Ä принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
Ä принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
Ä принцип иерархичности и обратной связи;
Ä принцип научной обоснованности управления;
Ä принцип демократизации управления;
Ä принцип плановости.
Принцип сочетания централизации и децентрализации
в управлении состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Сущность делегирования полномочий состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственно сти предполагает, что каждый член организации должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры системы управления организацией, при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т.д. до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями организационной системы ставятся управляющими органами более высокого по иерархии звена управления.
Постоянный контроль деятельности всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управляющую подсистему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия были научно обоснованными и осуществлялись с применением научных методов и подходов.
Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс взаимосвязанных и соподчиненных экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
Демократизация управления - важнейший принцип современного управления, который заключается в участии в управлении организацией всех ее сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.
Под целью в управлении можно понимать идеальный конечный результат, который хочет получить субъект управления. К цели предъявляются определенные требования, к числу которых можно отнести:
Ä всестороннюю научную и практическую обоснован
ность цели;
Ä четкую определенность цели, формулировку ее в по
нятиях и терминах реально достижимого состояния;
Ä четкую формулировку необходимых и достаточных
условий реализации цели (ресурсы, сроки, исполнители).
Функции управления
Каждая функция управления но сит самостоятельный харак тер, оказывая определенное, присущее ей воздействие на вы полнение задач в целом.
Г.Э. Слезингер
Функции управления - это особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившийся в процессе разделения управленческого труда, который
осуществляется специальными приемами и способами.
Под функциями управления следует понимать устойчивую группу однородных по характеру и связанных между собой мероприятий, выполнение которых позволяет достичь частной (промежуточной) цели на пути к общей (конечной) цели. В функциях, их взаимосвязи и совокупности проявляются вся технология, последовательность и динамика процесса управления.
Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции:
Ä планирование;
Ä организация;
Ä мотивация;
Ä контроль.
Каждая из четырех функций управления является жизненно важными. Вместе с тем планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Кроме названных функций существуют и другие функции управления:
Ä прогнозирование;
Ä регулирование;
Ä анализ;
Ä учет.
Методы управления
Каждый руководитель осуществляет управленческую деятельность только ему присущими методами. У каждого руководителя просматривается свой «управленческий почерк».
Н.Н. Трусевич
Реализация рассмотренных выше принципов и функций управления осуществляется путем применения различных
методов.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Слово «метод» греческого происхождения ( metodos ), в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы управления и их сочетания (комбинации). В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов управления.
Принято выде лять следующие методы управления:
Ä правовые;
Ä организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
Ä экономические, обусловленные экономическими стимулами;
Ä социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников (работников) организации.
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми.
Управленческие решения
Кто принимает решение, не вы слушав обе стороны, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое.
Сенека Младший
Решение задач связано с необходимостью выполнения сложной сети процедур (мероприятий), в процессе которых в движение приводятся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Чаще всего под решением подразумевают процесс или результат выбора одного варианта из множества рассматриваемых вариантов решения задачи (проблемы), осуществляемый по некоторым критериям выбора. Результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.
К управленческому решению предъявляется ряд общих требований, к числу которых можно отнести:
Ä всестороннюю обоснованность решения;
Ä своевременность;
Ä необходимую полноту содержания;
Ä полномочность;
Ä согласованность с принятыми ранее решениями.
Управленческое решение будет эффективным в том случае, когда соблюдается технология его принятия и реализации. Процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, как показывает практический опыт, осуществляется в определенной последовательности. В практике управления в этой последовательности принято выделять две основных фазы (блока):
фаза подготовки и принятия решения и
фаза организации реализации (выполнения) принятого решения.
Подготовка и принятие решения - выбор одного из вариантов решения задачи (проблемы) из множества рассматриваемых (возможных) вариантов. В широком смысле принятие реше ния - это особый вид человеческой деятельности, связанный с творческим процессом выбора наилучших действий, ведущих к поставленной цели (целям).
Фаза подготовки и принятия управленческих решений включает следующие последовательные этапы:
1) предварительная формулировка (или получение) и уяснение задачи;
2) анализ и сбор информации о задаче, подлежащей решению;
3) выбор критериев оценки эффективности решения.
Критерий - это правило, на основе которого производится
сравнение вариантов решений, классификация объектов, процессов и явлений.
Вариант решения - один из возможных способов решения задачи или проблемы для достижения поставленной цели или желаемого конечного результата.
4) формирование и анализ возможных вариантов решения;
5) обоснование и выбор рационального (оптимального) варианта решения, для чего иногда необходим выбор дополнительных критериев, сбор дополнительной информации;
Обоснование решения - процесс, в ходе которого специалисты отсеивают неэффективные (нерациональные) варианты решения задачи (проблемы) и отбирают один или несколько вариантов, обладающих определенными преимуществами перед остальными вариантами.
6) декомпозиция принятого управленческого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресурсов и сроков.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 294.