Оздоровительный процесс включает в себя:
·профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
·общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла водно солевыми и водно чесночными растворами, применение чесночных бус и др.);
·организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).
·десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
·санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
·рациональный режим жизни;
·двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
·комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором, чесночным настоем);
·работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;
·использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, гимнастика для глаз, физические упражнения и игры);
·режимы проветривания и кварцевания.
Данная организация деятельности осуществляется специалистами: медицинским работником, воспитателями
53. Организация работы врача в детском дошкольном учреждении.
ОБЯЗАННОСТИ
3.1. Ведет наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей, организует скрининг тестирование детей и родителей.
3.2. Регулярно проводит осмотры детей и заносит необходимые данные в личную карту ребенка.
3.3. Проводит не менее 3-х раз в год детальный медицинский осмотр детей.
3.4. Выделяет детей, нуждающихся в специальном исследовании или лечении, направляет их в поликлинику или другое лечебное учреждение.
3.5. Оказывает первую помощь заболевшим детям и сотрудникам в детском саду.
3.6. Проводит проф.прививки детям и др. профилактические мероприятия в детском саду (свое-временная изоляция, карантин, дезинфекция, дезинсекция).
3.7. Направляет работу по физ.воспитанию и закаливанию организма детей и по проведению массовых оздоровительных мероприятий.
3.8. Осуществляет надзор за гигиеническим режимом образовательного учреждения(своевременная и достаточная уборка, проветривание, организация питания и др.), вы-полнением режима дня (занятия, прогулки, самостоятельно-игровая деятельность детей).
3.9. Осуществляет надзор за санитарным состоянием всех помещений детского сада, особенно пищеблока, продуктовых кладовых, туалетов.
3.10.Участвует в составлении меню, осуществляет наблюдение и контроль за качеством приготовления пищи.
3.11. Проводит санитарно-просветительную работу среди родителей, а также среди педагогического и обслуживающего персонала детского сада по вопросам личной гигиены ребенка, предупреждения инфекционных заболеваний и пр., выступает на педагогических советах.
3.12. Работает по плану и графику, согласованному с зав.детского сада, ведет учет своей работы, взаимодействует с педагогом-психологом, учителями-логопедами.
3.13.Систематически информирует зав. ГОУ, педагогов и родителей, о результатах медицинского обследования и состояния здоровья детей.
3.14. Постоянно повышает свою квалификацию.
3.15.Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ ПБ, своевременно проходит медосмотр, лабораторные обследования.
4.ПРАВА
4.1. Не принимать детей в образовательное учреждение без соответствующих медицинских документов или в случае явных признаков простудных и инфекционных заболеваний.
4.2. Не допускать сотрудников до работы, не прошедших медицинский осмотр.
4.3. Не выполнять обязанности, непредусмотренные данной должностной инструкцией.
5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
5.2. За невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией
54. Воспитание здорового образа жизни в детских учреждениях
Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого можно использовать дидактические игры: «Водичка, водичка умой мое личико», «Помоги медвежонку», «Честно, честно – чистым быть чудесно», «Покажи лисенку как ты моешь ручки». Из сюжетно-ролевых игр можно выбрать такие, как «Дочки – матери », «Уложи куклу спать», «К нам гости пришли». Интересны детям и литературные сюжеты. Для детей нашего детского сада №659 мы используем отрывки из «Доктор Айболит», «Мойдодыр» К.Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского. Навыки у детей становятся достаточно прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей. Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести в разных местах, где он бывает, так как это необходимо. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных местах, в транспорте. Все сведения по гигиене прививаются в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для успешного привития детям навыков гигиены важно: чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – воспитателем, помощником воспитателя. Родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей дошкольного возраста соответствующие знания, но и их прочному закреплению. В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены. Не будут твердо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем. Для эффективного гигиенического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или помощник воспитателя (или иные педагоги) приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно помнить о том, что дети в дошкольном возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагоги должны быть для них образцом. Необходимо, чтобы гигиеническое воспитание детей, осуществляемое в дошкольном учреждении, не прерывалось бы и в домашних условиях. Хорошие результаты дают групповые и индивидуальные беседы с родителями в вопросах культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
55. Подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения и школы.
Чтобы облегчить привыкание, рекомендуется начинать подготовку к этому ответственному в жизни детей событию заранее. Режим ребёнка за несколько месяцев до поступления в ясли или детсад постепенно приближают к режиму дошкольного учреждения. Малыша отучают от таких привычек, как укачивание, кормление из бутылочки, пользование соской-пустышкой, и приучают к более широкому общению со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Все доложенные по возрасту профилактические прививки должны быть завершены не позднее чем за месяц до оформления ребёнка в дошкольное учреждение. Не рекомендуется отдавать ребёнка в ясли после перенесённого заболевания. Будет лучше, если он окрепнет дома.
Облегчит малышу пребывание в детском коллективе овладение им в домашних условиях некоторыми культурно-гигиеническими навыками.
