Развитие ребенка на первом году жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие ребенка на первом году жизни

Мес

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

1 2 3 4 5 6

1

A3 Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой •           АС Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач •           ДО Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе •           РА При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки •           Э Первая улыбка при общении со взрослым •          

2

РН Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны   •         A3 АС Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы   •         ДО Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову   •         РА Крик интонационно выразительный. Начальное гуление   •         Э Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым   •        

3

РН Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги     •       A3 Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете     •       ДО ДР Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча     •       РА Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление     •       Э Комплекс «оживления»     •      

4

РН Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус       •     A3 АС Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку       •     ДО ДР Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку       •     РА Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос       •     СП Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде       •    

5

РН Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного         •   ДО Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук         •   ДР Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот         •   РА Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.         •   СП Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха         •  

6

A3 Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки           • додр При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку           • РА Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги           • н Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки           • эсп По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.           •

 

Meс

Ведущие
линии развития


Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

7 8 9 10 11 12

7

до Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки          
ДР Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку          
РП РА На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет          
Н Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый          
СП Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес          

8

A3 Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии          
ДО Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает          
РП РА Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет          
Н Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их          
СП И Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.          

9

до ДР Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку          
РП По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов          
РА Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы          
Н Спокойно относится к высаживанию на горшок          
СП Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами          

10

до Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы          
ДР По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания          
РП По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки          
РА Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя          
СП Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми          

11

до Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры          
ДР Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком          
РП Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела          
РА Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова          
СП Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных          

12

до Первые самостоятельные шаги без поддержки          
ДР Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку          
РП Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке          
РА Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения          
СР Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики          

Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

1 год 1 год 3 мес 1 год 6 мес 1 год 9 мес 2 года 2 год 6 мес

1

Год 3 мес

РП Быстро расширяется запас понимаемых слов   •         РА Увеличивается словарный запас   •         СР Различает предметы по величине с разницей в 3 см   •         И Повторяет ранее видимые действия в игре   •         Д Много ходит, приседает, может пятиться   •         н Может самостоятельно есть ложкой густую пишу   •        

Год

6

Мес

РП Обобщает предметы по существенным признакам     •       РА Использует более сложные слова при общении     •       СР Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.     •       И Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых     •       Д Перешагивает препятствия приставным шагом     •       н Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу     •      

Год 9 мес

РП Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы       •     РА Обозначает действия двумя словами, использует глаголы       •     СР Ориентируется в размерах с разницей 3 см       •     И Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота       •     Д Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см       •     н Частично надевает простые вещи с помощью взрослого       •    

Года

РП Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого         •   РА Употребляет в речи прилагательные и местоимения         •   СР Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов         •   И Выполняет ряд простых логических последовательных действий         •   Д Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом         •   н Частично самостоятельно одевается         •  

Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

 

 

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

2 года 2 года 6 мес 3 года 4 года

Года 6 мес

РА Г В речи использует сложные предложения с придаточными   •     РА В Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»   •     СРФ Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм   •     СРЦ Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый   •     И Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.   •     кд Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их   •     ИД Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует   •     НО Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки   •     нк Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть   •     д Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом   •    

3

Года

РА Г В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения     •   РА В Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»     •   СРФ Правильно и но назначению использует предметы в игре     •   СРЦ Правильно показывает и называет основные цвета     •   И Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.     •   кд Усложняются используемые в игре сюжетные постройки     •   ид Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина     •   но Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого     •   нк При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком     •   д Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом     •  

Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

 

 

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

3 года 4 года 5 лет

Года

Моторное развитие

Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами   •   Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди   •   Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола   •   По сигналу может задержать дыхание   •   Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить липни   •   Любит лазать   •   Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии   •  

Сенсорное развитие

Знает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку   •   Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте   •   Правильно ориентируется в пространстве, знает "около", «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы   •  

Умственное развитие

Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток   •   Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?»   •   Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин   •   Речь правильная, грамматически оформленная   •  

Игровая деятельность

Появляется сюжстио-ролевая игра с двумя-тремя детьми   •   Продолжительность игры от 10 до 40 минут   •   Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом   •   Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик»   •  

Поведение

Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству   •   Соблюдает элементарные правила поведения в обществе   •   Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета   •  

