Уровень жизни населения во многом зависит от уровня занятости населения в производительном труде, от характера системы распределительных отношений в обществе, от структуры и содержания (объемов по важнейшим статьям доходов и расходов на планируемый период) бюджета страны.
Численность экономически активного населения к началу 2009 года составила 75,2 млн человек, или около 53,1% от общей численности населения страны. Согласно данным последних выборочных обследований населения по проблемам занятости, в ноябре 2007 г. по сравнению с ноябрем 2006 г. численность тружеников, занятых в экономике, увеличилась на 1,4 млн. человек и составила 70,6 млн. человек, а, учитывая, что средняя заработная плата по стране в 2007 году составила около 14400 руб. в месяц (Информационно-аналитический материал Отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности аппарата Государственной Думы "О социально-экономической ситуации в России". Выпуск № 1 (55) Москва. 2008), то следовательно месячный фонд начисленной заработной платы составил 1 016 640 млн. руб., но поскольку отчисления в пенсионный фонд составляют 28% от ФОТ, а общий социальный налог составляет 36,5% от ФОТ, то следовательно ежемесячные отчисления в пенсионный фонд составляют в среднем около 388,6 млрд. руб. или при численности пенсионеров в количестве 36 млн. чел. в расчете на одного пенсионера приходится 10793,3 рубля. Поскольку реальная пенсия по России в среднем не превышает 3000 руб. в месяц, то это означает, что пенсия может быть повышена без всякого ущерба для госбюджета в 3,6 раза и приблизится к половине прожиточного уровня. Как говорится "… хоть кулик и невелик, а все ж птица". Не лишним будет именно здесь же отметить, что вместо дозированных добавок к пенсиям по чайной ложке и не за каждый квартал, было бы гораздо целесообразнее и проще снять оплату коммунальных услуг с нормативного жилья, одновременно увеличив его размеры в соответствии с постоянно растущими потребностями в его качественных и количественных характеристиках. Ведь именно уровень благосостояния народа и определяет его единство, сплоченность и способность к самосохранению нации и обеспечению ее безопасности. Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в ноябре 2007 г. составила 4,45 млн. человек, или 5,93% экономически активного населения. Это достаточно ощутимый резерв неиспользуемых трудовых ресурсов. При наличии огромных запасов природных ресурсов, необъятных просторов и значительных финансовых резервов, под натиском которых упаковка в виде Стабфонда не выдержала и развалилась на два огромных финансовых фонда, такое большого количества только официально учтенных безработных говорит о наличии больших и серьезных проблем в деле управления народным хозяйством страны и объективной целесообразностью предельно полного и эффективного использования всех имеющихся в стране ресурсов. Поэтому, если и решать проблемы повышения эффективности экономики страны, то начинать очевидно следует именно с этой проблемы. Задействование всех имеющихся в стране природных, трудовых ресурсов и созданных тружениками страны в советский период основных производственных фондов - это и есть то самое звено, ухватившись за которое по образному выражению широко известного публициста и политолога, можно вытащить всю цепь накопившихся проблем в народном хозяйстве и обеспечить реальные условия для успешного развития экономики и жизнедеятельности населения страны.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) по сравнению с соответствующим месяцем 2006 г. уменьшился с 1,9 до 1,4 в ноябре 2007 г. Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась в конце отчетного периода по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 198,8 тыс. человек, число вакансий в конце ноября 2007 г. составило 1 221 тыс. человек. Среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2007 г. составила 14 406 руб. и возросла по сравнению с ноябрем 2006 г. на 28,0%. Реальная заработная плата за январь-ноябрь 2007 г. относительно января-ноября 2006 г. составила - 116,0%. В октябре 2007 г. по большинству видов экономической деятельности наблюдались высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечались в следующих видах экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (136,7%), финансовая деятельность (134,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (132,9%).
Наиболее низкие темпы роста заработной платы наблюдались по таким видам экономической деятельности как транспортирование по трубопроводам (111,4%), рыболовство, рыбоводство (113,1%), государственное управление и обеспечение военной безопасности (117,4%). Продолжает оставаться высокой дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.
Среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы в январе-октябре 2007 г. вопреки элементарной хозяйственной и моральной логики отмечался в финансовой сфере деятельности - 33 223 руб. (превышение общероссийского уровня в 2,6 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы по-прежнему сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 5 854 руб. (45% от общероссийского уровня), в текстильном и швейном производстве - 6 190 руб. (48%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 6 878 руб. (53%). В результате чего дети и подрастающее подростковое поколение вынуждены ходить в зарубежных залежалых одеждах и обуви, что наносит не только громадный материальный ущерб в российской экономике, особенно ярко проявившийся в результате мирового хозяйственного кризиса, но и особенно нелицеприятно в моральном аспекте, что наносит непоправимый ущерб сохранению национальной идеологии.
Отмеченные диспропорции в оплате труда приводят к перетоку сокращающихся трудовых ресурсов в высокодоходные сектора экономики, способствуют возникновению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в большинстве обрабатывающих отраслей промышленности, что является сдерживающим фактором развития отраслей более высокого передела.
Такая ситуация в перспективе может создать значительные препятствия для дальнейшего экономического роста, затруднить выполнение задачи диверсификации экономики и повышения ее эффективности.
В 2007 году ухудшилось соотношение темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда в промышленности. Если в январе-октябре 2006 г. они составляли 10,7% и 6,5% соответственно, то в январе-октябре 2007 г. - 14,5% и 5,8%.
Усилился разрыв в опережении темпов роста заработной платы на фоне замедления роста производительности труда в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в текстильном и швейном производстве.
В то же время в производстве транспортных средств и оборудования наблюдается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы (на фоне роста численности работников за январь-октябрь 2007 г. - на 1,5%).
Сократился разрыв между реальной заработной платой и производительностью труда в химическом производстве и производстве транспортных средств и оборудования, однако производительность труда все еще отстает от заработной платы.
В связи с этим весьма важно исследовать структуру использования национального дохода, в частности, доли, идущей непосредственно на конечное потребление населения, в том числе доля фонда оплаты труда. Обе эти части уже в ближайшей перспективе могут существенно сократиться. Это может произойти под влиянием роста необходимых затрат на инвестирование и модернизацию производства, продолжающегося роста объемов вывоза капитала за рубеж и непроизводительное размещение его в зарубежных ценных бумагах (ЦБ) а также в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки, что чаще всего и случается с постоянной периодичностью, которое неизбежно повлечет за собой увеличение расходов на оборону.
