Организационно-экономическая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Ростсельмаш» – крупнейшая группа предприятий сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации – занимает ведущие позиции в области разработки конструкции и промышленного производства зерно- и кормоуборочных комбайнов, другой техники, предназначенной для комплексной механизации работ в растениеводстве и животноводстве.

Завод «Ростсельмаш» ведет свою историю, начиная с 1929 года. Летом 1931 года в опытной мастерской строящегося цеха комбайнов завершилась сборка двух комбайнов, которые получили название «Сталинец». На полях совхоза «Хуторок» Краснодарского края наши комбайны проходили испытания вместе с американскими комбайнами «Оливер», «Холт» и «Катерпиллер». Советские машины работали лучше и, в отличие от комбайнов всех зарубежных марок, имели возможность убирать не только хлеб, но и подсолнечник, кукурузу и просо.

В январе 1932 г. в строй вступил сборочный цех комбайнов завода «Ростсельмаш», а в мае на поля страны был отправлен первый эшелон комбайнов «Сталинец-1». Построив «Ростсельмаш», страна не только перестала ввозить комбайны из-за границы, но и сама начала их экспортировать.

В 1937 г. весь мир показывал свои достижения на Всемирной промышленной выставке в Париже, куда «Ростсельмаш» отправил свой комбайн «Сталинец-1». По результатам выставке в Париже комбайну «Сталинец-1» была присуждена высшая награда – диплом «Grand Prix».

В 1938 г. в Москве открылась сельскохозяйственная выставка, где «Ростсельмаш» получил диплом первой степени. 14 июня 1940 г. на главном конвейере был собран уже 50-тысячный комбайн «Cталинец-1».

В годы Великой Отечественной войны завод «Ростсельмаш» был эвакуирован в Ташкент. В Ташкенте «Ростсельмаш» выпускал продукцию для фронта.

14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов. 23 февраля, на 10-й день освобождения стали работать первые 33 станка Ростсельмаша. Одновременно развернулась подготовка и по выпуску военной продукции, организован ремонт танков, тракторов, автомашин. Для восстановления завода пришлось расчистить 150 тысяч кубометров завалов, уложить 21 млн. кирпичей, 37 тысяч кубометров бетона, смонтировать 8 тысяч тонн металлоконструкций, уложить 185 тысяч кубометров кровли. За короткое время было введено в действие 145 тысяч кв. м. производственных площадей.

Пока шло интенсивное восстановление завода, сельмашевские специалисты А.А. Красниченко, В.В. Прошунин и И.И. Попов создали конструкцию комбайна «Сталинец-6». А 30 апреля 1947 года в цехе уборочных машин были собраны новые комбайны «Сталинец-6». Разработчики новой конструкции получили звание Лауреатов Сталинской премии.

В середине 50-х годов в народном хозяйстве страны наметилась специализация промышленных предприятий. С августа 1955 г. согласно решению июльского Пленума ЦК КПСС «Ростсельмаш» стал специализироваться на выпуске зерноуборочных комбайнов. Были сняты с производства плуги и кукурузоуборочные комбайны, завод постепенно переходит на выпуск только зерноуборочных комбайнов.

В конце 1955 г. заводу было предложено начать подготовку выпуска новой уборочной машины – комбайна «РСМ-8». Также как и «Сталинец-1» и «Сталинец-6», этот комбайн был разработан конструкторами завода Ростсельмаш. Он имел большой захват жатки, большую пропускную способность молотилки. Штифтовой барабан был заменен бильным. Эти усовершенствования делали его более производительным. Комбайн «РСМ-8» производился чуть более года (конец 1956 г. – начало 1958 г.) и был выпушен в количестве 50 тысяч.

В марте 1958 г. завод получил новое ответственное задание – в пятимесячный срок перестроиться на выпуск самоходных комбайнов «СК-3». 15 марта в 17:30 с главного конвейера сошел последний комбайн «РСМ-8», а 12 июля, ровно через 100 рабочих дней, приемщик Министерства сельского хозяйства принял первые 27 самоходных комбайнов, изготовленные «Ростсельмашем» по разработкам конструкторов Таганрогского ГСКБ под руководством Изаксона. 24 января 1961 г. выпущен уже 100-тысячный самоходный комбайн СК-3.

