КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Международные экономические отношения в современных условиях
Руководитель работы:
________ Балакова Н.П.
«___»___________2007 г.
Исполнитель:
студент гр. 06-ТД-1, ФЭФ
______Толоконников К.И.
«___»__________2007 г.
Оренбург 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….… 3
1 Понятие мирового хозяйства и мировой экономики...…………………..... 5
1.1 Сущность, черты и структура мирового хозяйства и мировой экономики …...............................................................................................................5
1.2 Субъекты мирового хозяйства ……………………………………............11
1.3 Понятие интеграции и интернационализации…………………………...16
2 Понятие международных экономических отношений………………….....22
2.1 Основные черты международных экономических отношений.…….…..22
2.2 Формы международных экономических отношений…………………….25
3 Внешнеэкономическая торговая политика России как одна из форм международных экономических отношений ………………………………….33
3.1 Торговые отношения с развитыми и развивающимися странами мира………………………………………………………………………………33
3.2 Интеграция России во Всемирную торговую организацию…………….39
Заключение……………………………………………………………….……...43
Список использованных источников…………………………………………..45
Приложение А Темпы прироста производства, спроса и внешней торговли в России ……………………………………………………………………………47
Приложение Б Товарная структура экспорта и импорта России…………….47
Приложение В Российский экспорт машин и оборудования………………..47
Приложение Г Условия погашения задолженности некоторым крупнейшим должникам России…………………………………………………………..…48
Введение
Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. Уже тогда страны Ближнего Востока, Средиземноморья и Индия довольно активно занимались торговлей друг с другом различными товарами – от продуктов питания, пряностей и посуды до шелковых тканей и персидских ковров, холодного оружия. Правда тогда только торговля и составляла еще не прочные экономические отношения между этими странами.
Но время шло, и экономические отношения государств принимали все более широкие масштабы. А к началу нового времени стали зарождаться другие виды экономических связей между странами, помимо торговли. Международные экономические отношения – это система хозяйственных отношений между странами мира.
В настоящее время существует множество видов экономических взаимоотношений государств, называемых формами международных экономических отношений. Это и движение капитала между странами, и валютные отношения, и миграция рабочей силы, и научно-технический обмен, и другие. Однако исторически международная торговля является самой распространенной в мире формой экономических отношений.
В мире уже не осталось ни одной страны, которая бы в какой-то мере не касалась экономических отношений с другими странами. Сейчас такая страна просто не выживет, основываясь на самообеспечении. Наоборот, в настоящее время существует тенденция к интеграции, т.е. взаимодействию между странами посредством международных экономических отношений. В том и состоит актуальность темы данной работы, что это – неотъемлемая часть экономической политики всех стран мира. Кроме того, хорошо налаженные экономические взаимоотношения со странами-партнерами могут значительно улучшить экономическое положение страны за счет взаимовыгодности торговли. Данный аспект международных экономических отношений особенно актуален для нашей страны. Также многие ученые-экономисты занимались и занимаются данной тематикой в поисках лучших путей взаимодействия национальных хозяйств в рамках мирового хозяйства. Это тоже подчеркивает актуальность выбранной нами темы.
Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в сущности и дать анализ экономическим взаимоотношениям государств на рубеже XX – XXI веков. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:
1. изучить сущность и структуру мирового хозяйства;
2. выделить различные виды субъектов мирового хозяйства;
3. дать определение и выделить формы международных экономических отношений;
4. проанализировать торговые отношения России со странами мира;
5. оценить возможности и перспективы России в отношениях с ВТО.
При написании данной работы нами использовались труды следующих авторов, занимающихся изучением международных экономических отношений: Кукол Елена, Оболенский Владимир Петрович, доктор экономических наук.
Субъекты мирового хозяйства
Как уже говорилось выше, в структуре мирового хозяйства выделяют такие экономические образования, как субъекты мирового хозяйства.
Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способными организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающими определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.
Государство выступает основным субъектом мирового хозяйства. Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающего интересы господствующего класса, группы населения. А господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.
Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участия в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве валового внутреннего продукта (ВВП). Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.
В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы возросли у них с 8,35 % в 1870 г. до 47 % в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80– 90-е годы XX века поднялась с 34 % до 37,5 % ВВП, в развивающихся странах – до 25 %. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной доли государства.
Можно выделить следующие характерные черты и функции государства как субъекта мирового хозяйства.
Мобилизуемые государством финансовые средства позволяют обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80– 90-е годы увеличились с 3,9 до 4,8 % валового мирового продукта (ВМП), расходы на здравоохранение составили 2,5 % ВМП, в том числе в промышленно развитых странах – 6 % их совокупного ВВП.
Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20 % их ВВП, а в развивающихся странах – около 5 %.
Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В общегосударственное потребление входят расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше.