Данные о динамике основных показателей социально-экономического развития России на 2002-2007 и 2008-2010 годы (табл.1), показывают определенные изменения ситуации в сфере доходов населения в 2002-2007 гг. и в ближайшей перспективе до 2010 года, согласно концепции развития которой предполагался достаточно устойчивый рост доходов населения - от 5 до 8% в год, основных показателей первичных доходов и текущих трансфертов (табл.1 и рис.1) и среднедушевых доходов - к 2010 году более чем в три раза (табл.2) [в то время как инфляция продуктов питания растет только по официальным данным темпами более, чем по 14-16% в год].
Однако свалившийся на нас из США финансово-экономический кризис, который неуклонно переползает в реальный сектор экономики, опрокинул и эти незначительные надежды на улучшение социально-экономических условий жизни основной массы тружеников и пенсионеров.
Таблица 1 - Оплата труда и основные социальные трансферты в 2002-2007 и 2008-2010 гг. (в ценах 2000 года, руб.) по данным ИСЭПН РАН.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Минимальная оплата труда | 450 | 1000 | 1785 | 2000 | 2290 | 2490 | 2700 | 2850 | 3100 |
Средняя оплата труда | 3070 | 3920 | 5100 | 5820 | 6735 | 7780 | 8500 | 9190 | 9700 |
Средняя пенсия трудовая | 1178 | 1520 | 1995 | 2294 | 2656 | 3074 | 3360 | 3629 | 3822 |
Среднее пособие по безработице | 726 | 982 | 2841 | 3242 | 3751 | 4333 | 4887 | 5284 | 5577 |
Среднее пособие на ребенка | 250 | 387 | 465 | 542 | 657 | 751 | 845 | 1134 | 1360 |
Рис.1 - Оплата труда и социальные трансферты в 2002-2010 годах (в ценах 2000 года, рублей)
Рост реальной заработной платы, продолжавшийся последние три года после обвального снижения ее уровня более, чем на порядок, опережал рост эффективности производства и имел в качестве основного источника, прежде всего, благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, что не может продолжаться вечно или, по крайней мере, весьма продолжительный период. С исчерпанием действия этого фактора и связанных с ним обстоятельств, к текущему моменту, наблюдалась стабилизация оплаты труда наемных работников в 2003-2008 годах на уровне 48-49% от ВВП1), но все еще значительно ниже доперестроечного уровня (в 3,5 - 4,0 раза):
И = (ЗПдо * К) / ЗПтек = [ (270-310) * 125]: 9600 = 3,5-4,0, где:
И - индекс снижения уровня заработной платы шахтеров до перестройки по сравнению с текущим уровнем;
ЗПдо - заработная плата до перестройки (1986-1990 гг.);
К - индекс инфляции (дефлятор) по бытовому сектору (на 01.10 2007 составлял 125 единиц);
ЗПтек - средняя заработная плата шахтеров на 01.10 2007 г.
По мнению специалистов ИСЭПН РАН, изменение политики в сфере распределительных отношений в России должно быть подчинено реализации главной цели текущего момента - установлению к 2010 году минимума оплаты труда на социально необходимом уровне и сокращению ее дифференциации до приемлемых размеров. По нашему предположению приемлемым уровнем следует считать уровень данного соотношения (в размере 5,5 - 8,5 единиц), сложившийся в мировой практике среди индустриально, инновационно и социально развитых стран мира, в которых уже длительный период времени не наблюдаются массовые забастовки трудящихся из-за низкого уровня оплаты их труда на предпринимателей.
По данным ИСЭПН РАН предполагалось также, что реальный минимум оплаты труда в 2010 году составит 3100 рублей в ценах 2000 года или 8332 руб в ценах на 01.01.2009 года, а также, что неравенство по децильному коэффициенту дифференциации сократится до 5,7 раза, а численность работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума - до 7%. Прожиточный минимум в конце 2010 года будет качественно отличаться от прожиточного минимума, введенного в 2000 году, и, в сопоставимых ценах, в 2,20 раза выше (2,358 раза по уточненным расчетам с учетом ежегодного уровня инфляции в размере 10%), а именно - 3112,5 рублей против 1320 рублей на одного трудоспособного в 2000 году. Официальный минимум заработной платы в сопоставимых ценах должен увеличиться в 8,5 раз, а реальная средняя заработная плата - почти в два раза. При этом минимальная реальная заработная плата будет расти ежегодно в среднем на 9-10%, а соотношение ее с прожиточным минимумом, установленное Трудовым кодексом Российской Федерации, не будет нарушаться, что конечно же совершенно не отвечает стремлениям и чаяниям основной массы обедневшего населения, но в достаточно полной мере соответствует интересам магнатов, олигархов, чиновников и депутатов самых разных уровней, а также указанных выше специалистов ИСЭПН РАН.
Реально складывающаяся действительность диктует другие принципы и задачи создания мирным путем необходимых социальных условий для основной массы населения страны и в первую очередь в шахтерских регионах. Совершенно нет никакой необходимости и целесообразности в дальнейшем наращивании социальной напряженности, тем более в провоцировании маржинального и непредсказуемого характера ее развития. При этом необходимо иметь в виду, что одновременно с ростом заработной платы наемным работникам примерно в таких же пропорциях ожидается увеличение размеров социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий), что неизбежно в соответствии с реальным проявлением имманентно присущей данному социальному процессу корреляционной зависимости скажется на снижении денежных доходов основной массы занятого трудом населения и неизбежно приведет к нежелательной рецессии и дальнейшему снижению реального уровня благосостояния трудящихся масс, включая и работающих пенсионеров.
Одним из важнейших условий, определяющих стоимость жизни в перспективе, будет уровень инфляции. Сейчас один из главных инфляционных факторов, негативно влияющих на состояние структуры расходов населения, - это ускорение темпов роста цен на продукты питания и платежи за ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги). Так по данным ИСЭПН РАН, в 2001 году при общем увеличении цен на услуги на 36,9% темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 156,8%, в том числе на жилищные - 166,7%. Из подорожания услуг коммунального хозяйства (в среднем на 153,8%) самыми существенными были рост тарифов на отопление, а также платы за горячее водоснабжение - в 1,8 и 1,7 раза соответственно. Не следует при этом забывать, что территория России располагается в преимущественно северных районах планеты и затраты энергии на обеспечение жизнедеятельности населения здесь значительно выше, чем в других индустриально и интеллектуально развитых странах мира.
