ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в. (2/3)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ (ПРОЗА):
Полужирный шрифт – обязательные для чтения
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ
Параша. Разговор. Помещик Петушков. Записки охотника. Месяц в деревне. Дневник лишнего человека. Ася. Фауст. Первая любовь. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения в прозе. Песнь торжествующей любви. Гамлет и Дон Кихот.
Иван Александрович ГОНЧАРОВ
Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Фрегат «Паллада».
Николай Семенович ЛЕСКОВ
Леди Макбет Мценского уезда. Запечатленный ангел. Очарованный странник. «Несмертельный Голован». Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Тупейный художник. Человек на часах. Некуда. Соборяне.
Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ
Свои люди – сочтемся. Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Лес. Волки и овцы. Бесприданница. Без вины виноватые. Снегурочка.
Федор Иванович ТЮТЧЕВ
Пейзажная лирика (Осенний вечер, «Есть в осени первоначальной», «Tени сизые смесились...», Весенние воды, Фонтан, «Как сладко дремлет сад темно-зеленый», Летний вечер, Весенняя гроза, Полдень, «Душа моя – Элизиум теней...»), Философская лирика («Святая ночь...», День и ночь, Последний катаклизм, Цицерон, Весенние воды, Silentium, «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Не то, что мните вы, природа...», «Как хорошо ты, о море ночное», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать», Видение, Сны), Любовная лирика («Денисьевский» цикл) («Я помню время золотое...», «Я встретил вас – и все былое...», «О, как убийственно мы любим…», Предопределенье, «Я очи знал – о, эти очи!..», Последняя любовь, «Она сидела на полу…», «Есть и в с моем страдальческом застое…», «Люблю глаза твои, мой друг...»), христианская лирика («Не рассуждай, не хлопочи!..», «Пошли, Господь, свою отраду...», «Я лютеран люблю богослуженье...», «Не знаю я, коснется ль благодать», Наш век, «Эти бедные селенья...», «О вещая душа моя...», «Над этой темною толпой», При посылке Нового завета, <Э. Ф. Тютчевой> («Все отнял у меня казнящий Бог…»).
Афанасий Афанасьевич ФЕТ
Лирические циклы: Элегии и думы («Ты отстрадала, я еще страдаю...», Alter ego, Среди звезд, Смерти), Весна («На заре ты ее не буди…», Первый ландыш, Еще майская ночь, «Я рад, когда с земного лона...»), Лето («Как здесь свежо под липою густою...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»), Осень («Ласточки пропали»; Сентябрьская роза), Снега («Чудная картина...», «Печальная береза...», «Какая грусть! Конец аллеи...»), Гадания «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...», «Ночь крещенская морозна...»), Мелодии (Notturno, Серенада, Певице, Anruf an die geliebte Бетховена, «Сияла ночь…», «Я тебе ничего не скажу…», «Свеж и душист твой роскошный венок...», Шопену, Romanzero, Романс, «Только в мире и есть, что тенистый...», В лунном сиянии), Вечера и ночи («Шепот, робкое дыханье»; «На стоге сена ночью южной», «Летний вечер тих и ясен...», «Молятся звезды, мерцают и рдеют...», «Благовонная ночь, благодатная ночь...», «Сегодня все звезды так пышно...»), Море (Море и звезды), баллады (Тайна, Легенда). Религиозная лирика («Владычица Сиона, пред тобою...», Мадонна, Ave Maria, К Сикстинской мадонне, «Не тем, Господь, могуч, непостижим», Отче наш, «Звезда сияла на востоке», «Когда Божественный бежал людских речей»).
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ
Образ лирического героя-разночинца: «Еду ли ночью», «Когда из мрака заблужденья», «Застенчивость». Некрасовский Петербург: циклы «На улице», «О погоде». Тема русской деревни: «Размышления у парадного подъезда», «Влас», «Орина, мать солдатская», «Зеленый Шум», «Крестьянские дети». Тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом», «Блажен незлобивый поэт», «Последние элегии». Любовная лирика (Панаевский цикл): «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я сегодня так грустно настроен», «О письма женщины, нам милой». Элегия в лирике Некрасова: «Несжатая полоса», «Надрывается сердце от муки», «Рыцарь на час».
Историко-революционные поэмы Некрасова: «Несчастные», «Дедушка», «Русские женщины». Поэмы о герое-современнике: «Саша», «Тишина». Поэмы о крестьянской жизни: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога». «Кому на Руси жить хорошо».
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Занятие 1.
Занятие 2.
Занятие 3.
Занятие 4.
Занятие 5.
Занятие 6.
Занятие 7.
Контрольная работа
Контрольная работа предполагает не только реферирование критической литературы на выбранную тему, но и проблемный анализ художественных произведений. Объем письменной работы – 15 страниц, работа должна иметь оглавление (Введение, Основная часть, Заключение, Литература), а также постраничные ссылки на цитируемые источники.
