Перед Россией уже не первый год стоит задача вступления во Всемирную торговую организацию. С этим имелись некоторые трудности. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и не может в полной мере использовать преимущества МРТ.
Переговорный процесс за несколько лет значительно продвинулся вперед. В конце 2006 г. удалось договориться с самым трудным партнером – США. Решились многие спорные экономические вопросы.
Главным фактором при вступления России в ВТО является изменение режима торговли, это означает, что Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, что поставит отечественных производительней в тяжелое положение. России придется снизить уровень тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Исследования Всемирного банка показали, что через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год. /22/
Но от вступления РФ будет иметь и преимущества, связанные с тем, что такие организации как ГАТТ и другие соглашения, интегрированные в ВТО, имеют общее правовое пространство. Они являются многосторонними торговыми договорами. Поэтому это даст России шанс решать проблемы многостороннего торгового сотрудничества наряду с остальными членами ВТО. /3/
Также Россия сможет пользоваться механизмом защиты внешнеторговых интересов в улаживании различных конфликтных ситуаций. К примеру, частые антидемпинговые процедуры стран-импортеров российской продукции являются препятствиями на пути экспорта нашей страны. По оценкам, ежегодный ущерб России от дискриминационной политики развитых стран составляет 2 млрд. долл. И такой экономической политикой в виде применения ограничительных мер в отношении российских товаров применяют 19 стран (Австралия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Корея, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР), а также страны ЕС-25 как единый таможенный союз. Согласно данным ВТО, в первом полугодии 2004 г. Россия занимала 2-е место после Китая в списке стран, против которых государства этой организации ввели антидемпинговые меры. По итогам года она оказалась на 5-м месте по данному показателю, а экономический ущерб составил 2,5 млрд. долл. /22/
Равноправие на рынке товаров усилит позиции России на международных рынках капиталов. И конкурентная среда станет более прозрачной.
По сути, вступление в ВТО – это процесс реального внедрения полновесных рыночных принципов в национальную экономику и ее мирохозяйственные связи, оптимизация национальных интересов и традиций с общемировыми тенденциями. Невозможно занять место в мировой экономике и быть вне ВТО.
Членство России в ВТО ставит 2 основные проблемы перед федеральным правительством. Одна из них – источники пополнения доходных статей бюджета из-за сокращения таможенных пошлин и тарифов. Другая – согласование обязательств РФ перед странами СНГ, с которыми уже имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения. /3/
В начале апреля «Российская газета» опубликовала выступление Германа Грефа, который почти договорился о присоединении РФ к ВТО. Министр уверен, что в январе 2008 года Россия станет членом ВТО.
Для России критически важно как можно быстрее завершить все переговоры по ВТО, чтобы в год президентских выборов она стала членом Всемирной торговой организации.
С таким заявлением выступил 4 апреля 2007 г. глава минэкономразвития Герман Греф на конференции, организованной Американской торговой палатой в России.
Этот форум был приурочен к визиту в Москву министра торговли США Карлоса Гутьерреса. Как известно, успех планов по присоединению России к ВТО во многом зависит именно от позиции американских партнеров. Но вчера представитель США обещал нашей стране всемерную поддержку в рамках многостороннего раунда переговоров.
«Мы хорошо знакомы с планами России и будем стремиться помочь любыми возможными способами», - сказал г-н Гутьеррес на брифинге по итогам встреч со своим российским коллегой и представителями бизнеса. Он, правда, напомнил, что по-прежнему нуждаются в дополнительной проработке проблемы защиты прав интеллектуальной собственности и блок сельскохозяйственных вопросов. Однако признал, что даже с момента его последнего визита в Москву, состоявшегося полтора года назад, «заметен прогресс и очевидные достижения». А по словам Грефа, Россия исполнит все взятые на себя обязательства в полном объеме.
