Вопрос: Предмет, методы , периодизация истории государства и права России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос: Образование древнерусского государства. Норманская теория, ее несостоятельность.

В 6-8 вв. н.э. значительную часть населения Восточной Европы составляли восточные славяне. Античные авторы называли их в первые века нашей эры венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие, т.е. они были оседлым народом. Но в тоже время славяне занимались и скотоводством, у них развиты были различные виды ремесел, торговля.

Начиная с 6 в. у восточных славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Возросла производительность труда. Родовая община стала ненужной, каждая семья начинает вести хозяйство самостоятельно. Появляется частная собственность на орудия труда, землю, идет процесс социального расслоения, выделяется богатая верхушка (за счет эксплуатации соседей). Разоряющиеся крестьяне попадают в зависимость к богатым землевладельцам. складывается господствующий класс.

Разложению первобытнообщинного строя способствовали многочисленные войны. Они становились средством обогащения за счет захвата добычи и пленных.

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Другие факторы: необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, организация торговых отношений, проблемы, связанные с усложнением жизни и т. д.

К VIII в. было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. В источниках упоминаются 3 крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде), Артания (на юго-востоке).

В IX веке большая часть славянских племен сливается в территориальный союз под названием «Русская земля». Центром становится Киев.

Древнерусское государство просуществовало до середины XII века. Оно занимало огромную территорию: от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы. Она имела дипломатические, торговые связи со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI веке во время княжения Ярослава Мудрого.

Государство с самого начала было многонациональным, полиэтническим. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов (русских, украинцев, белорусов).

Вопрос о возникновении Древнерусского государства остается одним из самых трудных вопросов в исторической и юридической науке. В XVIII веке были приглашены немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, они явились создателями так называемой «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства.

Согласно этой теории, Древнерусское государство возникло благодаря деятельности варягов, призванных на Русь (3 брата - варяги Рюрик, Синеус, Трувор -были создателями государства). В «Повести временных лет» Нестора есть такая фраза: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами!» Это свидетельство летописного свода было использовано для доказательства неспособности русского народа к созидательной государственной деятельности.

Но М.В. Ломоносов, Татищев, Щербаков доказали несостоятельность норманнской теории происхождения государства Русь. Несостоятельна она потому что:

1. Государственность у славян была еще до призвания варягов.

2. Русский Язык, а не шведский был государственным в древнерусском государстве. В русском языке было не больше 10 слов скандинавского происхождения.

3. Русская Правда была более древним памятником права, нежели скандинавские законы.

4. Археологические раскопки свидетельствуют, что скандинавских погребений на территории древнерусского государства очень мало, а значит, варяги не составляли большинства народонаселения древней Руси.

Варягов на Руси использовали как наемную военную силу.

Норманисты датируют основание Киева 854 годом, хотя известно, что Киев был основан в V веке.

Итак, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств!

Предпосылками образования древнерусского государства были:

1. Этническая общность, один язык.

2. Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

3. У становление контроля на всем пути из «варяг в греки ».

4. Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

Почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осеннее-зимние периоды дорогостоящее).

На Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

Виды договоров.

Среди договоров в XVI-XVII веках чаще всего встречались:

 

1. договоры мены. Договор мены заключался письменно в «крепостной» форме. Наиболее важные сделки заключались крепостным путем с обязательной регистрацией в учреждении. Крепость – это особая форма договора. Договор мены применялся для передачи земли церкви как обходной путь. Меной прикрывали и куплю-продажу и дарение церкви земли. Дарение, продажа, завещание земель церкви в это время было запрещено, и поэтому согласно договору мены землевладение обменивалось на любое не столь ценное имущество.

2. договор купли-продажи движимых вещей осуществлялся устно, а при продаже вотчины требовались купчие, которые писались на площади подьячими при пяти-шести свидетелях. Покупатель родовых вотчин становился собственником только через 40 лет (по истечении срока родового выкупа).

3. Договор займа заключался в письменной форме. Размеры роста были ограничены 20%. Уложение запретило взимание процентов по займам, но на практике это условие не соблюдалось.

4. Договор поклажи (хранения) должен был оформляться письменно, иначе иск не принимался. Хранитель поклажи не нес ответственности, если вещи погибли в результате пожара или были похищены.

