Практический опыт применения аттестации социальных работников был рассмотрен на примере Комплексного Центра Социального Обслуживания (КЦСО) «Новокосино». В исследовании процесса аттестации были применены следующие методы: анализ документов (в КЦСО были изучены все документы, касающиеся работы центра и непосредственно процесса аттестации); наблюдение (сбор первичной информации об аттестации, работе всех отделений и работников центра); личная беседа (беседы с директором центра, заместителем директора по социальной работе, начальником отдела кадров, секретарем с фиксированием беседы на бумаге).
Центр начал свою работу 1 сентября 1997 года. На обслуживании в центре состоят 4 тысячи человек. КЦСО «Новокосино» активно сотрудничает с Управлением социальной защиты населения, Советом ветеранов Районного управления социальной защиты населения, поликлиниками, обществом жертв политических репрессий, с торговыми предприятиями, кинотеатрами, Красногорским заводом лекарственных средств.
В структуру деятельности центра входят:
1) отделение первичного приема, анализа и прогнозирования (осуществляется первичный прием, выявление потребностей в услугах; диспетчерская работа, информационная, рекламно-пропагандическая, аналитико-прогностическая, методическая работы);
2) отделение срочного социального обслуживания (оказание неотложной помощи разового характера (продуктовые наборы, гуманитарная помощь) гражданам, попавшим в экстремальные условия и остро нуждающимся в социальной поддержке; консультации (юридические, психологические));
3) отделение помощи семье и детям (осуществляется социально-правовая помощь, работа с семьей, социальная реабилитация, профилактика безопасности, социальный патронаж);
4) отделение социального обслуживания на дому (надомное обслуживание инвалидов 1 и 2 группы, пенсионеров, участников Великой Отечественной Войны);
5) отделение социально-медицинского обслуживания на дому (обслуживание подопечных частично или полностью утративших способность к самообслуживанию);
6) отделение дневного пребывания (реализация индивидуальных программ реабилитации, организация питания, трудотерапия, культурно-массовые мероприятия, организация досуга);
7) отделение медико-социальной реабилитации (лечебная физическая культура, мануальная терапия, фитотерапия, массажи, кабинет психологической разгрузки);
8) отделение психолого-педагогической помощи ( трудовая терапия, профессиональная ориентация, психотерапия, психокоррекция, экстренная психологическая помощь (телефон доверия)).
Аттестация работников КЦСО была проведена 17 декабря 2001 года. Предварительно приказом директора центра был подготовлен список лиц, подлежащих аттестации на этот период, графики ее проведения в подразделениях, утвержден состав комиссии, правила и критерии проведения аттестации. Представлен к аттестации состав из пяти человек: заведующая отделением дневного пребывания, специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания, социальный работник отделения социального обслуживания на дому, медицинская сестра отделения медико-социальной реабилитации, бухгалтер. ( Приказ директора центра см. Приложение 5).
Заместителем директора по социальной работе составляется план проведения аттестации в соответствии с Положением «О порядке проведения аттестации работников учреждений и организаций, подведомственных Комитету социальной защиты населения г. Москвы, находящимся на бюджетном финансировании» (см. Приложение 6):
1. Зачитывается приказ о проведении аттестации, список аттестуемых.
2. К аттестации готовится следующая документация:
- должностные инструкции;
- отзыв (характеристика);
- служебная характеристика (пишется заведующими отделениями и заместителем директора по социальной работе).
3. Протокол заседания ведет специалист по ПК (секретарь).
4. Приглашается аттестуемый.
5. Представление-отзыв зачитывает секретарь.
6. Служебную характеристику зачитывает заведующий отделением.
7. Вопросы комиссии к аттестуемому.
8. Замечания и предложения как со стороны аттестуемого, так и со стороны комиссии.
9. Голосование.
На предварительном этапе, до аттестации, директор отдела кадров с использованием биографического (историковедческого) метода осуществляет сбор информации об аттестуемых: проводится анализ кадровых данных (документы об образовании, изучение трудовой книжки и т.д.). Все данные направляются в отделения, где работают аттестуемые.
К заседанию комиссии готовятся аттестационный лист (см. Приложение 7), отзыв (характеристика) на аттестуемого (см. Приложение 8), служебная характеристика. В центре на заведующую отделением дневного пребывания характеристика была написана заместителем директора по социальной работе; на специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания- заведующей отделением срочного социального обслуживания; на социального работника отделения социального обслуживания на дому- заведующей отделением социального обслуживания на дому. (см. Приложение 9).
