Развитие ребенка на первом году жизни
Мес
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка в месяцах
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1
| A3
| Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
| •
| | | | | |
АС
| Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
| •
| | | | | |
ДО
| Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
| •
| | | | | |
РА
| При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
| •
| | | | | |
Э
| Первая улыбка при общении со взрослым
| •
| | | | | |
2
| РН
| Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны
| | •
| | | | |
A3 АС
| Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
| | •
| | | | |
ДО
| Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову
| | •
| | | | |
РА
| Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
| | •
| | | | |
Э
| Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
| | •
| | | | |
3
| РН
| Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
| | | •
| | | |
A3
| Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
| | | •
| | | |
ДО
ДР
| Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
| | | •
| | | |
РА
| Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
| | | •
| | | |
Э
| Комплекс «оживления»
| | | •
| | | |
4
| РН
| Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус
| | | | •
| | |
A3 АС
| Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
| | | | •
| | |
ДО ДР
| Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
| | | | •
| | |
РА
| Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос
| | | | •
| | |
СП
| Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
| | | | •
| | |
5
| РН
| Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
| | | | | •
| |
ДО
| Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
| | | | | •
| |
ДР
| Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот
| | | | | •
| |
РА
| Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.
| | | | | •
| |
СП
| Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
| | | | | •
| |
6
| A3
| Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки
| | | | | | •
|
додр
| При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку
| | | | | | •
|
РА
| Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
| | | | | | •
|
н
| Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
| | | | | | •
|
эсп
| По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.
| | | | | | •
|
Meс
| Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка в месяцах
|
7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
7
| до
| Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
| •
| | | | | |
ДР
| Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
| •
| | | | | |
РП РА
| На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет
| •
| | | | | |
Н
| Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
| •
| | | | | |
СП
| Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
| •
| | | | | |
8
| A3
| Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
| | •
| | | | |
ДО
| Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
| | •
| | | | |
РП
РА
| Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
| | •
| | | | |
Н
| Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
| | •
| | | | |
СП И
| Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
| | •
| | | | |
9
| до
ДР
| Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
| | | •
| | | |
РП
| По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов
| | | •
| | | |
РА
| Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы
| | | •
| | | |
Н
| Спокойно относится к высаживанию на горшок
| | | •
| | | |
СП
| Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
| | | •
| | | |
10
| до
| Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
| | | | •
| | |
ДР
| По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
| | | | •
| | |
РП
| По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
| | | | •
| | |
РА
| Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
| | | | •
| | |
СП
| Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
| | | | •
| | |
11
| до
| Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
| | | | | •
| |
ДР
| Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
| | | | | •
| |
РП
| Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
| | | | | •
| |
РА
| Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова
| | | | | •
| |
СП
| Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных
| | | | | •
| |
12
| до
| Первые самостоятельные шаги без поддержки
| | | | | | •
|
ДР
| Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
| | | | | | •
|
РП
| Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
| | | | | | •
|
РА
| Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
| | | | | | •
|
СР
| Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики
| | | | | | •
|
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.
Возраст
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка
| 1 год
| 1 год 3 мес
| 1 год 6 мес
| 1 год 9 мес
| 2 года
| 2 год 6 мес
|
1
Год 3 мес
| РП
| Быстро расширяется запас понимаемых слов
| | •
| | | | |
РА
| Увеличивается словарный запас
| | •
| | | | |
СР
| Различает предметы по величине с разницей в 3 см
| | •
| | | | |
И
| Повторяет ранее видимые действия в игре
| | •
| | | | |
Д
| Много ходит, приседает, может пятиться
| | •
| | | | |
н
| Может самостоятельно есть ложкой густую пишу
| | •
| | | | |
Год
6
Мес
| РП
| Обобщает предметы по существенным признакам
| | | •
| | | |
РА
| Использует более сложные слова при общении
| | | •
| | | |
СР
| Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.
| | | •
| | | |
И
| Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых
| | | •
| | | |
Д
| Перешагивает препятствия приставным шагом
| | | •
| | | |
н
| Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу
| | | •
| | | |
Год 9 мес
| РП
| Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы
| | | | •
| | |
РА
| Обозначает действия двумя словами, использует глаголы
| | | | •
| | |
СР
| Ориентируется в размерах с разницей 3 см
| | | | •
| | |
И
| Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота
| | | | •
| | |
Д
| Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см
| | | | •
| | |
н
| Частично надевает простые вещи с помощью взрослого
| | | | •
| | |
Года
| РП
| Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого
| | | | | •
| |
РА
| Употребляет в речи прилагательные и местоимения
| | | | | •
| |
СР
| Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов
| | | | | •
| |
И
| Выполняет ряд простых логических последовательных действий
| | | | | •
| |
Д
| Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом
| | | | | •
| |
н
| Частично самостоятельно одевается
| | | | | •
| |
Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Возраст
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка
| 2 года
| 2 года 6 мес
| 3 года
| 4 года
|
Года 6 мес
| РА Г
| В речи использует сложные предложения с придаточными
| | •
| | |
РА В
| Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»
| | •
| | |
СРФ
| Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм
| | •
| | |
СРЦ
| Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый
| | •
| | |
И
| Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.