Не были обойдены вниманием министров и вопросы двусторонних торгово-экономических связей. США занимают шестое место по объему накопленных иностранных инвестиций в Россию. Товарооборот между нашими странами составляет 25 миллиардов долларов. Но размеры экономик США и России таковы, что эти показатели могут быть увеличены, убежден Гутьеррес. Сейчас Россия и США ведут активные переговоры по отмене двух ключевых антидемпинговых пошлин, действующих в отношении экспорта российских товаров в США, - поставок урана и химических удобрений, добавил Греф. Он не уточнил, могут ли быть отменены антидемпинговые меры до вступления России в ВТО, но полагает, что этот шаг поможет урегулированию спорных вопросов.
Причем перспективы присоединения России к ВТО с 1 января 2008 года уже нашли отражение в основных проектировках трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы, сообщил Греф на инвестиционной конференции. При этом прямые потери казны от снижения импортных тарифов составят за три года около 200 миллиардов рублей, подсчитал министр. Но в целом, по его мнению, экономика и бюджет окажутся в выигрыше - вырастет товарооборот, улучшится инвестиционный климат, увеличится приток капитала. Впрочем, точный эффект от присоединения России к ВТО можно будет подсчитать только после 2008 года.
Но иностранных и отечественных бизнесменов 2008 год волнует не столько в связи со вступлением России в ВТО. Они переживают, что «правила игры» изменятся после предстоящих выборов. Герман Греф вчера эти сомнения постарался развеять. «Базовые предпосылки для ведения бизнеса не изменятся после выборов 2008 года. Это просто невозможно», - сказал Греф. Кстати, трехлетний бюджет тоже должен придать дополнительную уверенность бизнесу, полагает министр. Он содержит не только показатели инфляции, курса валют, платежного баланса на предстоящие годы, но и все ориентиры бюджетной политики, в том числе и трехлетнее обязательство государства перед бизнесом по финансированию различных программ, напомнил Греф. И это должно создать более комфортные условия для привлечения инвестиций в российскую экономику.
Стабильность финансовой и экономической ситуаций в России подтверждают и прогнозы по объему внешнего долга. К концу трехлетки он снизится до 2 процентов ВВП, ожидает Греф. Напомним, что сразу после кризиса 1998 года этот показатель превышал 140 процентов ВВП, но уже к началу этого года, после выплаты долгов перед Парижским клубом кредиторов, он был менее 10 процентов ВВП. И это позволило нашей стране улучшить кредитный рейтинг по оценке ведущих международных агентств, сделать займы компаний на зарубежных рынках более дешевыми, а вложения в российскую экономику - более безопасными. /12/
Одним из негативных моментов присоединения России к ВТО является то, что Россия в силу исторически сложившихся обстоятельств не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, т.е. является глобально неконкурентоспособной. Но это всего лишь один сценарий развития экономики России со вступлением в ВТО. /22/
В целом, плюсы от вступления России в ВТО перевешивают минусы, ибо в конечном счете это должно привести к повышению эффективности российской экономики и результативности работы всех участников ВЭД. Ясно, что РФ вступит в эту глобальную организацию и состоится это событие довольно скоро.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы, мы выяснили суть и дали анализ экономическим взаимоотношениям государств на современном этапе. Следовательно, мы достигли цели нашего исследования.
Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств отдельных стран, объединенных системой МРТ, торгово-производственных, экономических и политических отношений. Часто понятия «мировое хозяйство» и «мировая экономика» отождествляются. Мировое хозяйство – это сложная экономическая система, отличающаяся целостностью и порядком. Оно состоит из субъектов, которые представляют собой национальные хозяйства стран мира. Основными субъектами мирового хозяйства являются национальные государства, транснациональные компании, занимающие в нем особое место, международные экономические организации и региональные экономические интеграционные группировки. Мировое хозяйство характеризуется наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки. Вообще мировое хозяйство отличается от национального наличием единого мирового рынка.
Также мировое хозяйство характеризуется процессами интеграции и интернационализации. На процесс интернационализации национальных хозяйств влияет международное разделение труда. Международное разделение труда – прямое продолжение общественного разделения труда внутри страны, представляет собой взаимосвязанный процесс специализации отдельных стран, объединений, предприятий на производстве отдельных продуктов или их частей с кооперированием производителей для совместного выпуска конечной продукции. Международное разделение труда является основой международного обмена. МРТ основывается на международной специализации, а международная специализация выступает предпосылкой международного кооперирования производства. Интернационализация – процесс развития экономических связей между национальными хозяйствами, когда экономика одной страны выступает частью мирового хозяйственного процесса.