В феврале 1962 г. «Ростсельмаш» начал выпуск следующей серийной модели – СК-4, которая превосходила предыдущую по производительности на 25%. На международной выставке в Лейпциге в 1963 г. машине был присужден диплом I-ой степени, в Чехословакии (1964 г.) модель завоевала медаль и в том же году в Венгрии получила высшую награду – «Серебряный Кубок». Комбайн СК-4 был признан самой награждаемой моделью среди зерноуборочных машин всего мира. В августе 1969 г. завод «Ростсельмаш» выпустил свой миллионный комбайн.

В 1973 г. завод осуществил переход на выпуск еще более новой модели комбайнов серии СК «Нива», представленной в нескольких модификациях: крутосклонная, рисоуборочная и др., предназначенные для работы в различных природных зонах, а также для уборки незерновых сельскохозяйственных культур. Кроме того, в этот период изготавливались томатоуборочные комбайны, молотилки для обработки льна, приспособления для уборки крупяных культур. В 70-е годы завод «Ростсельмаш» был полностью обновлен. Вследствие реконструкции завод превратился в специализированное предприятие, готовое обеспечить сельское хозяйство страны современной для того времени техникой.

К своему 50-летнему юбилею в 1979 г. завод занимал стабильное лидирующее положение в своей отрасли. В начале 80-х «Ростсельмаш» преступил к разработке и внедрению в производство высокоэффективных зерноуборочных комбайнов семейства «Дон». Это был уже седьмой по счету переход завода на производство новых машин. В феврале 1984 г. с главного конвейера «Ростсельмаша» сошел 2-миллионный комбайн, а уже в октябре 1986 г. в серийное производство была запущены первые «Доны».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721 и Государственной программой приватизации завод «Ростсельмаш» был преобразован в акционерное общество открытого типа, зарегистрированное 11 ноября 1992 г., с уставным капиталом – 1281437 тыс. руб. собственником которого стал коллектив завода «Ростсельмаш».

Приватизация предприятия была осуществлена по 1 варианту и прошла все предусмотренные планом приватизации этапы.

Общая численность акционеров составляет 53723 человека.

Из 80% реализованных акций 76,8% принадлежит работникам акционерного общества, пенсионерам и лицам, получившим эти акции в соответствии с льготами, определенными государственной программой приватизации. Юридическим лицам принадлежит 3,2% акций.

АО «Ростсельмаш» является учредителем ряда предприятий, обеспечивающих взаимодействие с ним по отдельным направлениям.

Перемены в политико-экономической ситуации в стране в середине 90-х годов не могли не сказаться на деятельности завода: участились простои, не выплачивалась заработная плата.

В середине 1998 года было начато реформирование предприятия. В 2000 г. с приходом на завод стратегического инвестора – холдинга «Новое содружество», владеющего сейчас контрольным пакетом акций, – предприятие заработало с новой силой. В результате численность работников завода увеличилась до 18 тыс. человек, были полностью погашены задолженности по заработной плате, увеличилось количество выпускаемых комбайнов.

В настоящее время доля продукции завода «Ростсельмаш» составляет более 50% объема рынка комбайнов. С момента основания Ростсельмаш поставил своим клиентам в 48 странах мира более 2,5 миллионов единиц техники.

Сегодня Ростсельмаш работает в 17 странах мира, дилерская сеть компании насчитывает более 220 партнеров.

Оборот предприятия за 2006 маркетинговый год составил более 400 млн. долларов США.

Несомненным достижением Ростсельмаша является серебряная медаль на конкурсе инновационных разработок выставки SIMA-2005 (Франция).

В основных зерносеющих регионах Российской Федерации организована дилерская сеть предприятий. Действующие торгово-сервисные центры, обеспечивает на местах решение вопросов, связанных с приобретением и эффективным использованием техники.

В своей деятельности АО «Ростсельмаш» ориентируется на рынки Российской Федерации, стран СНГ и многих зарубежных государств. Преимущественными направлениями деятельности АО «Ростсельмаш» являются сельскохозяйственные машины, в том числе зерно- и кормоуборочные комбайны, приспособления, запасные части и агрегаты к ним, энергетические средства и валковые жатки, в том числе и широкозахватные, для более эффективного использования комбайнов при раздельной уборе урожая зерновых, т. к. по данной технологии убирается до 50% площадей зерновых культур.

