{
сout<<f.gеtNamе()<<еndl;
}
Теперь поместим в главную функцию код, который позволит испытать полиморфные объекты иерархии:
int _tmain(int argс, TCHAR* argv[], TCHAR* еnvp[])
{
//...
CBase *obj;
obj=new CFirst; // вывод CFirst::CFirst
cout<<endl;
PrintClassName1(obj); // выводит CFirst
cout<<endl;
PrintClassName2(*obj); // выводит CFirst
cout<<endl;
delete obj; // Вывод CBase::~CBase!! Деструктор ~CFirst не вызван!
cout<<endl;
obj=new CSecond; // вывод CFirst::CFirst CSecond::CSecond
PrintClassName1(obj); // выводит CSecond
cout<<endl;
delete obj; // Вывод CBase::~CBase!! Деструкторы ~CSecond и ~CFirst
// не вызваны!
CFirst * fobj=new CSecond; // вывод CFirst::CFirst CSecond::CSecond
cout<<endl;
PrintClassName1(fobj); // выводит CSecond
cout<<endl;
PrintClassName2(*fobj); // выводит CSecond
cout<<endl;
PrintClassName3(*fobj); // выводит CFirst, затем CFirst::~CFirst
// и CBase::~CBase
cout<<endl;
delete fobj ; /* Вывод CFirst ::~ CFirst , после чего программа снимается
по ошибке с указанием в качестве возможной причины на
разрушение heap */
_gеtсh();
rеturn nRеtCodе;
}
Намотайте на ус, что в операторе obj = new CFirst указатель на объект obj объявлен как имеющий тип CBase, но создается объект производного типа CFirst! Подобным образом должны действовать и вы при выполнении своего индивидуального задания.
С этим все понятно, так? Но вот первая проблема: создается объект класса CSecond с помощью оператора CFirst * fobj = new CSecond, как и положено, вызываются конструкторы CFirst и CSecond (именно в этой последовательности, в соответствии со спецификацией языка), но вот при выполнении оператора PrintClassName 3(* fobj ) вызываются только деструкторы ~ CFirst и ~ CBase, а вот деструктор ~CSecond не вызывается, хотя должен бы, уродина! То, что при этом не вызываются конструкторы при передаче объекта как параметра функции – песнь отдельная (см. методический материал л.р. «Перегрузка векторных и матричных операций»).
Как печальный результат, выполнение оператора delete fobj приводит к (повторному!) вызову деструктора класса ~CFirst и снятию программы по ошибке при выполнении оператора освобождения памяти в этом деструкторе. Если же убрать оператор PrintClassName 3(* fobj ), то после завершения программы обнаружатся утечки памяти.
В чем же причина или как следует обеспечить корректный вызов деструкторов в том случае, когда объект объявляется как имеющий тип базового класса, а создается с помощью конструктора производного, как в программе:
CBase *obj;
obj=new CFirst;
Выход очень простой: надо объявить конструкторы классов иерархии виртуальными, причем достаточно это сделать только в базовом классе. Проверьте!
Варианты заданий
В каждом варианте предусмотреть ввод данных с клавиатуры (с подсказками) или чтение из файла. Вывод результатов также нужно оформить с подсказками.
Таблица 1.
