация плановых автомобильных путешествий. 6

1.1.1 Автобусные путешествия. 7

1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12

1.2.1 Прокат автомобилей. 13

1.3 Организация самодеятельных путешествий. 14

Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине. 18

2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине. 18

2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма. 21

2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23

2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине. 29

Выводы.. 32

Список использованных источников. 35

Александр Волошановский. Автомобильный туризм.. 37

Организация движения в автомобильном путешествии. 39

Автотранспорт в туризме. 40

 



Введение

 

Вопрос, где и как провести ежегодный отпуск или выходные дни, возникает практически перед каждым человеком в любой стране. Огромные возможности в этом отношении предоставляет туризм.

Хорошо организованный активный отдых в любое время года привлекает многих людей. Участие в туристских походах и путешествиях способствует укреплению здоровья, дарит незабываемые впечатления от знакомства с новыми местами. Велико также и воспитательное значение туристско-экскурсионных мероприятий. Они позволяют лучше узнать историю и традиции народа, познакомиться с достопримечательными памятниками старины и красотами родной природы.

Украина – одно из самых больших государств в Европе и богата на разнообразные природно-рекреационные ресурсы, многочисленные памятки, которые отражают ее многовековую историю и культуру. Среди них наибольшее значение имеют историко-культурные памятки времен государства "Киевская Русь" (ІХ – ХІІ ст.) и периода национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., архитектурные памятники (оборонные, культовые, гражданские) разных эпох и стилей; музеи, где собраны ценные коллекции произведений искусств; места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей истории, науки и культуры; мемориальные комплексы и т.д.

Автомобиль обеспечивает свободу и быстроту передвижения туристской группы, расширяет ее возможности для активного знакомства с краем, позволяет сделать путешествие более содержательным, насыщенным разнообразными впечатлениями. Пользуются автомобильным транспортом миллионы людей, но далеко не все из них, кто совершает поездки по дорогам, являются туристами. Стремление познать свою и другую страну, узнать новое об их истории, культуре, природных достопримечательностях, архитектурных памятниках, обменяться впечатлениями с товарищами – все это отличает туриста от автолюбителя.

Стабилизация обстановки в Украине и постепенное улучшение благосостояния населения дает нам вновь возможность обсуждать такое явление в нашей стране, как автотуризм.

Актуальность данного исследования состоит в том, что индустрия туризма и, в частности автомобильного, развивается в условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем туристическом рынке, и для Украины, имеющей мощный потенциал для развития этой сферы, необходимо его в полной мере использовать

Цель работы: Исследование состояния и тенденции развития автомобильного туризма на территории Украины

Объект исследования – рынок автотуризма Украины

Предмет исследования – автомобильный туризм

Задачи работы:

на основе изучения теоретического материала дать характеристику видам автомобильного туризма;

исследовать исторические аспекты развития автотуризма в Украине;

дать комплексную характеристику ресурсного потенциала Украины, как базы для потенциального развития автотуризма;

охарактеризовать национальную систему автомобильных туристских маршрутов Украины.

В работе использованы теоретические методы: анализ, систематизация, классификация.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблемам развития автотуризма уделяется недостаточное внимание. Исследования М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова, А.Д. Чудновского, вопросы автотуризма освещают лишь косвенно, а специализированная книга Г.Г. Котова "Автомобильный туризм" уже утратила свою актуальность.

В учебном пособии А.А. Фастовца "Организация транспортных путешествий и перевозок", изданного в Украине, украинскому автотуризму внимание вообще не уделяется. Интернет-ресурсы по данному вопросу не затрагивают теоретических проблем автотуризма и не содержат аналитических данных развития автотуризма в Украине.

Структура работы включает в себя введение, два раздела, выводы и список использованной литературы. Первый раздел мы посвятили рассмотрению теоретических основ организации автомобильного туризма. Отдельно рассмотрены вопросы организации плановых туристических путешествий и самодеятельных путешествий на автотранспорте.

Во втором разделе проанализированы исторические аспекты развития туризма в Украине и его состояние на современном этапе.

Полученные в ходе работы результаты по указанным вопросам обобщены в заключении и предоставлен список использованных материалов.

 



Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма

 

Автомобильный туризм – это система предприятий, обеспечивающих туристов, путешествующих на собственном или арендованном автомобильном транспорте [12; c.5].

Автомобильный вид туризма появился почти одновременно с появлением первого автомобиля, который на заре его создания называли "машиной или повозкой для туризма". Но широкое развитие автотуризма в мире началось после второй мировой войны. Именно в этот период начался настоящий автомобильный бум и как следствие развития практики туристских поездок.

На мировой рынок автомобильные компании одна за другой стали выбрасывать современные, причем постоянно обновляемые, модели автомобилей. Наряду со строительством современных весьма протяженных, в том числе и трансконтинентальных, автострад путешествия на автомобилях становились довольно удобными и комфортабельными.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:

1) организация автобусных путешествий;

2) организация путешествий на личном транспорте туристов;

3) прокат автомобилей.