Прогноз темпов инфляции по основным группам потребительских товаров и услуг на перспективу базируется на тенденциях последних лет по каждой из групп, имеющихся среднесрочных и долгосрочных прогнозах общего индекса цен. Особое значение для общего уровня стоимости услуг имеет развитие ситуации с оплатой населением жилищно-коммунальных (ЖКК) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), ценовых затрат энергоносителей и услуг общественного транспорта.
По прогнозу ИСЭПН РАН, годовые темпы роста цен на услуги будут опережать общие параметры увеличения потребительских цен. Поэтому к концу прогнозируемого периода по сравнению с его началом удельный вес затрат на услуги в общей структуре расходов населения составит по пессимистическому сценарию 22,5%, по оптимистическому - 19,7% против 15,2% в 2001 году. В то же время оптимистический вариант развития предусматривает более рациональное соотношение статей потребительского бюджета: к концу периода доля расходов на питание снизится на 5 процентных пунктов при увеличении доли затрат на непродовольственные товары на 0,5 процентного пункта. Для сравнения: в пессимистическом варианте удельный вес расходов на продукты питания останется практически без изменений, а доля затрат на непродовольственные товары уменьшится на 5,6 процентного пункта. Данные по структуре потребительских расходов домашних хозяйств в целом по России на 2002-2010 годы представлены в табл.2.
Таблица 2 - Структура потребительских расходов населения в 2002-2010 годах (в среднем на члена домохозяйства за месяц; в процентах)
Годы | Пессимистический вариант | Оптимистический вариант | ||||||
Про-дукты питания | Непродовольственные товары | Услуги | Итого | Продукты питания | Непродо- вольствен-ные товары | Услуги | Итого | |
2002 | 51,1 | 31,9 | 17 | 100 | 51,1 | 32,4 | 16,5 | 100 |
2003 | 51 | 31 | 18 | 100 | 50,9 | 32,1 | 17 | 100 |
2004 | 50,7 | 30,3 | 19 | 100 | 50,5 | 31,7 | 17,8 | 100 |
2005 | 50,5 | 29,6 | 19,9 | 100 | 50 | 31,6 | 18,4 | 100 |
2006 | 50,4 | 29,1 | 20,5 | 100 | 49,5 | 31,6 | 18,9 | 100 |
2007 | 50,2 | 28,7 | 21,1 | 100 | 48,9 | 31,8 | 19,3 | 100 |
2008 | 50,2 | 28,3 | 21,5 | 100 | 48,2 | 32,2 | 19,6 | 100 |
2009 | 50,1 | 27,9 | 22 | 100 | 47,5 | 32,8 | 19,7 | 100 |
2010 | 50 | 27,5 | 22,5 | 100 | 46,7 | 33,6 | 19,7 | 100 |
Источник: расчеты специалистов ИСЭПН РАН на основе имеющихся прогнозов темпов роста цен на основные продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также темпов роста розничного товарооборота.
Состояние экономики, занятость населения производительным трудом и уровень его жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие производства способствует повышению уровня занятости. Занятость трудом - первое и основное условие обеспечения нормального уровня жизни населения, а уровень безработицы, тем более в достаточно ощутимых размерах (свыше 3-4%) - самый убедительный показатель неуправляемого развития экономики страны и наиболее верный и точно определяемый показатель явно недостаточно грамотного и непрофессионального управления хозяйственно-экономической деятельностью в стране в целом и в ведущих ее регионах в частности. В свою очередь, достигаемый в приемлемом размере для населения жизненный уровень, обеспечивая его платежеспособный спрос, оказывается важным условием экономического подъема. Кроме того, повышение платежеспособного спроса населения и установление баланса указанного спроса с предложением потребительского рынка повышает его экономическую активность, что также способствует экономическому росту. Однако с другой стороны, улучшение материального положения населения может не увеличивать, а снижать число занятых, поскольку с повышением благосостояния для нормальной жизнедеятельности семьи оказывается достаточной занятость меньшего числа ее членов, например, работа только одного главы семьи как это имеет место во многих развитых странах мира, в первую очередь в США, Канаде, Швеции и других благополучных странах. Поэтому повышение экономической активности населения в связи с ростом его благосостояния означает не увеличение числа занятых, а скорее, возрастание инициативности, предприимчивости, заинтересованности и интенсивности трудовой деятельности основных тружеников в благополучных семьях.
Реализация стратегии экономического роста возможна только на пути обеспечения и осуществления расширенного воспроизводства, при постоянном и неуклонном наращивании производительности труда, технического перевооружения и модернизации действующих производств, строительства и ввода в действие новых производственных предприятий, повышения занятости населения, неуклонного роста заработной платы, совокупного конечного спроса не только на продукты питания повышенного качества и калорийности, но и товары культурно-бытового назначения, а также движимость и недвижимость и в результате всего этого - значительное повышение уровня жизни населения, соответствующего тенденции дальнейшего роста потребностей основной массы населения страны, ее культурного и интеллектуального уровня как имманентно присущих качеств человека разумного и нравственно одухотворенного. Толчком к появлению оптимистических представлений в отношении перспектив нашего экономического роста послужило заметное оживление экономики, начиная с 1999 года (непосредственно после дефолта в августе 1998 года). В соответствии с перспективными планами правительства, в ближайшие годы предполагается добиться темпов роста в 7,5%, которые, с одной стороны, следует охарактеризовать как сомнительно реальные, а с другой - как недостаточные для возрождения эффективной экономики. Темпы роста основных компонентов платежеспособного спроса, по данным Минэкономразвития России, обеспечили в 2002-2005 гг. рост ВВП в пределах 4,2 - 4,4% в год. В структуре использования ВВП доля потребления домашних хозяйств возросла с 49,6% в 2001 году до 54% в 2005 году, валового накопления - с 22 до 24% при сокращении потребления государственного сектора с 14,3 до 13,8% и чистого экспорта товаров и услуг - с 12,9 до 5,7-7,3%. Постепенно основным фактором роста становится внутренний спрос. В табл.3 представлены фактические за 2002-2007 гг. и прогнозные на 2008-2010 гг. индексы важнейших показателей социально-экономического развития России, основанные на разработках Минэкономразвития России, а также на результатах работы ряда научных организаций и отдельных специалистов.