Индивидуальные задания
№ | Задание |
1 | Разработать абстрактный БАЗОВЫЙ класс с виртуальной функцией, вычисляющей площадь плоской фигуры. Разработать производные классы: ПРЯМОУГОЛЬНИК, КРУГ, ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК и ТРАПЕЦИЯ со своими функциями вычисления площади. Для справки: площадь трапеции равна S=(a+b)*h*0.5, а формулы площадей других фигур надо помнить наизусть |
2 | Разработать абстрактный БАЗОВЫЙ класс с виртуальной функцией, вычисляющей норму. Разработать производные классы: КОМПЛЕКСНОЕ ЧИСЛО (норма есть корень квадратный из суммы квадратов действительной и мнимой частей), ВЕКТОР (корень квадратный из суммы элементов) и МАТРИЦА (максимальное значение по модулю) |
3 | Разработать абстрактный класс КРИВАЯ с виртуальной функцией вычисления зависимости y(x). Разработать производные классы: ПРЯМАЯ (y=a*x+b), ЭЛЛИПС (x2/a2+y2/b2=1) и ГИПЕРБОЛА (x2/a2-y2/b2=1). В каждом производном классе реализовать виртуальную функцию y(x) |
4 | Разработать абстрактный БАЗОВЫЙ класс с виртуальной функцией вычисления суммы прогрессии. Разработать производные классы АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ и ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ. Каждый класс должен иметь два поля вещественного типа: первое – значение начального элемента прогрессии, второе – шаг для арифметической прогрессии и множитель – для геометрической. Определить функцию вычисления суммы с параметром n: число элементов прогрессии. Арифметическая прогрессия: ai=a0+i*h, sn=(n+1)*(a0+an)/2. Геометрическая прогрессия: ai=a0*hi, sn= (a0-an*h)/(1-h) |
5 | Разработать абстрактный базовый класс ФИГУРА с виртуальной функцией вычисления площади и периметра фигуры. Разработать производные классы ПАРАЛЛЕПИПЕД, СЕКТОР КРУГА и УСЕЧЕННЫЙ СЕКТОР КРУГА. Определить в производных классах функции вычисления площади и периметра перечисленных фигур |
6 | Разработать абстрактный базовый класс РАБОТНИК и производные классы РАБОТНИК С ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТОЙ и СЛУЖАЩИЙ С ОКЛАДОМ. Определить в классах соответствующие компонентные данные. Определить виртуальные функции начисления зарплаты за указанный период времени |
7 | Разработать абстрактный базовый класс ТЕЛО с виртуальной функцией вычисления площади поверхности. Разработать производные классы ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИПИПЕД, ТЕТРАЭДР и ШАР с функциями вычисления площади поверхности S. Площадь поверхности параллелепипеда S=2*(a*b+b*c+c*a), где a,b,c – ребра. Площадь поверхности шара S=4*π*r2. Площадь поверхности тетраэдра S=a2*√3, где а – длина ребра |
8 | Разработать абстрактный базовый класс ТЕЛО с виртуальной функцией вычисления объема тела. Разработать производные классы ПАРАЛЛЕЛИПИПЕД, ПИРАМИДА, ТЕТРАЭДР и ШАР с функциями вычисления объема V. Объем прямоугольного параллелепипеда V=a*b*c, правильной пирамиды V=a*b*h/3 (a,b – стороны прямоугольной основы, h – высота), тетраэдра V=12*a3*√2 (а – длина ребра), шара V=4*π*r3/3 |
9 | Разработать абстрактный базовый класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ с виртуальной функцией описания конкретного объекта класса. Разработать производные классы ЖИВОТНОЕ и ЧЕЛОВЕК. Для класса ЖИВОТНОЕ определить производные классы ЛОШАДЬ и КОРОВА. Определить виртуальные функции, возвращающие описания человека, лошади и коровы |
10 | Разработать абстрактный базовый класс БАНКОВСКИЙ СЧЕТ с виртуальной функцией, возвращающей величину счета. В базовом классе определить величину счета и дату его открытия. Разработать производные классы ДЕПОЗИТ и КРЕДИТ, в которых необходимо определить величину процентной ставки и дату для начисления величины вклада или суммы долга. Для производных классов разработать виртуальные функции, которые должны вычислять сумму депозита или сумму платежа в зависимости от типа класса: ДЕПОЗИТ или КРЕДИТ. Если вы еще не пользовались кредитами или депозитами, то знайте, что проценты обычно задают в годовом исчислении. Это значит, например, что если процент по кредиту равен 35 и вы погашаете его через месяц, то банк вам начислит пеню, равную (сумма кредита)*0.35*30/365 |
11 | Разработать абстрактный базовый класс МАССИВ с виртуальными абстрактными функциями, возвращающими сумму значений элементов массива, максимального и минимального значений. Разработать производные классы ВЕКТОР и МАТРИЦА. В этих классах определить функции формирования значений массивов по определенному закону, которые надо задать самостоятельно, а также определить реализацию функций, возвращающих сумму значений элементов массива, максимального и минимального значений |
12 | Разработать абстрактный базовый класс СТУДЕНТ с виртуальной функцией, возвращающей сумму дохода студента за указанное число месяцев. В базовом классе определить член-данное фамилия студента. Разработать производные классы СТИПЕНДИАТ и КОНКРАТНИК. Для класса СТИПЕНДИАТ виртуальная функция должна вычислять сумму стипендии за указанный промежуток времени, а для класса КОНКРАТНИК – сумму платежа. |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 225.