Государственное потребление создает для компаний вполне гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение хозяйствующих национальных субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.
Государство прямо или косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах от 0,7 до 14 % ВВП.
Государственное кредитование и субсидирование – важный инструмент взаимодействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5 % ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.
Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20 % занятых.
Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в производственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятий обеспечивали до 20 % ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.
В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов и населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
Следующим субъектом мирового хозяйства являются транснациональные компании (ТНК). ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.
Что касается данного термина, то однозначного определения понятия ТНК не существует. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах.
К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25 % оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.
По национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял-датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.
В принципе к ТНК можно отнести упомянутые выше типы компаний, имеющие прямые капиталовложения за границей.
Формирование ТНК в основном относится к 60-м годам XX века, когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.
Еще выделяют такие субъекты мирового хозяйства как международные экономические организации. Международные экономические организации относятся к числу важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и другие) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.
МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
МВФ по своим целям должен был изначально содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицита платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.
В 80–90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк. Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
Со второй половины 80-х годов объектом воздействия МВФ выступают только развивающиеся страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.
Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30 % общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд. долл. Его деятельность координировалась МВФ. Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, а МАР – помощь беднейшим странам на льготных условиях. /27/
Региональные экономические интеграционные группировки – еще один вид субъектов мирового хозяйства. Они также выступают участниками мирового хозяйства. Их еще называют региональными интеграционными объединениями. В мире интеграционных объединений насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение их хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.
Региональные интеграционные объединения включают территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в формате Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).
ЕС организован в национальной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский Совет, Совет Министров) и национальный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.
В Северной Америке с 1994 г. действует Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). В ее состав входят США, Канада, Мексика. Соглашение предусматривает к 2010 г. ликвидировать взаимные барьеры в движении только товаров и капитала. Основу интеграционного процесса в этом регионе создает транснационализация капитала, а именно американского, занимающего господствующие позиции в регионе. Как субъект мировой экономики нафта находится в начале процесса формирования. /16/
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы, мы выяснили суть и дали анализ экономическим взаимоотношениям государств на современном этапе. Следовательно, мы достигли цели нашего исследования.
Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств отдельных стран, объединенных системой МРТ, торгово-производственных, экономических и политических отношений. Часто понятия «мировое хозяйство» и «мировая экономика» отождествляются. Мировое хозяйство – это сложная экономическая система, отличающаяся целостностью и порядком. Оно состоит из субъектов, которые представляют собой национальные хозяйства стран мира. Основными субъектами мирового хозяйства являются национальные государства, транснациональные компании, занимающие в нем особое место, международные экономические организации и региональные экономические интеграционные группировки. Мировое хозяйство характеризуется наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки. Вообще мировое хозяйство отличается от национального наличием единого мирового рынка.
Также мировое хозяйство характеризуется процессами интеграции и интернационализации. На процесс интернационализации национальных хозяйств влияет международное разделение труда. Международное разделение труда – прямое продолжение общественного разделения труда внутри страны, представляет собой взаимосвязанный процесс специализации отдельных стран, объединений, предприятий на производстве отдельных продуктов или их частей с кооперированием производителей для совместного выпуска конечной продукции. Международное разделение труда является основой международного обмена. МРТ основывается на международной специализации, а международная специализация выступает предпосылкой международного кооперирования производства. Интернационализация – процесс развития экономических связей между национальными хозяйствами, когда экономика одной страны выступает частью мирового хозяйственного процесса.
Сегодня ни одна из стран не может эффективно продвигаться по пути экономического прогресса в стороне от мирохозяйственных процессов. B современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от внешнеэкономических отношений. Международные экономические отношения – это система хозяйственных отношений между странами мира. Различают формы международных экономических отношений, такие как международная торговля, научно-технические связи, вывоз капитала за рубеж, совместные предприятия, свободные экономические зоны, миграция рабочей силы, валютные отношения. Исторически международная торговля – первая форма международных экономических отношений, связанная с понятием мирового рынка.
Россия принимает участие в мировой торговле, а соответственно, участвует в международных экономических отношениях, начиная с момента становления ее как государства. В настоящее время наша страна активно участвует во всех формах международных экономических отношений. Россия имеет деловые экономические связи с большинством государств мира. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов.
Наша страна обладает огромным экономическим, промышленным, ресурсным потенциалом, в основном, заложенным еще во времена Советского Союза. Но экономический потенциал не востребован в полной мере. Основной проблемой России в мировых взаимоотношениях является падение доли в ВМП, что вызвано экономическими проблемами страны, а также крахом государственного строя СССР, разрушением единого экономического пространства и хозяйственного механизма. Отрицательные тенденции экономического развития изменили положение РФ в мировом хозяйстве. Ее доля в мировом производстве значительно сократилась. Возможно, это временный эффект перехода от командного типа хозяйства к рыночному. И у России есть множество предпосылок улучшения экономического положения и стабилизации в мировом хозяйстве, экономических отношениях. Об улучшении экономического положения говорят данные о ежегодном увеличении экспорта продукции промышленности. В развитии намечаются положительные тенденции.
