Итак, мы познакомились с основными признаками, присущими всякому предмету, искусственному или естественному, вне зависимости от его эстетических качеств.
Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна её части пропорциональны и ритмичны, вся она соизмерима человеку и предметному окружению.
Процесс создания гармоничного произведения носит название "композиция".
Ограниченность и целостность внешней формы
Основной обобщающей категорией композиции следует считать органичность и целостность внешней формы предмета. Из завершенной композиции ничего нельзя убрать, без разрушения целого. Завершенность сводиться к тому, что весь он решен цельно и воспринимается как естественно созданный.
(форма чайной чашки)
Иногда единство целого достигается за счет контраста
(пример мотоцикл)
Для того, чтобы сохранить композиционную целостность, иногда прибегают к группировке элементов, или, другими словами к объединению отдельных деталей в группы.
Процесс восприятия имеет 2 этапа:
Первый - анализ, второй - синтез. Сначала разглядываем, потом изучаем обобщаем, синтезируем.
Т.К человек одновременно может воспринимать только 6-7 элементов то приходиться заранее объединять их в группы
(пример землеройная машина)
Важнейшим качеством композиции является соподчиненность.
Классический пример органической связи частей является позвоночник.
Объёмно-пространственное строение
Всякий предмет имеет три измерения. Поэтому объемная характеристика зависит от его основных измерений Если ширина и высота несравненно больше глубины, то такое строение называется ФРОНТАЛЬНЫМ.
Если же его глубина того же порядка, то такое строение мы называем ПРОСТРАНСТВЕННЫМ.
Предметы многообразны (часы, табуретка, стакан).
Материал
Поверхность каждого предмета отличается какими-то своими качествами, она может шероховатой или гладкой, полированной или рифлёной. Материал, из которого сделан предмет, может вызывать довольно ощутимые эмоции. Это особенно чувствуется, когда мы манипулируем предметом или просто его трогаем.
Пропорциональность и ритм
Пропорциональность - это приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй.
Было установление, что существует много различных математических соотношений, которые были положены в основу пропорций замечательных творений.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: если взять отрезок равный 1 и разделить его в золотом сечении то больший будет 0,618, меньший 0,382.
В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Она обусловлена назначением предмета, технологией изготовления и. т. д. Очень близка к понятию пропорций и область ритмических отношений. Ритм - это имеющее внутреннюю закономерность чередования некоторого числа элементов.
Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры, кнопки, иллюминаторы).
МАСШТАБНОСТЬ является важной характеристикой предмета. Большие организмы, так же как и малые обладают своими присущими им особенностями, на основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением. (ПР. кустик - дерево, человек – ребенок).
Пластичность или скульптурность св-во любой формы.
Возможность видоизменять и варьировать внешнюю форму.
(ПР телефонные аппараты, разные виды стаканов)
Цвет и цветосочитания
Цвет влияет на наше восприятие реального пространства: Цвета теплого спектра (кр, ор, зел), зрительно приближаются. Темные цвета делают предмет весомее. Выбор цвета может быть и обусловленным.
При помощи цвета решается и другая задача - снижение нервного напряжения.
Методика проектирования
Существует два исходных условия проектирования. Самый распространённый случай, когда аналогичное изделие уже существует и проектируемое не должно кардинально отличаться, т. е. речь идёт о каком-то усовершенствовании, модернизации предыдущей модели или о том, чтобы придать её более современный облик.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Создание принципиально нового технического изделия или устройства требует выполнения определённой последовательности. Особо важную роль играет начальная стадия – мысль, эскиз, идея.
В создании сложных устройств больше всего сил иногда поглощает именно конечная стадия.
Х.К. проходит следующие стадии:
Дата: 2019-07-30, просмотров: 276.