Социальная помощь семье и детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания детей – обеспечение реализации социальных прав и гарантий, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание детей из неблагополучных семей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями[7].
В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
В заметной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г.[4]
Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточного удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
- государственные социальные службы;
- смешанные службы;
- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы детей, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни[6]. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям из неблагополучных семей:
1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
· срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
· содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
· принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
· социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
· организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
· создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
· содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
· содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
· содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
· содействие в выделении:
денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
· содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
· социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;
· содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
· организация для подростков, безработных Мастерских и цехов при центре;
· содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона).
2. Социально-правовые услуги:
· помощь в написаний и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
· содействие в предоставлении социальных выплат;
· участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
· участие в правовой защите личностных интересов детей.
3. Социально-реабилитационные услуги:
· организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
· социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
· составление индивидуальных коррекционных программ.
4. Психологические услуги:
· психопрофилактика и психогигиена;
· психодиагностика и обследование личности клиента;
· психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
· семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);
· психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
· психосоциальное консультирование;
· психологический патронаж;
· психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
· развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования;
· организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
· ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
5. Педагогические услуги:
· педагогическая помощь детям в защите их интересов;
· консультативная помощь родителям и детям;
· групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;
· коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;
· содействие культурно-досуговой деятельности детей;
· практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
· обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.
6. Социально-медицинские услуги:
· содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
· организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
· содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
· патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
· обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
· патронаж беременных женщин и кормящих матерей.
Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением[27].
Основная задача работников службы – помочь члену семьи (не зависимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы[5]. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.
Рассматриваемая конкретная деятельность отдела социальной помощи взаимодействует с различными категориями населения. Изначально определяет круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ – всем, кто окружает ребенка.
2.3. Öåíòð ñîöèàëüíîé ïîìîùè ñåìüå è äåòÿì "Íàäåæäà"
Öåíòð áûë ñîçäàí ïî èíèöèàòèâå Îòäåëà ïî äåëàì ñåìüè, ìîëîäåæè è äåòñòâà 29.12.1995 ãîäà â ã.Ñûçðàíü.Îñíîâíûìè öåëÿìè äåÿòåëüíîñòè Öåíòðà "Íàäåæäà" ÿâëÿþòñÿ:
· îêàçàíèå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé, ñîöèàëüíî-ïðàâîâîé è ñîöèàëüíîé ïîìîùè ñåìüÿì, äåòÿì, ìîëîäåæè, ïåðåæèâàþùèì êðèçèñíûå ñîñòîÿíèÿ, íàõîäÿùèìñÿ â êîíôëèêòíûõ ñèòóàöèÿõ.
· îñóùåñòâëåíèå âîñïèòàòåëüíî-ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû ñðåäè ïîäðîñòêîâ è ìîëîäåæè íà îñíîâå âûÿâëåíèÿ íåáëàãîïðèÿòíûõ ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ, ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, îáóñëàâëèâàþùèõ îòêëîíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì, ïñèõîëîãè÷åñêîì è ñîöèàëüíîì ðàçâèòèè.
· îêàçàíèå ïîìîùè â íàëàæèâàíèè îòíîøåíèé ìåæäó äåòüìè è ðîäèòåëÿìè.
· îñóùåñòâëåíèå ðàáîòû ñ óñëîâíî îñóæäåííûìè íåñîâåðøåííîëåòíèìè è ëèöàìè, îòáûâàâøèìè íàêàçàíèå.
· ïðîâåäåíèå ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû íåãàòèâíûõ ÿâëåíèé îáùåñòâà (àëêîãîëèçì, íàðêîìàíèÿ, ÈÏÏÏ, ÂÈ×/ÑÏÈÄà, èãðîâîé çàâèñèìîñòè) ñðåäè íàñåëåíèÿ ãîðîäà.
· àäàïòàöèÿ íåñîâåðøåííîëåòíèõ è äðóãèõ êàòåãîðèé íàñåëåíèÿ ê ñîâðåìåííîé æèçíè.
