Условия и средства развития художественно-творческих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способностей.

Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой подход справедлив и оп­равдан. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает «без меры», не скупясь, а кого-то «обходит стороной».

Человек способен мыслить и действовать творчески, и, вне всякого сомнения, это чудеснейший из даров природы. Заметим, что «даром» этим отмечен каждый. Но так же очевидна и мысль о том, что своими дарами природа кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Способным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Эти, на первый взгляд, сугубо теоретические изыскания позволяют в итоге лучше осознать вполне реальные практические педагогические проблемы. В педагогической нау­ке с понятием «способности» следует связывать, по меньшей мере, две практические пробле­мы:

- специальное обучение и воспитание способных детей;

- работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

Поэтому разработка проблемы способностей в психолого-педагогических исследо­ваниях не  должна рассматриваться как частная задача, направленная на обучение и воспи­тание детского населения (2 - 5 % по разным оценкам) - способных детей. Эта проблема касается всей системы народного образования.

Принято считать, что содержание определяет формы и методы работы, но в ряде случаев оно может быть в значительной степени предопределено самим организационным подходом.

Таким свойством обладают общие подходы к организации обучения способных детей, все они могут быть объединены в три основные группы:

1. «Раздельное обучение» - специальные образовательные учреждения для способных и одаренных детей.

2. «Совместно-раздельное обучение» - специальные группы, классы для способных детей в традиционном учебном заведении.

3. «Совместное обучение» - организационный подход, при котором способные и одаренные дети обучаются в естественной среде, т. е. когда они удаляются из круга обычных сверстников[15, C. 31].

Каждая из описанных стратегий имеет преимущества и недостатки, они часто обсуждаются и широко известны.

Два первых варианта наиболее популярны в современной образовательной практике в силу логической простоты и внешней ясности. Но при этом нельзя не отметить, что последний имеет большую значимость. Следует понимать, что в нашей стране большая часть способных детей традиционно обучается в обычных массовых учебных заведениях. Это происходит и будет происходить не только в сельской местности, где другие варианты обучения чисто физически недоступны, но и в больших городах, где у родителей теоретически существует возможность выбора.

На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влия­ние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения.

Психологами выявлено, что ребенок чаще изображает в своих рисунках условия окружающей среды, в которой он растет, то, что он видит вокруг. Например, ребенок, рас­тущий в неблагополучной семье, в рисунках изображает только отца, прогулки с ним и т.п., т.к. мать уделяла меньше внимания, чем отец или вообще его не уделяла.

Настроение ребенка очень легко распознать по используемой им цветовой гамме. На примере, приведенном выше, чаще используются тусклые, мало разнообразные и даже мрачные цвета

Ребенок, воспитывающийся в счастливой и обеспеченной семье, благодаря семье, влиянию видел и замечал больше. Следовательно, будет создавать радужные рисунки и чаще всего с обогащенным сюжетом.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотвор­ному миру, в том числе искусству - во всех видах деятельности. Безусловно, игра и худо­жественная деятельность предоставляют для этого большие возможности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п. должна орга­нично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, за­нятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной дея­тельности.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимо­действие между ними - одно из важнейших условий развития изобразительных: способно­стей.

Другое условие развития изобразительных способностей - обучение, как организо­ванный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей сложной системы изображения) т.е. в сферу обучения входит и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме.

Еще одно условие развития изобразительных способностей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и от­сутствие готовых средств их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (игровая мотивация усиливает творческое состояние детей).

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и ха­рактер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эсте­тическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.

Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет приро­да во всем ее многообразии.

Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно на­до привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).

При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может ска­заться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществле­ния желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.

Для обогащения знаний ребенка о природе (животных, явлениях            природы), о поведении в ней человека и т.д. следует использовать: слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой психологический настрой, вдохновение. Вполне реально могут проступить таланты у ребенка даже в других сферах деятельности.

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 210.