РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СФЕРЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ В РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ

1.1 Разграничение полномочий РФ и ее субъектов как важнейший принцип федеративного устройства

1.2 Конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ

2. Конституционные правоотношения РФ и ее субъектов

2.1 Некоторые аспекты федеративной ответственности субъектов РФ в современных условиях российского федерализма

2.2 Об исключительных предметах ведения субъектов РФ

2.3 Проблемы конституционного нормотворчества субъектов РФ

2.4 Проблемы определения предметов ведения субъектов России

2.5 Федеральное вмешательство в РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность вопросов, связанных с правовым статусом субъектов Российской Федерации и прежде всего с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов отмечают все исследователи данной проблемы. Более того, ученые справедливо подчеркивают не только теоретическую неразработанность многих сторон организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, но и несовершенную правовую основу для решения этих вопросов. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость совершенствования механизма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области. Позиции авторов сходятся по таким вопросам, которые не являются в действительности спорными: о конституционной норме, закрепляющей равенство субъектов Российской Федерации, о необходимости дальнейшего совершенствования федеративных отношений, о целесообразности приведения в соответствие с конституционными нормами реальной практики договорных отношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации. Следует отметить общее неприятие практики уступок отдельным республикам – субъектам Федерации при подписании таких договоров.

Очевидно, что необходим поиск реальных правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти запустить отработанную модель. В исследовании этой темы большое значение имеет анализ норм Конституции, федеральных законов, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также конституций (уставов) субъектов Федерации и субъектного законодательства.

Проблема разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов возникла в связи с приобретением субъектами Федерации реального статуса государственных образований. Однако она не нашла пока достаточно глубокого освещения в специальной литературе. Различные аспекты проблемы рассматривались, в частности, С.А. Авакьяном, С.С. Алексеевым, Г.В. Атаманчуком, И.Л. Бачило, Н.В. Витруком, Ю.А. Денисовым, Р.В. Енгибаряном, В.П. Казимирчуком, Н.М. Казанцевым, В.Н. Кудрявцевым, О.Е. Кутафиным, Г.В. Мальцевым, Н.А. Михалевой, В.А. Прокошиным, Л.И. Спиридоновым, Ю.А. Тихомировым, В.Е. Чиркиным, Б.С. Эбзеевым и другими современными российскими учеными-юристами в области общей теории права и государства, конституционного права, теории государственного управления.

Цель курсовой работы – анализ теоретических и практических аспектов правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий в свете принципов федерализма в РФ.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

- исследовать основные направления развития конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ;

-  охарактеризовать конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и ее субъектами;

- проанализировать различные аспекты конституционных правоотношений РФ и ее субъектов

Объектом исследования являются правовые и организационные принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Предмет исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

Теоретической основой курсовой работы стали труды ученых-правоведов в области общей теории права, государственного права, теории государственного управления, муниципального права.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ и Правительства РФ, конституции республик, уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.



Федеральное вмешательство в РФ

 

Правовой институт федерального вмешательства является одним из важнейших институтов государственного права большинства федераций мира. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты федерации.

Действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации о федеральном вмешательстве не позволяет считать формирование рассматриваемого института завершенным. Так, законодательством не предусмотрены все необходимые для достижения целей института меры федерального вмешательства, бессистемно сформулированы основания федерального вмешательства, отсутствует унифицированный порядок осуществления федерального вмешательства. При этом применение мер федерального вмешательства в настоящее время практически невозможно.

Федеральный Закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части закрепления института федерального вмешательства, вышел за рамки своего названия, что повлекло также расхождение норм Закона с конституционными установлениями. Указанный Федеральный закон содержит в высшей степени детальное нормативное правовое регулирование, далеко выходящее за рамки «общих принципов».

В Конституции Российской Федерации не содержатся нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательства. Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации в своих Постановлениях признает существование федерального вмешательства в РФ. Конституция РФ содержит общие положения, открывающие возможность федерального вмешательства в дела субъектов РФ. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ст.78, ч.4), включая меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (ст.110, ч.1; п. «е» ч.1 ст.114).