1. Своеобразие тургеневского психологизма в романе Тургенева «Дворянское гнездо».
2. Русская усадебная культура в романе Тургенева «Дворянское гнездо».
3. Жанр легенды в творчестве Лескова («Аскалонский злодей», «Лев старца Герасима», «Скоморох Памфалон»).
4. Образы праведников в творчестве Н. С. Лескова («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Павлин», «Левша»). Проблема сказа.
5. «Святочные рассказы» Лескова: «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели». Мотив чуда.
6. Религиозные мотивы в лирике Ф. И. Тютчева.
7. Хронотоп лирики Ф. И. Тютчева (космический, исторический, бытовой).
8. Цветопись лирики Ф. И. Тютчева.
9. Эпитет и метафора в лирике Тютчева.
10. Музыкальность лирики А. А. Фета: жанр, мелодика, ритмика.
11. Христианские мотивы в лирике А. А. Фета.
12. Анализ одного стихотворения: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой, Ап. Григорьев (стихотворение – на выбор).
13. Фольклорно-мифологическая структура «Пролога» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тему контрольной работы можно также выбрать из списка вопросов к экзамену:
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Основные факты культурного движения 1840-1860-х гг.: дискуссии славянофилов и западников, проблема нигилизма. Н. А. Бердяев о нигилизме.
2. Эстетика и поэтика «натуральной школы» (В. Даль, Д. Григорович, И. С. Тургенев, Н. Некрасов).
3. Художественное единство книги И. С. Тургенева «Записки охотника». Образ рассказчика. Мотивная организация.
4. Личность и художественная индивидуальность А. И. Герцена. Периодизация творчества.
5. Жанр и проблематика «Былого и дум». Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в «Былом и думах».
6. Раннее творчество И. С. Тургенева: лирика, поэмы, драматургия, «Записки охотника».
7. Романы И. С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»: типология героя, конфликт, жанр.
8. Трагедия нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Роман в критико-научном изучении.
9. Тургенев последних лет: проблематика и поэтика романов «Дым», «Новь», «Стихотворений в прозе», фантастических повестей.
10.Диалогическая природа романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история». Белинский о романе.
11.Роман И. А. Гончарова «Обломов» и его место в истории русской литературы.
12.Пореформенная Россия и роман Гончарова «Обрыв».
13.Островский и Гоголь. Особенности конфликта «Свои люди – сочтемся».
14.Островский и А. Григорьев. Москвитянинский период в творчестве Островского. Жанровое своеобразие комедии «Бедность не порок».
15.Островский и «Современник». Драма «Гроза»: своеобразие конфликта и композиции. Внутренняя драма Катерины. Спор критиков о драме.
16.Пореформенный период в творчестве Островского. Анализ сатирической комедии на выбор: «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Волки и овцы» и др.
17.«Бесприданница» А. Островского. Мастерство психологического анализа в драме.
18.Фольклорная драма Островского «Снегурочка».
19.Философская лирика Ф. И. Тютчева и ее место в истории русской поэзии.
20.Новаторский характер лирики А. А. Фета и ее основные мотивы.
21.Лирическая система Н. А. Некрасова (по Б. О. Корману).
22.«Последние песни» Н. А. Некрасова.
23.Народные характеры в поэмах Н. А. Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос». Поэтика, жанровое своеобразие поэм.
24.«Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова как поэма-эпопея. Проблематика, композиция, жанр.
25.Образы праведников в творчестве Н. С. Лескова («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Павлин», «Левша»). Проблема сказа.
26.Проблематика и поэтика повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
27.Русский характер в изображении Н. С. Лескова («Запечатленный ангел», «Очарованный странник»).
28.«Антинигилистический роман» в русской литературе 60-х – нач. 70-х гг. XIX в.
29.Художественное своеобразие романов Н. Г. Чернышевского «Что делать?» «Пролог».
30.Поэзия середины ХIХ в. (Ап. Майков, А. А. Григорьев, А. К. Толстой, Н. П. Огарев, А. С. Хомяков): течения, жанры, стиль.
Дополнительная литература по авторам:
О И. С. Тургеневе
Исследования
Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous // Чернышевский Н. Г. ПСС. М., 1950. Т. 5. С. 156-174. Или: Чернышевский Н. Г. Литературная критика: В 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 190-211. Или любое другое издание.
Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ в. (1830-1850 гг.). Л., 1982. «Эволюция художественной системы Тургенева-романиста в 1855-1862 гг.» Гл. 3. С. 109-134; Гл. «Кто такой Базаров?». С. 186-207.
Маркович В. М. Равновесие противоположностей. Уровни Человечности // Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975. С. 7-69, 91-124.
Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. Гл. 6 «Базаров и Одинцова. Испытание любовью», гл. 7. «Духовный кризис Базарова».
Лебедев Ю. В. От сборника физиологических сборников – к циклу // Лебедев Ю. В. У истоков этноса. Ярославль, 1975.
