Современное законодательное регулирование положения акционерных обществ в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На правовое регулирование положения АО направлен целый комплекс разноотраслевых нормативных актов. Центральное место среди них занимает Гражданский кодекс РФ, который выделяет АО среди иных видов юридических лиц, и в частности коммерческих организаций. Наряду с ГК РФ, при правовом регулировании создания, деятельности, реорганизации и ликвидации АО применяются иные кодифицированные нормативные акты, в том числе АПК РФ, НК РФ, ГПК РФ и др.

Основной специальный законодательный акт, который направлен на регулирование правового положения акционерных обществ – Федеральный Закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Как уже указывалось в работе, в 2001 году в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, затронувшие более половины статей Закона "Об акционерных обществах". В настоящее время действует редакция от 31 октября 2002 года.

Следует отметить, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Так, например, особенности создания кредитных организаций урегулированы Законом "О банках и банковской деятельности", создание инвестиционных фондов Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Также отдельно необходимо отметить особенности правового регулирования АО при приватизации. Последние установлены Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Наряду с законодательными актами, правовое положение АО регулируется Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ, то есть подзаконными нормативными актами. В частности можно выделить:

- Положение о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") (утв. постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 44)[8].

А также постановление Правительства РФ:

- Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций"[9];

- Постановление Правительства РФ от 7 августа 1997 г. N 989 "О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями" (с изм. и доп. от 17 апреля 1998 г.)[10] и мн. др.

Отдельно необходимо выделить ведомственные акты, которые принимаются во множестве Министерствами и Ведомствами. Важно акцентировать внимание, что такие акты могут приниматься только во исполнение действующего законодательства, должны быть зарегистрированы в Минюсте РФ, и, конечно же, не должны противоречить действующему законодательству.

В качестве пример, можно привести:

- Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 июля 2002 г. №28/пс "Об утверждении требований к размеру собственных средств акционерного инвестиционного фонда"[5];

- Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. №421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения"[6].

В настоящее время действуют Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ от 3 июля 2002 г. N 25/пс. Стандарты эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ от 30 апреля 2002 г. N 16/пс.

В целом необходимо констатировать, что ведомственные акты, и в первую очередь акты ФКЦБ играют большую роль в регулировании правового положения АО.

Нормотворчеством актов направленных на регулирование правового положения АО может заниматься только РФ, что вытекает из ст. 71 Конституции РФ. Субъекты же РФ могут принимать инициативу только в распоряжении и управлении АО, акции которых им принадлежат.

 



СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАО

Учреждение ЗАО

В соответствии с действующим законодательством, общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования) [2, абз.1 ст.8].

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). То есть субъектный состав учредителей может составлять как учредительное собрание, состоящее из нескольких лиц, так и одно лицо. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Законодатель четко ограничивает субъектов, которые могут выступать учредителями АО. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. При этом государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами, состав участников такого общества не имеет значения (например, наличие иностранного капитала). Возможность участия государственных органов в учреждение АО разъясняется в Письме Госкомимущества РФ от 9 января 1997 г. N АР-19/74 "Об участии комитетов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации в учреждении хозяйственных обществ". Исключение, когда государственные и муниципальные органы могут участвовать в учреждении АО составляют только случаи учреждения комитетами по управлению государственным имуществом акционерных обществ в процессе приватизации в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации.

Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти [2, п.2 ст.10]. Кроме того, ЗАО не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Ключевым вопросом в создании ЗАО, на практике, является определение момента создания ЗАО, а также определение момента возникновения правоспособности. В абз.2 ст.8 Закона закреплено, что общество считается созданным с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Однако необходимо учитывать, что правоспособность общества в полном объеме возникает не просто с момента государственной регистрации. Дополнительным и необходимым условием выступает необходимость оплаты 50% акций общества распределенных среди его учредителей [2, абз.2 п.3 ст.2]. Учредители общества обязаны оплатить не менее половины уставного капитала закрытого акционерного общества в течение трех месяцев с момента его государственной регистрации, а оставшуюся часть - в течение года с момента регистрации общества, если договором о создании общества не предусмотрен меньший срок [2, п. 1 ст. 34]. Статьей 26 Закона определен минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

До момента государственной регистрации закрытого акционерного общества в качестве юридического лица его учредители выступают в гражданско-правовых и иных отношениях каждый от своего имени, но для достижения общей цели - создания акционерного общества.

Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества, т.к. такой заключаемый учредителями договор о создании ЗАО является договором о совместной деятельности по учреждению общества.

Важно акцентировать внимание на том, что в связи с вступлением в особые правоотношения ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием общества, законодателем признается солидарной, но при условии, что данные обязательства возникли до государственной регистрации акционерного общества. Если, например, кто-либо из учредителей закрытого акционерного общества после государственной регистрации общества в качестве юридического лица на свой риск примет на себя обязательство в интересах общества, то другие учредители уже не могут быть привлечены к солидарной ответственности по этому обязательству на основании п. 3 ст. 10 Закона. Образец Учредительного договора в Приложении 1.