5. Договор личного найма. Допускался по Уложению на срок не более 3-х месяцев. Уложение разрешало отдачу во служение. Договор найма для домашних услуг назывался «житьей записью» и подлежал обязательной регистрации в Холопьем приказе. Он заключался на срок не свыше 5-ти лет. Нанявшийся обязан был слушаться хозяина, «краж» не чинить, табак не курить, воров не подводить. Хозяин имел право нанятого «смирять всяким смирением», т.е. наказывать.

6. Договор найма имущества предусматривал аренду земли. В наем отдавались также жилые, торговые помещения.

Кроме обязательств из договоров, законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодия, обязан был возместить нанесенный ущерб.

Семейное право. Единственной формой брака, по-прежнему, считался церковный. Браку предшествовало обручение – письменный договор, невыполнение которого влекло за собой уплату штрафа. Необходимо отметить, что при возникновении семьи главными действующими лицами были не молодые люди, а их родители. Родители невесты собирали сведения о репутации жениха (что он не пьяница, не лентяй и т.д.), а родители жениха усердно изучали перечень того, что невеста получит в приданое. И только после этого принималось решение.

Подчинение воле старшего и приниженное положение женщин – вот типичные патриархальные черты того времени. Для брака непременно требовалось согласие родителей. Крепостные и холопы вступали в брак только с согласия господ. Помещик, отпуская крестьянку замуж за крестьянина другого помещика, получал за нее вывод (выкуп). Брачный возраст был для мужчин – 15 лет, для женщин – 12. Главой семьи был муж и отец. Имуществом супруги владели сообща, но приданое считалось собственностью жены. Купленное во время брака, являлось общей собственностью. Супруги совместно отвечали по обязательствам, после смерти мужа жена отвечала за его долги.

Дети делились на рожденных в браке и незаконнорожденных. Последние не имели никаких прав даже если из родители впоследствии вступили в брак.

Уложение 1649 г. запрещало сыну или дочери жаловаться на родителей. За убийство детей родители наказывались годом тюрьмы, а за убийство родителей дети подлежали смертной казни «безо всякой пощады». Однако, по Уложению родители уже не могли продавать детей в холопство.

Наследственное право знало наследование по закону и по завещанию.

Не любое завещание было законным, т.е. запрещалось:

·  Завещать земли церкви;

·  Завещать родовое имущество жене в обход родственников;

·  Завещать родовые и жалованные вотчины;

·  Поместья также не подлежали завещанию.

Завещать можно было только купленные вотчины и движимое имущество. Родовые и жалованные вотчины могли передаваться по наследству по закону только членам того же рода, к которому принадлежал умерший.

Завещание подписывалось и утверждалось церковными властями. В число наследников вошли теперь жены и дочери, но с ограничениями, о которых говорилось выше (дочери наследовали родовые вотчины, если не было сыновей, а вдова получала часть вотчины на «прожиток»).

 

Вопрос: Изменения в государственном строе россии в период революции 1905-1907 гг. Учреждение государственной думы.