· êîððåêöèÿ ïîâåäåíèÿ, ïîçíàâàòåëüíûõ ôóíêöèé, ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ, ñâîéñòâ è ñîñòîÿíèé.
· Â Öåíòðå ðàáîòàþò ñëåäóþùèå ñëóæáû:
1. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñëóæáà - îêàçûâàåò ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü â ðàçëè÷íûõ êðèçèñíûõ è ñòðåññîâûõ ñîñòîÿíèÿõ, ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà, ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêèå òðåíèíãè äëÿ ïåäàãîãîâ, ïñèõîëîãîâ, íàñåëåíèÿ ãîðîäà. Êîððåêöèÿ è ðàçâèòèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ.
2. Ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ñëóæáà:
Ñïåöèàëèñòû ïî ñîöèàëüíîé ðàáîòå - êîíñóëüòèðîâàíèå ïî âîïðîñàì ñîö. çàùèòû è ñîö. ïîìîùè, îñóùåñòâëÿåò ñîöèàëüíûé ïàòðîíàæ, ïî âîçìîæíîñòè ñîöèàëüíîå ñîïðîâîæäåíèå êëèåíòîâ.
Ñîöèàëüíûé ïåäàãîã - îñóùåñòâëÿåò êîìïëåêñ ìåðîïðèÿòèé ïî âîñïèòàíèþ, îáðàçîâàíèþ, ðàçâèòèþ, ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè è êîððåêöèè íåñîâåðøåííîëåòíèõ.
3. Þðèäè÷åñêàÿ ñëóæáà - êîíñóëüòèðîâàíèå ïî âîïðîñàì æèëèùíîãî, òðóäîâîãî, íàñëåäñòâåííîãî ïðàâà, áðà÷íî-ñåìåéíûå, óãîëîâíûå äåëà, ñîñòàâëåíèå èñêîâûõ çàÿâëåíèé è êàññàöèîííûõ æàëîá.
4. Òåëåôîí äîâåðèÿ - îêàçàíèå ïåðâè÷íîé ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé è èíôîðìàöèîííîé ïîìîùè íàñåëåíèþ ãîðîäà.
Çàäà÷è ïñèõîëîãè÷åñêîé ñëóæáû:
· ñîäåéñòâèå ëè÷íîñòíîìó è èíòåëëåêòóàëüíîìó ðàçâèòèþ Êëèåíòà;
· ïñèõîëîãè÷åñêèé àíàëèç ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè Êëèåíòà;
· âûÿâëåíèå è óñòðàíåíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðè÷èí è íàðóøåíèé â ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèÿõ Êëèåíòà;
· ïðîôèëàêòèêà îòêëîíåíèé â ñîöèàëüíîì è ïñèõîëîãè÷åñêîì çäîðîâüå è ðàçâèòèè Êëèåíòà;
· ôîðìèðîâàíèå ó Êëèåíòà ñïîñîáíîñòåé ê ñàìîâîñïèòàíèþ, ñàìîðàçâèòèþ, ñàìîêîððåêöèþ;
· ïðîôèëàêòèêà íåãàòèâíûõ ÿâëåíèé îáùåñòâà (íàðêîìàíèÿ, àëêîãîëèçì, èãðîâàÿ çàâèñèìîñòü, ÂÈ×, ÑÏÈÄ è ò.ï.);
· êîððåêöèÿ îòêëîíÿþùåãîñÿ è àñîöèàëüíîãî ñàìîðàçðóøàþùåãî ïîâåäåíèÿ íåñîâåðøåííîëåòíèõ
Çàäà÷è ñîöèàëüíî - ïåäàãîãè÷åñêîé ñëóæáû:
· âûÿâëåíèå ñåìåé ñîöèàëüíîãî ðèñêà, íóæäàþùèõñÿ â ñîöèàëüíîé ïîìîùè, ðåàáèëèòàöèè è ïîääåðæêè;
· îñóùåñòâëåíèå âîñïèòàòåëüíîì ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ, âûÿâëåíèå êîìïëåêñà ïðè÷èí ñïîñîáñòâóþùèõ îòêëîíåíèþ â ïîâåäåíèè ïîäðîñòêîâ;
· ïàòðîíàæ ñåìåé - ïåðâè÷íûé, öåëåâîé, êîíòðîëüíûé;
· ïîääåðæêà ñåìåé â ðåøåíèè ïðîáëåì èõ ñàìîîáåñïå÷åíèÿ â ðåàëèçàöèè ñîáñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé ïî ïðåîäîëåíèþ òðóäíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèé.
