Превращение ошибок в учебные ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Секрет превращения ошибки в созидательный фактор, по крайней мере ошибки, связанной с нанесением ощутимого вреда себе или другому человеку, состоит в верном к ней отношении. Имеется в виду чистосердечное отношение, – сердце, открытое ошибке, способность к ясному и сострадательному восприятию допущенной ошибки, затрагивающему самые глубокие уровни нашего существа. Нужно, чтобы человек четко видел те недостатки своего "образования" и поведения, которые послужили причиной создавшейся ситуации, и чтобы он в полной мере пережил боль причиненного вреда. Когда это происходит, человек нередко испытывает сострадательное страдание, – начинается очистительный процесс, называемый в богословии "покаянием", через который нужно пройти к исцелению. Завершение естественного цикла этого процесса приводит к переориентации воли – "повороту" (таково исходное значение термина "обращение"), изменению направленности человека. Его воля начинает двигаться в новом направлении и прошлое ему прощается.

Крайне важно отличать искупительный опыт покаяния от невротической установки на самоосуждение – врачи-психотерапевты, как правило, не видят тут особой разницы. Это может показаться парадоксом, но чувство вины мешает нам усмотреть в ошибке созидательный фактор. Оно лишает нас ясности восприятия, вынуждая заниматься преимущественно самобичеванием, а не анализом ситуации. С другой стороны, чувство вины вызывает защитную реакцию, которая закрывает сердце, не позволяя по-настоящему соприкоснуться со смыслом переживаемого нами опыта. Интересно, что сердце традиционно связывается с видением и духовной волей. Древняя мудрость гласит, что ясно видеть можно лишь "оком сердца", что только любовь может раскрыть истину. Чтобы открыть око сердца и познать благодатный дар преображения, нам нужно сбросить негодные очки безжалостного самоосуждения.

Защита границ организма

Другой составляющей процесса освоения принципов и методов самоорганизации является развитие способности защищать границы своего организма. "Я" охраняет их неприкосновенность главным образом благодаря своей ответственности за то, что происходит в рамках этих границ. Будучи не в состоянии принять на себя ответственность за то, что сами вызываем к жизни свои чувства, мы можем счесть других людей способными, скажем, "рассердить" нас или "обидеть". Обвиняя других людей в том, что они явились причиной наших чувств, мы теряем границы своего собственного эго, равно как и связь со своим собственным "каузальным принципом", началом, причиняющим происходящее в границах личности.

Для поддержания неприкосновенности границ нашего организма важное значение имеет концепция так называемого "аурального поля". Ауральное поле – это те владения, та святая земля, за которую мы несем первоочередную ответственность. Оно состоит из взаимопроникающих энергетических полей (физического, эмоционального, ментального и других), образующих тонкую структуру нашего организма. Существование этого тонкого аспекта человеческого существа издревле признавалось духовной традицией, а в настоящее время документально засвидетельствовано с помощью методик типа кирлиановской фотографии. Ясновидцы, способные воспринимать энергетические поля человека, называют их совокупность "аурой" или, по причине овальной конфигурации указанных полей, "ауральным яйцом".

Чтобы защитить ауральное поле, "я" – Созидающий Центр личности – должно над ним властвовать и отвечать за него. Кроме того, оно должно обладать некоторыми навыками, которые позволят ему избегать ситуаций, способных повредить ауру.

Растождествление "я" с окружающими силами

Первый шаг "я" на пути обретения ответственности состоит в том, чтобы научиться отличать себя от различных окружающих сил. К ним относятся как побуждения личности (внутренняя среда), так и воздействия внешней среды. "Я" должно усвоить, что его собственная природа иного порядка, нежели природа его "окружения", что ему не нужно пассивно реагировать на удары и окружающую его суету. Процесс такого растождествления проходит несколько стадий. На первой стадии "я" находит в сознании спокойное место, подобное центру циклона, из которого оно может наблюдать феномены своего опыта, не ощущая на себе их воздействия. Заняв этот "наблюдательный пункт", мы можем наблюдать свои эмоции вроде страха без того, чтобы действовать на основании этого страха.

На следующей ступени "я" усваивает, что в границах своих владений оно является активным, каузальным началом. Иными словами, оно должно сознавать себя источником целеполагания, то есть инициирующей и созидающей воли. Оно начинает изучать различные способы привнесения порядка в окружающие его силы и управления ими. Получая от них обратную связь оно узнает об эффекте, произведенном теми или иными его попытками взять происходящее под свой контроль. В ходе этого процесса оно постепенно превращает грубый "волевой подход" в более тонкий и гибкий метод, научаясь использовать его в единстве с разумом и любовью. Данная сторона вопроса была рассмотрена в книге Ассаджоли "Акт воли", где сформулированы некоторые психологические законы "достижения большего меньшими средствами".

Дата: 2019-07-31, просмотров: 189.