Необходимость введения института федерального вмешательства определяется тем, что далеко не всегда, как показывает практика, «договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания между Российской Федерацией и ее субъектами, являются оптимальными. В условиях игнорирования властями ряда субъектов Российской Федерации требований и законных интересов Федерации последняя вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного и правового единства страны».

Основанием применения мер федерального вмешательства (в отличие от мер конституционно-правовой ответственности) является не только нарушение норм конституционного законодательства, в том числе наиболее общих норм, закрепленных в гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации, среди которых и норма о приоритете права и свобод человека, но и объективная неизбежность такого вмешательства, основанная на необходимости выполнения базовых функций государства по обеспечению правопорядка, защите интересов граждан страны в различного рода чрезвычайных ситуациях, в том числе природного и техногенного характера.

В соответствующих случаях вмешательство во внутренние дела субъекта Федерации никоим образом не связано с нарушением действующего законодательства, что служит дополнительным аргументом в пользу разграничения институтов федерального вмешательства в дела субъекта Федерации и конституционно-правовой ответственности его органов государственной власти и соответствующих должностных лиц.

Таким образом, мы предлагаем исключить из ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи и пункты закрепляющие основания и меры федерального вмешательства и предлагаем законодательное закрепление норм федерального вмешательства единым правовым актом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основу Российского федеративного устройства составляют ее субъекты, многие из них имеют свои, базирующиеся на законах и традициях, отношения с Центром. Невозможно одним законом или даже принятием новой конституции, раз и навсегда разрешить все существующие сегодня проблемы. Для того чтобы не допустить крайностей и не разрушить стабильность в обществе, важно установить оптимальное соотношение двух федеративных начал – единства и многообразия. Очевиден тот факт, что федерация и ее субъекты должны строить свои отношения только с учетом необходимости сохранения баланса интересов. Формирование полноценной федерации сегодня входит в число приоритетных задач государственной национальной и региональной политики.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Конституция РФ дает преимущества субъектам в том смысле, что законы, изданные субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции, имеют верховенство по отношению к федеральному закону. Все договоры по разграничению полномочий должны проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом.

Уже приведены в соответствие с федеральным законодательством около 4,5 тыс. региональных законодательных актов, однако противоречия в законотворческой деятельности федеральной и региональной власти остаются. Необходимо внести и существенные корректировки в существующие федеральные законы, регламентирующие распределение полномочий между уровнями власти.

Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации стали решаться в последний период более интенсивно, но остается еще достаточно много нерешенных вопросов стратегического характера.

К исключительному ведению отнесены вопросы, которые должны быть отнесены к предметам совместного ведения или даже самой Конституцией трактуются как таковые. В частности, порядок внесения поправок в Конституцию, обозначенный ст.136, достаточно убедительно свидетельствует о том, что изменение Конституции Российской Федерации без участия субъектов Российской Федерации (в лице их законодательных собраний) невозможно, но п. «а» ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции относят изменение Конституции к исключительному ведению Федерации.

Ряд вопросов, отнесенных к федеральному ведению, нуждается в совместном правовом регулировании – федеративное устройство Российской Федерации (п. «б» ст. 71), установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71), формирование федеральных органов государственной власти на территории субъектов Российской Федерации (п. «г» ст. 71, ч. 1 ст. 78), оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств (п. «м» ст. 71).

Кратко сформулируем основные проблемы в изучаемой сфере на данном этапе:

1. Вместо того, чтобы более детально распределить предметы ведения предпринимается поспешная попытка разделить полномочия.

2. Не определены исчерпывающим образом полномочия Российской Федерации, но исчерпывающим образом ограничены полномочия субъектов федерации.

3. Игнорируется основной принцип: полномочия должны передаваться на тот уровень власти, на котором их реализация будет наиболее рациональной и эффективной.