Следует отметить, что перед написанием отзыва и служебной характеристики, заведующий отделением используя метод интервьюирования (собеседования) беседует с работником в режиме «вопрос-ответ» для получения дополнительных данных о нем; используя метод анкетирования проводит опрос человека с помощью анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа; применяет так называемый социологический опрос- беседует с работниками разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека для последующей объективной его оценки; метод наблюдения позволяет наблюдать за работником в неформальной (на чаепитиях и т.д.) и рабочей обстановках (фотография рабочего дня); применяется также метод экспертной оценки (определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника); а также используется метод «критического инцидента»- руководитель создает критическую ситуацию (например, недовольство клиента КЦСО по поводу плохо оказанной услуги) и оценивает поведение работника в процессе ее разрешения (идет на конфликт, принимает сложное решение, уходит от конфликта и т.д.)
На основании полученных данных, в служебной характеристике отражаются:
1. Профессионально-этическая компетентность
- наличие образования
- профессиональная компетентность (знания, умения, опыт)
- степень активности в работе
- коммуникабельность
- мотивация к деятельности социального работника
- психологическая устойчивость
- интеллигентность, культурный уровень
- уровень соблюдения принципов, этика социального работника
- отзывчивость, сопереживание, сострадание работников социальных служб.
2. Качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей
- умение выслушать клиентов
- доброжелательность, отзывчивость
- компетентность, знания, кругозор
- умение логично мыслить
- бескорыстие, честность
- умение принимать практические решения
- высокая общая культура
- умение организовать помощь, добиться решения проблем клиента (эффективность в делах)
- личное обаяние
- умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе
- умение работать в команде
- уважение к точке зрения клиента
3. Результаты работы за период, предшествующий аттестации.
Вместе с тем, к заседанию готовятся и должностные инструкции на работников для оценки выполнения ими должностных обязанностей. (см. Приложение 10, 11.)
Приказом директора КЦСО «Новокосино» был разработан примерный перечень показателей для оценки квалификации работников:
1. Образование.
2. Стаж работы по специальности.
3. Профессиональная компетентность.
3.1. Знание необходимых нормативных документов, регламентирующих деятельность.
3.2. Умение оперативно принимать решения для выполнения стоящих задач.
3.3. Качество выполнения работы.
3.4. Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем.
3.5. Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы.
3.6. Интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы).
3.7. Умение работать с инвалидами и престарелыми гражданами.
3.8. Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных (для заместителей, заведующих отделениями).
3.9. Способность в короткие сроки осваивать вопросы, обеспечивающие повышение эффективности труда и качество работы.
4. Производственная этика, стиль отношения с коллегами и клиентами.
5. Способность к творчеству и предприимчивости.
6. Участие в коммерческой деятельности.
7. Способность к самооценке, состраданию и пониманию нетрудоспособных граждан.
На этапе проведения аттестации зачитывается отзыв, служебная характеристика, изучается работа аттестуемого за прошедший период, задаются вопросы. Аттестационная комиссия использует наиболее распространенные методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора -комиссия выбирает из набора описаний работника те, которые ему соответствуют. Типичный набор таких описаний включает показатели для оценки квалификации работников, разработанные директором КЦСО. Эффективность труда работника оценивается по большому количеству выбранных положительных описаний; описательный метод оценки- комиссия описывает преимущества и недостатки поведения работника в осуществлении профессиональной деятельности; управление по целям (задачам)- изучается деятельность работника за прошедший период, связанная с осуществлением целей и задач как КЦСО, так и социальной работы в целом; метод оценки по решающей ситуации- аттестационной комиссией готовится список описания «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации именуются «решающими». На основе изучения работы аттестуемого за период, предшествующий аттестации, изучения служебной характеристики, делается вывод о количестве «правильного» поведения в таких «решающих» ситуациях, также используются и др. методы оценки персонала.
Протокол заседания аттестационной комиссии ведет секретарь (см. Приложение 12).
Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствии аттестуемого.
По результатам проведения аттестации работников КЦСО в соответствии с планом аттестации на 2001 год, согласованным с Управлением Социальной Защиты населения Восточного Административного Округа, руководитель приказывает:
1) подтвердить соответствие занимаемой должности и разряда оплаты труда по Единой Тарифной Сетке следующим работникам…………
2) подтвердить соответствие занимаемой должности и установить с 01.01.2002 г. следующие разряды оплаты труда по ЕТС следующим работникам………….