Навыки

Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки   •   Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой   •   Самостоятельно умывается и вытирается   •  

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

4 года 5 лет 6 лет

Лет

Моторное развитие

Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге   •   Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе   •   Умсетходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты   •   Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см   •   Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его   •   Четко координирует движения пальцев при конструировании   •   Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные липни   •  

Сенсорное развитие

Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки   •   Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке   •   Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника   •  

Умственное развитие

Считает до пяти, сравнивает небольшие количества   •   Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.   •   В рассказе может выделить причинно-следственные отношения   •   Речь фразовая, с хорошим произношением   •  

Игровая деятельность

Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры   •   Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми   •   В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции   •   Продолжительность игры 40-50 минут   •  

Поведение

Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания   •   Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим   •   Умеет подчинять своп желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений   •  

Навыки

Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода   •   Умеет поддерживать чистоту п порядок в комнате   •   Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки   •  

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

5 лет 6 лет 7 лет

Лет

Моторное развитие

Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны   •   Увлеченно прыгаете разбега к высоту и длину   •   Размахивается при метании предмета   •   Ловит мяч одной рукой   •   Может ходить боком по скамейке   •   Умеет прыгать на месте, чередуя ноги   •   Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы   •  

Сенсорное развитие

Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно   •   Определяет н называет новые геометрические формы — ромб и овал   •   Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовым, серый   •  

Умственное развитие

Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении па равные части   •   Последовательно называет дни недели, времена года   •   Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятии   •   Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная   •  

Игровая деятельность

Проявляет устойчивый интерес к игре   •   Есть любимые игры и роли   •   Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность   •   В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей   •  

Поведение

Согласует свою деятельность с другими людьми   S   Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения   •   Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети   •  

Навыки

Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами   •   Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду   •   Свободно пользуется ножницами   •  

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

6 лет 7 лет 8 лет

Лет

Моторное развитие

Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге   •   Может выполнять ритмические движения в указанном темпе   •   Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном нелоси педе   •   Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис   •   Хороню умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью   •   Вдевает нитку в иголку, принижает пуговицы   •   Может пользоваться пилон и молотком   •  

Сенсорное развитие

Правильно называет простые и сложные геометрические формы   •   Правильно указывает основные различия геометрических форм   •   При рисовании правильно использует не только цвета, по их оттенки   •  

Умственное развитие

Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание   •   Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует   •   Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено   •   Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги   •  

Игровая деятельность

Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры   •   В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность   т   Игра может продолжаться в течение нескольких дней   т   Отдает предпочтение групповым играм   т  

Поведение

Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки   т   Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей   т   Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам   т  

Навыки

Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами   т   Способен критически анализировать черты характера   т   Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком   •  

Развитие ребенка на первом году жизни

Мес

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

1 2 3 4 5 6

1

A3 Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой •           АС Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач •           ДО Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе •           РА При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки •           Э Первая улыбка при общении со взрослым •          

2

РН Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны   •         A3 АС Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы   •         ДО Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову   •         РА Крик интонационно выразительный. Начальное гуление   •         Э Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым   •        

3

РН Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги     •       A3 Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете     •       ДО ДР Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча     •       РА Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление     •       Э Комплекс «оживления»     •      

4

РН Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус       •     A3 АС Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку       •     ДО ДР Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку       •     РА Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос       •     СП Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде       •    

5

РН Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного         •   ДО Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук         •   ДР Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот         •   РА Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.         •   СП Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха         •  

6

A3 Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки           • додр При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку           • РА Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги           • н Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки           • эсп По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.           •

 

Meс

Ведущие
линии развития


Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

7 8 9 10 11 12

7

до Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки          
ДР Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку          
РП РА На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет          
Н Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый          
СП Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес          

8

A3 Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии          
ДО Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает          
РП РА Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет          
Н Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их          
СП И Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.          

9

до ДР Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку          
РП По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов          
РА Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы          
Н Спокойно относится к высаживанию на горшок          
СП Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами          

10

до Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы          
ДР По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания          
РП По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки          
РА Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя          
СП Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми          

11

до Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры          
ДР Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком          
РП Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела          
РА Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова          
СП Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных          

12

до Первые самостоятельные шаги без поддержки          
ДР Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку          
РП Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке          
РА Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения          
СР Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики          

Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.