4. На федеральный уровень переданы полномочия в части контроля и надзора, управления ресурсами. Полномочия РФ не предполагают ответственности федеральных органов государственной власти перед местным населением.

5. Предпринята попытка разграничить все полномочия при помощи одного Закона, в котором невозможно учесть всех особенностей различных отраслей законодательства, социально-экономических и природных условий регионов.

6. Отсутствует взаимодействие между федеральными органами государственной власти (службами, министерствами).

Для решения вышеуказанных проблем можно предложить следующее:

Для условий России целесообразно законодательно закрепить компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, а все остальное, без ограничений, отнести к компетенции субъектов РФ. Также необходимо определить механизм и меру ответственности федеральных органов государственной власти перед местным населением.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ

1.1 Разграничение полномочий РФ и ее субъектов как важнейший принцип федеративного устройства

1.2 Конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ

2. Конституционные правоотношения РФ и ее субъектов

2.1 Некоторые аспекты федеративной ответственности субъектов РФ в современных условиях российского федерализма

2.2 Об исключительных предметах ведения субъектов РФ

2.3 Проблемы конституционного нормотворчества субъектов РФ

2.4 Проблемы определения предметов ведения субъектов России

2.5 Федеральное вмешательство в РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность вопросов, связанных с правовым статусом субъектов Российской Федерации и прежде всего с разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов отмечают все исследователи данной проблемы. Более того, ученые справедливо подчеркивают не только теоретическую неразработанность многих сторон организации и деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, но и несовершенную правовую основу для решения этих вопросов. В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию неоднократно указывалось на необходимость совершенствования механизма взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Несмотря на общее признание актуальности данной проблемы, нет специальных исследований в этой области. Позиции авторов сходятся по таким вопросам, которые не являются в действительности спорными: о конституционной норме, закрепляющей равенство субъектов Российской Федерации, о необходимости дальнейшего совершенствования федеративных отношений, о целесообразности приведения в соответствие с конституционными нормами реальной практики договорных отношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации. Следует отметить общее неприятие практики уступок отдельным республикам – субъектам Федерации при подписании таких договоров.

Очевидно, что необходим поиск реальных правовых и политических механизмов, отражающих объективную потребность общественного развития и способность всех структур власти запустить отработанную модель. В исследовании этой темы большое значение имеет анализ норм Конституции, федеральных законов, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также конституций (уставов) субъектов Федерации и субъектного законодательства.

Проблема разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов возникла в связи с приобретением субъектами Федерации реального статуса государственных образований. Однако она не нашла пока достаточно глубокого освещения в специальной литературе. Различные аспекты проблемы рассматривались, в частности, С.А. Авакьяном, С.С. Алексеевым, Г.В. Атаманчуком, И.Л. Бачило, Н.В. Витруком, Ю.А. Денисовым, Р.В. Енгибаряном, В.П. Казимирчуком, Н.М. Казанцевым, В.Н. Кудрявцевым, О.Е. Кутафиным, Г.В. Мальцевым, Н.А. Михалевой, В.А. Прокошиным, Л.И. Спиридоновым, Ю.А. Тихомировым, В.Е. Чиркиным, Б.С. Эбзеевым и другими современными российскими учеными-юристами в области общей теории права и государства, конституционного права, теории государственного управления.

Цель курсовой работы – анализ теоретических и практических аспектов правового регулирования разграничения предметов ведения и полномочий в свете принципов федерализма в РФ.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

- исследовать основные направления развития конституционного права в сфере разграничения предметов ведения в РФ;

-  охарактеризовать конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и ее субъектами;

- проанализировать различные аспекты конституционных правоотношений РФ и ее субъектов

Объектом исследования являются правовые и организационные принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Предмет исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

Теоретической основой курсовой работы стали труды ученых-правоведов в области общей теории права, государственного права, теории государственного управления, муниципального права.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ и Правительства РФ, конституции республик, уставы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.



РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СФЕРЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ В РФ

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 163.