Лебедев Ю. В. Россия живая и мертвая в «Записках охотника» И. С. Тургенева. // Лебедев Ю. В. У истоков этноса. Ярославль, 1975. С. 39-97.
Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа ХIХ в. // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1988. С. 325-348.
Дополнительная литература:
И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1969.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986 (Писарев Д. И. «Базаров»).
Малахов С. А. Последние романы Тургенева. «Дым», «Новь» // История русского романа: В 2 т. М.-Л., 1964. Т. 2.
Буданова Н. Ф. Роман И. С.Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. Л., 1983.
Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
Набоков В. В. И. Тургенев // Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 137-179.
Пустовойт П. Г. Сюжетная динамика романа // Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1991. С. 74-102.
Пустовойт П. Г. Композиция. Стиль. Мастерство портрета // Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1991. С. 103-110.
Одиноков В. Г. Тургенев-романист. Глава III // Одиноков В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа ХIХ в. Новосибирск, 1971. С. 72-96.
Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. Или: Зайцев Б. К. Собр. соч.: В 5 т. М., 1999. Т. 5. С. 19-176.
О И. А. Гончарове
Исследования
Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991 (Добролюбов Н. А. «Что такое «обломовщина?»).
История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т. 7. С. 50-56.
Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И. А. Обломов. Л., 1987.
Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994. С. 72-146.
Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997.
Старосельская Н. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.
Постнов О. Г. Эстетика Гончарова. Новосибирск, 1997.
Дополнительная литература:
Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983.
Манн Ю. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Имя – сюжет – миф. СПб., 1996.
О Н.С. Лескове
Исследования
Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978.
Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1986.
Дополнительная литература:
Троицкий В. Ю. Лесков – художник. М., 1974.
Бухштаб Б. Я. Сказы о народных праведниках («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» Н. С. Лескова) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983. С. 5-20.
Лесков А. Н. Жизнь Н. Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., 1984.
Аннинский Л. А. Три еретика. М., 1988.
О А. Н. Островском
Исследования
Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.
Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002 (Статьи А. А. Григорьева, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Ю. В. Лебедева, А. И. Журавлевой, Т. В. Москвиной).
Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. М., 1981.
Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.
Холодов Е. Г. Мастерство Островского. М., 1967.
Штейн А. Три шедевра Островского. М., 1967.
Анализ драматического произведения. Л., 1988.
История русской драматургии: Вторая половина XIX-начало XX века. Л., 1987.
Дополнительная литература:
Лакшин В. Я. А. Н. Островский. Биография. М., 1976.
Лакшин В. Я. Театр Островского. М., 1986.
Лакшин В. Я. Пять великих имен. Статьи, исследования, эссе. М., 1988.
Холодов Е. Драматург на все времена: (Об А. Н. Островском). М., 1975.
О Ф. И. Тютчеве
Исследования
Ф. И. Тютчев: Школьный энциклопедический словарь / Сост. Г. В. Чагин. М., 2004.
Тютчев: Про и Контра (Статьи Аксакова И. С., Соловьева В. С., Франка С. Л., Пумпянского Л. В., Зайцева Б. К., Гиршмана М. М., Лотмана Ю. М и др.).
Соловьев В. С. Поэзия Ф. И. Тютчева // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М., 1976 (2000).
Бухштаб Б. Я. Ф. И. Тютчев // Ф.И. Тютчев Полное собрание стихотворений. Л., 1957.
Лотман Л. М. Тютчев // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 403-426.
Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 155-199.
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. М., 1962 (1995).
Касаткина В. Н. Поэзия Ф. И. Тютчева. М., 1978 (2002).
Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 565-594.
О А. А. Фете
Исследования
Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. М., 1990.
Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы: В 4 т. М.-Л., 1982. Т. 3.
Скатов Н. Н. Лирика А. Фета (Истоки, метод, эволюция) // Скатов Н. Н. Далекое и близкое. М., 1981.
Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. М., 1981. С. 495-635. Или: Благой Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. М , 1975.
Дополнительная литература:
Шеншина В. А. А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. М., 2003.
Маймин Е. А. А. А. Фет. М., 1989.
Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 420-31.
О Н. А. Некрасове
Исследования
Корман Б. О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. Или: Корман Б. О. Лирическая система Некрасова // Н. А. Некрасов и русская литература. М., 1971. С. 81-128.
Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. СПб., 2001.
Эйхенбаум Б. М. О поэзии («Некрасов»). Л., 1969.
Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М., 1952 или др. изд.
Скатов Н. Н. Некрасов. М., 1994.
Борисова В. В. Художественное время в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» // О традиции и новаторстве в литературе. 1976.
Прокшин В. Г. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комментарий. Л., 1970.
Евстигнеева Л. А. Спорные вопросы изучения поэмы «Кому на Руси жить хорошо». С. 383-433.
Дополнительная литература:
Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971.
Скатов Н. Н. Некрасов. Современники и продолжатели. Л., 1973 (1986).
Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в. (2/3)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ (ПРОЗА):
Дата: 2019-07-31, просмотров: 227.