Сегодня ни одна из стран не может эффективно продвигаться по пути экономического прогресса в стороне от мирохозяйственных процессов. B современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от внешнеэкономических отношений. Международные экономические отношения – это система хозяйственных отношений между странами мира. Различают формы международных экономических отношений, такие как международная торговля, научно-технические связи, вывоз капитала за рубеж, совместные предприятия, свободные экономические зоны, миграция рабочей силы, валютные отношения. Исторически международная торговля – первая форма международных экономических отношений, связанная с понятием мирового рынка.
Россия принимает участие в мировой торговле, а соответственно, участвует в международных экономических отношениях, начиная с момента становления ее как государства. В настоящее время наша страна активно участвует во всех формах международных экономических отношений. Россия имеет деловые экономические связи с большинством государств мира. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов.
Наша страна обладает огромным экономическим, промышленным, ресурсным потенциалом, в основном, заложенным еще во времена Советского Союза. Но экономический потенциал не востребован в полной мере. Основной проблемой России в мировых взаимоотношениях является падение доли в ВМП, что вызвано экономическими проблемами страны, а также крахом государственного строя СССР, разрушением единого экономического пространства и хозяйственного механизма. Отрицательные тенденции экономического развития изменили положение РФ в мировом хозяйстве. Ее доля в мировом производстве значительно сократилась. Возможно, это временный эффект перехода от командного типа хозяйства к рыночному. И у России есть множество предпосылок улучшения экономического положения и стабилизации в мировом хозяйстве, экономических отношениях. Об улучшении экономического положения говорят данные о ежегодном увеличении экспорта продукции промышленности. В развитии намечаются положительные тенденции.
Кстати, российское правительство уже несколько лет как сформулировало цель нашего государства – добиться удвоения ВВП, причем в ближайшем будущем. И достичь уровня развития экономики России показателя 1990 года. Естественно, для этого необходимо увеличить темп отечественной промышленности, ее производительность. Также, следует скорректировать внешнеэкономическую политику государства, найти рынки сбыта нашей продукции за границей, увеличить долю экспорта в национальной экономике. Суть решения данной проблемы состоит в поиске новых экономических отношений со странами мира, интеграции в мировое сообщество, поиске специализации страны в МРТ и т.д.
Как известно, российскому экспорту присуща сырьевая направленность. Россия очень богата природными ресурсами, и это, бесспорно, ее конкурентное преимущество перед другими странами. В тоже время, доля продукции машиностроения, особенно, конкурентоспособного, крайне невелика. Автор считает нужным привести собственные рассуждения по этому поводу. Безусловно, нашей стране и народу повезло, что мы обладаем таким колоссальным ресурсным потенциалом. Но все же это исчерпаемые природные ресурсы, т.е. они когда-то иссякнут. Соответственно, политика РФ недальновидна, если и дальше в экспорте будет преобладать сырьевая направленность. Значит, наша страна, имея во времена СССР более менее развитыми все отрасли промышленности, в настоящее время превращается в сырьевой придаток развитых стран, как страны-экспортеры нефти Ближнего Востока. Но для такой огромной страны быть сырьевым экспортером просто недопустимо. Необходимо иметь кроме того конкурентоспособную продукцию машиностроения и наукоемких отраслей.
На повестке дня стоит вопрос о вступлении России в ВТО. Случится это довольно скоро. Присоединение к ВТО само по себе не приведет к появлению радикальных экономических преимуществ. Проводя внешнеторговую политику, направленную на повышение открытости, Россия должна активно поддерживать экспорт при адекватном сокращении количества защитных барьеров на пути импорта. Тогда членство в этой организации будет способствовать возникновению ряда структурных изменений, которые в целом могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий.
Мы считаем, что у России есть позитивные экономические перспективы, которые будут способствовать ее подъему в мировой экономике и МЭО, исходя из национальных интересов государства.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 177.