Было положено начало к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

23 апреля 1906 г. - «Основные законы Российской империи» т.е. Своего рода конституцию. Ст.4 провозглашала, что императору принадлежит верховная самодержавная власть. Это означало, что император был главой исполнительной власти. И как глава исполнительной власти он не был ограничен никакими законами. Но законодательная власть в стране уже не принадлежала всецело императору. Законодательная власть по ст.7 теперь осуществлялась царем «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Царь не мог теперь принимать законы без их обсуждения в Думе. Но, тем не менее, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения. В период прекращения работы Государственной Думы царь мог издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. «Основные законы Российской империи» - это первая Российская конституция. И все же следует считать эти Законы Конституцией, так как они подводили итог изменениям в государственном строе России. Создание Госдумы, реорганизация Госсовета, реорганизация Совета министров - это новое в государственном строе России. Государственная Дума. Дума планировалась как законосовещательный орган. Октябрьская забастовка 1905 г. Заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 г., а в декабре 1905 г. Изменить положение о выборах. По Положению о выборах от II декабря 1905 г. Был значительно расширен круг избирателей. Практически все мужское население в возрасте старше 25 лет (кроме солдат, студентов, поденных рабочих, и кочевников) получило избирательные права. Но выборы по-прежнему были многоступенчатыми и не равными для избирателей разных курей.20 февраля 1906 г. - «Учреждение Государственной Думы». В этом законе было реализовано Положение Манифеста 17 октября о превращении Государственной думы из законосовещательной в законодательный орган. Дума избиралась на 5 лет, депутаты были неподотчетны избирателям. Дума могла распускаться досрочно императором. Дума получала право запроса к министрам. Одинаковые законодательные права с Думой имел Государственный Совет, который был реформирован (акт «О переустройстве Госсовета» от 20 февраля 1906 г.) И стал верхней палатой. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет, и лишь в случае принятия их Советом предоставляться на утверждение императору. Половину Госсовета составляли выборные члены, которые избирались дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками. Вторую половину - члены, назначаемые императором из высших государственных сановников. В Госсовете преобладало крупное дворянство. Члены Госсовета избирались на 9 лет. Весной 1906 г. I Дума начала свою работу, просуществовала 72 дня и была распущена. Аграрный вопрос в Думе - гвоздь конфликта. Кадеты и трудовики требовали принудительного отчуждения помещичьих земель, правительство с этим не соглашалось. Дума потребовала отставки правительства и сама была распущена. Выборы во II Думу дали еще больший перевес левым силам, а потому она оказалась еще более несговорчивой и непослушной. Премьер-министр П.Столыпин изложил Думе программу будущих реформ, она натолкнулась на жесткую оппозицию и тогда царь распустил Думу (просуществовала 103 дня). Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах. Большинство в III Думе получили октябристы. III Дума просуществовала весь срок, т.е 5 лет. IV Дума была еще более правая, нежели III Дума. 26 февраля 1917 г. Дума была распущена. Февральская революция 1917 г. Покончила с монархией в России, завершилась и краткая история развития российского парламентаризма нач. XX в. С началом революции царизму понадобилась сильная исполнительная власть. Совет министров в октябре 1905 г. Был реорганизован, до этого он был совещательным органом при царе, теперь он стал постоянно действующим органом во главе с председателем Совета министров. К нему перешли функции упраздненного в 1906 г. Комитета министров. Совет министров были ответственными только перед царем. Кроме того, был создан Совет государственной обороны (координировал деятельность военного и военно-морского министерств).Органы управления на местах практически не подвергались изменениям, но был усилен карательный аппарат царизма. Почти вся территория страны была объявлена на военном положении, либо на положении чрезвычайной или усиленной охраны. Это значит, что власти получили право задерживать всех подозрительных лиц, приостанавливать издания газет, журналов и т.д., закрывать торговые и промышленные предприятия, высылать неугодных в ссылку. На этих территориях создавались военно-полевые суды. (Положение о военно-полевых судах от 19 августа 1906г.) Эти суды не являлись постоянными органами. Они создавались для рассмотрения конкретных дел, причем немедленно, по возможности в течение суток с момента совершения деяния. Они рассматривали дела в порядке «упрощенного» судопроизводства – ни защиты, ни обвинения, ни следствия. Почти все приговоры признавали одну меру - расстрел. Приговор приводился в исполнение не позже суток. Суд состоял из пяти человек, назначенных командиром части. Реформы в армии. Вводятся новые железнодорожные войска, авиационные и химические части. Сокращены сроки службы (до 3-х лет в пехоте, 4-х лет в остальных войсках). Вместо троичной, четверичная организация (в дивизии 4 полка, в полку 4 батальона, в батальоне 4 роты, в роте 4 взвода). С 1911 г. Все юнкерские училища были переведены в разряд военных училищ. Увеличилось число военных училищ. В 1914 г. Созданы школы прапорщиков. Перешли к территориальной системе комплектования войск. Вывод. Государственный строй России в результате I русской революции претерпел существенные изменения. Россия из самодержавной монархии начала превращаться в конституционную монархию (в этом направлении были сделаны первые шаги: с введением Думы у царя исчезли исключительные прерогативы в области законодательства и расходования государственных финансов).

                                   41 вопрос: . Двоевластие и его классовая сущность.