Таблица 3 - Важнейшие показатели социально-экономического развития России в 2002-2007 гг. и в 2008-2010 гг.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 прогноз | 2010 прогноз |
ВВП, прирост в% к предыдущему году | ||||||||
104,2 | 103,8 | 104,1 | 104,4 | 104,6 | 104,9 | 105,7 | 106,9 | 107,1 |
Инфляция, прирост - декабрь к декабрю, в% к предыдущему году | ||||||||
116,1 | 113,8 | 109,2 | 107,7 | 107,9 | 111,5 | 109,4 | 107,2 | 106,5 |
Занятость населения при этом будет увеличиваться, а безработица пойдет на убыль. Как видно из табл.2, в соответствии с кризисным положением экономики в стране в результате перестройки и вследствие этого кризиса, абсолютная численность трудоспособного населения с 1992 года вплоть до 1998 года возросла всего лишь на 2,2%, а затем, вследствие некоторого экономического оживления, стала возрастать более заметными темпами: с 85.5 млн. человек в 1998 году до 87,4 в 2001 году.
Таблица 4 - Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости населения в период 1992-2001 годах
1992 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Численность трудоспособного населения, млн. человек | 83,7 | 84,2 | 84,3 | 84,8 | 85,5 | 86,3 | 87 | 87,4 |
Валовой внутренний продукт, млрд. руб | 19,0 | 1540 | 2146 | 2479 | 2741 | 4767 | 7402 | 9041 |
Индексы ВВП | 85,5 | 95,9 | 96,6 | 100,9 | 95,1 | 105,4 | 109 | 105 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе в организациях негосударственных форм собственности и индивидуальном секторе, тысяч человек | 72071 | 66409 | 65950 | 64693 | 63812 | 63963 | 64327 | 65000 |
Источник: Россия в цифрах, 2002 М.: Госкомстат России, 2002. с.27, 29
Однако, данные о развитии российской экономики за последнее десятилетие не слишком представительны, так как в этом периоде она испытала и кризисное состояние, и финансовые катаклизмы и оказалась в плену однобокой политики сочетания сырьевого экспорта (характерного для отсталых стран) с насыщением внутреннего рынка за счет импорта недоброкачественной, залежалой, не находящей сбыта в собственных странах продукцией. Кроме того, на занятости сказалось влияние процесса замедленного распада и сохранения старых производственных коллективов, обладающих большой устойчивостью к социально-экономическим изменениям. Вообще, зависимость занятости от темпов роста не является линейной и может нарушаться другими обстоятельствами, в частности технологическими сдвигами в производстве. Перспективы занятости до 2010 года в значительной степени определяется состоянием экономики и темпами экономического роста. По данным Госкомстата России, численность постоянного населения Российской Федерации к 2010 году, по усредненному подсчету, составит 138,8 миллиона человек и сократится по сравнению с 2001 годом на 6 миллионов, то есть на 4,1%. С точки зрения обеспеченности народного хозяйства трудовыми ресурсами и предложения рабочей силы, наиболее благоприятны 2001-2006 годы. К концу этого периода по сравнению с 2000 годом численность трудоспособного населения вырастет на 3,4% и экономически активного населения - на 4,4%. Изменится и показатель демографической нагрузки (число нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособного возраста), который снизится с 686 человек в 2000 году до 573 человек в 2009 году и немного возрастет до 590 человек в 2010 году. В прогнозном периоде (2008-2010 гг. и дальше) будет продолжаться старение населения, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше трудоспособного возраста начала интенсивно возрастать с 2006 года, и к 2016 году составит 24,8% от общей численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится с 19,3% в 2001 году до 14,9% в 2010 году, численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в два раза. Однако эти изменения в ближайшей перспективе не отразятся негативно на численности трудовых ресурсов. Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения будет возрастать до 2010 г., когда она достигнет 63,7% (против 60,1% на начало 2001 года). Затем начнется снижение удельного веса рабочих возрастов. Число трудоспособных, а также экономически активных членов общества начнет постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки, напротив, повышаться. Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой. Предположительная число занятых к 2010 году увеличится на 6,1% к уровню 2001 года и составит 69,2 миллиона человек, из них 64,1 миллиона человек (или 92,6%) - в трудоспособном возрасте (табл.3). Увеличение числа занятых произойдет за счет возможного (по официальным прогнозам) роста числа малых предприятий до 2 миллионов и численности работающих на них до 20 миллионов человек. Нельзя не отметить вновь возникших неблагоприятных факторов, а именно массовая ликвидация ремесленных и профессионально-технических училищ (РУ, ЖДУ и ПТУ), а также смена прогрессивной, созидательной трудовой молодежной идеологии на примитивную потребительскую гарантируют резкое снижение реальных трудовых ресурсов уже после 2112 года, что заметно повлияет на эффективность и объемы производства.
Таблица 5 - Основные показатели занятости населения в перспективе до 2010 года
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Численность населения, млн. человек | 144 | 143,3 | 142,6 | 141,9 | 141,3 | 140,7 | 140,1 | 139,5 | 138,8 |
Численность активного населения млн. человек | 71 | 71,4 | 71,6 | 72 | 72,2 | 72,5 | 72,8 | 73,1 | 73,4 |
в% к 2001 году | 100,1 | 100,7 | 101 | 101,6 | 101,8 | 102,3 | 102,7 | 103,1 | 103,5 |
Общая численность занятых, млн. чел. | 65,6 | 66,1 | 66,5 | 67 | 67,4 | 67,9 | 68,3 | 68,8 | 69,2 |
Уровень занятости, в% к ЭАН | 92,5 | 93,1 | 93,6 | 99,2 | 94,6 | 95,2 | 95,7 | 96,3 | 96,8 |
Численность занятых в трудоспособном возрасте, млн. человек | 61,5 | 61,9 | 62,2 | 62,6 | 62,8 | 63 | 63,4 | 63,8 | 64,1 |
в% к 2001 году | 100,5 | 101,1 | 101,6 | 102,3 | 102,6 | 102,9 | 103,6 | 104,3 | 104,7 |
Удельный вес в общей численности занятых | 93,7 | 93,6 | 93,5 | 93,4 | 93,2 | 93,1 | 92,9 | 92,8 | 92,7 |
Общая численность безработных, млн. человек | 5,4 | 5,3 | 5,1 | 5 | 4,8 | 4,6 | 4,5 | 4,3 | 4,2 |
в% к 2001 году | 94,7 | 93 | 89,5 | 87,7 | 84,2 | 80,7 | 78,9 | 75,4 | 73,7 |
Уровень безработицы, в% | 7,6 | 7,4 | 7,1 | 6,9 | 6,6 | 6,3 | 6,2 | 5,9 | 5,7 |
Численность безработных в трудоспособном возрасте, млн. человек | 4,9 | 4,8 | 4,6 | 4,5 | 4,3 | 4,1 | 4 | 3,9 | 3,8 |
в% к 2001 году | 94,7 | 93 | 89,5 | 87,7 | 84,2 | 80,7 | 78,9 | 75,6 | 73,7 |
Источник: расчеты ИСЭПН РАН с использованием данных: Предположительная численность населения Российской Федерации на период до 2016 г (средний вариант) М., Госкомстат России, 2001, с.26.
