Реформы экономики и общества в России, к сожалению, практически не затронули сферу трудовых отношений. Основным актом, регулирующим ее, является Кодекс законов о труде 1971 года в несколько измененной и дополненной форме. В 1992-2001 годах были приняты некоторые новые законы в этой сфере, но они лишь подвергли незначительным изменениям отношения индивидуального найма (ядра трудовых отношений), а были направлены на деятельность профсоюзов, проблему охраны труда и т.д.
Однако особенно сейчас становится ясным, что отсутствие глубоких реформ в сфере труда является серьезным препятствием на пути становления современной рыночной экономики в России.
Цель реформы трудовых отношений можно определить как:
· увеличение занятости населения, основываясь на более эффективном размещении и использовании трудовых ресурсов в экономике
· усиление реальной защиты трудовых и социальных прав работника с учетом интересов работодателя
· повышение уровня оплаты труда
Реформа трудовых отношений может принести положительный результат при параллельном преобразовании в смежных отраслях. Имеются в виду следующие реформы:
1) Налоговая реформа
Если снизить общий уровень налогов, то это действие может привести к выходу экономических отношений из «тени», которые положительно скажутся на трудовых отношениях. На сегодняшний момент довольно широко развита практика неформальных трудовых отношений из-за превышения более чем в два раза обложения труда над обложением капитала.
2) Пенсионная реформа
Если разработать новую пенсионную систему, которая бы связывала размер пенсии с реальным уровнем трудового дохода работника, то последний бы стремился оформлять свои трудовые отношения и максимально полно учитывать получаемую оплату труда.
3) жилищно-коммунальная реформа
Проведение данной реформы повысит межрегиональную мобильность рабочей силы, которая сегодня снижается перед таким препятствием, как прописка в определенном регионе.
4) реформа бюджетного финансирования отраслей общественного обслуживания
Данное действие может решить проблемы различия в уровнях заработной платы работников бюджетного и небюджетного секторов, задержек с выплатой заработной платы. Эта реформа должна базироваться на переходе от сметного финансирования к финансированию реально оказываемых услуг.
Таким образом, главная задача в настоящее время заключается в том, чтобы максимальным образом приблизить трудовое законодательство к реально существующей ситуации, сформировать предпосылки для полного его соблюдения. Акцент должен быть сделан на генезисе механизмов саморегулирования рынка при необходимом уровне государственного регулирования.
Заключение
Проблему развития, поддержания и регулировния российского рынка труда нельзя решить без государственной поддержки. Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомничества - создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.
Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области. Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в том числе в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.
Список литературы
1. Четвернина, Л, Лакунина. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления.//Вопросы Экономики.- 2001 г.-№2.-с.115-131.
2. Кабалина, З. Рыжикова. Неполная занятость в России. //Вопросы Экономики.- 2001 г.-№2.-с.131-144.
3. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации.// Вопросы Экономики.- 2000 г.-№2.-с.73-83.
4. Котляр. О понятии рынка труда. //Вопросы экономики.-1999 г.-№1.-с.33-42.
5. Сабирьянова. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда. //Вопросы экономики.-1999 г.-№1.-с.42-59.
6. Меньшикова. Заработная плата или «пособие по труду»?.//Вопросы экономики.-1999 г.-№1.-с.73-81.
7. Четвернина. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов.//Человек и труд.-1998 г.-№7.-с.48-52.
8. Четвернина. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов.//Человек и труд.-1998 г.-№11.-с.49-52.
9. Костин. По поводу некоторых понятий теории рынка труда.//Человек и труд.- 2001 г.-№12.-с.33-37.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 173.