Устав общества

В соответствии с п.1 Закона, устав общества является учредительным документом общества. Это основной правовой документ, определяющий порядок организации и осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Это своего рода конституция общества, определяющая всю его суть, тем более что, требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами [2, п.2 ст.11]. Главное предназначение устава - юридическая индивидуализация соответствующего закрытого акционерного общества в качестве субъекта права, самостоятельного и конкретно определенного участника гражданского оборота. Устав является единственным учредительным документом ЗАО. Законодатель не предусматривает никаких других учредительных документов общества. К слову сказать, Российское акционерное законодательство начала 90-х годов предусматривало, что учредительными документами являются - заявка на регистрацию (заявка), протокол учредительного собрания (кроме случая, когда один учредитель), устав общества (п.14 Положения об акционерных обществах). Устав ЗАО – документ, который должен отвечать определенным законодательным требованиям, содержать обязательную для него информацию об обществе.

Устав разрабатывается на основании и в соответствии с положениями законодательства РФ, регулирующего гражданские правоотношения в хозяйственно-правовой сфере деятельности субъектов таких отношений, в частности, положений ГК РФ и федеральных законов, определяющих порядок создания (учреждения), функционирования и ликвидации (реорганизации) хозяйственного общества в форме акционерного общества.

Устав ЗАО должен содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное фирменные наименования общества;

- место нахождения общества;

- тип общества (закрытое);

- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

- размер уставного капитала общества;

- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

- сведения о филиалах и представительствах общества;

- иные положения, предусмотренные Законом и иными федеральными законами.

Вышеназванные положения должны быть включены в устав в обязательном порядке. В случае отсутствия в Уставе значимой, обязательной информации, в регистрации общества может быть отказано, вплоть до внесения необходимых изменений и дополнений. Наряду с обязательной информацией, устав может содержать и иные сведения, носящие значимый характер для АО. Единственное ограничение – данная информация не должна противоречить действующему законодательству РФ. Для разработки устава желательно привлекать только соответствующих специалистов.

По общему правилу внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров. В соответствии с п.4 ст.49 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение об утверждении устава в новой редакции (подп.1 п.1 ст. 48 Закона) должно приниматься общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об акционерных обществах" регистрация устава общества в новой редакции осуществляется в порядке, предусмотренном ст.13 этого Закона. При обращении с заявлением о регистрации устава общества в новой редакции заявитель должен приложить к заявлению решение общего собрания акционеров, принятое в установленном порядке. Орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, обязан проверять соответствие представленных документов требованиям законодательства и в случае несоответствия их указанным требованиям вправе отказать в регистрации.

Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества [2, п.5 ст.12].

ЗАО вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал (за счет увеличения номинальной стоимости акций либо выпуска дополнительных акций) или уменьшить (за счет уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества). Однако следует отметить, что уменьшение уставного капитала общества не разрешается, если в результате такого уменьшения его размер станет ниже стократной суммы МРОТ [3, стр. 129]

 

Акции АО

Акция - ценная бумага, которая свидетельствует о внесении определенного пая в капитал акционерного общества и дает, в силу этого, право ее владельцу на получение доли прибыли акционерного общества в форме дивидендов, а так же право голоса на общем собрании акционеров и на часть имущества, оставшегося после ликвидации АО [14, с.38].

Акции выпускаются (эмитируются) акционерным обществом для увеличения уставного капитала, - данное решение принимается самими участниками (акционерами) в лице общего собрания акционеров. Выпуск и обращение акций регулируются ГК РФ, ФЗ от 26.12.96г «Об акционерных обществах», ФЗ от 22.04.96г «О рынке ценных бумаг» и другими нормативными актами, принятыми в порядке установленном данными законами.

Условие эмиссии акции, в том числе их количество, форма выпуска, а также права, которые будут иметь владельцы этих акций, фиксируются в уставе общества и специальном документе - проспекте эмиссии акций. Проспект эмиссии акций в обязательном порядке регистрируется в Министерстве финансов РФ. При регистрации акциям данного выпуска присваивается определенный регистрационный номер по Государственному реестру ценных бумаг РФ.[13]

Акции являются бессрочным документом. Срок их обращения ограничен только сроком существования общества, выпустившего их.

Учредители вправе выпустить привилегированные акции, которые дают право их владельцу на получение фиксированного дивиденда - заранее определенного ежегодно выплачиваемого дивиденда в процентах к номинальной стоимости привилегированной акции. Если суммы прибыли не хватает для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, то используется для этой цели резервный фонд АО. Привилегированная акция не дает право голоса на общем собрании акционеров. Иногда под привилегированными понимаются акции, дающие право их держателям на несколько голосов или на место в Совете директоров. Перечень тех или иных привилегий устанавливается в уставе общества и в проспекте эмиссии этих акций [14, с. 38].

Акции могут быть предъявительскими и именными. Использовать все права, вытекающие из права собственности предъявительскими акциями, может любое лицо, предъявляющее акции. В этом случае конкретный владелец акции нигде не фиксируется. Движение же именной акции отмечается в строгом порядке в специальном документе - реестре акционеров АО. Использовать права, вытекающие из владения именной акцией, может только лицо, внесенное в реестр, или его полномочный представитель.