К концу 1916 года в результате продолжавшейся войны в стране обострился как экономический, так и политический кризис. Негодование против власти, которая эту войну вела, нарастало с каждым днем. В столице произошли столкновения рабочих с полицией и жандармерией. 25 февраля численность бастующих уже превысила 300 тысяч человек.. Вечером 1 марта весь петроградский гарнизон уже был на стороне революционных масс. Судьба самодержавия была предрешена. 27 февраля 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция. Царская монархия была разрушена. Николай ІІ подписал отречение от престола в пользу Михаила, а Михаил затем отрекся в пользу Учредительного Собрания. По опыту революции 1905 г. восставшие рабочие, солдаты и крестьяне создали органы своей власти: Советы рабочих и солдатских депутатов. Вначале Советы были созданы в Петрограде и Москве, а затем и по всей территории России. Советы стали органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Петроградский Совет в первые же дни революции закрыл монархо-черносотенные газеты, принял меры по снабжению населения продуктами питания, заключил соглашение с обществом фабрикантов и заводчиков о введении на предприятиях 8 – часового рабочего дня. 1 марта 1917 г. Петроградский Совет опубликовал Приказ №1 о подчинении воинских частей только Советам. Приказ №1 фактически был направлен на передачу армии в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов. В первые дни Февральской революции реальная власть находилась в руках Петроградского Совета. Рабочие и вооруженные солдаты шли за Советом и выполняли только его решения и указания. Совет мог взять всю власть в свои руки, и буржуазия не в силах была помешать этому. Однако этого не случилось потому, что руководство и большинство мест в Петроградском Совете захватили меньшевики и эсеры, которые считали, что после свержения самодержавия в стране должна установиться на длительный срок буржуазная республика во главе с буржуазным правительством, а никак не республика Советов. Именно поэтому руководство Петроградского Совета пошло на переговоры о создании буржуазного Временного правительства. История его создания. 27 февраля Дума, подчинившись указу царя о ее роспуске, на своем неофициальном заседании образовала Временный комитет для водворения порядка в столице. Этот Временный комитет 2 марта идет на переговоры с исполкомом Петроградского Совета, и в результате этих переговоров было создано Временное правительство. Его возглавил князь Львов. Вошли в это правительство представители буржуазно-помещичьих партий. Лишь пост министра юстиции был предоставлен трудовику Керенскому. Меньшевистско-эсеровские руководители Совета обещали этому правительству безусловную поддержку Совета. Надо сказать, что обещание это они исправно выполняли. Цели и задачи буржуазного Временного правительства находились в резком противоречии с чаяниями народа. Оно стремилось направить развитие страны по пути обычного буржуазного парламентаризма, сохранить господство помещиков и капиталистов, продолжать выгодную для него империалистическую войну. Итак, уникальность русской буржуазной революции 1917 г. в том, что с первых дней в стране стали формироваться два типа государственности: буржуазная республика и Советская власть. Получилось своеобразное переплетение 2-х диктатур - диктатуры буржуазии и помещиков в лице Временного правительства и диктатуры пролетариата и крестьянства в лице Советов. Такое положение было явно ненормальным и долго продолжаться не могло. Две разные альтернативные системы не могли быть соединены, т.к. представляли интересы противоположных слоев общества. Российская буржуазия вынуждена была терпеть Советы. Революционный пролетариат и большевистская партия также боролись за ликвидацию двоевластия путем отстранения буржуазии и перехода всей власти в руки Советов. Ленин в своих « Апрельских тезисах» излагает план мирного перехода всей власти в руки Советов. Для этого большевики не должны были оказывать Временному правительству никакой поддержки и никакого доверия. Они должны были разоблачать его империалистическую сущность. В этих условиях большевики выдвинули лозунг «Вся власть Советам. Июльские события 1917 г. коренным образом изменили политическую обстановку в стране. Буржуазное Временное правительство с полного одобрения руководства Петроградского Совета расстреляло мирную демонстрацию рабочих и солдат. Эти события положили конец двоевластию. Вся власть перешла к буржуазному Временному правительству. Петроградский Совет превратился в бессильный придаток Временного правительства. Прекращение двоевластия было временной победой буржуазии. Важнейшие проблемы, волновавшие массы, оставались нерешенными. Временное правительство продолжало войну, оно не спешило решать аграрный вопрос (а крестьяне требовали его решения). На подавление крестьянских выступлений правительство разрешило посылать войска. Не рассматривался национальный вопрос, не был введен 8- часовой рабочий день. Правительство долго не объявляло Россию республикой (до 1 сентября). Государственное устройство во многом сохраняло прежние черты.

 

вопрос: Предмет, методы , периодизация истории государства и права России.

 ИОГП является составной частью исторической и юридической наук. Областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.

Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах, изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.

В ИОГП выделяются два блока исследования:

1) история государства, которая изучает устройство государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;

2) история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права.

Метод ИОГП - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП. Выделяют следующую систему методов ИОГП:

1) общие методы; (хронологический и философский метод.) Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки. Философский метод выделяет диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.

2) специальные методы. Сравнительный метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами; статистический, математический, социологический методы.

