Важным вопросом анализа хозяйственной деятельности является изучение и оценка распределения и использования доходов и прибыли. Распределение доходов и прибыли производится в соответствии с Законом Российской Федерации о налогах и сборах, другими нормативными документами и уставом предприятия. По установленным ставкам из прибыли производится начисление налога в доход государственного бюджета. Предприятия платят также из прибыли налог на недвижимость и осуществляет другие налоговые платежи, установленные законодательством. За счет валового дохода производится взимание налога на добавленную стоимость, акцизов и некоторых других обязательных платежей. Ряд налогов (налоги на землю, топливо, экологический, чрезвычайный и др.) отражаются на издержках обращения. Предприятия по установленным ставкам уплачивают налоги от полученных доходов (прибыли) от казино, от эксплуатация игровых автоматов с денежным выигрышем, от биржевой и брокерской деятельности, от продажи товаров и другого имущества на аукционах, от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг.
Действующая налоговая система должна давать предприятию четкую ориентацию на те направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя. Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную функцию, но и функции управления, регулирования, стимулирования. Тяжесть налогового бремени принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых предприятием налогов и других обязательных платежей к выручке от реализации продукции, товаров и прочих активов. Рекомендации о снижении налогов законными способами содержатся в многочисленных публикациях по этому вопросу. Большинство из них достаточно аргументированы и представляют большой практический интерес. Это использование части доходов и прибыли на цели, льготируемые при их налогообложении. Самое главное в распределении и использовании доходов и прибыли - это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Хозяйственная практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных критериев распределения и использования прибыли. При ее распределении субъект хозяйствования должен руководствоваться только действующим законодательством, своим уставом и собственными интересами.
Анализ налогообложения обычно начинают с изучения правильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности их уплаты и выявления возможностей оптимизации. В частности, выявляют случаи и причины занижения и сокрытия доходов и прибыли, других объектов налогообложения, определяют экономические санкции, потери и убытки для предприятия за счет этого, виновников выявленных нарушений, принимают меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины и другой экономической работы.
Расчет налоговой базы для налога на прибыль за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав.
- выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации покупных товаров;
- выручка от реализации основных средств;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
- расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав.
- расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- расходы, понесенные при реализации покупных товаров;
- расходы, связанные с реализацией основных средств;
- расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4.Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
5. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
7. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.
Далее переходят к анализу и оценке, выполнения плана и динамики налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов налогов и других обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения по сравнению с планом и прошлыми годами. Результаты анализа оформляются составлением специальной таблицы. В ней налоги и другие обязательные платежи группируются по источникам формирования:
1) относимые на издержки обращения;
2) уплачиваемые за счет валового дохода;
3) взимаемые из прибыли;
4) начисляемые за счет других источников.
Особое внимание уделяется анализу оптимальности налогообложения. Как известно, налоги являются не только источником пополнения государственного и местных бюджетов, но и действенным регулятором экономических отношений государства с юридическими и физическими лицами. Через систему ставок, льгот и скидок налоги воздействуют на хозяйственную (предпринимательскую) деятельность предприятий и других экономических подразделений. В связи с этим необходимо изучить темпы изменения сумм налогов и других обязательных платежей в увязке с анализом темпов роста(снижения) основных показателей хозяйственной, финансовой и другой деятельности предприятия (товарооборота, производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных активов, доходов, прибыли, рентабельности и др.). Опережающие темпы роста налогов по сравнению с темпами развития показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия свидетельствуют о неоптимальности налогообложения и хозяйствования, а иногда и о фискальной политике государства.
Важным вопросом является изучение влияния факторов на выполнение плана и динамику налогов.
Так, налог на прибыль зависит от изменения:
1) балансовой прибыли;
2) прибыли от дивидендов и приравненных к ним доходов;
3) налога на недвижимость;
4) льготируемой прибыли;
5) ставки налога на прибыль.
При анализе принято определять и изучать чистую прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль рассчитывается вычитанием из балансовой прибыли платежей из прибыли в бюджет и во внебюджетные фонды. Из чистой прибыли могут уплачиваться штрафные санкции за нарушение действующей системы налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также производятся другие платежи, предусмотренные нормативными документами. Следовательно, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется вычитанием из чистой прибыли указанных выше платежей.