Кстати, российское правительство уже несколько лет как сформулировало цель нашего государства – добиться удвоения ВВП, причем в ближайшем будущем. И достичь уровня развития экономики России показателя 1990 года. Естественно, для этого необходимо увеличить темп отечественной промышленности, ее производительность. Также, следует скорректировать внешнеэкономическую политику государства, найти рынки сбыта нашей продукции за границей, увеличить долю экспорта в национальной экономике. Суть решения данной проблемы состоит в поиске новых экономических отношений со странами мира, интеграции в мировое сообщество, поиске специализации страны в МРТ и т.д.
Как известно, российскому экспорту присуща сырьевая направленность. Россия очень богата природными ресурсами, и это, бесспорно, ее конкурентное преимущество перед другими странами. В тоже время, доля продукции машиностроения, особенно, конкурентоспособного, крайне невелика. Автор считает нужным привести собственные рассуждения по этому поводу. Безусловно, нашей стране и народу повезло, что мы обладаем таким колоссальным ресурсным потенциалом. Но все же это исчерпаемые природные ресурсы, т.е. они когда-то иссякнут. Соответственно, политика РФ недальновидна, если и дальше в экспорте будет преобладать сырьевая направленность. Значит, наша страна, имея во времена СССР более менее развитыми все отрасли промышленности, в настоящее время превращается в сырьевой придаток развитых стран, как страны-экспортеры нефти Ближнего Востока. Но для такой огромной страны быть сырьевым экспортером просто недопустимо. Необходимо иметь кроме того конкурентоспособную продукцию машиностроения и наукоемких отраслей.
На повестке дня стоит вопрос о вступлении России в ВТО. Случится это довольно скоро. Присоединение к ВТО само по себе не приведет к появлению радикальных экономических преимуществ. Проводя внешнеторговую политику, направленную на повышение открытости, Россия должна активно поддерживать экспорт при адекватном сокращении количества защитных барьеров на пути импорта. Тогда членство в этой организации будет способствовать возникновению ряда структурных изменений, которые в целом могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий.
Мы считаем, что у России есть позитивные экономические перспективы, которые будут способствовать ее подъему в мировой экономике и МЭО, исходя из национальных интересов государства.
Приложение А
Обязательное
Российский экспорт машин и оборудования
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Машины, оборудовние, трансп. ср-ва, всего, млрд. долл. | 9,2 | 10,5 | 10,1 | 12,0 | 14,3 |
в т. ч. гражданского назн-ия, млрд. долл. | 5,4 | 6,2 | 5,3 | 6,6 | 8,7 |
% | 58,7 | 59,0 | 52,5 | 55,0 | 60,8 |
вооружение и военная техн., млрд. долл. | 3,8 | 4,3 | 4,8 | 5,4 | 5,6 |
% | 41,3 | 41,0 | 47,5 | 45,0 | 39,2 |
Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики и официальных сообщений об экспорте военной техники, опубликованных в СМИ
Приложение Б
Дополнительное
Темпы прироста производства, спроса и внешней торговли в России, % к предыдущему году, в сопоставимых ценах
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | В среднем за год | |
ВВП | 10,0 | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,1 | 6,8 |
Промышленное производство | 11,9 | 4,9 | 3,7 | 7,0 | 6,1 | 6,7 |
Внутренний спрос | 6,0 | 14,5 | 7,1 | 6,3 | 5,6 | 7,8 |
Экспорт товаров | 10,2 | 2,8 | 10,5 | 11,7 | 10,7 | 9,1 |
Импорт товаров | 29,2 | 29,8 | 17,8 | 22,0 | 24,2 | 24,5 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы.
