Основные принципы управления:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ä       принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в    управлении;

Ä      принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;

Ä       принцип иерархичности и обратной связи;

Ä        принцип научной обоснованности управления;

Ä        принцип демократизации управления;

Ä        принцип плановости.

Принцип сочетания централизации и децентрализации

в управлении состоит в оптимальном распределении (делегиро­вании) полномочий при принятии управленческих решений. Сущность делегирования полномочий состоит в том, что руково­дитель конкретного уровня управления пользуется правом еди­ноличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственно­ сти предполагает, что каждый член организации должен выпол­нять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретны­ми правами и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры системы управления ор­ганизацией, при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т.д. до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями организационной системы ставятся управляющими органами более высокого по иерархии звена управления.

Постоянный контроль деятельности всех звеньев организа­ции осуществляется на основе обратной связи. По сути это сиг­налы, выражающие реакцию управляемого объекта на управ­ляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управ­ляющую подсистему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Принцип научной обоснованности управления предпола­гает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержа­ние этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия были научно обоснованными и осуществля­лись с применением научных методов и подходов.

Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как ком­плекс взаимосвязанных и соподчиненных экономических и соци­альных задач, которые предстоит решить в будущем.

Демократизация управления - важнейший принцип со­временного управления, который заключается в участии в управ­лении организацией всех ее сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; кол­легиальное принятие управленческих решений и т.п.

 

Под целью в управлении можно понимать идеальный ко­нечный результат, который хочет получить субъект управления. К цели предъявляются определенные требования, к числу кото­рых можно отнести:

Ä всестороннюю научную и практическую обоснован­
ность цели;

Ä четкую определенность цели, формулировку ее в по­
нятиях и терминах реально достижимого состояния;

Ä четкую формулировку необходимых и достаточных
условий реализации цели (ресурсы, сроки, исполнители).




Функции управления

Каждая функция управления но­ сит самостоятельный харак­ тер, оказывая определенное, присущее ей воздействие на вы­ полнение задач в целом.

Г.Э. Слезингер

Функции управления - это особый вид специализиро­ванной управленческой деятельности, выделившийся в процессе разделения управленческого труда, который

осуществляется специальными приемами и способами.

Под функциями управления следует понимать устойчи­вую группу однородных по характеру и связанных между собой мероприятий, выполнение которых позволяет достичь частной (промежуточной) цели на пути к общей (конечной) цели. В функ­циях, их взаимосвязи и совокупности проявляются вся техноло­гия, последовательность и динамика процесса управления.

Функции управления можно представить как виды управ­ленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать, что в процессе управления выполняют­ся следующие основные функции:

Ä планирование;

Ä организация;

Ä мотивация;

Ä контроль.

 

Каждая из четырех функций управления является жизненно важными. Вместе с тем планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и страте­гических планов организации.

Кроме названных функций существуют и другие функции управления:

Ä прогнозирование;

Ä регулирование;

Ä анализ;

Ä учет.

Методы управления

Каждый руководитель осуще­ствляет управленческую дея­тельность только ему прису­щими методами. У каждого ру­ководителя просматривается свой «управленческий почерк».

Н.Н. Трусевич

 Реализация рассмотренных выше принципов и функций управления осуществляется путем применения различных

 методов.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ных целей.

Слово «метод» греческого происхождения ( metodos ), в пе­реводе означает способ достижения какой-либо цели. Через ме­тоды управления реализуется основное содержание управленче­ской деятельности. В практике управления, как правило, одно­временно применяют различные методы управления и их сочета­ния (комбинации). В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов управления.

Принято выде­ лять следующие методы управления:

Ä       правовые;

Ä       организационно-административные, основанные на прямых директивных   указаниях;

Ä       экономические, обусловленные экономическими стимулами;

Ä       социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников (ра­ботников) организации.

 

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические ис­следования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессио­нальных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми.

Управленческие решения

Кто принимает решение, не вы­ слушав обе стороны, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое.

Сенека Младший

 

Решение задач связано с необходимостью выполнения  сложной сети процедур (мероприятий), в процессе которых в движение приводятся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в про­цессе принятия и реализации управленческих решений.

Понятие «решение» в современной жизни весьма много­значно. Чаще всего под решением подразумевают процесс или результат выбора одного варианта из множества рассматривае­мых вариантов решения задачи (проблемы), осуществляемый по некоторым критериям выбора. Результат выбора обычно фикси­руется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

К управленческому решению предъявляется ряд общих требований, к числу которых можно отнести:

Ä        всестороннюю обоснованность решения;

Ä        своевременность;

Ä        необходимую полноту содержания;

Ä        полномочность;

Ä        согласованность с принятыми ранее решениями.

 

Управленческое решение будет эффективным в том случае, когда соблюдается технология его принятия и реализации. Про­цесс принятия и организации выполнения управленческих реше­ний, как показывает практический опыт, осуществляется в опре­деленной последовательности. В практике управления в этой последовательности принято выделять две основных фазы (бло­ка):

фаза подготовки и принятия решения и

фаза организации реализации (выполнения) принятого решения.

 

Подготовка и принятие решения - выбор одного из вариан­тов решения задачи (проблемы) из множества рассматриваемых (возможных) вариантов. В широком смысле принятие реше­ ния - это особый вид человеческой деятельности, связанный с творческим процессом выбора наилучших действий, ведущих к поставленной цели (целям).

Фаза подготовки и принятия управленческих решений включает следующие последовательные этапы:

1) предварительная формулировка (или получение) и уяснение задачи;

2) анализ и сбор информации о задаче, подлежащей ре­шению;

3) выбор критериев оценки эффективности решения.

Критерий - это правило, на основе которого производится

сравнение вариантов решений, классификация объектов, процес­сов и явлений.

Вариант решения - один из возможных способов решения задачи или проблемы для достижения поставленной цели или желаемого конечного результата.

4) формирование и анализ возможных вариантов реше­ния;

5) обоснование и выбор рационального (оптимального) варианта решения, для чего иногда необходим выбор дополнительных критериев, сбор дополнительной информации;

Обоснование решения - процесс, в ходе которого специа­листы отсеивают неэффективные (нерациональные) варианты решения задачи (проблемы) и отбирают один или несколько ва­риантов, обладающих определенными преимуществами перед остальными вариантами.

6) декомпозиция принятого управленческого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресур­сов и сроков.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 294.