Во время подготовки ребёнка к жизни в детском коллективе следует психологически постепенно настраивать его на посещение яслей, не запугивая этим событием. Накануне прихода малыша в ясли родители должны, познакомившись с персоналом группы, которую он будет посещать, рассказать подробно о ребёнке, его привычках, особенностях реакции на различные жизненные ситуации и особенностях поведения в семье. Желательно, чтобы первые недели пребывания ребёнка в яслях совпали с отпуском одного из родителей. Тогда малыша приводят в новый коллектив не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребёнка.
На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления
Если ребёнок начал посещать организованный коллектив, его режим жизни и рацион питания в семье в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей должны строго соответствовать таковым в дошкольном учреждении. Отступления от этого правила вызывают различные осложнения.
Когда ребёнку предстоит пойти в школу, вступить в новый коллектив, ему необходимо будет научиться подчиняться дисциплине, приспособиться к новому режиму, привыкнуть к серьёзным умственным нагрузкам. Эту подготовку нужно начинать с 5 лет, так как именно с этого возраста детские поликлиники осуществляют и диспансеризацию детей перед школой, включающую осмотр врачом-педиатром, лабораторное обследование, консультации врачей узких специальностей.
Основная цель осмотров и консультаций — определение нервно-психического и физического развития ребёнка и выявление отклонений в состоянии его здоровья. Начальные признаки отклонений осанки, развивающегося плоскостопия выявит при осмотре врач-ортопед. Он же определит меры по их устранению. Предложенные в детской поликлинике комплексы корригирующей гимнастики необходимо выполнять и дома. Поэтому их рекомендуется изучить и родителям.
Для занятий дома школьник должен иметь определённое место, свой стол или парту. Их обязательно следует подбирать по росту. Высота стола считается нормальной, если он на 2—3 см выше локтя ребёнка, стоящего рядом.
Очень важно хорошее освещение. Если света мало, ребёнок невольно склоняет голову, напрягает зрение, быстро утомляется. Желательно, чтобы дневной свет падал слева, тогда рука не будет отбрасывать тень на тетрадь. Вечером кроме общего источника света нужно включить настольную лампу с мощностью лампочки 40—60 вт и глухим абажуром, поместив её тоже слева. Тогда на книги и тетради будет падать более яркий свет. Утомление глаз будет минимальным, если соблюдать оптимальное расстояние (30— 35 см) от глаз до книги или тетради. Если кончики пальцев поставленной на локоть руки у сидящего за столом ребёнка свободно достают висок, расстояние от глаз до стола правильное и наиболее эффективное для чтения, письма, рисования. Недостаточная освещённость рабочего места, неправильная поза за столом, систематическое нарушение расстояния между глазами и рассматриваемым предметом могут вызвать развитие близорукости или других нарушений зрения.
Подготовка к школе включает и приобретение учебников, тетрадей, школьных принадлежностей, ученической формы, обуви, сумки для книг. Не рекомендуется пользоваться портфелем. Постоянное ношение его в одной руке вызывает невольное перекашивание плечевого пояса, что приводит к искривлению позвоночника. Лучше иметь ранец. В нём удобно хранить книги и тетради в школе. А на улице, когда ранец за плечами, руки свободны и движутся в такт ходьбе. К тому же ранец помогает формированию стройной фигуры. Оттягивая плечи назад, он разворачивает грудную клетку и облегчает дыхание.
При подготовке ребёнка к школе нужно изучить с ним правила уличного движения. Обязательна также тренировка непосредственно на улице, на перекрёстках, разветвлениях, чтобы ребёнок знал, как ему идти в школу, где и когда переходить улицу.
Усложнение программы обучения младших школьников обосновано медицинской и педагогической наукой и базируется на огромных познавательных возможностях детей этого возраста. Поэтому большинство школьников успешно справляется с новыми программами. Однако учёба для них — это нелёгкая работа, и они, безу-словно, устают. Поэтому родителям следует заботиться об их полноценном отдыхе, хотя это уже не обязательно дневной сон. После возвращения из школы ребёнка нельзя сразу усаживать за выполнение домашних заданий. Пусть он погуляет на улице, побегает, попрыгает, снимет с себя нагрузку от длительного сидения на уроках.
Детям с признаками сутулости, слабым развитием мускулатуры корпуса рекомендуется периодически прерывать сидение за рабочим столом и выполнять 4—6 раз выпрямление туловища с потягиванием и выгибанием спины сидя или отдыхать несколько минут, лёжа на животе.
Успехи ребёнка в школе, его адаптация к новым условиям в значительной степени зависят от его психологической готовности. Имеются в виду прежде всего интеллектуальные, личностные, социально-психологические и волевые критерии готовности ребёнка к школе. Конкретное содержание каждого компонента психологической готовности не является стабильным, изменяясь по мере возрастания уровня культурных требований общества. Определённые перемены в содержание психологической готовности внесла реформа общеобразовательной школы, в соответствии с которой первоклассниками становятся дети 6-летнего возраста.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается не столько в количественном запасе представлений, навыков и умений, сколько в общем уровне развития способности к познавательной деятельности. Быть готовым к школьному обучению — значит иметь дифференцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом и синтезом, умением самостоятельно делать выводы
56. Основные разделы деятельности медицинских работников детских дошкольных учреждений.
