Точки - члены группы; линии - каналы коммуникации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из негативных проявлений групповой формы организации является групповщина, складывающаяся преимущественно на основе тесных отношений между членами группы, при условии, что в целом неверно поставлено управление группой и неверно организовано её функционирование в организации. Групповщина проявляется в том, что группа замыкается в самой себе, слабо и неверно реагирует на внешние сигналы, отрицает критику и т.п. Сила и конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляются в виде так называемого общественного влияния на человека. Человек может сопротивляться давлению группы, следовать групповым нормам и правилам, а может уступить группе - подчиниться, т.е. выступать конформистом. [11] Заметное влияние на степень конформизма в поведении человека оказывают следующие факторы:

· Характер решаемых задач. Если задачи чётко не определены, то они заставляют человека, решающего их, больше поддаваться влиянию группы

· Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека

· Численность группы

· Близость руководства и частота контактов с ним.

Нельзя допустить, чтобы мнения членов рабочей группы, имеющих более высокий статус, доминировали в ней. Человек, проработавший на фирму или организацию непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и лучший опыт в отношении какого-либо проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве данной фирмы. Чтобы группа могла эффективно принимать решения и решать задачи, возложенные на нее, достигать поставленные перед ней цели, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу и объективно взвешивать идеи.

Исследования Э. Мэйо и Ч. Бернардо акцентировали внимание на человеческом социальном факторе в организации. Американские исследователи указывают на существенную роль лидера в организации (Ч. Бернардо). Эта роль состоит в овладении социальными силами в организации, в управлении её неформальными компонентами, формировании ценностей и норм. Эмпирическое изучение лидерства началось довольно давно - первые шаги в этом направлении были сделаны А. Бине и Л. Терменом [29]

Существует ряд этапов формирования малой группы:

1. Появление номинальной группы;

2. Перерастание в ассоциативную группу;

3. Перерастание в кооперативную группу;

4. Перерастание в корпоративную группу;

5. Становление коллектива.

Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшее высокого, а, по мнению отдельных авторов - наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических характеристик. [30]

Прежде всего, коллектив - это объединение людей во имя достижения определённой, социально одобряемой цели. Наиболее развёрнутая концепция развития коллектива принадлежит А.В. Петровскому. Она представляет группу, состоящую из трёх страт (слоёв). Каждый из них характеризуется определённым принципом, по которому строятся отношения между членами группы. В первом слоё реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. [10]

Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно - их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются.

В типологии Л.И. Уманского континуум групп имеет не только нулевую точку (момент создания группы), но и отрезок "отрицательной протяженности", соответствующий группам антисоциального характера. С его точки зрения, это не обязательно фиксированные антиобщественные группы (например, шайки преступников, группы тунеядцев), но своеобразные модификации социально-позитивных групп, "угроза" для последних переродиться в социально-негативные образования. В предложенной типологии обозначены условия, при которых это может произойти (т.е. группа может уклониться от пути развития к коллективу): к этому ведут дезинтегративные процессы, возникновение особого группового эгоизма и т.д. Вторая координата в типологии Л.И. Уманского предназначена для определения меры влияния группы на личность. В целом типология приобретает такой вид:

 

Коллектив Группа-автономия Группа-кооперация Зона положительного влияния группы на личность
Зона отрицательного влияния группы на личность Дезинтеграция Интраэгоизм "Антиколлектив"

 

Л.И. Уманский говорит о нескольких уровнях развития группы как коллектива, где "крайняя верхняя точка континуума - коллектив, крайняя нижняя - группа - конгломерат":

1) Группа-конгломерат - группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время. Коммуникации и другие взаимодействия в такой группе поверхностны и ситуативны.

2) Номинальная группа - группа личностей, названных общим именем. Такая номинализация группы, присвоение ей общего имени имеет не только официальный характер, но и ей приписываются определенные цели, виды деятельности, условия отношения к другим группам, режим работы и т.д. Примером может послужить только что созданная организация, фирма. Каждый сотрудник в ней получает определенный статус - руководитель, секретарь, курьер. Таким образом, выстраиваются направления коммуникаций и их опосредованность статусами субъектов коммуникаций.

3) Группа - ассоциация - это начальное объединение членов группы. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы. На нем, можно сказать, происходит апробирование структуры группы, ее целей и условий существования. Начинают складываться межличностные отношения.

4) Группа-кооперация - это объединение людей в одно и то же время, на одном и том же поле труда, по отношению к одному и тому же объекту труда. Такая группа отличается реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят прежде всего сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении задачи в том или ином виде деятельности. Главное в такой группе - достижение цели, которая формируется на уровне высшего руководства. Поэтому в таком случае можно говорить о директивном управлении, складывании авторитарного стиля лидерства и, следовательно, преобладании вертикальных и нисходящих коммуникаций.

5) Группа-коллектив - это объединение людей, демонстрирующее высокое внутренне единство по всем подструктурам и общим качествам. Члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа", "Мы", в отличие от "Они"). Основа здесь - не достижение конкретной деловой цели, а "чтобы группе было хорошо". Происходит интеграция сознания личности в групповое сознание

В иностранных и современных отечественных источниках встречается понятие "команда", которое совпадает по значению с понятием "коллектив" Уманского.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трёх "китах": статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной контакт.

Группа дифференцируется внутри на несколько слоёв: звёзды - лидеры (самый высокий положительный социальный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный социальный статус), изолированные (нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус)

Силу всякого коллектива составляет его сплочённость. Во многом сплочённость коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий пять:

1. Притирка;

2. "Конфликтная";

3. Стадия экспериментирования;

4. Появляется опыт успешного решения проблем;

5. Внутри коллектива формируются прочные связи.

Важные условия для формирования социальных групп внутри организации, в общем, заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают над решением общих проблем или ради достижения общих целей. Существуют и другие факторы, которые усиливают тенденцию к формированию социальных групп внутри организации. Наиболее важными представляются следующие: общее отождествление вне рамок организации, сходный образ мышления, символы и эмблемы, лидерство.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 153.