Приложение В
Дополнительное
Товарная структура экспорта и импорта России, в фактических ценах, % к итогу
| 1999 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
экспорт | импорт | экспорт | импорт | экспорт | импорт | |
Продовольств. товары и с/х сырье | 1,3 | 26,7 | 2,5 | 21,1 | 1,8 | 18,3 |
Топлив.-энергет. товары и минер. сырье | 44,9 | 4,0 | 57,3 | 3,8 | 57,7 | 4,0 |
Продукц. хим.. пром., каучук | 8,5 | 6,0 | 6,9 | 16,8 | 6,6 | 15,8 |
Древесина , целлюлоз.-бум. изделия | 5,1 | 3,6 | 4,2 | 4,2 | 3,9 | 3,8 |
Текстиль и текст. изделия, обувь | 1,1 | 5,2 | 1,0 | 5,2 | 0,8 | 4,6 |
Металлы и изделия из них | 26,1 | 7,3 | 17,7 | 7,3 | 20,3 | 8,0 |
Машины, оборудование, трансп. ср-ва | 10,9 | 33,3 | 9,0 | 37,3 | 7,8 | 41,2 |
Прочие товары | 2,1 | 3,9 | 1,4 | 4,3 | 1,1 | 4,3 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики
Приложение Г
Дополнительное
Условия погашения задолженности некоторым крупнейшим должникам России
| Объем ВВП на душу населения, долл. | Долг к ВНД,% | Долг к экспорту,% | Размер долга на 01.01.2005, млрд. долл. | Предоставляемый дисконт | |
млрд. долл. | % | |||||
Ирак | более 1500 |
266 | 10,3 | 9,3 | 90,3 | |
Сирия | 1160 | 105 | 14,4 | 9,8 | 70,0 | |
Алжир | 1930 | 36 | 4,7 | 4,7 | 100,0 |
Источник: данные Минфина РФ; World Bank. Wash., 2005.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Международные экономические отношения в современных условиях
Руководитель работы:
________ Балакова Н.П.
«___»___________2007 г.
Исполнитель:
студент гр. 06-ТД-1, ФЭФ
______Толоконников К.И.
«___»__________2007 г.
Оренбург 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….… 3
1 Понятие мирового хозяйства и мировой экономики...…………………..... 5
1.1 Сущность, черты и структура мирового хозяйства и мировой экономики …...............................................................................................................5
1.2 Субъекты мирового хозяйства ……………………………………............11
1.3 Понятие интеграции и интернационализации…………………………...16
2 Понятие международных экономических отношений………………….....22
2.1 Основные черты международных экономических отношений.…….…..22
2.2 Формы международных экономических отношений…………………….25
3 Внешнеэкономическая торговая политика России как одна из форм международных экономических отношений ………………………………….33
3.1 Торговые отношения с развитыми и развивающимися странами мира………………………………………………………………………………33
3.2 Интеграция России во Всемирную торговую организацию…………….39
Заключение……………………………………………………………….……...43
Список использованных источников…………………………………………..45
Приложение А Темпы прироста производства, спроса и внешней торговли в России ……………………………………………………………………………47
Приложение Б Товарная структура экспорта и импорта России…………….47
Приложение В Российский экспорт машин и оборудования………………..47
Приложение Г Условия погашения задолженности некоторым крупнейшим должникам России…………………………………………………………..…48
Введение
Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. Уже тогда страны Ближнего Востока, Средиземноморья и Индия довольно активно занимались торговлей друг с другом различными товарами – от продуктов питания, пряностей и посуды до шелковых тканей и персидских ковров, холодного оружия. Правда тогда только торговля и составляла еще не прочные экономические отношения между этими странами.
Но время шло, и экономические отношения государств принимали все более широкие масштабы. А к началу нового времени стали зарождаться другие виды экономических связей между странами, помимо торговли. Международные экономические отношения – это система хозяйственных отношений между странами мира.
В настоящее время существует множество видов экономических взаимоотношений государств, называемых формами международных экономических отношений. Это и движение капитала между странами, и валютные отношения, и миграция рабочей силы, и научно-технический обмен, и другие. Однако исторически международная торговля является самой распространенной в мире формой экономических отношений.
В мире уже не осталось ни одной страны, которая бы в какой-то мере не касалась экономических отношений с другими странами. Сейчас такая страна просто не выживет, основываясь на самообеспечении. Наоборот, в настоящее время существует тенденция к интеграции, т.е. взаимодействию между странами посредством международных экономических отношений. В том и состоит актуальность темы данной работы, что это – неотъемлемая часть экономической политики всех стран мира. Кроме того, хорошо налаженные экономические взаимоотношения со странами-партнерами могут значительно улучшить экономическое положение страны за счет взаимовыгодности торговли. Данный аспект международных экономических отношений особенно актуален для нашей страны. Также многие ученые-экономисты занимались и занимаются данной тематикой в поисках лучших путей взаимодействия национальных хозяйств в рамках мирового хозяйства. Это тоже подчеркивает актуальность выбранной нами темы.
Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в сущности и дать анализ экономическим взаимоотношениям государств на рубеже XX – XXI веков. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:
1. изучить сущность и структуру мирового хозяйства;
2. выделить различные виды субъектов мирового хозяйства;
3. дать определение и выделить формы международных экономических отношений;
4. проанализировать торговые отношения России со странами мира;
5. оценить возможности и перспективы России в отношениях с ВТО.
При написании данной работы нами использовались труды следующих авторов, занимающихся изучением международных экономических отношений: Кукол Елена, Оболенский Владимир Петрович, доктор экономических наук.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 203.