Следует отметить, что в связи с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.05.2001 г. № 45, изменился диапазон разрядов оплаты труда по должности «социальный работник» с 3-8 на с 5 по 8. (см. Приложение 13).
Большое значение итоги аттестации имеют для руководителя КЦСО как специалиста по управлению персоналом. Изучая результаты аттестации, руководитель разрабатывает рекомендации, свое отношение к повышению эффективности работы совместно с Управлением социальной защиты населения и другими организациями. Управление социальной защиты населения, в свою очередь, получает данные о прошедшей аттестации, разработки директора центра по вопросам эффективности работы в будущем, и совместно с Комитетом социальной защиты населения г. Москвы разрабатывает методические рекомендации, которые направляются в центр.
Рекомендации обязательны для выполнения социальными работниками, так как они рассчитаны на повышение эффективности работы и являются основополагающими для оценки на следующей аттестации.
Методические рекомендации Комитета социальной защиты населения г. Москвы «По организации работы отделений социально-медицинского обслуживания на дому пенсионеров и инвалидов».
Отделение социально-медицинского обслуживания на дому предназначено для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях граждан, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания.
Социальный работник в этом отделении должен вести журнал социального работника отделения социально-медицинского обслуживания на дому. На каждого подопечного заводится отдельная страница на текущий месяц. В журнале социального работника должно фиксироваться каждое посещение с указанием перечня предоставленных услуг. Запись в журнале социального работника должна соответствовать записи тетради подопечного, в которой обязательна подпись социального работника.
В конце каждого месяца социальный работник проводит анализ проделанной работы, заведующий отделением сверяет отчет социального работника с записями в журнале и заверяет их своей подписью. Отчет социального работника должен отражать полную информацию о проделанной работе за указанный период и отражать все изменения в течение месяца (снятие с обслуживания, перевод на другой участок, болезнь и т.д.), «прочие услуги должны быть расписаны.
На основании отчетов социальных работников заведующая отделением составляет сводный отчет по отделению.
Методические рекомендации отдела социального обслуживания пенсионеров Главмосгорсо «По учету работы и ведению делопроизводства в отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.» (ОСП).
Обязанности заведующей ОСП:
1. Организовать работу с обслуживаемыми
А) обследование в микрорайоне, выявление резерва на обслуживание
Б) морально-психологическая поддержка подопечных при параллельной проверке работы социальных работников
2. Организовать деятельность социальных работников
А) обеспечение оперативной связи по телефону, контроль за качеством обслуживания
Б) проверка дневников и месячных отчетов социальных работников и их сверка
В) плановая проверка работы на участке (одновременно с посещением обслуживаемых)- 2 участка в месяц
Г) оперативные совещания по итогам месяца, изучение нормативных документов
3. Обеспечить ведение документации и достоверной отчетности
4. Принимать активное участие в работе Районного управления социального обслуживания, территориальных центров
5. Обеспечить связь и совместную работу с организациями.
У заведующего ОСП должны быть следующие документы:
- рабочий дневник заведующего ОСП
- список обслуживаемых социальными работниками граждан и подшивка с документами на престарелых, обслуживаемых ОСП
- журнал учета обслуживаемых
- табель учета рабочего времени сотрудников ОСП по месяцам
- тетрадь учета первичных обследований в зоне обслуживания ОСП
- отчеты социальных работников по месяцам и копии сводных отчетов.
У социального работника должны быть следующие документы:
- дневник социального работника (руководство по ведению дневника см. Приложение 14)
- список обслуживаемых граждан с указанием адресов и телефонов
- памятка с указанием выполняемых видов услуг
В отчетах социальных работников и заведующих должно быть отработанное количество дней тем или иным социальным работником и реальное количество выходов к подопечным, кроме того, в отчете дается полная картина о подопечных (если был в больнице, то с какого по какое время, в графе «прочие»- количество выходов в больницу; если уехал к родственникам или на дачу- также с какого по какой период и т.д.)
Методические рекомендации Управления социальной защиты населения «О работе с одинокими гражданами «группы риска».
К «группе риска» относятся одинокие граждане и пожилые супружеские пары, которые пока самостоятельно удовлетворяют свои основные жизненные потребности, но в ближайшее время вследствие возможного ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, по состоянию здоровья и возраста, будут нуждаться в социальном обслуживании.