Рисунок 2 - Динамика числа занятых в трудоспособном возрасте и безработных в 2002-2010 годах (в% к 2001 году)
Ожидается, что количество безработных приобретет устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе. Доля работающих по найму будет сопровождаться ростом в 2,3 раза, а доли работодателей - с 1,4 до 3,3%. Существенно должен уменьшиться процент работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях (с 88,9 до 80,2%) и увеличиться (с 6,4 до 14,5%) занятых предпринимательской деятельностью [26] 2). Один из основных интегральных индикаторов, характеризующих и покупательную способность доходов населения и уровень жизни в целом - показатель соотношения среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума. Прогнозируемое изменение его значений, согласно двум вариантам прогноза до 2010 года, представлено в табл.6. Данные этой таблицы демонстрируют рост душевых доходов населения за 2001-2010 годы в пессимистическом варианте - в 3,1 раза, в оптимистическом - в 3,6 раза. За этот же период стоимость жизни, измеряемая в данном случае величиной прожиточного минимума, увеличится, согласно пессимистическому сценарию, в два раза, согласно оптимистическому - в 1,8 раза. Соответственно к концу периода по сравнению с его началом покупательная способность доходов населения (количество минимальных потребительских наборов, которое можно приобрести на величину среднедушевого дохода) или расчетно-статистический уровень жизни в первом варианте повысится в 1,75 раза, во втором - почти в два раза. Следует, однако, иметь в виду, что нарастающее постарение населения приведет к концу периода к некоторому снижению уровня занятости и к появлению в сравнении с 2002 годом большего числа семей пенсионеров с относительно невысоким уровнем жизни.2) Социальная защита населения / Под редакцией Н.М. Римашевской. М.: ИСЭПН РАН, 2002, с.142.
Таблица 6 - Динамика среднедушевого денежного дохода населения, величины прожиточного минимума и их соотношения в 2002-2010 годах.
Год | Среднедушевой денеж- ный доход | Прожиточный минимум (на душу населения) | Отношение в% душевого дохода к прожиточному минимуму | ||
в месяц, руб | в% к 2002 | Руб в месяц | в% к 2002 | ||
Пессимистический вариант | |||||
2002 | 3887 | 100 | 1808 | 100 | 215 |
2003 | 4702,5 | 121 | 2079,2 | 115 | 226,2 |
2004 | 5501,6 | 141,5 | 2307,9 | 127,6 | 238,4 |
2005 | 6332,2 | 162,9 | 2520,2 | 139,4 | 251,3 |
2006 | 7261 | 186,8 | 2747 | 151,9 | 262,5 |
2007 | 8288,5 | 213,2 | 2972,3 | 164,4 | 278,9 |
2008 | 9443,9 | 243 | 3210,1 | 177,5 | 294,2 |
2009 | 10731 | 276,1 | 3450,9 | 190,9 | 311 |
2010 | 12170 | 313,1 | 3692,5 | 204,2 | 329,6 |
Оптимистический вариант | |||||
2002 | 3887 | 100 | 1808 | 100 | 215 |
2003 | 4777,3 | 122,9 | 2057,5 | 113,8 | 232,2 |
2004 | 5634,2 | 144,9 | 2242,7 | 124 | 251,2 |
2005 | 6565,5 | 168,9 | 2410,9 | 133,3 | 272,3 |
2006 | 7650,5 | 196,8 | 2584,5 | 142,9 | 296 |
2007 | 8897,8 | 228,9 | 2757,7 | 152,5 | 322,6 |
2008 | 10348 | 266,2 | 2934,2 | 162,3 | 352,6 |
2009 | 12055 | 310,1 | 3116,1 | 172,4 | 386,9 |
2010 | 14082 | 362,3 | 3303,1 | 182,7 | 426,3 |
Источник: Представлены варианты пессимистического и оптимистического прогнозов, построенных по материалам:
Узяков М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М.: Издательство ИСЭПН. 2000;
Френкель А.А. Прогноз развития экономики России на 2002-2003 годы // Вопросы статистики, 2002, №9;
Смирнов С. Оптимизм пошел на убыть // Эксперт, 2002, №6;
Прогноз функционирования экономики Российской Федерации (по материалам Минэкономразвития России) // Экономист, 2000, №6;
Россия-2015: оптимистический сценарий / Под редакцией академика Л.И. Абалкина. Институт экономики РАН, 2002;
Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996-2001 годы (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики, 2001, №12;
Белоусов Р. Первые шаги российской экономики в новом столетии // Экономист, 2001, №10;
Социально-экономическое положение России 2002. М.: Госкомстат России, 2002;
Официальное социально-экономическое положение России 2003. М.: Госкомстат России 2003
Рисунок 3. Отношение денежного дохода к прожиточному минимуму в 2002-2010 годах
При анализе изменений жизненного уровня населения важно принимать во внимание соотношение между базовой частью потребительского бюджета - обязательными затратами и платежами, которая может быть выражена величиной прожиточного минимума, и остальной частью располагаемого дохода домашних хозяйств. Изменение этого индикатора в перспективе представлено в табл.7.
