Учет расчетов с бюджетом по налогам коммерческих банков
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты учета расчетов по налогам коммерческих банков
1.1 Порядок учета операций по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению
1.2 Порядок налогообложения прибыли банка
2. Динамика налоговых платежей банка «Условный»
2.1 Динамика налоговых платежей на примере банка «Условный»
2.2 Анализ налоговой нагрузки коммерческого банка «Условный»
3. Пути реформирования налогообложения коммерческих банков
3.1. Необходимость дальнейшего проведения реформ в сфере
налогообложения коммерческих банков
3.2. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков
Заключение
Список использованной литературы
Ведение
Актуальность вопросов учета расчетов с бюджетом по налогам коммерческих банков очевидна. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство. Однако возникает большое количество вопросов в связи с тем, на какие именно банки может опираться государственный и частный секторы экономики. В настоящее время мы являемся очевидцами процесса трансформации некоторых крупных банков в банки-банкроты, появления на рынке банковских услуг новых крупных банков, вырастающих из числа средних банков, прекращения деятельности целого ряда средних и мелких банков, особенно в регионах.
Вместе с тем налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе.
Также, сама банковская система играла очень незначительную роль в кредитовании промышленности (что на сегодняшний день является главным источником доходов банка), а существовала главным образом для привлечения денежных средств от населения, которые тоже шли в доход государства, осуществления денежных расчетов между предприятиями, и для осуществления стабильности работы во внешнеэкономическом секторе.
На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.
Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов Государственного бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.
Целью работы является анализ эффективности налогообложения кредитных организаций на примере коммерческого банка «Условный».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 изучается история развития налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации в период реформ;
2 дается характеристика налогов, уплачиваемых банками в современных условиях;
3 анализируется эффективность налогообложения банковской сферы на примере отчетных данных конкретного коммерческого банка;
4 выявляются проблемы налогообложения в банковской сфере и выделяются перспективы их решения с учетом опыта развитых зарубежных стран.
Предметом анализа в первую очередь будут налоговые изменения произошедшие за период 2006–2008 года.
Информационную базу работы главным образом будут составлять нормативно-правовые акты, инструктивные материалы Министерства по налогу и сборам, Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы банка «Условный» за 2006–2008 года. Также, весь анализ налоговых платежей будет проводится на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации.
Динамика налоговых платежей
2.1 Динамика налоговых платежей на примере банка «Условный»
Таким образом, в этой работе анализ динамики налоговых платежей будет проведен за период 2006–2008 годов.
Все расчеты приведенные в этой главе будут проводится на примере банка «Условный». Следует сразу обратить внимание, что основные налоги, которые уплачивает этот банк, являются:
1. Налог на прибыль организаций;
2 Платежи во внебюджетные фонды (на данный момент они объединены в единый социальный налог;
3 Налог на добавленную стоимость;
4 Налог на имущество предприятий;
5 Налог на пользователей автомобильных дорог.
6 Также организация уплачивает следующие налоги:
7 Налог на доходы физических лиц;
8 Налог на загрязнение окружающей среды;
9 Налог на рекламу;
10 Взносы на содержание муниципальной милиции.
Итак, теперь перейдем непосредственно к рассмотрению налоговых платежей, и первый налог, который мы подвергнем анализу, будет налог на прибыль организаций.
«Налоговая база для расчета налога на прибыль определяется, как разница между полученными доходами организации и произведенными расходами.» И, как уже говорилось выше, в 2007 году произошли изменения в этом налоге, однако в определении налогооблагаемой базы кредитных организаций они существенно не коснулись, а для банка «Условный» суммы доходов, также как и суммы расходов, участвующих в определении налогооблагаемой прибыли, можно объединить в одну таблицу.
Можно заметить, что в за 2008 год по сравнению с 2006 годом наблюдается рост как доходов банка (практически по всем статьям примерно на 38%) так и расходов (примерно на 32%).
Теперь можно перейти непосредственно к расчету налогооблагаемой базы, и расчету самого налога.