Периодизация ИОГП - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и этапы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества. Это способствует лучшему изучению данного предмета и позволяет более наглядно и качественно проследить динамику изменений в основных институтах государства и права при смене различных исторических эпох. На процесс периодизации оказывают влияние многие явления, от уровня развития которых зависит выделение определенного исторического этапа. Из них можно выделить:

- уровень социального развития общества (классовая структура, наличие противоречий между определенными слоями общества);

- уровень экономического и технологического развития общества (степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства);

- уровень развития государства (политический режим, форма правления, тип государства);

- уровень развития права (развитие и появление различных отраслей права, изменение наиболее важных правовых институтов (например, права частной собственности), появление новых).

При изучении курса ИОГП основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права как основных значимых факторов. Однозначного и единообразного деления ИОГП на периоды не существует. Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой он проживает. В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:

1. Древняя Русь (X-XII вв.).

2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).

3. Период образования Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).

4. Россия в период абсолютизма (XVIII – середина XIX в.).

5. Россия в период буржуазной монархии (середина XIX-начало XX в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).

7. Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).

8. Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).

9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).

10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 -1945 г.).

11. Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).

12. Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.).

13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь1991 г.).

14. Российская Федерация на современном этапе.

Таким образом, можно сделать вывод, о том что ИОГП является составной частью исторической и юридической наук. Областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.

 

Вопрос: Образование древнерусского государства. Норманская теория, ее несостоятельность.

В 6-8 вв. н.э. значительную часть населения Восточной Европы составляли восточные славяне. Античные авторы называли их в первые века нашей эры венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие, т.е. они были оседлым народом. Но в тоже время славяне занимались и скотоводством, у них развиты были различные виды ремесел, торговля.

Начиная с 6 в. у восточных славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Возросла производительность труда. Родовая община стала ненужной, каждая семья начинает вести хозяйство самостоятельно. Появляется частная собственность на орудия труда, землю, идет процесс социального расслоения, выделяется богатая верхушка (за счет эксплуатации соседей). Разоряющиеся крестьяне попадают в зависимость к богатым землевладельцам. складывается господствующий класс.

Разложению первобытнообщинного строя способствовали многочисленные войны. Они становились средством обогащения за счет захвата добычи и пленных.

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Другие факторы: необходимость ликвидации конфликтов, возникавших с соседними племенами, организация торговых отношений, проблемы, связанные с усложнением жизни и т. д.

К VIII в. было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. В источниках упоминаются 3 крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде), Артания (на юго-востоке).

В IX веке большая часть славянских племен сливается в территориальный союз под названием «Русская земля». Центром становится Киев.

Древнерусское государство просуществовало до середины XII века. Оно занимало огромную территорию: от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы. Она имела дипломатические, торговые связи со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией. Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигло в XI веке во время княжения Ярослава Мудрого.

Государство с самого начала было многонациональным, полиэтническим. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов (русских, украинцев, белорусов).

Вопрос о возникновении Древнерусского государства остается одним из самых трудных вопросов в исторической и юридической науке. В XVIII веке были приглашены немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, они явились создателями так называемой «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства.

Согласно этой теории, Древнерусское государство возникло благодаря деятельности варягов, призванных на Русь (3 брата - варяги Рюрик, Синеус, Трувор -были создателями государства). В «Повести временных лет» Нестора есть такая фраза: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами!» Это свидетельство летописного свода было использовано для доказательства неспособности русского народа к созидательной государственной деятельности.

Но М.В. Ломоносов, Татищев, Щербаков доказали несостоятельность норманнской теории происхождения государства Русь. Несостоятельна она потому что:

1. Государственность у славян была еще до призвания варягов.

2. Русский Язык, а не шведский был государственным в древнерусском государстве. В русском языке было не больше 10 слов скандинавского происхождения.

3. Русская Правда была более древним памятником права, нежели скандинавские законы.

4. Археологические раскопки свидетельствуют, что скандинавских погребений на территории древнерусского государства очень мало, а значит, варяги не составляли большинства народонаселения древней Руси.

Варягов на Руси использовали как наемную военную силу.

Норманисты датируют основание Киева 854 годом, хотя известно, что Киев был основан в V веке.

Итак, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств!

Предпосылками образования древнерусского государства были:

1. Этническая общность, один язык.

2. Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

3. У становление контроля на всем пути из «варяг в греки ».

4. Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

Почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осеннее-зимние периоды дорогостоящее).

На Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 172.