Таблица 7 - Прогноз размеров условно-свободной части среднедушевого денежного дохода домохозяйств в целом по России в 2002-2010 годах
Годы | Среднедушевой денежный доход, рублей в месяц | Прожиточный минимум, рублей в месяц | Условно-свободная часть дохода, рублей в месяц | В% к доходу |
Пессимистический вариант | ||||
2002 | 3887 | 1808 | 2079 | 53,5 |
2001 | 4702,5 | 2079,2 | 2623,3 | 55,8 |
2004 | 5501,6 | 2307,9 | 3193,7 | 58 |
2005 | 6332,2 | 2520,2 | 3812 | 60,2 |
2006 | 7261 | 2747 | 4514 | 62 |
2007 | 8288,5 | 2972,3 | 5316,2 | 64 |
2008 | 9443,9 | 3210,1 | 6233,8 | 66 |
2009 | 10731 | 3450,9 | 7280 | 67,8 |
2010 | 12171 | 3692,5 | 8477,6 | 69,6 |
Оптимистический вариант | ||||
2002 | 3887 | 1808 | 2079 | 53,5 |
2003 | 4777,3 | 2057,5 | 2719,8 | 56,9 |
2004 | 56342 | 2242,7 | 3391,5 | 60,2 |
2005 | 65655 | 2410,9 | 4154,6 | 63,3 |
2006 | 7650,5 | 2584,5 | 5066 | 66,2 |
2007 | 8897,8 | 2757,7 | 6140,1 | 69 |
2008 | 10348 | 2934,2 | 7413,5 | 71,6 |
2009 | 12055 | 3116,1 | 8939,1 | 74,2 |
2010 | 14082 | 3303,1 | 10779 | 76,5 |
Как следует из данных табл.7, в случае реализации первого сценария условно-свободная часть потребительского бюджета превысит половину душевого дохода уже в начале периода, а к концу 2010 года он составит почти 70% среднедушевого денежного дохода населения. При втором варианте развития событий предполагаются несколько более динамичные темпы роста условно-свободной части, показатель 1997 года (самый высокий за прошедшее десятилетие) будет преодолен к середине прогнозируемого периода, к концу же периода условно-свободными останутся свыше 3/4 денежных доходов населения.
На основании приведенных данных можно констатировать, что при повышении темпов экономического роста в долгосрочной перспективе, как динамика соотношения среднедушевого дохода и прожиточного минимума, так и увеличение условно-свободной части потребительского бюджета дают серьезные основания предполагать значительное повышение покупательной способности доходов и потребительского спроса домашних хозяйств, а также размеров сбережений населения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2003 года № 483 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2003 года" Госкомстат России произвел оценку соотношения денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации составила 2137 рублей в месяц в расчете на душу населения, для трудоспособного населения - 2328 рублей, пенсионеров - 1629 рублей, детей - 2119 рублей. В целом, по сравнению с предыдущим кварталом, она возросла на 4%. При этом прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 4%, по группе непродовольственных товаров - 2% и услуг населению - 7%. Почти у четверти россиян среднедушевые денежные доходы не достигают прожиточного минимума.
На основе федерального обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого ежеквартально органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации с охватом 49,2 тыс. домашних хозяйств, Госкомстат России производит расчеты численности малоимущего населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (табл.8).
Таблица 8 - Величина прожиточного минимума во II квартале 2003 года, рублей в месяц, в расчете на душу населения
| Все население | В том числе по основным социально-демографическим группам населения | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Величина прожиточного минимума | 2137 | 2328 | 1629 | 2119 |
стоимость потребительской корзины | 2018 | 2120 | 1629 | 2119 |
продуктов питания | 981 | 1002 | 850 | 1048 |
непродовольственных товаров | 443 | 444 | 383 | 498 |
услуг | 594 | 674 | 396 | 573 |
расходы по обязательным платежам и сборам | 119 | 208 | - | - |
В последние годы она постепенно сокращается с выраженными колебаниями по кварталам года (в связи со значительными выплатами в конце финансового года и низкими доходами в начале нового). Наибольшая абсолютная и относительная численность малоимущего населения зафиксирована в начале 1999 года, когда последствия финансово-экономического кризиса были усилены сезонным фактором и доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума превысила уровень начала периода экономических реформ. В первом полугодии 2003 года численность малоимущих россиян составила 35 миллионов человек или 24,6% от общей численности населения против, соответственно, 41,5 миллиона человек и 29,0% за тот же период 2002 года. При этом, если средний размер назначенных пенсий близок к уровню прожиточного минимума пенсионеров, то величина других социальных гарантий и трансфертов остается на порядок ниже и все больше сокращается относительно прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы - 450 рублей в месяц - составляет лишь 19,3% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, минимальный размер стипендии студентам государственных и муниципальных ВУЗов - 200 рублей в месяц - 8,6%, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет - 70 рублей в месяц - 3,3% прожиточного минимума детей.
Рисунок 4 - Динамика абсолютной и относительной численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, по кварталам, 1992-2003 (до 2000 года величина прожиточного минимума рассчитывалась на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 года, начиная с 2000 года - на основе методики, утвержденной постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года № 36/34; для 1998-2000 годов Госкомстат производил расчет по обеим методикам)
С 2000 года наметилась тенденция сокращения доли доходов, используемых населением на покупку товаров и оплату услуг (73% в прошлом году против 78-79%% в 1998-1999 годах) и роста доходов, направляемых на сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости и оплату обязательных платежей и взносов. В первом полугодии 2003 года эта тенденция сохранилась: так, во II квартале на покупку товаров и оплату услуг было потрачено 68,7% совокупных доходов населения. Кроме того, в I квартале отмечался также заметный рост доли доходов, затраченных на покупку валюты (рис.3). Замедление темпов инфляции в начале текущего года, по сравнению с предыдущим, способствовало увеличению организованных сбережений населения. Доля денежных доходов, направляемых на сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам и приобретение недвижимости, снижалась в 1994-1998 годах (с 6,5% до 2,4-2,5%).
После заметного сокращения в III квартале 1998 года, доля доходов, направляемых на сбережения, вновь стала возрастать - с 5,3% в 1999 году до 10,4% в 2002 году.
В I квартале 2003 года на эти цели было использовано 12,5% совокупных доходов населения, во II квартале - 11,6% (рис.5). На покупку валюты тратилась значительная часть денежных доходов населения до кризиса 1998 года.
