Вопросы для обсуждения:
1. Основные мотивы лирики Фета.
2. Поэтические циклы («Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
3. Эстетичность лирики Фета («Из тонких линий идеала...», «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Ласточки», «Только в мире и есть...»).
4. Импрессионистические элементы («На стоге сена ночью южной...»).
5. Музыкальное начало (романс, песня). Ритмика и мелодика стиха.
6. Влияние поэзии Фета на творчество русских символистов (И. Анненский, А. Блок и др.).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
*обязательная
Если в списке указана книга, то конспектировать не всю книгу, а те ее фрагменты, которые отвечают на вопросы семинарского занятия
Практическое занятие 1
1. * Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978. Или: Столярова И. В. Н. С. Лесков // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. Расцвет реализма. С. 761-796. Столярова И. В. Лесков // История всемирной литературы: в 9 т. М., 1991. Т. 7. С. 124-130.
2. Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
3. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1986.
4. Хализев В. Е. Майорова О. Лесковская концепция народничества // В мире Лескова. Сб. статей. М., 1983. С. 196-232.
Практическое занятие 2
1. Тургенев И. С. По поводу «Отцов и детей» // Тургенев И. С. ПСС в 30 т. М. 1983. Т. 11. С. 86-97.
2. Добролюбов Н. А. Когда же придёт настоящий день?
3. Писарев Д. И. Базаров.
4. *Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. 144 с.
5. *Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ в. (1830-1850 гг.). Л., 1982. «Эволюция художественной системы Тургенева-романиста в 1855-1862 гг.» Гл. 3. С. 109-134; Гл. «Кто такой Базаров?». С. 186-207.
6. Лотман Л. М. И. С. Тургенев // История русской литературы: В 4-х т. Л., 1982. Т. 3. Расцвет реализма. С.120-159.
7. Манн Ю. Базаров и другие // Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М. 1987. С. 97-132.
Практическое занятие 3
1. Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот.
2. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М., 1962.
3. *Маркович В. М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.
Практическое занятие 4-5
1. *Корман Б. О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. Или: Корман Б. О. Лирическая система Некрасова // Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971. С. 81-128.
2. Евстигнеева Л. А. Спорные вопросы изучения поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971. С. 383-433.
3. *Розанова Л. А. Комментарий к поэма «Кому на Руси жить хорошо». Л., 1970.
4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.
5. Борисова В. В. Художественное время в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» // О традиции и новаторстве в литературе. 1976.
6. Груздев А. И. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.-Л., 1966.
Практическое занятие 6
1. *Соловьев В. С. Поэзия Ф. И. Тютчева // Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. С. 105–121; // Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров». СПб., 1994.
2. Лотман Л. М. Тютчев // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3: Расцвет реализма. С. 411–426.
3. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 163–199; // Тютчев Ф. И. Стихотворения. Б-ка поэта. Малая серия. М.-Л., 1969.
4. Кожинов В. В. Тютчев // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. Т. 6. С. 344–349.
5. *Чичерин А. В. Образ времени в поэзии Тютчева // Чичерин А. В. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., 1980. С. 161-169.
6. *Чичерин А. В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-1974. М., 1975. С. 275-294.
7. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 395-408.
Практическое занятие 7
1. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. М., 1990.
2. Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы: В 4 т. М.-Л., 1982. Т. 3.
3. Маймин Е. А. А. А. Фет. М., 1989.
4. *Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. М., 1981. С. 495-635. Или: Благой Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. М , 1975.
5. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 420-31.
По Островскому
1. * Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002 (Статьи Ю. В. Лебедева, А. И. Журавлевой, Т. В. Москвиной).
Контрольная работа
Контрольная работа предполагает не только реферирование критической литературы на выбранную тему, но и проблемный анализ художественных произведений. Объем письменной работы – 15 страниц, работа должна иметь оглавление (Введение, Основная часть, Заключение, Литература), а также постраничные ссылки на цитируемые источники.
1. Своеобразие тургеневского психологизма в романе Тургенева «Дворянское гнездо».
2. Русская усадебная культура в романе Тургенева «Дворянское гнездо».
