Правовая культура и правовое воспитание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовая культура

С категорией «правосознание» тесно связано понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности.

Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается с двух позиций – в широком смысле этого слова и в узком смысле.

В широком смысле правовая культура – это разновидность общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок.

В узком смысле правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

Правовая культура личности

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Схема 13.6 Структура правовой культуры личности

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) идеологический (правовая идеология);

2) психологический (правовая психология);

3) поведенческий (юридически значимое поведение) (см. схему 13.6).

Правовая культура общества

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

 

Схема 13.7 Структура правовой культуры общества

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов (см. схему 13.7):

1) уровень правосознания, т.е. степень информированности общества в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности;

2) уровень правовой активности общества – т.е. развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении;

3) степень прогрессивности юридических норм – уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.;

4) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Виды правовой культуры

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (см. схему 13.8).

Схема 13.8 Виды правовой культуры

Индивидуальная правовая культура представляет собой такое свойство личности, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность заинтересована в таком знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, в первую очередь профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей.

Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Правовая культура общества прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

Уровни правовой культуры

Правовая культура проявляется главным образом на обыденном и профессиональном уровнях (см. схему 13.9).

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Схема 13.9 Уровни правовой культуры

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Функции правовой культуры

В юридической литературе принято выделять шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую (см. схему 13.10).

Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, – формирование правового государства. В связи с этим данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Схема 13.10 Функции правовой культуры

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей – обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

Правовое воспитание

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, которое призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм,

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части (см. схему 13.11.1):

Схема 13.11.1 Структура правового воспитания

- субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- метод воспитания (убеждение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

- формы воспитания (см. схему 13.11.2): 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правореализаторской деятельности и т.п.); 4) правовая агитация активная деятельность по распространению правовых идей средствами массовой информации, устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы; 5) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Схема 13.11.2 Формы правового воспитания

69. Законность: понятие, содержание, принципы

Понятие законности

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе (см. схему 14.1). Она связанна с принятием правовых норм, их реализацией и контролем за осуществлением права. Таким образом, законность выступает, прежде всего, как соответствие нормам права различных явлений и процессов. Именно это соответствие и является наиболее глубинным свойством законности, ее сущностью.

Как принцип государственно-правовой жизни, законность означает требование строгого, точного, неуклонного и неукоснительного соблюдения и исполнения закона в равной мере всеми субъектами правового общения – гражданами, государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами.

Законность, как метод государственного руководства обществом, предполагает, что государство осуществляет свои функции, прежде всего, правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

Законность как политико-правовой режим предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта. Режим законности означает распространение ее требований на все сферы жизни.

Схема 14.1 Аспекты понимания законности

Принципы законности

Законность, как основополагающая политико-правовая категория, основывается на ряде принципов (см. схему 14.2).

Принцип всеобщности законности означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов;

Принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия. Единообразное понимание и применение закона составляет режим законности. Единство законности означает единство всех форм правовой деятельности (правотворчество, правоприменение, правоохрана), их согласованность между собой.

Принцип взаимосвязи законности и целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка. В сфере правореализации данный принцип означает, что участники общественных отношений должны иметь возможность выбора наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется при назначении мер взыскания, воздействия на правонарушителя и др. Не допускается противопоставление законности и целесообразности. Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности.

 

Схема 14.2 Принципы законности

Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.

Требования законности

Основные требования законности (см. схему 14.3):

 

Схема 14.3 Требования законности

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. Закон обладает высшей юридической силой, он главный регулятор общественных отношений. Отношения, которые должны регулироваться нормами права, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют тогда, когда какие-либо отношения не урегулированы законом. Они должны быть изучены на основании закона и строго ему соответствовать.

2. Равенство всех перед законом – равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность пользоваться его предписаниями (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности возможен только в условиях равенства всех перед законом и судом. Субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности и подчиняться требованиям закона. А государство должно создать все необходимые условия для осуществления законных прав и интересов своих граждан;

3. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод означает, что осуществление прав и свобод одним лицом не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства;

4. Надлежащее правильное и эффективное применение права – требование, адресованное государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов;

5. Последовательная борьба с правонарушениями – означает, что чтобы любые отступления от предписаний закона должны своевременно вскрываться, последствия правонарушений устраняться, а виновные в их совершении привлекаться к ответственности;

6. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц, заключается в том, что законность есть антипод произвола – деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Гарантии законности

Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Гарантии законности можно подразделить на общие и специально-юридические (см. схему 14.4).

 

Схема 14.4 Гарантии законности

К общим гарантиям законности относятся:

1) экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

2) политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

3) организационные (это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, – прокуратуры, суда, полиции и т.д.);

4) социальные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе).

Специально-юридические гарантии – это средства и способы, основанные на законе, позволяющие эффективно предупреждать, устранять и пресекать нарушения законности. Это – комплекс норм, принципов, институтов действующего права, а также – правореализационный и правоприменительный механизм, включая процессуальные формы деятельности уполномоченных государственных органов и должностных лиц. К числу специально-юридических гарантий следует относить контрольно-надзорную деятельность специально уполномоченных

субъектов по обеспечению строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения закона (президентский контроль, парламентский контроль, судебный контроль, прокурорский надзор), а так же совершенствование законодательства (обеспечение его полноты, стабильности, совершенствование юридической техники), эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав граждан; г) высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; д) постоянное совершенствование юридической деятельности; е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

 

Правопорядок в обществе

С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление – правовой порядок (правопорядок). Правопорядок – основанная на праве и законности организованность и упорядоченность общественных отношений, выражающаяся в правомерном поведении их участников.

Признаки правопорядка:

1. основан на нормах права;

2. отражает социально-экономические, культурные и другие отношения и нормы;

3. является формой реализации социальной нормативности и упорядоченности;

4. формируется при активном участии всех субъектов права;

5. основан на законах, от которых приобретает соответствующие юридические качества и свойства;

6. является завершающей формой всех юридических процессов;

7. формирует образцы правомерного поведения.

Правопорядок представляет собой конечную цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Содержанием правопорядка является правомерное поведение субъектов права, т.е. достигающее целей правового регулирования. Особенность правопорядка состоит в том, что он поддерживается на основе постоянной реализации правовых норм, обеспечивается и защищается государством, является итогом законности, создает условия для организации и самоорганизации общества (см. схему 14.5).

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 655.