Итак, в 2006 году налогооблагаемая база будет равна 6653529,81, соответственно сумма уплаченного налога в рублях будет:
6653529,81 * 43% = 2861017,82
В 2007 году налоговая база равна 9718288,79, сумма уплаченного налога:
9718288,79 * 43% = 4178864,18
В 2008 году налоговая база равна 13224754,00, сумма уплаченного налога:
13224754,00 * 24% = 3173940,96
Следует учесть, что эти данные не совсем полные. В распоряжении банка есть государственные ценные бумаги, по которым он получает доход в виде процентов, а ставка налога по такому виду доходов отличается от основной ставки, и она равна 15%, на протяжении всего рассматриваемого периода.
В течение 2006 года банк получил доход в виде процентов по государственным ценным бумагам в сумме 2184586,13, соответственно сумма налога равна
2184586,13* 15% = 327687,92
Таким образом, общая сумма налога уплаченного банком «Условный» в бюджет в 2006 году равна 3188705,74 рублей.
Соответственно, в 2007 году сумма процентного дохода по государственным ценным бумагам равна 2611617,98, сумма уплаченного налога будет равна
2611617,98 * 0,15% = 391742,70
Общая сумма налога на прибыль, уплаченная в 2007 году равна 4570606,88 рублей.
В 2008 году процентный доход составил 6240621,24, сумма уплаченного налога в этом году равна
6240621,24 * 0,15% = 936093,19,
Общая сумма налога в 2002 году составила 4110034,15 рублей.
На основе вышеприведенных расчетов рассмотрим динамику платежей по налогу на прибыль за 2006–2008 года, которая приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Динамика платежей налога на прибыль за 2006–2008 года
Сумма налога за 2006 год В руб. | Сумма налога за 2007 год В руб. | Динамика налога за 2006–2007 года в % | Сумма налога за 2008 год В руб. | Динамика налога за 2007–2008 года в % | Динамика налога за 2006–2008 года в % |
3188705,74 | 4570606,88 | 143,34 | 4110034,15 | 89,92 | 128,89 |
Приступая к анализу этих данных, следует сразу обратить внимание на резкое снижение сумм налога в 2008 году, которая объясняется снижением ставки налога. Однако на протяжении данного периода наблюдается рост налогооблагаемой прибыли банка, в связи с чем в 2007 году, еще при старом налоговом режиме наблюдался рост налога на доходы кредитных организаций, главным образом благодаря увеличению доходов по процентам от размещенных кредитов, та же динамика наблюдается и в 2008 году, что свидетельствует о нормализации работы банка после кризиса. И если данная политика в работе банка будет продолжаться и в последующих годах, то опять таки будет наблюдаться рост налога на прибыль.
Также, следует обратить внимание на существенный рост доходов от процентов по государственным ценным бумагам, в особенности резкий скачок этого вида доходов произошел в 2008 году, в связи с чем произошло резкое увеличение уплаты налога на прибыль по данному виду дохода. Этот показатель говорит о возросшем доверии банка к государству и, следовательно, существует тенденция к увеличению вложений средств в эту область, связи с динамика роста процентного дохода будет расти, соответственно будет расти и сумма налога на прибыль по данному источнику.
Таким образом, в целом по данному виду налога можно сказать, что есть тенденция к росту налоговых сумм, уплачиваемых банком в бюджет, в первую очередь благодаря постепенному росту доходности банка, но поскольку произошла налоговая реформа, платежи в бюджет резко упали. Конечно, с точки зрения банка, это положительный момент, поскольку теперь можно больше средств направлять на расширение деятельности организации, однако с точки зрения бюджета, дела обстоят иначе, так как произошло довольно резкое снижение доходов поступающих по этому налогу. Но здесь существует и положительная сторона, главным образом она заключается в том, что многие организации выйдут из тени, а, следовательно, увеличатся налоговые платежи. Также многие предприятия направят больше средств на расширения своей деятельности, что в будущем может привести к довольно значительному росту платежей по налогу на прибыль организаций.
На наш взгляд, следует также упомянуть один из основных налогов, который является главным источником дохода Федерального бюджета Российской Федерации, – налог на добавленную стоимость.
Следует сразу отметить, что в уплате НДС банками в 2007 году произошли некоторые изменения, где была немного снижена налогооблагаемая база, и при некоторых условиях можно полностью освободится от уплаты этого налога. Однако, в первую очередь это касается мелкие кредитные учреждения, чтобы предоставить им возможность развернуться. Для средних и крупных банков это нововведение практически никак не отразилось на уплате НДС, и порядок расчета этого налога, можно сказать, остался прежним.
