Значения, задачи и информационное обеспечения анализа розничного товарооборота.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий тор­говли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих, хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного по­требления. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необ­ходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяет­ся спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товаро­оборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных това­ров, активно воздействует на формирование разумных потребностей, эсте­тических вкусов людей, их благосостояние.

Исходя из изложенного, основные задачи анализа розничного това­рооборота могут быть сведены к следующим:

1) проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовле­творения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долго­срочных нормативов, по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития предприятий рознич­ной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптималь­ности планов;

2) изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; ком­плексная оценка торговой деятельности предприятия;

3) выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей эффективности исполь­зования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

4) разработка оптимальных стратегических и тактических управлен­ческих решений по развитию розничного товарооборота, торговой дея­тельности предприятия.

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической от­четности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегиче­ских прогнозов экономического и социального развития внеучетные ис­точники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм или информация непосредственно считывается о дисплеев и других технических средств. Фактический объем розничной реализации товаров в продажных це­нах справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная). В «Отчете о това­рообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реали­зации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем от­четная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) перио­ды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного пи­тания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собст­венного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

«Отчет по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация о продаже товаров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродо­вольственной групп товаров). Во втором разделе «Отчета по розничной торговле» содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерите­лях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе - о продаже населению и запасах строительных материа­лов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе.

В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и го­довой «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продук­ции», где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли со­ставляют квартальные и годовой «Отчеты о поступлении, продаже и ос­татках товаров», в которых приводится информация о поступлении, роз­ничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров. Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация продукции (работ и услуг)», данных статистического и оперативного учета развития товаро­оборота и движения товаров. Особо следует выделить нормативно-правовые источники информа­ции, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним отно­сятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государствен­ных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нор­мы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т. п.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.