Разрешительная система: понятие, правовая основа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель разрешительной системы –обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (занятие частной детективной и охранной деятельностью, производство оружия, осуществление образовательной, формацевтической и некоторыми другими видами деятельности, управление авто и мототранспортными средствами и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил и условий, могут причинить большой вред обществу. Поэтому этой деятельностью могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа. Эта система призвана защищать граждан, общество, государство от вреда, который может быть причинён неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.

Особенности разрешительной системы позволяют выделить четыре её главных элемента:

1) наличие относительного запрета.Он может быть прямо или косвенно закреплён правовой нормой. Чаще это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определённой работой можно только при наличии разрешения на это;

2) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организации, организационно им не подчинённых.

В настоящее время разрешения называются лицензиями, однако могут использоваться и другие названия: право на управление(автомобилем, самолётом, локомотивом и т. д.), допуск(к определённой работе, государственной тайне), разрешение ( на изготовление, хранение и реализацию лекарственных средств, оборот оружия), отвод (природных ресурсов), квота( на отлов рыбы, вывоз леса и т. д.). Разрешение выдаётся органом исполнительной власти. Выдача разрешения – центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

3) надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;

4) применение принудительных мердля прекращения нарушений правил, условий разрешительной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.

* Во многом схожа с разрешительной системой государственная регистрация. Но это два разных способа, принадлежащие к разным методам административного воздействия. При регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т. д. не издаётся административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учёте. А выдача разрешений с последующим надзором связана с определёнными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов.

На основании Закона можно сделать вывод о том, что лицензирование видов деятельности определяются федеральными законами. Президент и Правительство РФ вправе определять работы и услуги в рамках названных законов видов лицензионной деятельности, утверждать положения и определять порядок лицензирования конкретных видов деятельности; устанавливает, какие виды деятельности вправе осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ.

Вопросы лицензирования разных видов деятельности регулируются законами «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и многими другими законами и подзаконными федеральными актами.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 265.