В перечень оказываемых услуг специалистами входит:
— первичная доврачебная медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок), сестринскому делу в педиатрии;
— первичная врачебная медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок), педиатрии;
— проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических, профилактических)
Основными разделами работы отделения организации медицинской помощи в образовательных учреждениях являются:
· Организация проведения плановой диспансеризации детей, посещающих дошкольные и образовательные учреждения.
· После завершения углубленных осмотров их анализ, обобщение данных и планирование лечебно-оздоровительных мероприятий по каждому учреждению.
· Контроль организации режима дня и питания детей.
· Организация работы по физическому воспитанию и «закаливанию» детей и проведению летних оздоровительных мероприятий, обеспечение медико-педагогического контроля.
· Организация активного наблюдения детей, находящихся
на диспансерном учете (учетная форма № 30).
· Контроль организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
· Организация санитарно-просветительной работы среди родителей,
школьников, воспитателей, педагогов и технического персонала.
· Мероприятия по повышению квалификации медицинских работников
дошкольных учреждений и школ.
· Анализ деятельности дошкольных и образовательных учреждений
и отделения в целом по организации медицинской помощи.
57. Медицинская помощь детям в школах, содержание и организация работы школьного врача и школьной медицинской сестры.
Врач-педиатр обязан:
— оказывать неотложную и скорую медицинскую помощь;
— своевременно организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры (врачебные и специализированные) обучающихся, давать комплексное заключение о состоянии здоровья обучающихся;
— организовывать и проводить профилактические мероприятия по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;
— организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению основных стоматологических заболеваний;
— организовывать и проводить иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
— проводить амбулаторный прием обучающихся;
— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм;
— предоставлять родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего, по результатам профилактических осмотров, выписку из медицинской карты ребенка, содержащую комплексное заключение о состоянии здоровья;
— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях обучающимся, и проводить их после получения разрешения;
— по результатам профилактических осмотров выявлять обучающихся, нуждающихся по состоянию здоровья в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;
— вести утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации; и т. д.
Медицинская сестра обязана:
— оказывать скорую медицинскую помощь;
— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятий обучающимся, и проводить их после получения разрешения;
— совместно с врачом, организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры обучающихся (врачебный, специализированный);
— проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
— отвечать за хранение медикаментов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств;
— осуществлять контроль за организацией питания;
— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм; и т. д.
Рекомендуется также оформлять лист здоровья, в который вносятся сведения о группе здоровья, антропометрических данных, группе занятий по физической культуре, состоянии здоровья (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).
58. «Национальный календарь профилактических прививок ( приказ МЗ и СР РФ № 229 от 27.06.2001 г. С изменениями от 30.10.2007 г.), основное содержание, значение.
В целях реализации Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98 N 157-ФЗ и обеспечения эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации обеспечить организацию проведения профилактических прививок с 01.01.2002 в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (Приложение N 1) и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение N 2).
2. Государственному научно - исследовательскому институту стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов им. Л.А. Тарасевича Минздрава России до 01.11.2001 представить на утверждение в Министерство здравоохранения Российской Федерации тексты инструкций по применению отечественных и зарубежных вакцин в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
3. Считать Приказы Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 03.06.96 N 226/79 "О введении профилактических прививок против гепатита В" и Минздрава России от 18.12.97 N 375 "О календаре профилактических прививок" с 01.01.2002 утратившими силу.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко.
Возраст | Наименование прививки |
Новорожденные (в первые 24 часа жизни) | Первая вакцинация против гепатита B <1>, <3>, <4> |
Новорожденные (3 - 7 дней) | Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ-М или БЦЖ) <2> |
Дети: 1 месяц | Вторая вакцинация против гепатита B <3> (дети из групп риска) |
2 месяц | Третья вакцинация против гепатита B <3> (дети из групп риска) |
3 месяца | Вторая вакцинация против вирусного гепатита B <4>, первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита <5> |
4, 5 месяцев | Вторая вакцинация дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита <5> |
6 месяцев | Третья вакцинация вирусного гепатита B <4>, против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита <5> |
12 месяцев | Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B <3> (дети из групп риска), вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
18 месяцев | Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
20 месяцев | Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
6 - 7 лет | Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка |
7 лет | Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ) |
14 лет | Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка, ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ), третья ревакцинация против полиомиелита |
Взрослые от 18 лет | Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации |
Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее | Вакцинация против вирусного гепатита B <1> |
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.04.2009 N 166) | |
Дети от 1 года до 18 лет, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи; | Иммунизация против краснухи |
девушки от 18 до 25 лет, не болевшие, не привитые ранее | |
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.04.2009 N 166) | |
Дети, посещающие дошкольные учреждения; учащиеся 1 - 11 классов; студенты высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.); взрослые старше 60 лет | Вакцинация против гриппа |
Подростки и взрослые в возрасте до 35 лет, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против кори; контактные лица из очагов заболевания, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против кори - без ограничения по возрасту | Иммунизация против кори |
Блок 5
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.