В регионе Урала, Сибири, Дальнего Востока, Государств Средней Азии, Китая для АО «Ростсельмаш» основными конкурентами являются:

· АО «Красноярский комбайн», выпускающее зерноуборочные комбайны, жатки и другие сельскохозяйственные машины. В настоящее время серийно выпускается комбайн «Енисей-1200» и его модификации. За последние годы в его конструкцию внесены ряд усовершенствований, повысивших технический уровень машины. Разработана новая модель зерноуборочного комбайна средней производительности («Кедр»), испытываются самоходный зерноуборочный комбайн малой производительности («Енисей-900») и самоходный кормоуборочный комбайн. Одним из поисковых направлений является разработка жатки очесывающего типа;

· АО «Сельмаш», в г. Назарове Красноярского края, выпускающее жатвенные агрегаты для зерноуборочных комбайнов «Нива», «Енисей», «Кедр» и т.п.;

· совместное российско-канадское предприятие АО «Уральский комбайн», созданное с участием АО «Уралтрак» (г. Челябинск). Специализируется на распространение в России уборочных комплексов канадской фирмы «Вестерн комбайн», состоящих из роторного зерноуборочного комбайна, самоходной широкозахватной валковой жатки, рулонного пресс-подборщика и зернохранилища с зерносушилкой. Основная масса продукции приходит в готовом виде из Канады и других зарубежных стран. В Челябинске организована также работа по сборке комбайнов из агрегатов, доставляемых из-за рубежа. С 2003 по 2006 гг. здесь собрано 75 машин. Общее количество реализованных за это время комбайнов превысило 300 штук. Организовано сервисное обслуживание техники у ее потребителей в регионе Урала, Алтая, Тюменской области.

В регионе европейской части страны конкурентами для АО «Ростсельмаш» являются:

· АО «Тульский комбайновый завод». Здесь разработан и изготавливается прицепный зерноуборочный комбайн малой производительности «Простор». Ведется серийное производство жатвенных агрегатов для комбайнов «Нива»;

· АО «Таганрогский комбайновый завод». Являясь партнером АО «Ростсельмаш» по производству мостов ведущих колес к комбайнам «Дон» и «Нива», предприятие разработало и выпускает отдельными партиями самоходный зерноуборочный комбайн малой производительности КЗС-3 «Русь». Здесь также разрабатывается роторная модель комбайна средней производительности КЗС-5;

· ПО «Гомсельмаш». Это крупнейший производитель кормоуборочных комбайнов в Республике Белоруссии. В настоящее время здесь разработаны и выпускаются кормоуборочные машины семейства «Полесье» (самоходные, прицепные и навесные).

· АО «Кировец-Ландтехник», С.-Петербург. Это совместное предприятие, созданное на базе АО «Кировский завод» совместно с немецкой фирмой «Ландтехник Щенебек ГмбХ». В ближайшее время будет освоено производство самоходных кормоуборочных комбайнов «Марал-125». Изготовлена первая партия комбайнов полностью из агрегатов, поставленных из Германии.

В связи с реформированием сельского хозяйства и его техническим переоснащением в Российской Федерации, на Украине и в др. государствах СНГ отмечается активность ведущих зарубежных фирм-производителей комбайнов («Клаас», «Джон Дир», «Дойц Фар» и др.). Такими наиболее крупными и известными предприятиями, потенциальными конкурентами АО «Ростсельмаш», на отечественном рынке являются зарубежные фирмы: «Клаас», «Дойц Фар», «Менгеле» (Германия), «Джон Дир» (США-ГЕРМАНИЯ) и «Фиатагри» (Италия).

Продукцию этих фирм отличает высокий технический уровень. При этом, по основным эксплуатационным показателям: пропускной способности, производительности, качеству бункерного зерна, – зарубежные комбайны находятся на одном уровне с комбайнами семейства «Дон». В то же время по внешнему оформлению и дизайну, качеству и надежности комплектующих узлов (двигатели, гидроагрегаты, приводные ремни, резинотехнические изделия) превосходят отечественные машины. Однако именно это определяет значительную разницу в ценах на отечественные и импортные комбайны.

В Российской Федерации и странах СНГ процесс перераспределения рынков между конкурентами вступил в активную фазу. Сдерживающим фактором в распространении западной техники являются для местных потребителей цена на комбайны, а также временный недостаток горюче-смазочных материалов, запасных частей и услуг по сервисному обслуживанию.

На сегодняшний день «Ростсельмаш» – единственный российский производитель сельскохозяйственной техники, применяющий систему автоматизированного проектирования и подготовки производства. В компании внедрены и освоены самые последние мировые достижения в области компьютерных технологий проектирования.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 213.