Çàäà÷è þðèäè÷åñêîé ñëóæáû:
· îêàçàíèå êâàëèôèöèðîâàííîé þðèäè÷åñêîé ïîìîùè Êëèåíòàì;
· èçó÷åíèå ïîòðåáíîñòåé â ïðàâîâîé ïîìîùè ñåìüå;
· ïðàêòè÷åñêàÿ ïîìîùü â îôîðìëåíèè ïðàâîâûõ äîêóìåíòîâ Êëèåíòà;
Çàäà÷è ýêñòðåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ñëóæáû "Òåëåôîí äîâåðèÿ":
· ñíèæåíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî äèñêîìôîðòà, óðîâíÿ àãðåññèè Êëèåíòà îáðàòèâøåãîñÿ â ñëóæáó, âêëþ÷àÿ àóòîàãðåññèþ è ñóèöèä;
· ôîðìèðîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî çäîðîâüÿ è àòìîñôåðû ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèù¸ííîñòè íàñåëåíèÿ, â òîì ÷èñëå äåòåé è ïîäðîñòêîâ;
· îáåñïå÷åíèå äîñòóïíîñòè è ñâîåâðåìåííîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè ïî òåëåôîíó äëÿ ãðàæäàí íå çàâèñèìî îò èõ ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà è ìåñòà æèòåëüñòâà;
· îáåñïå÷åíèå êàæäîìó îáðàòèâøåìóñÿ çà ñîâåòîì ñ ïîìîùüþ âîçìîæíîñòè äîâåðèòåëüíîãî äèàëîãà;
· ïñèõîëîãè÷åñêîå êîíñóëüòèðîâàíèå ïî òåëåôîíó;
· ïîìîùü àáîíåíòàì â ìîáèëèçàöèè èõ òâîð÷åñêèõ, èíòåëëåêòóàëüíûõ, ëè÷íîñòíûõ, äóõîâíûõ è ôèçè÷åñêèõ ðåñóðñîâ äëÿ âûõîäà èç êðèçèñíîãî ñîñòîÿíèÿ;
· ðàñøèðåíèå ó àáîíåíòîâ äèàïàçîíà ñîöèàëüíîãî è ëè÷íîñòíî ïðèåìëåìûõ ñðåäñòâ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî ðåøåíèÿ âîçíèêøèõ ïðîáëåì è ïðåîäîëåíèÿ èìåþùèõñÿ òðóäíîñòåé, óêðåïëåíèå óâåðåííîñòè â ñåáå;
· íàïðàâëåíèå àáîíåíòîâ ê äðóãèì ñëóæáàì, îðãàíèçàöèÿì, ó÷ðåæäåíèÿì, ãäå èõ çàïðîñû ìîãóò áûòü óäîâëåòâîðåíû áîëåå ïîëíî è êâàëèôèöèðîâàííî;
· àíàëèç ïðè÷èí è èñòî÷íèêîâ ïîâûøåííîãî ïñèõè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ ðàçëè÷íûõ âîçðàñòíûõ è ñîöèàëüíûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ è äîâåäåíèÿ ðåçóëüòàòîâ äî ñâåäåíèÿ îðãàíîâ è çàèíòåðåñîâàííûõ ó÷ðåæäåíèå ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ (ñîáëþäàÿ àíîíèìíîñòü è íå íàðóøàÿ ïðàâ ãðàæäàí).
Проанализировав работу данного центра, можно говорить о тенденции развития помощи детям из неблагополучных семей, о новых направлениях в работе с данной категорией населения.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 171.