Особенно много средств ушло на эти цели в предшествовавшем кризису 1997 году - 21,2%. В сентябре 1998 года эта доля резко сократилась - до 8,1% - и в целом за год составила лишь 12%.
К 2002 году доля доходов, использованных на покупку валюты, постепенно сократилась до 5,5%. Однако в первые месяцы 2003 года расходы на покупку валюты возросли, что в определенной степени было связано с отменой с 1 января 2003 года налога на покупку иностранной валюты, а также относительно стабильной динамикой курса рубля по отношению к доллару США. В I квартале 2003 года на покупку валюты было использовано 8,3% совокупных доходов населения, во II квартале - 6,3%.
Вопреки ожиданиям после валютно-финансового кризиса 1998 года наблюдается рост как числа счетов вкладов, так и средний размер вкладов. Только число рублевых счетов вкладчиков
Сбербанка России увеличилось с 225 миллионов в 1997-1998 годах до 245 миллионов на середину 2003 года. При этом средний размер вклада увеличился с 512 до 2552 рублей.
Рисунок 5 - Использование денежных доходов населением России на сбережения (во вкладах, ценных бумагах, изменение кредитной задолженности, приобретение недвижимости), покупку валюты и изменение суммы наличных денег на руках, по месяцам 1998-2003,%
В абсолютном выражении сумма вкладов физических лиц в кредитных организациях постоянно увеличивается, но реально они, как известно, дважды существенно обесценивались - в 1992 и 1998 годах - и только летом 2003 года превысили уровень, сложившийся к августу 1998 года. Если тогда остатки вкладов в среднем на душу населения составляли около 1100 рублей, в том числе в учреждениях Сбербанка России 840 рублей, что составляло примерно 185 и 140 долларов США, то на начало июля 2003 года - соответственно, 5811 и 4343 рублей, или чуть более 190 и 140 долларов США. Вместе с ростом числа и объема вкладов населения возобновилась тенденция снижения роли Сбербанка России и возрастания привлекательности других кредитных организаций для сбережений физических (Рис.6). На 1 июля 2003 года доля Сбербанка России в общем объеме вкладов физических лиц в кредитных организациях на рублевых счетах составила 74,7% против 80,7% на ту же дату 2002 года (соответственно, 84,7% и 90,5% в 2001 и 2000 году).
Рисунок 6 - Доля учреждений Сбербанка России в остатках вкладов физических лиц в кредитных организациях (в%) и остатки вкладов в учреждениях Сбербанка России на рублевых счетах (в пересчете на душу населения в долларах США по официальному курсу), в 1993-2003.
В 2002 году численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Российской Федерации, составила 38,6 миллиона человек, или 26,8% от общей численности населения. Средняя пенсия составляет менее трети от средней зарплаты и находится ниже прожиточного минимума. По предварительным данным Госкомстата РФ, средний размер назначенных месячных пенсий в июле 2003 года составил 1611 рублей. По сравнению с июлем 2002 года он увеличился в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) - на 5,6%, а по отношению к предыдущему месяцу уменьшился на 0,6%.
Тенденция роста, сформировавшаяся в конце 1999 года, с осени 2001 года стала замедляться. Однако это не помешало тому, что во втором полугодии 2002 года средний размер назначенных пенсий наконец-то превысил величину прожиточного минимума пенсионеров, а в реальном выражении - достиг уровня августа 1998 года (рис.7). Однако в первом полугодии 2003 года средний размер назначенных пенсий вновь опустился ниже уровня прожиточного минимума (96% и 99%). Средняя назначенная пенсия снова составила менее трети от средней заработной платы.
Рисунок 7 - Средний размер назначенной пенсии в реальном выражении (декабрь 1994 года=100) и отношение пенсии среднего размера к прожиточному минимума пенсионера, по месяцам 1995-2003 годов.
Источник: Госкомстат России. Социально-экономическое положение России, январь-июль 2003 года; Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации. М., (август) 2003, www.gks.ru.
Численность населения России за январь-июль 2003 года уменьшилась на 506,2 тысячи человек, или на 0,3%, и составила к 1 августа 144,5 миллиона человек. Эту информацию распространил Госкомстат РФ, отмечая, что это оценочные данные с учетом предварительных итогов переписи населения.
Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли россиян, которая в январе-июле 2003 года составила 531,2 тысячи человек. В то же время она уменьшилась по сравнению с 7 месяцами 2002 года на 30 тысяч человек. Госкомстат отмечает, что в условиях уменьшения миграционного прироста численные потери населения были им компенсированы лишь на 4,7%. За январь-июль 2003 года в России родились 873,1 тысячи детей (за тот же период 2002 года - 811,3 тысячи), умерли 1404,3 тысячи человек (1372,5 тысячи). Таким образом, по сравнению с январем-июлем 2002 года в России увеличилась как рождаемость, так и смертность, при этом рождаемость росла более высокими темпами (7,6% прироста против 2,3%). В России продолжается процесс сокращения населения, однако пик этого процесса уже прошел. Об этом заявил в Санкт-Петербурге министр труда и социальной защиты РФ Александр Починок в ходе пленарного заседания форума "Северное измерение". По его словам, еще около 15 лет население России будет постепенно сокращаться, а затем произойдет стабилизация, и будет наблюдаться постепенный рост. Александр Починок также отметил, что, согласно итогам Всероссийской переписи, в России сейчас проживает на 2 миллиона человек больше тех данных, которые представлял Госкомстат РФ. Кроме того, людей на территории России существенно больше, так как в переписи не учитывалось число нелегальных мигрантов. В настоящее время, по словам министра, в России проживает около 144 миллионов россиян. Министр сообщил, что доля титульной нации в России пока еще остается достаточно высокой. По его словам, этот показатель в России гораздо выше, чем в других странах. Запрет поздних абортов по социальным показаниям в России не повлияет на рождаемость, заявила заместитель министра здравоохранения Ольга Шарапова на круглом столе "Станет ли в России меньше абортов?", прошедшем в Москве. Единственная цель этого законопроекта, отметила Шарапова, - избавиться от материнской смертности. Как было отмечено, доля запрещаемых абортов - всего два процента. Поэтому никаких особых изменений заметить не удастся. В то же время, Шарапова признала, что у Минздрава "нет данных из частных клиник, а там в основном, поздние аборты и делаются". Для компенсации запрета, как заявил на встрече главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков, необходимо развивать систему социального обеспечения женщин, усиливать программы по распространению контрацептивов и так далее. В течение 4-5 лет в России ожидается двукратное увеличение зарплат и пенсий, а также снижение в два раза количества бедных. Об этом на заседании европейских членов Международной организации работодателей заявил глава Минтруда России Александр Починок. "Проводимые реформы в социальной сфере, рост производства, увеличение производительности труда, наблюдаемые в России в последнее время, позволяют с оптимизмом говорить о том, что в ближайшие 4-5 лет в два раза увеличатся зарплата и пенсии, сократится количество россиян, живущих за чертой бедности", - сказал Александр Починок. Он также выразил уверенность о реальном удвоении ВВП к 2010 году. При этом министр уточнил, что в ближайшую пятилетку средняя зарплата по России составит 10600 рублей. Починок сообщил, что темпы роста ВВП в последние месяцы в России составили 7,1 процента, производительность труда впервые опередила рост производства. Кроме того, глава Минтруда указал, что сейчас в России отмечается самый низкий уровень безработицы - около 6 миллионов человек. На учете в центрах занятости стоит 1800 тысяч граждан, или 2 процента населения. При этом Починок пояснил, что реально показатели безработицы в стране значительно ниже. "Многие граждане не обращаются в центры занятости, а трудятся в теневой экономике", - сказал он. Министр также отметил, что "… с 2007 года перед Россией встанет другая проблема - нехватки квалифицированных рабочих кадров и наша задача состоит в том, чтобы перераспределить трудовые ресурсы для обеспечения растущих потребностей производства". (РИА "Новости", 11 сентября 2003 г).
