Принцип взаимной человечности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разумеется, прежде всего взаимопомощь, антиэкстремальная коалиция. Нередко человечность в отношениях между здоровыми и инвалидами бывает односторонней, когда милосердные здоровые считают себя обязанными проявлять человечность по отношению к инвалидам, а со стороны инвалидов ответной человечности вроде бы и не ждут - для инвалидов человечность как бы не обязательна. (Словно для животных, на которых смешно обижаться, если они кусаются, лягаются или бодаются.) Но, перефразируя известное двустишие Н.А. Некрасова, "инвалидом можешь ты не быть, а человеком быть обязан". Инвалид может организовать помощь себе - антиэкстремальную коалицию - только при условии, что и сам будет готов помочь, понять трудности своих более здоровых друзей, которым подчас приходится объективно сложнее, чем ему. Инвалид ни в коем случае не должен занимать позицию самого несчастного во Вселенной, с которым весь остальной мир просто обязан нянчиться. Взаимная (ответная) человечность со стороны инвалида должна выражаться в том, что в помогающих ему людях он должен видеть именно персон, а не персонал. Тогда и они смогут разглядеть в нём личность, а не только объект ухода.

В основе принципа взаимной человечности лежит этическая концепция разума. Человечность - это именно то, что отличает разумное существо от неразумного и безумного. Личность - разумное существо, а разум предполагает не просто способность к мышлению или вообще творчеству, но прежде всего ответственное, бережное, а значит человечное, отношение к людям и к миру в целом. Человечность может быть как конкретной, так и абстрактной. Совместно с В.Т. Ганжиным я выделил три формы человечности: реляционную, проблемную и ценностную. Реляционная абстрактна в силу догматического, некритического отношения к нормам морали, так что получается, согласно известному упрёку, брошенному Христом в лицо фарисеям и книжникам, "не суббота для человека, а человек для субботы". Проблемная форма человечности учитывает конкретные условия, в которых одно и то же может быть как человечным, так и бесчеловечным, и предполагает постоянную постановку вопроса, что человечно, а что бесчеловечно не "вообще", а именно в данной проблемной ситуации. Ценностная же форма - это человечность, осмысленная на уровне мировоззрения, то есть уже не только практика, но и теория, философия жизни.

Принцип взаимной надежности

Если его не соблюдать, то у инвалидов легко вызвать смысложизненный кризис: "Обещал и не сделал, обещал, лишь бы отделаться, значит, я никому не нужен, не хочу жить". Обещать нужно только тогда, когда уверен "на сто один процент", что сможешь сдержать слово. Надёжность состоит в умении уклоняться от обещаний, в выполнимости которых нет полной уверенности. Разумеется, это должно соблюдаться вообще в отношениях между взрослыми и детьми. Ситуации детства и инвалидности похожи по критериям большей или меньшей беспомощности и зависимости. Если не выполнять обещаний, данных ребёнку, мы, как ближайшее следствие, причиняем ему психическую травму (пусть и "микроскопическую", - но кто оценит силу детского разочарования и, следовательно, тяжесть травмы?). Ну, а в более отдалённой перспективе мы воспитываем у ребёнка такую же ненадёжность. На самом деле, конечно, принцип взаимной надёжности, как и принцип взаимной человечности, - общеэтический.

Принцип взаимной интеграции

Если человечность иногда признаётся привилегией здоровых, а со стороны инвалидов она как бы не обязательна, то интеграция, наоборот, нередко считается привилегией инвалидов. Это их дело, их проблема, их задача - интегрироваться в большом мире, в мире здоровых. Смогут - герои, "преодолели", возводим на пьедестал. Не смогли - пускай себе прозябают в своих инвалидных резервациях того или иного типа (в семье, спецшколе, спецпредприятии, интернате для взрослых инвалидов).

Взаимная интеграция - это прежде всего взаимопонимание. Инвалиды ориентируются в большом мире, чтобы суметь в нём как-то выжить, а здоровым надо сориентироваться в проблемах инвалидов, чтобы помочь им интегрироваться в свой мир, да и постараться этот мир как-то приспособить к их "ограниченным возможностям". У здоровых и инвалидов должен быть общий мир, в котором и тем и другим удобно жить, и взаимная интеграция заключается в том, чтобы взаимно вникать в проблемы, трудности друг друга, и вместе пытаться их решить.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 154.