3. Жанр легенды в творчестве Лескова («Аскалонский злодей», «Лев старца Герасима», «Скоморох Памфалон»).
4. Образы праведников в творчестве Н. С. Лескова («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Павлин», «Левша»). Проблема сказа.
5. «Святочные рассказы» Лескова: «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели». Мотив чуда.
6. Религиозные мотивы в лирике Ф. И. Тютчева.
7. Хронотоп лирики Ф. И. Тютчева (космический, исторический, бытовой).
8. Цветопись лирики Ф. И. Тютчева.
9. Эпитет и метафора в лирике Тютчева.
10. Музыкальность лирики А. А. Фета: жанр, мелодика, ритмика.
11. Христианские мотивы в лирике А. А. Фета.
12. Анализ одного стихотворения: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой, Ап. Григорьев (стихотворение – на выбор).
13. Фольклорно-мифологическая структура «Пролога» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тему контрольной работы можно также выбрать из списка вопросов к экзамену:
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Основные факты культурного движения 1840-1860-х гг.: дискуссии славянофилов и западников, проблема нигилизма. Н. А. Бердяев о нигилизме.
2. Эстетика и поэтика «натуральной школы» (В. Даль, Д. Григорович, И. С. Тургенев, Н. Некрасов).
3. Художественное единство книги И. С. Тургенева «Записки охотника». Образ рассказчика. Мотивная организация.
4. Личность и художественная индивидуальность А. И. Герцена. Периодизация творчества.
5. Жанр и проблематика «Былого и дум». Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в «Былом и думах».
6. Раннее творчество И. С. Тургенева: лирика, поэмы, драматургия, «Записки охотника».
7. Романы И. С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»: типология героя, конфликт, жанр.
8. Трагедия нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Роман в критико-научном изучении.
9. Тургенев последних лет: проблематика и поэтика романов «Дым», «Новь», «Стихотворений в прозе», фантастических повестей.
10.Диалогическая природа романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история». Белинский о романе.
11.Роман И. А. Гончарова «Обломов» и его место в истории русской литературы.
12.Пореформенная Россия и роман Гончарова «Обрыв».
13.Островский и Гоголь. Особенности конфликта «Свои люди – сочтемся».
14.Островский и А. Григорьев. Москвитянинский период в творчестве Островского. Жанровое своеобразие комедии «Бедность не порок».
15.Островский и «Современник». Драма «Гроза»: своеобразие конфликта и композиции. Внутренняя драма Катерины. Спор критиков о драме.
16.Пореформенный период в творчестве Островского. Анализ сатирической комедии на выбор: «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Волки и овцы» и др.
17.«Бесприданница» А. Островского. Мастерство психологического анализа в драме.
18.Фольклорная драма Островского «Снегурочка».
19.Философская лирика Ф. И. Тютчева и ее место в истории русской поэзии.
20.Новаторский характер лирики А. А. Фета и ее основные мотивы.
21.Лирическая система Н. А. Некрасова (по Б. О. Корману).
22.«Последние песни» Н. А. Некрасова.
23.Народные характеры в поэмах Н. А. Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос». Поэтика, жанровое своеобразие поэм.
24.«Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова как поэма-эпопея. Проблематика, композиция, жанр.
25.Образы праведников в творчестве Н. С. Лескова («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Павлин», «Левша»). Проблема сказа.
26.Проблематика и поэтика повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
27.Русский характер в изображении Н. С. Лескова («Запечатленный ангел», «Очарованный странник»).
28.«Антинигилистический роман» в русской литературе 60-х – нач. 70-х гг. XIX в.
29.Художественное своеобразие романов Н. Г. Чернышевского «Что делать?» «Пролог».
30.Поэзия середины ХIХ в. (Ап. Майков, А. А. Григорьев, А. К. Толстой, Н. П. Огарев, А. С. Хомяков): течения, жанры, стиль.
Дополнительная литература по авторам:
О И. С. Тургеневе
Исследования
Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous // Чернышевский Н. Г. ПСС. М., 1950. Т. 5. С. 156-174. Или: Чернышевский Н. Г. Литературная критика: В 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 190-211. Или любое другое издание.
Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ в. (1830-1850 гг.). Л., 1982. «Эволюция художественной системы Тургенева-романиста в 1855-1862 гг.» Гл. 3. С. 109-134; Гл. «Кто такой Базаров?». С. 186-207.
Маркович В. М. Равновесие противоположностей. Уровни Человечности // Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975. С. 7-69, 91-124.
Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. Гл. 6 «Базаров и Одинцова. Испытание любовью», гл. 7. «Духовный кризис Базарова».
Лебедев Ю. В. От сборника физиологических сборников – к циклу // Лебедев Ю. В. У истоков этноса. Ярославль, 1975.
Лебедев Ю. В. Россия живая и мертвая в «Записках охотника» И. С. Тургенева. // Лебедев Ю. В. У истоков этноса. Ярославль, 1975. С. 39-97.
Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа ХIХ в. // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 325-348.
Дополнительная литература:
И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1969.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986 (Писарев Д. И. «Базаров»).
Малахов С. А. Последние романы Тургенева. «Дым», «Новь» // История русского романа: В 2 т. М.-Л., 1964. Т. 2.
Буданова Н. Ф. Роман И. С.Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. Л., 1983.
Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
Набоков В. В. И. Тургенев // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 137-179.
Пустовойт П. Г. Сюжетная динамика романа // Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1991. С. 74-102.
Пустовойт П. Г. Композиция. Стиль. Мастерство портрета // Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1991. С. 103-110.
Одиноков В. Г. Тургенев-романист. Глава III // Одиноков В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа ХIХ в. Новосибирск, 1971. С. 72-96.
Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. Или: Зайцев Б. К. Собр. соч.: В 5 т. М., 1999. Т. 5. С. 19-176.
О И. А. Гончарове
Исследования
Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991 (Добролюбов Н. А. «Что такое «обломовщина?»).
История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т. 7. С. 50-56.
Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И. А. Обломов. Л., 1987.
Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994. С. 72-146.
Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997.
Старосельская Н. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.
Постнов О. Г. Эстетика Гончарова. Новосибирск, 1997.
Дополнительная литература:
Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983.
Манн Ю. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Имя – сюжет – миф. СПб., 1996.
О Н.С. Лескове
Исследования
Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978.
Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1986.
Дополнительная литература:
Троицкий В. Ю. Лесков – художник. М., 1974.
Бухштаб Б. Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н. С. Лескова) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983. С. 5-20.
Лесков А. Н. Жизнь Н. Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., 1984.
Аннинский Л. А. Три еретика. М., 1988.
О А. Н. Островском
Исследования
Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.
Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002 (Статьи А. А. Григорьева, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Ю. В. Лебедева, А. И. Журавлевой, Т. В. Москвиной).
Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. М., 1981.
Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.
Холодов Е. Г. Мастерство Островского. М., 1967.
Штейн А. Три шедевра Островского. М., 1967.
Анализ драматического произведения. Л., 1988.
История русской драматургии: Вторая половина XIX-начало XX века. Л., 1987.
Дополнительная литература:
Лакшин В. Я. А. Н. Островский. Биография. М., 1976.
Лакшин В. Я. Театр Островского. М., 1986.
Лакшин В. Я. Пять великих имен. Статьи, исследования, эссе. М., 1988.
Холодов Е. Драматург на все времена: (Об А. Н. Островском). М., 1975.
О Ф. И. Тютчеве
Исследования
Ф. И. Тютчев: Школьный энциклопедический словарь / Сост. Г. В. Чагин. М., 2004.
Тютчев: Про и Контра (Статьи Аксакова И. С., Соловьева В. С., Франка С. Л., Пумпянского Л. В., Зайцева Б. К., Гиршмана М. М., Лотмана Ю. М и др.).
Соловьев В. С. Поэзия Ф. И. Тютчева // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М., 1976 (2000).
Бухштаб Б. Я. Ф. И. Тютчев // Ф.И. Тютчев Полное собрание стихотворений. Л., 1957.
Лотман Л. М. Тютчев // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 403-426.
Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 155-199.
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 1962 (1995).
Касаткина В. Н. Поэзия Ф. И. Тютчева. М., 1978 (2002).
Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 565-594.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 235.