В соответствии с действующим законодательством РФ акционерное общество может выпускать только именные акции. Поэтому для юридического оформления вступления в права, которые следуют из владения акциями, все акционеры должны быть зарегистрированы в реестре акционеров общества.

ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Органы управления ЗАО

Акционерное общество считается одной из наиболее сложных организационно-правовых форм юридических лиц, для обеспечения деятельности которых требуется хорошо продуманная и слаженная система органов управления и контроля. Современное акционерное законодательство предусматривает трехуровневую систему органов управления ЗАО: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (органы) общества.

 

Общее собрание акционеров

Одним из самых важных вопросов акционерного права на всех этапах его существования был вопрос об эффективном внутрифирменном управлении. Отечественный акционерный закон 1995 года в значительной степени придерживался американской модели управления компаниями (с точки зрения распределения полномочий), где ведущая роль отводилась советам директоров, менеджерам. А вот в части построения органов управления закон оставался в рамках "классической" немецкой конструкции, предусматривающей трехзвенную структуру управления обществом, что привело к формированию своеобразной "смешанной" системы.

Вопрос формирования адекватной правовой базы корпоративного управления, несомненно, один из самых актуальных. Применение в первоначальной редакции Закона адаптированных элементов, относящихся к разным моделям управления в АО, предопределило необходимость установления оптимального соотношения между ними и, как следствие, существенную корректировку закона в этой части.

Основные принципы построения системы управления акционерным обществом остались неизменными и после принятия новой редакции акционерного закона. Структура управления по-прежнему трехзвенная. Она включает в себя общее собрание акционеров - высший орган управления; совет директоров (наблюдательный совет) - постоянно действующий орган акционеров, а также исполнительный орган (органы) общества. Последний осуществляет руководство текущей деятельностью общества и решает вопросы, не отнесенные к компетенции волеобразующих органов общества.

Закон содержит достаточно серьезные изменения, касающиеся всех трех звеньев управления обществом, которые требуют самого пристального внимания и серьезного анализа. Можно отметить, что основные изменения произошли по двум направлениям - таким как перераспределение и уточнение компетенции органов и более детальное регулирование процедурных вопросов (с акцентом усиления гарантий прав акционеров на участие в управлении обществом).

В соответствии с п.1 ст.47 Закона высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно в обязательном порядке. Вопросы, касающиеся изменения компетенции общего собрания и совета директоров принципиально важны. Тем более, что эти нормы вступили в силу не с 1 января 2002 года, как все прочие, а гораздо раньше - со дня опубликования закона от 7 августа 2001 года.

Глобальных изменений новый закон не внес, но компетенция общего собрания по ряду моментов уточнена и расширена:

- п. 6 п. 1 ст. 48 закона в его новой редакции относит принятие решений об увеличении уставного капитала общества только к компетенции общего собрания акционеров;

- право утверждения внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества (в исключение из общего правила об утверждении внутренних документов советом директоров) относится сейчас к компетенции общего собрания акционеров. Это в известной степени перераспределило полномочия волеобразующих органов общества в сфере влияния на деятельность менеджмента;

- общее собрание акционеров не решает отныне вопросов об определении формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам;

- удален из вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников, вопрос принятия решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции. Указанное изменение нельзя отнести к числу перераспределяющих полномочия общего собрания и совета директоров, так как в соответствии с новой редакцией ст. 7 Закона преимущественное право акционера закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, закреплено императивно и не зависит от записи в уставе.

Изменен правовой статус акционеров-владельцев привилегированных акций: возможность наделения их правом голоса на общем собрании на основании положений устава исключена. С момента вступления в силу новой редакции закона такое право может быть предоставлено только законом. Указанное обстоятельство также можно отнести к изменениям, относящимся к общему собранию акционеров, поскольку в связи с этим в определенных случаях меняется порядок принятия решений общим собранием акционеров.

Вообще, вопросы, касающиеся процедуры созыва и проведения общего собрания акционеров; формирования повестки дня, списка лиц, имеющих право принимать участие в собрании; информации (материалов), подлежащих предоставлению и прочие вопросы, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, особо актуальны в преддверии проведения годовых общих собраний акционеров и требуют отдельного анализа и комментирования, поскольку изменения коснулись этих положений в значительной степени.

Пункт 7 ст. 49 закона в части определения условий, при которых акционер вправе обжаловать в суд решение общего собрания акционеров, изменений не претерпел: акционер может обжаловать решение общего собрания, если оно принято с нарушением требований закона, иных правовых актов, устава общества, при условии, что он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Однако эти положения существенно дополнены указанием на то, что подобное заявление должно быть подано в суд в течение 6-ти месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Это дополнение весьма существенно и позитивно, поскольку позволяет ограничить период неопределенности, который связан с возможностью обжалования решений общего собрания.

Решен в новой редакции Закона давно назревший вопрос об обществах с единственным акционером. В соответствии с п. 3 ст. 47 закона решения таким акционером принимаются единолично, оформляются письменно, т. е. на основании этой нормы единственный акционер должен оформить решение, а не протокол. Установлено при этом, что положения закона, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, в данном случае не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.