Следует сказать, что НДС, довольно специфичный для банков налог, благодаря тому, что большинство банковских операций не подлежит налогообложению этим налогом. Это обусловлено главным образом тем, что цена на банковские услуги очень чувствительна к изменениям, и увеличение их на 1–2% может привести к резкому снижении доходности банка, а если обложить эти операции НДС, то цена их возрастет на 10–20%, что просто-напросто приведет к краху банковской системы.
Следовательно, только незначительная часть операций проводимых банками подлежит обложению НДС, и то большинство этих операций не относятся к банковским.
Ставка налога составляет 18%.
Расчет налога за 2006, 2007 и 2008 года соответственно представлен в приложении 7.
В 2008 году по сравнению с 2006 годом в целом наблюдается рост налогооблагаемой базы в среднем на 48%, при этом сумма уплаченного налога возросла на 52%.
Можно сказать, что главным образом только четыре операции влияют на динамику уплаты НДС: доходы, полученные в виде комиссии за работу по размещению ГЦБ и выполнению функций агента по поручению Минфина, выдача-оплата расчетных чеков, комиссия по операциям инкассации и проведение лизинговых операций, причем главная из них является последняя, так как она занимает самый большой объем (48% в 2006 году, 50% в 2007 и 46% в 2008 году), среди всех остальных операций – около половины налогооблагаемой базы. И хотя динамика налога, зависит от совокупной динамики вышеперечисленных показателей, главное место среди них занимают лизинговые операции.
И опять, мы видим, что увеличение платежей по НДС в бюджет, говорит о большем количестве работ проделанных банком, что, в конечном счете, положительно отражается в целом на финансовом состоянии организации.
Кроме вышеперечисленных налогов, банк уплачивает еще ряд других, однако они составляют довольно незначительные суммы, по сравнению с вышеописанными, и представлены они довольно большим числом налогов и сборов, поэтому рассматривать их каждого по отдельности, на наш взгляд, не имеет смысла.
Следует лишь отметить, что общая сумма всех остальных налогов уплаченных в бюджет составляла:
· В 2006 году – 48 643,16 рублей;
· В 2007 году – 53 186,11 рублей;
· В 2008 году – 60 586,64 рубля.
Заключение
Итак, мы видим, что на протяжении всего периода проведения реформ, налоговое законодательство постоянно менялось. При этом, изменения проводились как в лучшую сторону, так и наоборот.
Такая ситуация не могла держаться долго, и поэтому была проведена еще одна налоговая реформа, в которой коммерческим банкам было снижено налоговое бремя. Государство в ответ пошло на усиление фискальной политики, но это не оправдало себя. Поэтому, было предпринято ряд мер по смягчению налогового бремени и сейчас ставка налога на прибыль коммерческих банков равна 15%.
На примере банка «Условный», мной был проведен анализ налоговых платежей за период 2006–2008 годов, главным налогом из которых является налог на прибыль.
И, хотя, значительные изменения в налоговой системе произошли только в 2008 году, результаты уже на лицо. Если на протяжении 2006–2008 годов налоговые платежи составляли довольно высокие суммы, с динамикой роста, как самих платежей, так и финансовых результатов банка. За последний год платежи в бюджет резко замедлили свой рост, при этом, в свете довольно значительного роста финансовых результатов, можно говорить, что они упали. Как уже отмечалось, такое положение дел связано в первую очередь со снижением ставки налога на прибыль до 24%.
Как было замечено, произошли изменения в уплате налога на пользователей автодорог, НДС и в платежах во внебюджетные фонды. Однако, существенным влиянием на работу банка оказал из них только налог на пользователей автодорог, связи со снижением ставки с 2,5%, до 1%, и хотя ставка налога была довольно низкая, этот налог является налогом по обороту, поэтому суммы, зачисляемые в бюджет, были по нему довольно высокие, следовательно, такое снижение ставки позволило банку высвободить более полумиллиона рублей. Что повело за собой снижение налогового бремени, при чем довольно значительное.
