Организмическая система является процессом самоорганизации. Это означает также, что она является процессом научения. Самоорганизация есть процесс реагирования на опыт путем создания развивающейся структуры. Благодаря этому вырабатываются новые способности. Следовательно, происходит "научение" самоорганизующейся системы.
Созидающему Центру при этом нужно, подобно двуликому Янусу, "смотреть" в противоположные стороны. Ему нужно быть осведомленным о существах, обитающих в его владениях, то есть о субсуществах, которые входят в состав создаваемого ("организуемого") им существа. Ему нужно также сознавать те требования, которым он должен удовлетворять в качестве части более крупного целого.
Созидающий Центр есть волевое или целеполагающее начало организмической системы. Он учится выражать свою волю в границах определенных владений согласно законам созидательного синтеза. Эти законы представляют собой метапринципы. То, как они действуют на данном конкретном уровне, зависит от его логики и материала, "материи". Поэтому Созидающему Центру нужно изучить, как эти законы действуют на его уровне, и разработать действенные методы их применения. Для "я", например, "материей" служат физическое, эмоциональное и ментальное тела. Научение "я" состоит в изучении принципов и методов интеграции оболочек личности в гармоничное дифференцированное целое.
Кибернетические отношения между Я и "я"
Отношения между Я и "я" напоминают отношения, показанные на приведенной ниже схеме самонастраивающейся кибернетической системы.
Если опустить монитор, получится простая кибернетическая система. Благодаря подключению монитора (следящего устройства) появляется возможность наблюдать работу системы и вносить в эту работу изменения путем подачи информации на контроллер (автоматический регулятор).
Я соотносится с монитором, "я" – с контроллером. Поскольку Созидающий Центр более высокого порядка настроен на иную логику, Я не может действовать на одном уровне с "я". Тем не менее, благодаря опыту отношений с ним Я научается и развивается.
"Я" научается, совершая поступки и получая обратную связь о содеянном. Обратная связь бывает двух видов. Прежде всего, "я" получает обратную связь от окружающей среды, с которой оно взаимодействует. Такая обратная связь может принимать разные формы – от "получения в нос" до успешного завершения какого-то проекта или эксперимента. Кроме того, "я" получает обратную связь от Я. Эта обратная связь может быть неразличимой из-за слишком высокого "шума" в системе. Обычно она переживает как положительное или отрицательное эмоциональное состояние. Когда "я" получает положительную обратную связь, переживание отмечается общим чувством внутреннего умиротворения, радости и легкости. В случае отрицательной обратной связи переживается чувство вины, беспокойства, подавленности или тяжести. Этот негромкий "голос совести" отличается от лукавых голосов "долга" невротического чувства вины одним особым качеством: он помогает глубже осознать законы созидательного синтеза.
На начальном этапе жизненного пути "я", не имея еще достаточного опыта, сталкивается с проблемой выживания. Будучи не в состоянии выжить, полагаясь на собственные силы, ребенок вырабатывает навыки и приемы взаимодействия со взрослыми, обусловленные его зависимым положением. Если выработанные приемы оказываются успешными, это способно подкрепить его неявную систему верований, которая впоследствии может быть перенесена во взрослую жизнь. В основе наиболее широко распространенных дисфункциональных моделей поведения взрослых людей лежат представления, свойственные незрелому организму, – например, мнение о том, что источник любви, силы и мудрости находится вне нас, и что для удовлетворения своих потребностей необходимо манипулировать другими людьми. Обратная связь от окружающей среды и от Я способствует изживанию подобных установок.
"Язык" Я: отвлеченные схемы
Родным языком Я служит, по-видимому, язык абстрактного, отвлеченного ума – надличного измерения нашей натуры, посредством которого мы воспринимаем ситуации и смыслы более высокого порядка. Это язык абстрактных схем, структур и отношений. В отличие от конкретного ума, который имеет дело с непосредственно воспринимаемыми конкретными фактами, отвлеченный ум имеет дело с организующими принципами, принципами организации этих фактов.