Во всех ЦСО на лиц «группы риска» должны быть открыты карточки, содержащие сведения первичного материально-бытового обслуживания и информацию текущего обслуживания, с указанием даты проведения.
Все граждане «группы риска» должны быть распределены и прикреплены к социальным работникам, которые обязаны периодически (не реже 1 раза в месяц) обзванивать и посещать этих граждан и при возникновении ситуации с частичной или полной утратой возможности к самообслуживанию принимать их на социальное обслуживание.
Полученные в результате обслуживания данные необходимо проанализировать и сгруппировать по следующим категориям:
- лица, срочно нуждающиеся в прикреплении социального работника
- лица, которые в силу различных обстоятельств, в ближайшее время будут нуждаться в социальном работнике или в каком-либо виде социальной помощи
- лица, которые в помощи не нуждаются.
Методические рекомендации Управления социальной защиты населения «По организации работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников интернатных учреждений.»
Отделению социальной помощи семье и детям необходимо наладить с выпускниками постоянный контакт для решения возникающих у них вопросов. Оказывать консультативную, психолого-педагогическую и иную помощь, а также поддержку в вопросах семейной жизни, адресную поддержку в период нахождения в трудной жизненной ситуации через отделение срочного социального обслуживания.
В отделении на каждого подопечного необходимо завести следующие документы: личная карточка на каждого выпускника с указанием адреса, телефона, места учебы или работы, где фиксируется каждый этап работы с подопечным специалиста по социальной работе отделения помощи семье и детям; акт обследования материально-бытового положения выпускника интернатного учреждения, акт обследования состояния и оснащения жилой площади выпускника сиротского учреждения. Работа проводится совместно с организациями жилищно-коммунального хозяйства, ОВД и др.
Следует отметить, что в будущем аттестация работников будет проходить с учетом выполнения этих рекомендаций, так они становятся их должностными обязанностями.
Процесс повышения эффективности труда социальных работников непрерывен, так как в промежутках между одной и другой аттестацией постоянно вносятся новшества в виде рекомендаций из Комитета социальной защиты населения г. Москвы, сотрудничества с Управлением социальной защиты населения и другими организациями, а также добросовестного и творческого выполнения социальными работниками своих обязанностей.
Заключение
Эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах.
В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности. Понятие «критерий» определяется как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта или субъекта. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические- для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения.
Разумеется, критерии, также как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне всего государства), мезоуровне (на уровне республики, города, района), и микроуровне (на уровне индивида, клиента).
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень- непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и , наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадет и т.д.)
Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.
Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке (аттестации), что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Под аттестацией работников понимают периодическую комплексную проверку уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности. Аттестация выполняет ряд функций, основными из которых являются: регулярная оценка успешности деятельности сотрудника, осуществление поощрительных и санкционирующих мероприятий, составление плана обучения и развития сотрудников и др.
Для оценки эффективности труда социальных работников с целью разработки программ повышения эффективности деятельности, используется ряд специально разработанных научных методов: историковедческий (биографический), интервьюирование (собеседование), наблюдение, метод экспертной оценки, критического инцидента; а также методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора, описательный метод, управление по целям (задачам), метод оценки по решающей ситуации, шкала наблюдения за поведением, метод классификации.
Аттестация- это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности.
Оценка эффективности деятельности основана на учете специфики труда работников и особенностей проявления его результатов. Особенность труда социальных работников состоит в том, что его результаты трудно поддаются прямому количественному измерению. Причем результаты труда часто становятся очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода времени, иногда достаточно продолжительного. Но тем не менее к аттестации предоставляются все сведения о работе социального работника за прошедший период и делаются выводы об эффективности и результативности его труда.
В аттестации учитываются следующие требования к социальным работникам: профессионально-этическая компетентность (культурный уровень, психологическая устойчивость, степень активности в работе); определены качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей (умение выслушать клиента, бескорыстие, толерантность, личное обаяние и т.д.); оцениваются результаты работы за период, предшествующий аттестации; а также учитываются образование, стаж работы по специальности, качество выполнения работы, способность прогнозировать, планировать рабочий процесс, способность в короткие сроки осваивать вопросы, обеспечивающие повышение эффективности труда и качество работы, знание необходимых нормативных документов, регламентирующих деятельность.