По характеру организации и проведения туристские путешествия делятся на плановые и самодеятельные.

 

1.1 Организация плановых автомобильных путешествий

 

Автомобильные поездки по плановым маршрутам обеспечивают максимум удобств и услуг, развивают интерес к историческим и культурным ценностям, способствует бережному отношению к природе. Участники этих путешествий обеспечиваются устройством на ночлег, питанием, экскурсионным обслуживанием.

Плановыми автомобильными путешествиями могут быть путешествия на арендованном автотранспорте (автобус или микроавтобус), а также спортивные путешествия на личном или арендованном транспорте. Рассмотрим более детально, как наиболее распространенные, автобусные автопутешествия.

 

Автобусные путешествия

Автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Eurolincs"), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня "Eurolines" - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. "Eurolines" стала работать и в Восточной Европе [14; c.23].

Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%.

Европейская конференция министров транспорта (1984 г) выделяет три вида автобусного туризма:

поездки на рейсовых автобусах;

поездки на челночных автобусах;

специальные (чартерные) рейсы.

В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т.д.) [16; c.78].

Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях.

На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по различным городам также с экскурсионно-познавательными целями.

Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте "занят" один автобус.

По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.

Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).

Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами.

В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса [15; c.43].

В Украине пассажирским перевозчикам (субъектам туристической деятельности, предоставляющим транспортные услуги) для согласования схемы маршрута и расписания движения туристских перевозок в Госавтоинспекцию необходимо предоставить следующие документы:

Заявление.

Копию водительского удостоверения водителя.

Справку с места работы о стаже работы водителем автобуса.

Копию медицинской справки водителя.

Акт технического осмотра автобуса.

Копию лицензии предприятия на пассажирские перевозки и лицензионной карточки транспортного средства.

Схему маршрута движения с указанием участков дорог, населенных пунктов, аварийно-опасных участков, мест остановки, согласованных с исполкомами местных советов.

Расписание движения.

В соответствии со ст.35 Закона Украины "Об автомобильном транспорте" туристские перевозки – это нерегулярные перевозки пассажиров по заранее определенным маршрутам с туристической целью [1; 11].

Документами на перевозку пассажиров автобусами по заказу и при туристских перевозках в соответствии со ст.38 вышеуказанного Закона являются: для пассажирского перевозчика – лицензия и документ, который подтверждает использование автобуса на законных основаниях; для водителя автобуса – удостоверение водителя, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист. Согласно ст.49 пассажирский перевозчик, который осуществляет туристские перевозки должен заранее согласовать маршрут, режим движения и условия перевозки.

В соответствии с разделом V Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта [2] для организации туристских перевозок пассажирскому перевозчику необходимо определить маршрут перевозки туристов, как правило, такой, по которому уже осуществляются регулярные автобусные перевозки; определить места остановки автобуса, которые согласовываются с исполкомами местных советов в соответствии со ст.30 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине"; составить схему маршрута с нанесением на нее участков дорог, населенных пунктов, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, аварийно-опасных участков и т.п.; составить расписание движения.

В соответствии с п.17 Правил пассажирский перевозчик обязан ознакомить водителя с паспортом маршрута и обеспечить его схемой маршрута и расписанием движения, согласованными с Госавтоинспекцией.

Перевозки организованных групп детей осуществляются в соответствии с разделом III Правил, а также согласовано требований совместного приказа Министерства транспорта Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства Украины по делам семьи, детей и молодежи от 27.07. 2004 г № 672/831/623/120.

Перевозка детей разрешается только в автобусах средней и большой вместимости, которые прошли предрейсовый технический осмотр, и осуществляется только в светлое время суток и при благоприятных условиях. Для перевозки групп детей пассажирские перевозчики выделяют водителей, которые имеют удостоверение водителя соответствующей категории и стаж управления автобусом более трех лет, прошли периодический медицинский осмотр, имеют медицинскую справку установленного образца.

Пассажирский перевозчик не позднее, чем за 3 дня уведомляет подразделение Госавтоинспекции МВД Украины о начале перевозки организованной группы детей, представляет схему маршрута и расписание движения автобусов для согласования.

Перевозка организованных групп детей должна осуществляться с обеспечением высокого уровня безопасности, надежности и качества транспортного обслуживания. Для этого в соответствии с требованиями Порядка взаимодействия по вопросам обеспечения перевозки организованных групп детей на оздоровление в лагеря отдыха или в иные оздоровительные учреждения, а также проведения туристских и экскурсионных путешествий, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.09.04г. №1064/9663, необходимо получить разрешение на перевозку организованных групп детей по форме и в порядке, установленном Министерством транспорта Украины и Министерством образования и науки Украины [18; c.233].

Серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки. Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет.

Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером.

Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям (АТП).

Как правило, украинские фирмы работают с арендованными автобусами. С АТП туристская фирма заключает специальный договор на аренду автобуса под туристские перевозки.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 171.