В настоящее время в России могут находиться от 1,5 до 15 миллионов незаконных мигрантов. Такие цифры привел заместитель начальника Главного управления кадров МВД России генерал-майор внутренней службы Владимир Попков на пресс-конференции, посвященной проблемам незаконной миграции в Россию. По его словам, в настоящее время сложно установить точное число незаконных мигрантов, находящихся в нашей стране.
При этом он отметил, ссылаясь на данные специалистов, что ежегодно в Российской Федерации "оседает" около 3,5 миллиона нелегальных переселенцев.
Владимир Попков привел данные экспертов, согласно которым к 2010 году число нелегально проживающих в России лиц может возрасти до 19 миллионов. Он пояснил, что в число нелегальных мигрантов в основном входят бывшие студенты, граждане Афганистана, Ирака; люди, работающие по контрактам, срок которых в настоящее время уже истек, транзитные мигранты и другие лица. Попков добавил, что наличие большого количества незаконных мигрантов оказывает давление не только на рынок труда и социальную сферу России, но и является источником роста преступлений и правонарушений. При этом он добавил, что за прошедшие 10 лет количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось почти в три раза.
С другой стороны и это необходимо, на наш взгляд, отметить, что примитивный национализм и оголтелый квазипатриотизм - также плохие для нас союзники в деле создания необходимых социальных условий для обеспечения потребной жизнедеятельности населения и трудящихся масс России. Решение этих проблем представляет собой известные трудности и не может быть осуществлено только путем использования силовых методов, которые представляют собой составную часть комплексной социальной политики в стране и не могут претендовать на единственный и глобальный метод решения накопившихся социальных проблем.
Как отмечает известный в России социолог А.Г. Здравомыслов: "…подавляющее количество россиян не хотели раньше и сейчас не особенно стремятся осваивать новые формы социальной активности, включаться в созданные сверху социальные структуры (в том числе партии, профсоюзы) и не очень готовы выстраивать их работу сами" [38]. В результате этого множество социальных возможностей оказались невостребованными и недоразвитыми из-за отсутствия энергии социального участия в решении интегрированных социальных проблем. Как говорится, электорат, избравший себе власть достоин ее не меньше, чем и она его.
Довольно распространено следующее убеждение, проявляющееся в разговорах о гражданском обществе, о протестующих обманутых вкладчиках, различных других социальных проблемах. Суть которых состоит в том, что власть якобы обязана реагировать, отвечать на социальные вызовы населения. Предполагается при этом, что фригидная власть - это плохо, а реагирующая, отвечающая и идущая навстречу требованиям народных масс - вроде бы лучше. Но если власть является непременным участником той или иной проблемной ситуации, то именно ее действиями должна определяться позитивная динамика, от нее то и зависят все позитивные тенденции.
Одновременно с этим само наличие протестной активности и даже просто протестных настроений (например, забастовка шахтеров на Урале на шахте "Красная шапочка") является основанием для вывода о неспособности власти проводить сколько-нибудь эффективную социальную политику. Кроме того, если реакция властей не распознается как "должная", "правильная" и "адекватная", она оказывается основанием не просто для критики, но для ее делегитимизации. Такая логика оценок свойственна и обычным людям, и экспертам, что понятно: если не сбываются ожидания, происходит девальвация представлений о должном и справедливом и подтверждаются самые худшие "диагнозы". Второй парадокс в представлениях выглядит примерно так: если власть не реагирует на протесты, то она "глуха к народным требованиям" или же "тоталитарна"; если же она реагирует на них, то это всегда получается "не так", и она демонстрирует тем самым свою слабость и несостоятельность.
Протестная активность как признак отсутствия "гражданского общества". Довольно распространено неявное противопоставление гражданских инициатив, гражданского общества, с одной стороны, и социальной мобилизации и протестной активности как одной из ее форм - с другой. Очень часто в рассуждениях о протестной активности присутствует особая интерпретационная рамка: это не есть "чистое" социальное действие и гражданская активность. Это способ политических разборок, манипуляции социальными массами; подобные формы активности нужны лишь для пущей весомости одному из политических игроков, сумевшему вовремя "оседлать" протест. Еще одна интерпретация: это вынужденный и спонтанный ответ. А чрезвычайные формы протеста, зачастую оказывающиеся неправовыми - спонтанная реакция людей в ситуации глухоты власти, не способной к диалогу. Безусловно, более симпатичными кажутся институты гражданского общества, однако их развитость в нашей стране принято считать проблематичной не только из-за отсутствия организованной социальной активности и инициативы, но и из-за неумения, нежелания и неготовности власти к социальному диалогу [4]. Парадоксальность обозначенных представлений заключается в том, что считается: протестной активности "нет вовсе", либо, если она есть, то "стихийная", а потому - бессубъектная и, следовательно социально незначимая.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 239.