| | •
| | |
кд
| Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их
| | •
| | |
ИД
| Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует
| | •
| | |
НО
| Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки
| | •
| | |
нк
| Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
| | •
| | |
д
| Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом
| | •
| | |
3
Года
| РА Г
| В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
| | | •
| |
РА В
| Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»
| | | •
| |
СРФ
| Правильно и но назначению использует предметы в игре
| | | •
| |
СРЦ
| Правильно показывает и называет основные цвета
| | | •
| |
И
| Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.
| | | •
| |
кд
| Усложняются используемые в игре сюжетные постройки
| | | •
| |
ид
| Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина
| | | •
| |
но
| Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого
| | | •
| |
нк
| При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком
| | | •
| |
д
| Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом
| | | •
| |
Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Возраст
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка
| 3 года
| 4 года
| 5 лет
|
Года
| Моторное развитие
| Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами
| | •
| |
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди
| | •
| |
Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола
| | •
| |
По сигналу может задержать дыхание
| | •
| |
Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить липни
| | •
| |
Любит лазать
| | •
| |
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии
| | •
| |
Сенсорное развитие
| Знает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку
| | •
| |
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте
| | •
| |
Правильно ориентируется в пространстве, знает "около", «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы
| | •
| |
Умственное развитие
| Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток
| | •
| |
Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?»
| | •
| |
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин
| | •
| |
Речь правильная, грамматически оформленная
| | •
| |
Игровая деятельность
| Появляется сюжстио-ролевая игра с двумя-тремя детьми
| | •
| |
Продолжительность игры от 10 до 40 минут
| | •
| |
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом
| | •
| |
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик»
| | •
| |
Поведение
| Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству
| | •
| |
Соблюдает элементарные правила поведения в обществе
| | •
| |
Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета
| | •
| |
Навыки
| Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки
| | •
| |
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой
| | •
| |
Самостоятельно умывается и вытирается
| | •
| |
Возраст
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка
| 4 года
| 5 лет
| 6 лет
|
Лет
| Моторное развитие
| Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге
| | •
| |
Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе
| | •
| |
Умсетходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты
| | •
| |
Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см
| | •
| |
Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его
| | •
| |
Четко координирует движения пальцев при конструировании
| | •
| |
Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные липни
| | •
| |
Сенсорное развитие
| Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки
| | •
| |
Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке
| | •
| |
Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника
| | •
| |
Умственное развитие
| Считает до пяти, сравнивает небольшие количества
| | •
| |
Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.
| | •
| |
В рассказе может выделить причинно-следственные отношения
| | •
| |
Речь фразовая, с хорошим произношением
| | •
| |
Игровая деятельность
| Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры
| | •
| |
Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми
| | •
| |
В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции
| | •
| |
Продолжительность игры 40-50 минут
| | •
| |
Поведение
| Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания
| | •
| |
Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим
| | •
| |
Умеет подчинять своп желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений
| | •
| |
Навыки
| Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода
| | •
| |
Умеет поддерживать чистоту п порядок в комнате
| | •
| |
Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки
| | •
| |
Возраст
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка
| 5 лет
| 6 лет
| 7 лет
|
Лет
| Моторное развитие
| Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны
| | •
| |
Увлеченно прыгаете разбега к высоту и длину
| | •
| |
Размахивается при метании предмета
| | •
| |
Ловит мяч одной рукой
| | •
| |
Может ходить боком по скамейке
| | •
| |
Умеет прыгать на месте, чередуя ноги
| | •
| |
Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы
| | •
| |
Сенсорное развитие
| Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно
| | •
| |
Определяет н называет новые геометрические формы — ромб и овал
| | •
| |
Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовым, серый
| | •
| |
Умственное развитие
| Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении па равные части
| | •
| |
Последовательно называет дни недели, времена года
| | •
| |
Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятии
| | •
| |
Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная
| | •
| |
Игровая деятельность
| Проявляет устойчивый интерес к игре
| | •
| |
Есть любимые игры и роли
| | •
| |
Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность
| | •
| |
В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей
| | •
| |
Поведение
| Согласует свою деятельность с другими людьми
| | S
| |
Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения
| | •
| |
Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети
| | •
| |
Навыки
| Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами
| | •
| |
Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду
| | •
| |
Свободно пользуется ножницами
| | •
| |
Возраст
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка
| 6 лет
| 7 лет
| 8 лет
|
Лет
| Моторное развитие
| Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге
| | •
| |
Может выполнять ритмические движения в указанном темпе
| | •
| |
Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном нелоси педе
| | •
| |
Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис
| | •
| |
Хороню умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью
| | •
| |
Вдевает нитку в иголку, принижает пуговицы
| | •
| |
Может пользоваться пилон и молотком
| | •
| |
Сенсорное развитие
| Правильно называет простые и сложные геометрические формы
| | •
| |
Правильно указывает основные различия геометрических форм
| | •
| |
При рисовании правильно использует не только цвета, по их оттенки
| | •
| |
Умственное развитие
| Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание
| | •
| |
Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует
| | •
| |
Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено
| | •
| |
Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги
| | •
| |
Игровая деятельность
| Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры
| | •
| |
В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность
| | т
| |
Игра может продолжаться в течение нескольких дней
| | т
| |
Отдает предпочтение групповым играм
| | т
| |
Поведение
| Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки
| | т
| |
Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей
| | т
| |
Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам
| | т
| |
Навыки
| Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами
| | т
| |
Способен критически анализировать черты характера
| | т
| |
Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком
| | •
| |
Развитие ребенка на первом году жизни
Мес
Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка в месяцах
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1
| A3
| Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
| •
| | | | | |
АС
| Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
| •
| | | | | |
ДО
| Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
| •
| | | | | |
РА
| При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
| •
| | | | | |
Э
| Первая улыбка при общении со взрослым
| •
| | | | | |
2
| РН
| Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны
| | •
| | | | |
A3 АС
| Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
| | •
| | | | |
ДО
| Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову
| | •
| | | | |
РА
| Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
| | •
| | | | |
Э
| Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
| | •
| | | | |
3
| РН
| Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
| | | •
| | | |
A3
| Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
| | | •
| | | |
ДО
ДР
| Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
| | | •
| | | |
РА
| Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
| | | •
| | | |
Э
| Комплекс «оживления»
| | | •
| | | |
4
| РН
| Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус
| | | | •
| | |
A3 АС
| Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
| | | | •
| | |
ДО ДР
| Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
| | | | •
| | |
РА
| Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос
| | | | •
| | |
СП
| Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
| | | | •
| | |
5
| РН
| Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
| | | | | •
| |
ДО
| Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
| | | | | •
| |
ДР
| Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот
| | | | | •
| |
РА
| Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.
| | | | | •
| |
СП
| Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
| | | | | •
| |
6
| A3
| Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки
| | | | | | •
|
додр
| При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку
| | | | | | •
|
РА
| Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
| | | | | | •
|
н
| Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
| | | | | | •
|
эсп
| По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.
| | | | | | •
|
Meс
| Ведущие линии развития
|
Показатели развития
|
Возраст ребенка в месяцах
|
7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
7
| до
| Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
| •
| | | | | |
ДР
| Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
| •
| | | | | |
РП РА
| На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет
| •
| | | | | |
Н
| Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
| •
| | | | | |
СП
| Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
| •
| | | | | |
8
| A3
| Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
| | •
| | | | |
ДО
| Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
| | •
| | | | |
РП
РА
| Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
| | •
| | | | |
Н
| Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
| | •
| | | | |
СП И
| Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
| | •
| | | | |
9
| до
ДР
| Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
| | | •
| | | |
РП
| По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов
| | | •
| | | |
РА
| Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы
| | | •
| | | |
Н
| Спокойно относится к высаживанию на горшок
| | | •
| | | |
СП
| Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
| | | •
| | | |
10
| до
| Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
| | | | •
| | |
ДР
| По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
| | | | •
| | |
РП
| По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
| | | | •
| | |
РА
| Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
| | | | •
| | |
СП
| Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
| | | | •
| | |
11
| до
| Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
| | | | | •
| |
ДР
| Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
| | | | | •
| |
РП
| Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
| | | | | •
| |
РА
| Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова
| | | | | •
| |
СП
| Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных
| | | | | •
| |
12
| до
| Первые самостоятельные шаги без поддержки
| | | | | | •
|
ДР
| Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
| | | | | | •
|
РП
| Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
| | | | | | •
|
РА
| Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
| | | | | | •
|
СР
| Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики
| | | | | | •
|
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.