Процесс газообразования в камере ракетного двигателя определяется скоростью горения твердого топлива, зависящей от его состава, и поверхностью горения заряда, определяемой его геометрическими параметрами. При горении твердого топлива данного состава давление в камере двигателя определяется в основном отношением поверхности горения топлива к площади критического сечения сопла, а при неизменном критическом сечении – площадью горящей поверхности заряда. Если горящая поверхность возрастает, то горение называется прогрессивным (прогрессивная форма заряда). Характеристикой поверхности заряда называется отношение горящей поверхности заряда
к начальной величине этой поверхности
.
Выбор формы заряда должен обеспечивать характер изменения давления, а следовательно, и тяги во времени в соответствии с требуемыми характеристиками ЛА.
Исходные данные:
Наружный радиус заряда
;
Радиус канала
;
Полная длина заряда
;
Длина щелевой части
;
Половина ширины щели
.
Порядок расчета:
Углы и
в начальный момент горения
;
.
Рис. 8. Сектор щелевого заряда
Полная начальная площадь горения заряда
.
Начальный объем заряда
.
Граничное значение параметра , при котором исчезает дуговая часть периметра канала щелевой части
.
Максимальное значение параметра
.
Поскольку , то по окончании горения дуговая часть периметра канала щелевой части не исчезнет и всегда
.
Текущая площадь поверхности горения
;
Текущий объем заряда
где ;
;
.
Вычисляем характеристики прогрессивности заряда и
для значений
и
, при условии, что
,
где ;
;
;
.
Данные расчета сведем в таблицу 1.
![]() ![]() | 0 | 0,07 | 0,14 | 0,21 | 0,28 | 0,35 | 0,42 |
![]() | 1,146 | 6,263 | 10,564 | 14,25 | 17,458 | 20,284 | 22,799 |
![]() | 2,866 | 13,887 | 21,51 | 27,203 | 31,668 | 35,294 | 38,316 |
![]() ![]() | 9,799 | 10,285 | 10,639 | 10,852 | 10,925 | 10,857 | 10,649 |
![]() ![]() | 3,846 | 3,308 | 2,714 | 2,076 | 1,405 | 0,71 | 0 |
![]() | 1 | 1,05 | 1,086 | 1,108 | 1,115 | 1,108 | 1,087 |
![]() | 0 | 0,14 | 0,294 | 0,46 | 0,635 | 0,815 | 1 |
Расчет звездчатого заряда
Звездчатые заряды нашли очень широкое применении в современных двигателях твердого топлива, благодаря отработанной технологии изготовления и высокому коэффициенту внутреннего заполнения, однако, звездчатые заряды имеют дегрессивные остатки топлива, которые можно устранить профилированием внутренней поверхности камеры сгорания и применением вкладышей из легких материалов. Также по сравнению с щелевыми зарядами они дают меньшее время работы, а также наличие участков с повышенной концентрацией напряжений.
Исходные данные:
Тяга двигателя
;
Ускорение свободного падения
;
Время работы двигателя
;
Диаметр заряда
;
Марка топлива ПАЛ-18/7;
Плотность топлива
;
Температура горения топлива
;
Скорость горения топлива
;
Масса топлива
;
Удельный импульс тяги с учетом потерь
;
Газовая постоянная
;
Давление в камере сгорания
.
Порядок расчета:
Величина скорости горения, которую можно допустить в канале заряда, исходя из условия отсутствия эрозионного горения
,
где
удельный вес топлива;
приведенная сила топлива.
Площадь канала при отсутствии эрозионного горения
,
где
вес топлива;
коэффициент тепловых потерь.
Потребный коэффициент заполнения поперечного сечения КС
,
где
площадь КС.
Потребное значение относительной толщины свода заряда
.
По графику зависимости подбираем число лучей
и тип заряда, обеспечивающий потребный коэффициент заполнения. Выбираем звездчатый заряд со скругленными углами и
.
По графикам и
определяем характеристику прогрессивности горения заряда
и коэффициент дегрессивно догорающих остатков
.
.
Длина заряда
.
Угол раскрытия лучей
.
Радиус скругления
.
Принимаем
.
По таблице определяем значения углов
;
, из конструктивных соображений принимаем
Толщина свода заряда
.
Относительная длина заряда
.
Рис.9. Звездообразный заряд со скругленными углами.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 312.