Способности к изобразительной деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания спо­собностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в опре­деленной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ори­ентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

· способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

· способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонталь­ных направлений;

· способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

· способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобра­зительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональ­ное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и во­лю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного ана­лизатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего [7, C. 81].

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и спо­собность к художественному выражению.

Способность к изображению по мнению Н.П. Сакулиной состоит из:

· восприятия и связанных с ним представлений. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время, расчле­ненно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);

· овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплек­сом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных от­ношений, положения в пространстве).

· овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Способности к художественному выражению:

· эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимае­мого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения  в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

·  Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечат­лений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

 Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявле­ния способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение   проблемы (образа) в новых  связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольни­ков были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, прояв­ляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

· Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изо­бражаемого предмета.

· Способность формирования обобщенного представления, отражающего призна­ки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

· Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представ­ления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

· Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

· Способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсор­ной оценки его согласно имеющему представлению.

· Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мыш­ления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности[7, C. 83].

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрас­те. В структуре этой способности выделяются три компонента:

· Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овла­дение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

· Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

· Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, си­ла нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения             к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способно­стей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой за­мысел [16, C. 17].

Дата: 2019-07-31, просмотров: 233.