а) дневной динамики работоспособности
В течение учебного дня легкие уроки чередуются с трудными, естественно-математические предметы – с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня в расписании первыми уроками стоят предметы средней сложности, на втором и третьем – тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры (используют для поддержания работоспособности школьников) стоят обычно в расписании четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-шестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не ставят на первые или последние уроки.
б) недельной динамики работоспособности
Характерные изменения претерпевает работоспособность учащихся в течение учебной недели. В понедельник она невелика (фаза врабатывания). В первые дни недели работоспособность снижается к концу рабочего дня и восстанавливается к утру следующего дня. Поэтому во вторник и среду отмечается наиболее высокий уровень работоспособности. Четверг – переломный день, начинается падение работоспособности, в субботу она наиболее низкая. Необходимо отметить, что на фоне положительных эмоций в ожидании приятного, интересного отдыха у части учащихся наблюдается эффект «конечного порыва» и работоспособность в субботу несколько повышается.
В течение недели учебная нагрузка также распределяется в соответствии с закономерностями динамики работоспособности.
Для этого рекомендована шкала трудности предметов:
Предмет | Количество баллов |
Математика | 11 |
Иностранный язык | 10 |
Физика, химия, астрономия | 9 |
История | 8 |
Русский (белорусский) язык и литература | 7 |
Естествознание, география | 6 |
Физкультура | 5 |
Спецподготовка, труд | 4 |
Черчение | 3 |
Рисование | 2 |
Пение | 1 |
При изучении школьного расписания было установлено, что максимальное количество баллов за день по всем предметам приходится на вторник и среду. Понедельник остается днем относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) сделан облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. Суббота является наиболее легким днем.
в) чередования предметов по сложности, разгрузочных предметов
Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. По степени трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки – математика, физика, химия, иностранный язык; уроки средней тяжести – история, биология, русский язык и литература, география; легкие уроки – труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.
При составлении расписания занятий полностью учтено вышеизложенное положение. Поэтому уроки математики, физики и химии никогда не стоят в числе первых в расписании школы. Тяжелые уроки перемежаются по степени трудности с уроками более легкими. Физкультура всегда стоит 4 – 5 уроком в расписании.
Выводы
Проведя гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного процесса в школе, можно с уверенностью сказать, что расписание занятий полностью соответствует физиолого-гигиеническим требованиям. Процесс обучения построен в соответствии с гигиеническими нормативами и требованиями Министерства здравоохранения республики Беларусь.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 273.