Рассматривая динамику коэффициентов налогового бремени, мы снова видим тенденцию к ее снижении, при этом она прослеживается на всем рассматриваемом мной периоде. Особенно ярко выражена она в 2008 году, что и должно было произойти.
Однако не все дела обстоят так хорошо. С введением нового налога на прибыль, возникли существенные проблемы с толкованием некоторых его статей, что может повести за собой некоторые неприятные последствия, вплоть до начислений штрафов и пени налоговой инспекцией. Хотя по некоторым статьям, которые можно толковать двояко, организация может уменьшить свое налоговое бремя, однако, здесь, скорее всего, власть будет находится у налоговых инспекторов, следовательно, банк от этого никакой выгоды не получит.
Конечно, проблемы, возникшие с введением закона, потихоньку решаются: с введением более точных трактовок статей или с нарастанием опыта служащих банка, которые непосредственно исчисляют налоги. Но все-таки необходимо решать такие вопросы на государственном уровне как можно скорее. При этом, необходимо руководствоваться не только своим личным мнением, а так же учитывать мнение кредитных организаций, так как все бремя ложится именно на них.
Если говорить в целом, то, конечно же, в налоговой системе произошли значительные положительные сдвиги, которые позволили кредитным организациям существенно уменьшить налоговое бремя, что хорошо скажется на их финансовом состоянии. Если сравнивать налоговые платежи российских банков с зарубежными, мы видим, что в нашей стране ситуация сложилась более выгодная, чем на западе. Но, хотя сумма налогов уплачиваемых в бюджет у нас гораздо меньше, доходность банков у нас ниже, главным образом из-за слабо развитого промышленного сектора.
Мы видим, что хотя налоговые реформы помогают снизить бремя налоговых платежей, дальнейшее проведение реформы все еще очень необходимо, чтобы поднять как банковский сектор, так и все остальные сектора экономики. Затем уже можно будет даже повышать налоговые ставки, что в принципе уже незначительно скажется на финансовых результатах организаций.
Таким образом, в данной курсовой работе мы рассмотрели учет расчетов с бюджетом коммерческих банков.
Список литературы
1. Андросов А.М., «Бухгалтерский учет и отчетность в банке», Москва, Менатеп-Информ, 2006 г.
2. Алякин А.А. Организация учетной аботы в банке, Москва, АО «Инфра-М» 2007 г.
3. Березина М.П., Крупное Ю.С. «Межбанковские расчеты», Москва, «Финстатинформ», 2009 г.
4. Бор М.З., Артемова Л.В., Назарова А.Г., Резчикова А.С., Родионова В.Г., Пятненко В.В. Практический курс Бухгалтерского учета в современном банке. М.:АО «ДИС», 2007–384 с.
5. Козлова Е.Н., Бабченко Т.Н., Смородинова Н.С. «Бухгалтерский учет», Москва, «Финансы и статистика», 2003 г.
6. Тараканова Л.А., Горина С.А., «Бухгалтерский учет в банке», Москва, Приор, 2004 г.
7. Усатова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В., Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие. – 3-е изд, перераб. И доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкова и Ко», 2007 г. - 404 с.
8. «Банковское дело»/Под редакцией Лаврушина О.И. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002 г.
9. «Бухгалтерские проводки в коммерческом банке» /Под редакцией к.э.н. Емельянова Е.В. Москва, «Спарк», 2005 г.
10. «Бухгалтерский учет»/Под ред. профессора П.П. Новиченко, Москва, «Финансы и статистика», 2000 г.
11. Ширинская Е.Б. «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт», Москва, «Финансы и статистика», 2003 г.
12. «План счетов бухгалтерского учета в банках Российской Федерации», Москва, АО «Инфра-М», 2007 г.
13. Макальская М.Л. «Корреспонденция счетов. Новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хоз. деятельности предприятий», Москва, АО «ДИС», 2008 г.
14. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий» (инструкция по применению), Москва, «Контакт-информ», 2007 г.
15. «О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» (положение), Москва, «Финансы и статистика», 2008 г.
16. «Консультант бухгалтера», Москва, АО «ДИС», 2008–2009 гг.
17. 26. «Бухгалтерский альманах», Москва, АО «ДИС», 2008 г.