Отвлеченный ум играет роль ментальной оболочки Созидающего Центра, который лежит за пределами Я, и который мы будем называть Монадой. Монада целеустремлена к интеграции более высокого, планетарного порядка. Поэтому на любом этапе культурной эволюции планеты отвлеченный ум оказывается вместилищем истинно "передовых" идей и новых парадигм. Царство отвлеченного ума известно также под именем "ноосферы" (Тейяр де Шарден), "планетарного поля ума" (Элмер Грин) и Дхарма Мегхи, "дождевого облака объектов познания" (Патанджали). Существованием этой области, предполагаемой высказыванием о "назревших идеях", можно было бы объяснить тот факт, что в определенный момент истории разным людям одновременно приходят в голову одни и те же идеи. Лейбниц и Ньютон, например, независимо друг от друга открыли исчисление бесконечно малых.
Когда у человека достаточно развита оболочка отвлеченного ума, Я сообщает ему общий смысл схемы или структуры организующих принципов непосредственно, "правополушарным" путем. Затем логика воспринятых структурных отношений должна уточняться в ходе более линейного процесса обработки данных, осуществляемого преимущественно левым полушарием. (Разумеется, вопрос о специализации мозговых полушарий гораздо более сложен и не исчерпывается сказанным.)
Развитие интеллекта можно считать завершенным лишь в том случае, если человек успешно пользуется обеими оболочками – как отвлеченного, так и конкретного ума – и способен координировать их работу. Последний навык необходим для перевода отвлеченных принципов в сферу практического действия. Когда оболочка отвлеченного ума развита недостаточно, Я обращается к человеку на языке, звучащем иносказательно и метафорически. Я вынуждено прибегать к более расплывчатым формам изъяснения, поскольку родным его языком человек не владеет. Поэтому Я сообщает ему новую схему на языке мыслеобразов и эмоциональных состояний. Существуют мыслеобразы разных типов, но к числу наиболее распространенных относятся зрительные и кинестетические. Практика медитативного изучения языка образов и архетипического символизма может помочь нам развить нашу способность к распознаванию схем. Необходимо, однако, искать за конкретными образами отвлеченные формообразующие структуры, – в противном случае образы эти могут ввести в заблуждение.
Кроме того, Я обращается к нам "на языке символов" через посредство событийных структур нашей жизни. В настоящее время широко обсуждается феномен синхронии или значимых совпадений. Многие западные философы признают сегодня так называемые "законы Кармы" восточной философии, рассматривая их как структуру, подстилающую событийные структуры. По всей вероятности, механизм законов Кармы состоит в том, что, когда мы нарушаем ценностные принципы, вселенная противодействует этому, восполняя недостатки нашего образования.
Наша "внутренняя система наведения"
Как и другие Созидающие Центры, Я действует при посредстве кибернетического процесса прямых и обратных связей. Этот процесс обеспечивает нас "внутренней системой наведения", которая нацелена на оптимизацию эволюционной траектории "я", выправление отклонений от кратчайшего пути развития. Уловив смысл этого процесса, мы обнаруживаем, что вселенная оказывает нам всяческую поддержку и содействие.
Обучение общению с Я: роль образования
Большинство из нас не получило от наших культурных институтов практически никакой помощи в обучении "считыванию" поступающей от Я информации. Несмотря на то, что Я "старается изо всех сил", значительная часть его усилий пропадает даром из-за нашей вопиющей неграмотности, незнания элементарных основ этого наиважнейшего из человеческих языков. Может ли образование тут чем-то помочь? Вероятно, основная задача, которую могло бы взять на себя образование как таковое, – учить людей ценить свой внутренний опыт, находить в нем интерес, уделять ему внимание, относиться к нему одновременно всерьез и с чувством юмора. Учитель мог бы помочь ученикам вырабатывать так называемый "внутренний локус оценки и контроля", то есть способность брать на себя ответственность за свои решения и ошибки. Можно было бы обучать также методам исследования ценностных принципов. К числу таких методов относятся, например, визуализация, направляемое воображение, медитация, изучение символики архетипов бессознательного и организующих принципов во всех сферах знания. Однако самую важную часть обучения общению с Я составляют "лабораторные работы" по применению принципов и методов самосозидания, проводимые в классе нашей собственной жизни.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 195.