Остающаяся в распоряжении торгового предприятия прибыль расходуется на формирование резервного фонда, других резервов, фондов накопления и потребления и может использоваться на другие нужды предприятия. Средства специальных фондов и резервов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Так, фонд накопления используется на развитие производства и торговли, техническое перевооружение и реконструкцию предприятия, совершенствование торгово-производственных и других технологических процессов. Фонд потребления расходуется на социальное развитие и социальную защищенность коллектива предприятия (на повышение квалификации и общеобразовательного уровня работников, улучшение условий труда, охраны здоровья работающих, социально-культурных и жилищно-бытовых условий и т. п.).
В процессе анализа изучают целесообразность и экономическую эффективность распределения и использования чистой прибыли по отдельным направлениям. Так, по прибыли, предназначенной для финансирования капитальных вложений, изучают, нет ли случаев распыления средств по многим объектам строительства, определяют эффективность и окупаемость капитальных вложений. Эффективность капитальных вложений рассчитывают отношением годовой суммы прибыли, полученной от ввода объектов строительства в эксплуатацию, к затратам на капитальное строительство. Срок окупаемости капитальных вложений определяют отношением затрат на возведение магазинов, другой торговой сети к полученной ими годовой сумме прибыли. При изучении использования прибыли на формирование фонда накопления выясняют, как эффективно расходуются средства этого фонда, как развивается и совершенствуется материально-техническая база торгового предприятия. Оценивая эффективность использования прибыли на создание фонда потребления, следует определить, как улучшаются условия труда и быта работников предприятия, их материальный и культурный уровень.
Для оценки эффективности использования средств специальных фондов и резервов исчисляют показатели стимулирования:
1) торговой деятельности (отношением розничного товарооборота к сумме израсходованных средств резервов и фондов);
2) трудовой деятельности (отношением производительности труда к сумме использованных фондов специального назначения и резервов);
3) финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия (отношением прибыли к израсходованным средствам специальных фондов и резервов).
Их обычно изучают сопоставлением фактических показателей за отчетный год с данными плана и ряда прошлых периодов. Для углубленной оценки стимулирующего воздействия использования средств специальных фондов и резервов на хозяйственную и другую деятельность предприятия рассчитывают обобщающий (интегральный) показатель эффективности их использования. Он обычно определяется путем извлечения корня третьей степени из значений показателей эффективности использования торговой, трудовой и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Интегральный показатель эффективности использования средств специальных фондов и резервов оценивают по темпам его изменения по сравнению с планом и в динамике.
Заключение.
В настоящее время, когда важнейшей задачей экономической политики большинства государств мира является привлечение инвестиций, особую актуальность приобретает вопрос формирования благоприятного климата для ведения бизнеса в России.
Одно из важнейших составляющих такого климата по праву считается режим налогообложения и налогового контроля в стране, та правовая среда, которая сложилась в национальной экономике в сфере взаимопониманий налогоплательщиков и контролирующих органов государства, распределения полномочий между ними.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и многое другое, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям.
Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях.
Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению справедливого (с точки зрения государства и предпринимателей) порядка определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета вмененного дохода, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.
Анализ практики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимость доработки федерального законодательства и обязанность приведения региональных нормативно-правовых актов в соответствие с федеральными. Вместе с тем субъекты РФ должны быть наделены правом изменить ставку этого налога и устанавливать льготы. Субъекты розничной торговли являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов. Розничная торговля является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.
Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.
В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием, а также своевременно уплатить налоги.
Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых для определения величины налоговых платежей.
Экономическая сущность налогов применяемых в розничной торговле характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Список используемой литературы:
1.Налоговый кодекс Российской Федерации - 2007г.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» - 2007г.
3. ПБУ - 2007г.
4. План счетов - 2008г.
5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств -2005г.
6.Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение - 2003г.
7. Ефимов О.В. Анализ финансовой отчетности – 2004г.
8. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле – 2003г.
9. Козлова Е. П. бухгалтерский учет – 2005г.
10. Перов А.В. Налоги и налогообложение – 2005г.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.