18. Финансовая газета, «Статистические обзоры и официальные материалы по бухгалтерскому учету коммерческих банков и финансово хозяйственной деятельности предприятий», Москва, 2004–2006 гг.
19. «Финансовая газета» №25, 2005, Чекмарев Е. «Бухгалтерский учет в банках. Операции по купле-продаже валюты», Москва, 2005 г.
20. «Финансовая газета» №9, 2005, Петров А.Ю., Мотовилова М.А., «Учет валютных операций в коммерческом банке», Москва, 2005 г.
[1] Андросов А.М., "Бухгалтерский учет и отчетность в банке",Москва, Менатеп-Информ, 2006 г. С. 45.
[2] "О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" (положение), Москва, "Финансы и статистика", 2008 г. С. 175.
[3] Усатова Л.В.,Сероштан М.С.,Арская Е.В., Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие.-3-е изд, перераб. И доп.-М.:Издательско-торговая корпорация "Дашкова и Ко", 2007г. С. 162.
[4]"Бухгалтерские проводки в коммерческом банке"/Под редакцией к.э.н. Емельянова Е.В.. Москва, "Спарк", 2005 г. С. 187.
[5] Макальская М.Л. "Корреспонденция счетов. Новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хоз. деятельности предприятий", Москва, АО "ДИС", 2008 г. С. 196.
[6] Козлова Е.Н., Бабченко Т.Н., Смородинова Н.С. "Бухгалтерский учет", Москва, "Финансы и статистика", 2003 г. С. 254.
[7]Финансовая газета, "Статистические обзоры и официальные материалы по бухгалтерскому учету коммерческих банков и финансово хозяйственной деятельности предприятий", Москва, 2004 — 2006 гг. С. 248.
[8] "Банковское дело"/Под редакцией Лаврушина О.И. М.:Банковский и биржевой научно-консультационый центр, 2002 г С. 256.
Учет расчетов с бюджетом по налогам коммерческих банков
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты учета расчетов по налогам коммерческих банков
1.1 Порядок учета операций по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению
1.2 Порядок налогообложения прибыли банка
2. Динамика налоговых платежей банка «Условный»
2.1 Динамика налоговых платежей на примере банка «Условный»
2.2 Анализ налоговой нагрузки коммерческого банка «Условный»
3. Пути реформирования налогообложения коммерческих банков
3.1. Необходимость дальнейшего проведения реформ в сфере
налогообложения коммерческих банков
3.2. Зарубежный опыт налогообложения коммерческих банков
Заключение
Список использованной литературы
Ведение
Актуальность вопросов учета расчетов с бюджетом по налогам коммерческих банков очевидна. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство. Однако возникает большое количество вопросов в связи с тем, на какие именно банки может опираться государственный и частный секторы экономики. В настоящее время мы являемся очевидцами процесса трансформации некоторых крупных банков в банки-банкроты, появления на рынке банковских услуг новых крупных банков, вырастающих из числа средних банков, прекращения деятельности целого ряда средних и мелких банков, особенно в регионах.
Вместе с тем налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе.
Также, сама банковская система играла очень незначительную роль в кредитовании промышленности (что на сегодняшний день является главным источником доходов банка), а существовала главным образом для привлечения денежных средств от населения, которые тоже шли в доход государства, осуществления денежных расчетов между предприятиями, и для осуществления стабильности работы во внешнеэкономическом секторе.
На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.
Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов Государственного бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.
Целью работы является анализ эффективности налогообложения кредитных организаций на примере коммерческого банка «Условный».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 изучается история развития налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации в период реформ;
2 дается характеристика налогов, уплачиваемых банками в современных условиях;
3 анализируется эффективность налогообложения банковской сферы на примере отчетных данных конкретного коммерческого банка;
4 выявляются проблемы налогообложения в банковской сфере и выделяются перспективы их решения с учетом опыта развитых зарубежных стран.
Предметом анализа в первую очередь будут налоговые изменения произошедшие за период 2006–2008 года.
Информационную базу работы главным образом будут составлять нормативно-правовые акты, инструктивные материалы Министерства по налогу и сборам, Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы банка «Условный» за 2006–2008 года. Также, весь анализ налоговых платежей будет проводится на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 170.