Для того, чтобы работник всегда эффективно выполнял свою работу, необходимо корректно ему сообщить о результатах оценки. Для этого руководитель должен постараться дать работнику возможность расслабиться и подчеркнуть, что данная беседа является не дисциплинарным мероприятием, а встречей с целью обсуждения прошлой работы для того, чтобы дать рекомендации в будущей. Начинать беседу надо с положительных достижений работника, изложение недостатков следует размещать между двумя положительными результатами. Руководителю и аттестационной комиссии очень важно соблюдать эти моменты, быть объективными, чтобы в будущем человек не потерял веру в себя, интерес к профессии и мобилизовал свои усилия на эффективную работу.
Многие руководители современных организаций уже пришли к выводу, что без проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы и в конечном итоге положительных результатов как деятельности организации, так и каждого из сотрудников. Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.
Список использованной литературы:
1. Аттестация и оценка персонала. Автор семинара Седых Р.К.-М.,-2000 г.
2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.М., 1978 г.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов: 3-е издание.- Н.-Новгород: НИМБ, 2001г.- 720 с.
4. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.- М.:
«Дело», 1993. 304 с.
5.Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие.- М.: Наука, 1995.74 с.
6. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореферат, дис. канд. психологических наук.- М., 1993 г.
7.Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.
8. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993 г.
9. Работник социальной службы. Профессиональный журнал №2(4) 1998 г.
Москва. Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб./ Г.Ю. Бурлака. Формирование профессиональной культуры работников социальных служб, с.35.
10. Работник социальной службы. Профессиональный журнал. № 1 (3) 1998 г. Москва. Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб./ Содержание и структура психологической готовности работников социальных служб к профессиональной деятельности, с.21-25.
11.Российский журнал социальной работы № 1.1997 г. Попов «Эффективность социальной работы. Общий взгляд».
12. Социология труда: Учебник/ Под ред. Н.И. Дряхлова, Л.И. Кравченко, В.В. Щербины.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.- 368 с.
13. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз» 1994 г.- 339 с. (Часть 1.)
14. Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. Ответственный редактор Павленок П.Д. М.: 1993-224 с.
15. Теория и методика социальной работы. Выпуск 2. Ответственный редактор Павленок П.Д., 1993.- 233 с.
16. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., РГСИ, 1992 г.
17. Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20/ Сер. Энциклопедия социального образования/ Под общей редакцией В.И. Жукова. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.-220 с.
18. Управление персоналом. (Кадровый аспект). Учебное пособие. Под ред. Задоркина В.И., Склярова В.Ф. М.: Издательство МГСУ «Союз», 1995 г.-с.266.
19. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.-М.:РГСИ, 1993 г.
20. Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., М., МГСУ, 1999 г.
[1] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие.М.: Издательство «Союз» 1994 г.-339 с.(Часть 1).-с.80.
[2] Теория и методика социальной работы. Выпуск 2. Ответственный редактор Павленок П.Д. М., 1993 г.-233 с. (с.22).
[3] Российский журнал социальной работы №1 1997 г. Попов «Эффективность социальной работы. Общий взгляд».- с.35.
[4] Российский журнал социальной работы. №1 1997 г. Попов «Эффективность социальной работы. Общий взгляд».-с.37.
[5] Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., М., МГСУ. 1999 г.-с.80.
[6] Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20. Сер. Энциклопедия социального образования./ Под общей редакцией Жукова В.И.- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000 г.-с.128.
[7] Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20. Сер. Энциклопедия социального образования./ Под общей редакцией В.И. Жукова.- М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000 г.-с.137.
[8] Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978 г.
[9] Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., РГСИ, 1992 г.-с.42.
[10] Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие.-М.: Наука, 1995.-с.16.
[11] Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.-М.: РГСИ, 1993.-с.19.
[12] Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие.-М.: Наука, 1995.-20с.
[13] Там же.-с.21.
[14] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издат-во «Союз» 1994 г.-339 с. (Часть 1).-с.321.
[15] Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника:Автореф., дис.канд.психол.наук.-М., 1993 г.
[16] Работник социальной службы. Профессиональный журнал №1 (3) 1998 г. Москва, Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб.-с.25.
[17] Управление персоналом. (Кадровый аспект). Учебное пособие. Под ред. Задоркина В.И., Склярова В.Ф. М.: Издат-во «Союз», 1995 г. с.99.
[18] Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов:3-е издание.-Н.-Новгород:НИМБ, 2001 г.-720 с. (с.101).
[19] Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.-М.: «Дело», 1993.-с.130.
[20] Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.-М.: «Дело», 1993. С.129.
[21] Аттестация и оценка персонала. Автор семинара Седых Р.К. М., 2000 г. с.17.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.